Создание подобной системы
связано с решением целого ряда проблем.
Это прежде всего информационное
объединение налоговых служб
сетями телекоммуникаций и обеспечение
возможности доступа к информационным
ресурсам каждой из них; разработка, создание
и ведение баз данных; оснащение
налоговых органов вычислительными
комплексами с развитой периферией;
разработка программных средств, обеспечивающих
решение функциональных задач системы.
В основе создания АИС «Налог» лежит
концепция жизненного цикла программных
систем. На первом этапе осуществляются
анализ предметной области и разработка
постановки задачи или комплекса задач.
Постановка задачи осуществляется при
непосредственном участии специалистов
налоговой службы, чьи функции подлежат
автоматизации. Сущность этого этапа состоит
в обследовании организационной и функциональной
структуры налогового органа и разработки
технического задания, для чего используются
методы информационного анализа, исследования
операций, теории сложных систем. На основе
технического задания разрабатывается
технический проект автоматизированной
системы. Целью данной стадии является
создание информационно-логических моделей
системы налогообложения. Важнейшей частью
создания технического проекта является
выбор программных средств и методов реализации
проекта. В качестве критериев выбора
можно назвать следующие: оптимальное
соответствие информационно-логической
модели налогового органа, выполнение
основных функций обработки, возможность
функционирования в различных операционных
средах, возможность создания информационного
интерфейса с другими средами и системами,
перспективы развития среды с учетом современных
тенденций в информационных технологиях
и ряд других. Для реализации отдельных
несложных задач могут быть использованы
электронные таблицы. Существенное место
в проекте занимают информационно-справочные
системы, такие, как законодательные и
нормативные акты по налогообложению,
базы данных по общеправовым вопросам,
базы данных по инструктивным и методическим
материалам и т.д. Без их использования
не обходится ни одно структурное подразделение
налоговых органов. К системам, поддерживающим
эти базы данных, можно отнести «Консультант», «Плюс»,
«Гарант», «Юсис» и другие подобные
системы. Важным шагом на этапе технического
проектирования является определение
состава и структуры профессиональных
баз данных, функциональный и информационный
состав которых зависит от функций конкретного
исполнителя. К ним можно отнести базы
исходных и отчетных данных по налоговым
поступлениям в различных разрезах, базы
данных документов внутреннего пользования
различного назначения, базы данных, содержащих
письма, предложения, ответы по налоговому
законодательству и т.д. Для создания таких
баз могут использоваться как методы индивидуального
проектирования, так и уже имеющиеся программные
средства. Следующим этапом является рабочее
проектирование. На этом этапе выполняются
работы по созданию необходимой документации,
структурированию и программированию
компонентов, определенных на предыдущем
этапе. Результатом рабочего проекта служит
комплекс АРМ специалистов
налоговых органов, комплекс баз данных
пользователей, комплекс технической
документации на систему. Средства, используемые
на этапе рабочего проектирования, включают
в себя всё многообразие программных продуктов
начиная от операционных систем до языков
программирования. По окончании рабочего
проектирования проводится внедрение
разработанного проекта. Внедрение осуществляется
по методике, содержащей перечень и последовательность
мероприятий, связанных с внедрением АИС, ожидаемые
результаты, критические точки отказов,
критические временные периоды.
В соответствии с методикой
внедрения подготавливаются исходные
данные для внедрения. Контрольный
пример отражает реальные информационные
совокупности и содержит всевозможные
варианты и сочетания информационных
условий каждой функциональной задачи
для выявления наибольшего числа
отказов. Особое внимание должно быть
уделено узким местам в технологическом
процессе обработки информации. По
результатам внедрения составляется
акт, в котором содержатся оценка
полученного результата и перечень
замечаний, подлежащих устранению. После
устранения недостатков составляется
протокол о приемке проекта и
процесс проектирования заканчивается.
В процессе эксплуатации системы
необходимо осуществлять сопровождение
проекта. Это связано с тем, что
проект по существу является прототипом
проектируемой системы, разрабатывается
специалистами по информатизации и
в дальнейшем может быть модернизирован
в зависимости от изменяющихся условий
функционирования системы налоговой
службы.
8.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ В ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
Каждому уровню налоговой
системы соответствует свой состав
функционального обеспечения. Так,
на втором уровне можно выделить следующие
основные функциональные подсистемы:
· подготовка типовых отчетных
форм;
· контрольная деятельность;
· методическая, ревизионная
и правовая деятельность;
· аналитическая деятельность
Государственной налоговой инспекции (ГНИ);
· внутриведомственные задачи.
Подсистема подготовки типовых
отчетных форм связана с формированием
сводных таблиц статистических показателей,
характеризующих типовые виды деятельности ГНИ регионального
уровня в части сбора различных видов
налоговых платежей и контроля за этим
процессом.
