a) по отношению к входу и выходу:
· входные (поступающие в инспекции);
· выходные (исходящие из инспекции).
b) по срокам представления:
· регламентные — документы,
для которых определен срок исполнения
и представления.
К документам, выдаваемым по
регламенту, можно отнести, например,
отчеты «О поступлении налогов и
других обязательных платежей в бюджеты
РФ», «О результатах контрольной
работы налоговых инспекций», «Структура
поступлений основных видов налогов»,
«Недоимка по платежам в бюджет»
и другие статистические отчеты, составляемые
в налоговых органах;
· нерегламентированные — документы, исполняемые по
запросам.
c) по функциональным направлениям
деятельности налоговой инспекции:
· правовые и нормативно-справочные
документы (законы, указы, постановления
органов государственной власти и управления)
и организационно-методические документы
(приказы, директивы, инструкции, методики,
решения коллегий ГНС и т.д.);
· документы исчисления и учета
поступления налогов, сборов и других
платежей (лицевые счета плательщиков
налогов, банковские документы, налоговые
расчеты, декларации);
· документы по контрольной работе
инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы,
акты проверок предприятий и организаций,
журналы учета контрольной работы);
· другие виды документов.
Группирование документов по
функциональным направлениям в соответствии
с особенностями и назначением
содержащейся в них информации определяет
основные потоки информации в структуре
управления функционированием налоговых
органов.
Важной составляющей внемашинного
информационного обеспечения является
система классификации и кодирования.
В условиях функционирования АИС методы, способы
кодирования, рациональная классификация
номенклатур должны служить полному удовлетворению
запросов пользователей, сокращению временных
и трудовых затрат на заполнение документов
и эффективному использованию вычислительной
техники, так как позволяют снизить объем
и время на поиск информации, необходимой
для решения задач, облегчить обработку
информации. АИС «Налог» должна
использовать единую систему классификации
и кодирования информации, которая строится
на основе применения:
а) общероссийских классификаторов:
· стран мира (ОКСМ);
· экономических районов (ОКЭР);
· объектов административно-территориального
деления и населенных пунктов (СОАТО);
· органов государственного управления
(СООГУ);
· отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);
· видов экономической деятельности,
продукции и услуг (ОКДП);
· валют (ОКБ);
· единиц измерений (СОЕЙ);
б) ведомственных классификаторов:
,
· форм собственности (КФС);
· организационно-правовых форм
хозяйствующих субъектов (КОПФ);
· доходов и расходов бюджетов
в РФ (КДРБ);
· типовых банковских счетов (КБС);
· банков (КБ);
в) системных классификаторов:
· налогов и платежей (КНП);
· объектов налогообложения (КОН);
· налоговых льгот (КНЛ);
· типов льгот по налогам (КТНЛ);
· штрафных санкций (КШС);
· идентификационных номеров
налогоплательщиков (ИНН);
· системы обозначения Государственных
налоговых инспекций (СОГНИ).
Внутримашинное информационное
обеспечение формирует информационную
среду для удовлетворения разнообразных
профессиональных потребностей пользователей
системы налогообложения. Оно включает
все виды специально организованной
информации для восприятия, передачи
и обработки техническими средствами.
Поэтому информация представляется
в виде массивов, баз данных, банков
данных. По содержанию внутримашинное
информационное обеспечение должно
адекватно отражать реальную деятельность
налоговых органов. Массивы, также
как и содержащиеся в них данные,
по степени устойчивости можно разделить
на переменные и постоянные. Переменные
содержат информацию, объем изменений
в которой в течение года превышает
20 % годового объема. Массивы, содержащие
остальную информацию, считаются
постоянными (условно-постоянными). В
переменных массивах содержится информация:
· по результатам оперативного
контроля, обеспечения полноты и своевременности
поступления налогов, сборов, других платежей
и отчетности;
· по анализу и прогнозированию
базы налогообложения и поступления налогов,
сборов и других платежей;
· по результатам контрольной
работы налоговых органов;
· по правовой практике налоговых
органов и т.д.
