Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:02, реферат
Структура системы управления органами Госналогслужбы. Место автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог» в системе управления органами Госналог-службы.
Особенности создания и функционирования АИС «Налог», ее структура, характеристика отдельных составляющих.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ НФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ,
ОБРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ
В НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ
· Структура системы управления органами Госналогслужбы
· Место автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог» в системе управления органами Госналог-службы
· Особенности создания и функционирования АИС «Налог», ее структура, характеристика отдельных составляющих
8.1. ОСОБЕННОС
Процесс управления экономикой
любой страны связан с воздействием
государства на различные сферы
экономической жизни. Основными
целями государственного воздействия
являются: достижение устойчивого экономического
роста в стране, обеспечение стабильности
цен на товары и услуги, занятость
трудоспособного населения, обеспечение
высокого уровня жизни населения
и т.д. Эти цели взаимосвязаны
между собой и достичь их одновременно
практически невозможно. Достижение
сбалансированности в управлении экономикой
и есть основа экономической политики
государства. Одним из основных инструментов
государственного регулирования является
налоговая политика. Налоговая система
РФ представлена совокупностью налогов,
сборов, пошлин и других платежей, взимаемых
в установленном порядке с
плательщиков — юридических и
физических лиц на территории страны.
Все налоги, сборы, пошлины и другие
платежи поступают в бюджетную
систему России, т.е. формируют денежные
доходы государства. Государству собираемые
средства нужны для выполнения принятых
на себя социальной, оборонной, правоохранительной
и других функций. При существовании
СССР платежи государственных
· центральный республиканский (Российской Федерации) орган государственного управления — Государственную налоговую службу РФ;
· государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации;
· государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения);
· государственные налоговые инспекции районов в городах.
Государственная налоговая
служба Российской Федерации входит
в систему центральных органов
государственного управления Российской
Федерации и подчиняется
Основной задачей
Целью системы управления
налогообложением является оптимальное
и эффективное развитие экономики
посредством воздействия
Эффективное функционирование
налоговой системы возможно только
при использовании передовых
информационных технологий, базирующихся
на современной компьютерной технике.
С этой целью в органах налоговой
службы создается автоматизированная
информационная система, которая предназначена
для автоматизации функций всех
уровней налоговой службы по обеспечению
сбора налогов и других обязательных
платежей в бюджет и внебюджетные
фонды, проведению комплексного оперативного
анализа материалов по налогообложению,
обеспечению органов управления
и соответствующих уровней
Для создания автоматизированной информационной системы налоговой службы необходимо знать, какие функции свойственны каждому уровню и как осуществляется взаимодействие между этими уровнями. Система имеет иерархическую структуру, представленную на рис. 8.1.
Структура и состав системы
управления налогообложением России соответствуют
ее административно-
Первые уровни Государственной налоговой службы состоят из подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Непосредственное взаимодействие с объектами управления, т.е. налогоплательщиками (как юридическими лицами — предприятиями и организациями, так и физическими лицами — населением) осуществляет 3-й уровень. Как показано на рис. 8.1, низовым уровнем являются налоговые инспекции районов, городов без районного деления и городских районов. Они осуществляют следующие функции:
· контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
· учет плательщиков налогов и платежей в бюджет;
· обеспечение правильности исчисления налогов и платежей и контроль за своевременностью их поступления в бюджет;
· проверка достоверности и контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерской отчетности и расчетов, связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей в бюджет;
· взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными, финансовыми и кредитными органами в части контроля за правильностью реализации и исполнения законодательства;
· наложение финансовых санкций, предусмотренных законодательством за его нарушение, и обеспечение правильности их применения;
· составление, анализ и представление в районные и городские финансовые органы сведений о фактически поступивших суммах налогов и платежей в бюджет;
· составление, анализ и представление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности;
· ведение в установленном порядке делопроизводства и другие функции.
Для осуществления всех указанных функций в системе управления органами Госналогслужбы РФ создана автоматизированная информационная система «Налог».
Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог» представляет собой форму организационного управления органами госналогелужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом:
► Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.
► Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.
► Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.
► Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.
► Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.
► Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.
► Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.
► Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.
► Сокращение объема бумажного документооборота.
На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии. Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе — это совокупность методов, информационных
процессов и программно-технических
средств, объединенных в технологическую
цепочку, обеспечивающую сбор, обработку,
хранение, распространение и отображение
информации с целью снижения трудоемкости
процессов использования
Одной из приоритетных задач налоговой службы является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.
Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.
Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой (см. п. 8.2). Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления. В комплексе задач используются различные первичные документы и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.
Обеспечивающая часть
включает информационное, техническое,
программное и другие виды обеспечения,
характерные для любой
Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.
Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.
Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.
Автоматизированная