Контрольная деятельность прежде
всего предусматривает ведение
Государственного реестра предприятий
и физических лиц. Государственный
реестр предприятий содержит официальную
регистрационную информацию о предприятиях
(юридических лицах), а в реестре
физических лиц хранится информация
о налогоплательщиках, обязанных
представлять декларацию о доходах,
а также уплачивать отдельные
виды налогов с физических лиц. К
контрольной относится и деятельность
по документальной проверке предприятий.
Подсистема методической,
ревизионной и правовой деятельности
обеспечивает возможность работы с
законодательными актами, постановлениями,
указами и другими правительственными
документами, а также с нормативными
и методическими документами
Государственной налоговой службы РФ. В этой подсистеме
осуществляются сбор, обработка и анализ
информации, поступающей от территориальных
налоговых инспекций и касающейся правильности
применения налогового законодательства.
Аналитическая деятельность ГНИ включает
анализ динамики налоговых платежей всеми
категориями налогоплательщиков, прогнозирование
величины сбора отдельных видов налогов,
экономический и статистический анализ
хозяйственной деятельности предприятий
региона, определение предприятий, подлежащих
документальной проверке, анализ налогового
законодательства и выработка рекомендаций
по его усовершенствованию, анализ деятельности
территориальных налоговых инспекций
и др.
К внутриведомственным задачам
относятся задачи, обеспечивающие деятельность
аппарата ГНИ.
Для третьего уровня характерен
свой состав функциональных подсистем:
· регистрация предприятий;
· камеральная проверка;
· ведение лицевых карточек предприятий;
· анализ состояния предприятия;
^
· документальная проверка;
· ведение нормативно-правовой
документации;
· внутриведомственные задачи;
· обработка документов физических
лиц.
Подсистема регистрации предприятий связана
с функцией своевременного и полного учета
плательщиков налогов и платежей в бюджет.
Она содержит полную информацию по всем
налогоплательщикам как юридическим,
так и физическим лицам. При регистрации
или перерегистрации любого предприятия
все исходные данные о нем должны быть
зафиксированы и внесены в Госреестр.
Эти данные необходимы различным пользователям
— сотрудникам ГНИ. Налоговые
органы используют их как базовую информацию
по каждому налогоплательщику, поэтому
они должны быть занесены в компьютер
и применяться в других подсистемах, например,
в камеральной проверке или при ведении
лицевых карточек предприятий.
Подсистема камеральной
проверки связана с такими функциями,
как контроль за правильностью и своевременностью
представления плательщиками бухгалтерских
отчетов и налоговых расчетов, отчетов
и деклараций, исчислением и уплатой налогов
и других платежей в бюджет. Подсистема
необходима для автоматизации процедур,
связанных с приемкой бухгалтерской отчетности
предприятий, а также налоговых расчетов.
В задачи этой подсистемы входят проверка
расчетов, увязка форм отчетности и налоговых
расчетов, выдача рекомендаций для проведения
документальных проверок. Подсистема
имеет внутренние связи с другими подсистемами,
такими, как регистрация предприятий,
ведение лицевых карточек предприятий,
документальная проверка и т.д.
Подсистема ведения
лицевых карточек предприятий связана
с получением данных о поступлении налогов
в разрезе налогоплательщиков и видов
налогов, контролем за своевременностью
уплаты налогов в бюджет, начислением
пени, вычислением сальдо по расчетам,
выдачей любых справок о недоимках и переплатах
по предприятиям и т.д. Подсистема анализа
состояния предприятий взаимосвязана
с подсистемами регистрации предприятий,
а также камеральной и документальной
проверок, так как анализ проводится на
основании данных, полученных как при
регистрации предприятий, так и при камеральной
проверке. В результате анализа определяется
перечень предприятий, которые имеют нарушения
в порядке и сроках представления основных
документов, необходимых для получения
данных о налогах и других платежах в бюджет
и их оплате. На основании этого формируется
список предприятий, подлежащих документальной
проверке.
Подсистема документальной
проверки относится к контрольному
виду деятельности налоговых органов.
Она является одной из важнейших функциональных
подсистем, гак как обеспечивает выполнение
не только функций, которые свойственны
другим функциональным подсистемам АИС «Налог», но
имеет и свои дополнительные задачи, к
которым можно отнести контроль за правильностью
реализации и исполнения налогоплательщиками
законодательных и иных распорядительных
документов, выявление нарушений этого
законодательства, определение санкций
по фактам нарушений и т.д. Эта подсистема
связана практически со всеми другими
функциональными подсистемами АИС «Налог».
Подсистема ведения нормативно-правовой
документации обеспечивает возможность
работы с законодательными актами, постановлениями,
указами, распоряжениями и другими документами,
издаваемыми Правительством РФ, Государственной
налоговой службой и другими ведомствами.