В постоянных массивах содержатся:
· тексты законов, постановлений
и указов Президента и Правительства РФ,
постановлений местных органов власти,
других правовых актов;
· тексты решений коллегии ГНС
РФ, приказов, распоряжений и планов;
· тексты организационно-методических
документов;
· классификаторы, справочники
и словари, используемые в АИС «Налог»;
· данные Госреестра предприятий
и учетные данные налогоплательщиков;
· нормативно-справочная информация
финансового, материально-технического
обеспечения, учета и движения кадров.
Основной формой организации
данных для их накопления, обработки
и хранения в ЭВМ должны быть базы
данных (БД). Базы данных состоят из
массивов. Структурирование данных в
информационные массивы БД должно осуществляться
в соответствии со следующими требованиями:
► объединения в единую БД данных,
характеризующихся общим физическим смыслом
и реализующих информационную технологию
одного или нескольких взаимосвязанных
процессов деятельности налоговых органов;
► полноты и достаточности обеспечения
информацией должностных лиц налоговых
органов, в пределах номенклатуры данных,
содержащихся во входных документах;
► »организации данных в информационные
стругауры и управления ими путем использования
систем управления базами данных (СУБД)
и обеспечения информационной совместимости
между различными базами данных;
► организации данных в БД с
учетом существующих информационных потоков
между объектами АИС «Налог» и внутри
налоговых органов;
► обеспечения информационной
совместимости с данными, поступающими
с внешних уровней, с которыми взаимодействует
данная система;
► »выполнение принципа системности
и однократного ввода — данные, используемые
несколькими задачами, должны быть структурированы
в общесистемные структуры и поддерживаться
средствами программного обеспечения.
Функциональный и информационный
состав БД зависит от специфики каждого
рабочего места и от квалификации
специалиста. К профессиональным БД
в налоговых органах относятся:
► базы исходных и отчетных
данных по налоговым поступлениям в разрезе
разделов и параграфов бюджетной классификации,
бюджетов, территорий, временных периодов
по регламентированным отчетным формам;
► базы оперативных данных по
налоговым поступлениям;
► базы писем, прецедентов, ответов,
предложений по налоговому законодательству;
► базы производных и интегрированных
данных на основе отчетных форм;
► базы документов внутреннего
пользования различного назначения и
т.д.
Работа таких баз данных
обеспечивается специальным программным
обеспечением.
Значительное место в
информационном обеспечении АИС
«Налог» занимают информационно-справочные
системы. Для их функционирования создают:
· БД по законодательным и нормативным
актам по налогообложению;
· БД инструктивных и методических
материалов;
· БД по общеправовым вопросам.
Особенностью этих баз
данных является то, что они активно
используются всеми подразделениями
налоговой инспекции.
8.4. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ
СЛУЖБЫ
Основу новой информационной
технологии составляют распределенная
компьютерная техника, «дружественное»
программное обеспечение и развитые
коммуникации. Принципиальное отличие
новой информационной технологии состоит
не только в автоматизации процессов
изменения формы и местоположения
информации, но и в изменении ее
содержания. В связи с этим можно
говорить о двух подходах внедрения
новой технологии в налоговую - структуру.
В первом случае информационная технология
приспосабливается к существующей
организационной структуре и
происходит лишь модернизация сложившихся
методов работы. При этом коммуникации
развиты слабо и комплекс технологических
операций охватывает только локальные
рабочие места. Этот подход сво-дат
к минимуму степень риска от внедрения,
т.к. затраты минимизированы и организационная
структура не меняется. Происходит
слияние функций сбора и обработки
информации с функцией принятия решений.
Во втором случае организационная структура
изменяется таким образом, чтобы
информационная технология дала наибольший
эффект. Характерной чертой этого
подхода является максимальное развитие
коммуникаций и разработка новых
организационных взаимосвязей, которые
до этого были экономически нецелесообразны.
Кроме того, появляется возможность
расширения системы в соответствии
с потребностями организации
и имеющимися ресурсами. При этом
рационально распределяются архивы
данных, снижается объем циркулирующей
информации и достигается эффективность
работы каждого управленческого
уровня. Для обоих подходов характерно
изменение в использовании технических
средств, связанное с совмещением
техники с рабочим местом пользователя,
тем самым ликвидируется разрыв
между информационной и организационной
структурой. Персональные компьютеры,
являющиеся основой новой информационной
технологии, позволяют интегрировать
информационные процессы в различных
учреждениях. За счет универсальности
используемых технических средств
обеспечивается технологическая, методологическая
и организационная интеграция информационных
систем в виде сети автоматизированных
рабочих мест (АРМ). АРМ в налоговой
системе — это комплекс технических
модулей, объединенных между собой, обеспеченный
программными средствами и способный реализовать
законченную информационную технологию. В
комплекс входят следующие модули: процессор,
дисплей, принтер, клавиатура, манипулятор
«мышь», плоттер, сканер, стример, оборудование
для дистанционной передачи данных. Программными
элементами АРМ являются операционные
системы, системы управления базами данных,
пакеты прикладных программ, оригинальные
программы, графические и текстовые редакторы,
табличные процессоры и т.д. Таким образом,
речь идет о комплексе технического и
программного обеспечения — инструменте
любого пользователя. Понятие АРМ многие часто
связывают только с комплексом технических
и программных средств, обеспечивающих
решение определенных функциональных
задач конечного пользователя. Однако
на практике понятие АРМ должно охватывать
проблемы от создания систем распределенной
обработки данных (с определением информационных
уровней) до решения эргономических вопросов
(расположение и состав технических средств,
удобство пользования ими и др.). АРМ сближает
пользователя с возможностями современной
информатики и вычислительной техники
и создает условия для работы без посредника
— профессионального программиста. При
этом обеспечивается автономная работа
и возможность связи с другими пользователями
в пределах организации и с учетом ее особенностей.
Для автоматизации каждой категории работ
персональные компьютеры оснащены различного
рода программными пакетами, обеспечивающими
необходимый технологический уровень
работыАРМ. Обязательным
условием эффективного использования АРМ является
наличие в нем сервисной системы поддержки
работы пользователя, которая включает
в себя программы обучения работе на клавиатуре,
правила защиты информации и обращения
с носителями, технологические инструкции
с примерами проведения конкретных видов
работ. Система должна отвечать на вопросы
пользователя, как расширить возможности АРМ, куда обратиться
по обслуживанию, т.е. выступать в роли
оперативного консультанта. Функциональная
структура АИС «Налог» предполагает
организацию в налоговых инспекциях автоматизированных
рабочих мест по обработке документов
юридических лиц и обработке документов
физических лиц. Состав автоматизированных
рабочих мест для обработки документов
юридических лиц аналогичен составу функциональной
части АИС «Налог» и
должен включать следующие АРМ: регистрации
предприятий, камеральной проверки, ведения
лицевых карточек предприятий и т.д. В
зависимости от объемов информации и распределения
функций между подразделениями налоговых
органов АРМ могут быть
объединены в (одну и более) локальную
вычислительную сеть или многопользовательскую
систему. При этом должно быть обеспечено
сопряжение различных уровней налоговых
органов между собой, а также с автоматизированными
системами органов власти и управления,
правоохранительных, финансово-кредитных
органов и налоговой полицией. Обмен информацией
должен осуществляться путем передачи
ее по каналам связи или пересылкой магнитных
носителей. Состав и структура функциональных АРМ могут отличаться
в зависимости от особенностей налогового
органа. АРМ должны функционировать в
диалоговом и пакетном режимах обработки
информации.