На основе информации этой подсистемы
строится работа всех налоговых органов,
а соответственно и функционирование
остальных подсистем.
Подсистема внутриведомственных
задач включает в себя задачи, связанные
с делопроизводством, кадрами, бухгалтерским
учетом, материально-техническим снабжением
и другими видами деятельности налогового
органа как отдельной организационной
структуры.
Подсистему обработки документов
физических лиц можно выделить в обособленную
часть функционального обеспечения, так
как она должна осуществлять контроль
и управление информацией по основным
видам налогов, собираемых с физических
лиц, предусмотренных законодательством
Российской Федерации. Она как бы включает
в себя большинство задач, решаемых во
всех функциональных подсистемах, связанных
с обработкой информации по юридическим
лицам. Эта подсистема функционирует на
основе применения законодательных актов,
позволяющих налоговой службе осуществлять
контроль за правильностью исчисления
подоходного налога, налога на имущество
физических лиц, земельного налога и других
налогов. В подсистеме рассчитываются
суммы налогов, ведутся лицевые счета,
печатаются извещения о суммах начисленных
налогов, составляются различные бухгалтерские
отчеты.
Рассмотрим порядок реализации
задач основных подсистем функциональной
части АИС «Налог» на
примере низового уровня — налоговых
инспекций городов и районов — в части
работы с юридическими лицами.
Обработка информации начинается
с учета и регистрации налогоплательщиков,
которые осуществляются юридической
службой налоговой инспекции. Эта
служба руководствуется в своей
деятельности нормативно-правовой базой,
принимает от налогоплательщика
все необходимые регистрационные
документы, на основе которых создается
база данных, содержащая всю информацию
о налогоплательщике, и присваивает
налогоплательщику уникальный регистрационный
номер. Таким образом создается
«электронная папка» на налогоплательщика.
Информация, содержащаяся в ней, используется
всеми другими структурными подразделениями
налоговой инспекции, а соответственно
информация, формируемая в подсистеме
«Регистрация предприятий», используется
другими функциональными подсистемами АИС «Налог». Прежде
всего, потребителем этой информации является
подсистема «Камеральная проверка». Для
решения задач камеральной проверки служба
налоговых инспекторов собирает в установленные
законодательством сроки отчетные документы
от налогоплательщиков. Так, основными
документами являются баланс предприятия
(ф. № 1), отчет о прибылях и убытках (ф. №
2), приложения к балансу (ф. № 3, 4 и 5), расчеты
по налогу на прибыль, НДС, налогу на
имущество предприятий и другие налоговые
расчеты. Камеральная проверка заключается
в определении правильности заполнения
бухгалтерской отчетности, исчисления
сумм налогов, точности заполнения форм.
Для этого данные отчетности, представленной
налогоплательщиком, вводятся в компьютер
и происходит пополнение «электронной
папки» налогоплательщика новой информацией,
позволяющей отслеживать основные показатели
результатов финансово-хозяйственной
деятельности предприятия в различные
периоды. Решение задач камеральной проверки
связано с использованием не только данных,
сформированных в подсистеме «Регистрация
предприятий», но и нормативно-справочной
информации по организационно-правовым
формам, ставкам налогов, срокам платежей,
различным льготам по налогам и другой
информации, создаваемой в подсистеме
«Ведение нормативно-правовой документации».
Использование компьютерной технологии
позволяет отслеживать динамику развития
предприятия, соблюдение им налогового
законодательства, выявлять нарушения
этого законодательства, начислять платежи
в бюджет и формировать перечень предприятий
для документальной проверки. В конечном
итоге информация, сформированная в этой
подсистеме, служит основой для решения
задач остальных функциональных подсистем,
связанных с обработкой данных по налогоплательщикам
— юридическим лицам. В первую очередь
это касается документальных проверок.
Документальные проверки проводятся службами
налоговых инспекций по предписаниям.
Целью документальной проверки является
выявление правильности и достоверности
организации и ведения бухгалтерского
учета на предприятиях, своевременности
и полноты уплаты налогов и других платежей
в бюджет, а также правильности применения
существующих льгот. Проверка проводится
по месту нахождения предприятий-налогоплательщиков.
Она предусматривает просмотр всей необходимой
документации предприятия, для того чтобы
достичь целей документальной проверки.
Использование компьютерной технологии
для решения задач документальной проверки
позволяет составить акт проверки, в котором
излагаются все нарушения налогового
законодательства и порядка организации
и ведения бухгалтерского учета на проверяемом
предприятии, в случае если они имеют место,
и произвести начисление штрафов и пеней
в соответствии с квалификацией нарушений.
Для этого должна быть предоставлена возможность
обращения к базам данных таких подсистем,
как «Регистрация предприятий», «Камеральная
проверка», «Ведение нормативно-правовой
документации». Информация, сформированная
в подсистеме «Документальная проверка»,
используется подсистемой «Ведение лицевых
карточек предприятий» для учета недоимки
или переплаты налогов, а также отражения
данных по примененным по акту проверки
санкциям. С помощью компьютера в подсистеме
«Ведение лицевых карточек предприятий»
выявляется сальдо расчетов предприятия
с бюджетом по каждому налогу. Данные по
каждому предприятию-налогоплательщику
о начисленных суммах налогов поступают
из подсистем камеральной и документальной
проверок. Из банков поступают сведения
об уплаченных налогах и зачислении денег
на соответствующий бюджетный счет. Сопоставление
начисленных и уплаченных сумм по конкретным
налогам и срокам позволяет определить
сальдо расчетов. В результате определяются
суммы недоимки или переплаты по всем
налогам и налоговым платежам в бюджет.
Если у налогоплательщика образовалась
переплата по одному из налогов, то она
может быть зачтена в счет предстоящих
платежей, учтена в счет погашения недоимки
по другим налогам или возвращена плательщику
на его расчетный счет. Эти операции производятся
на основании писем налогоплательщиков.
Если образовалась недоимка по каким-либо
налогам, то плательщик должен ее погасить
или эта сумма снимается с его расчетного
счета в бесспорном порядке по инкассовому
поручению.
Важной задачей в автоматизации
работы налоговой службы является не
только возложение на компьютер задач
контроля, обработки и хранения информации
по начислению и уплате различных
налогов, ведение нормативно-правовой
базы по налоговому законодательству,
формирование отчетности по налоговым
органам, но и создание автоматизированного
интерфейса с банками, таможенными
органами и другими внешними структурами.
Это позволит оперативно контролировать
движение средств налогоплательщиков
и осуществлять операции по их лицевым
счетам. В настоящее время ведутся
работы по созданию таких автоматизированных
интерфейсов.
8.3. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ АИС НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
Информационное обеспечение АИС «Налог» представляет
собой информационную модель налоговых
органов. Задачи информационного обеспечения
системы налоговых органов зависят от
основных функций, выполняемых ее структурами.
Информационное обеспечение должно снабжать
пользователей АИС информацией,
необходимой для выполнения ими своих
профессиональных обязанностей. Система
должна иметь возможность распределенного
хранения и обработки информации, накопления
информации в банках данных в местах использования,
предоставления пользователям автоматизированного,
санкционированного доступа к информации,
одноразового ее ввода и многократного,
многоцелевого использования. Должна
быть обеспечена информационная взаимосвязь
как между задачами, решаемыми каждой
функциональной подсистемой, так и с внешними
уровнями. Внешними по отношению к АИС «Налог» являются
не только предприятия, организации и
физические лица, но и такие органы, как
налоговая полиция РФ, финансовые органы,
банки, таможенные органы и т.д. Информационное
обеспечение автоматизированной системы
налогообложения, как и любой другой системы
организационного типа, состоит из внемашинного
и внутримашинного. Внемашинное информационное
обеспечение — это совокупность системы
показателей, системы классификации и
кодирования информации, системы документация
и документооборота, информационных потоков.
Внутримашинное обеспечение — это представление
данных на машинных носителях в виде разнообразных
по содержанию и назначению специальным
образом организованных массивов, баз
данных и их информационных связей.
Система показателей состоит
из исходных, промежуточных и результатных
показателей, которые собираются, преобразуются
и выдаются АИС для целей
обеспечения деятельности налоговых органов.
Показатели характеризуют объекты налогообложения,
различные виды налогов, ставки налогов,
финансовое состояние налогоплательщиков,
состояние расчетов налогоплательщиков
с бюджетом и тд. Показатели содержатся
в документах, являющихся наиболее распространенным
носителем исходной и результатной информации.
В системе налогообложения функционирует
унифицированная система документации,
которая отвечает определенным требованиям
к форме, содержанию, порядку заполнения
документов. Унифицированные документы
используются на всех уровнях системы.
К ним можно отнести большинство документов,
циркулирующих в налоговых органах, начиная
от бухгалтерской отчетности и налоговых
расчетов, представляемых налогоплательщиками
в налоговые инспекции, и кончая отчетностью,
составляемой налоговыми органами. Информационные
потоки представляют собой направленное
стабильное движение документов от источников
их возникновения к получателям. Информационные
потоки дают наиболее полную картину информационной
системы налогообложения в связи с тем,
что с их помощью выявляются пространственно-временные
и объемные характеристики, отражается
динамичность информационных процессов
и их взаимодействие. Информационные потоки
отражают организационно-функциональную
структуру налоговых органов. Единицами
информационных потоков могут быть документы,
показатели, реквизиты, символы. Документы
и содержащаяся в них информация классифицируются: