Теория звука. Музыка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 00:05, доклад

Краткое описание

Среди колеблющихся тел ни одно не занимает такого выдающегося положения, как натянутые струны. С давних пор они применяются для музыкальных целей, да и в настоящее время они все еще являются существенной частью таких важных инструментов, как фортепиано и скрипка. Для математика они всегда должны представлять особый интерес, ибо именно вокруг них разыгрывались споры Даламбера, Эйлера, Бернулли и Лагранжа относительно природы решений дифференциальных уравнений в частных производных.

Оглавление

Уравнение малых поперечных колебаний струны 3
Уравнение малых продольных колебаний мембраны 6
Музыка 9
Звукоряд. 11
Ступень звукоряда. 12
Октава. 12
Полутон. 12
Целый тон. 13
Длительность звука. 13
Размер произведения. 14
Интервалы. 15
Простые интервалы. 15

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 124.69 Кб (Скачать)

Полутон.

Как мы уже знаем, октава состоит из 7 основных ступеней. Давайте посмотрим  на фрагмент клавиатуры пианино:

На картинке мы видим октаву. Белых  клавиш ровно 7. Это звуки (ноты) от до до си. А всего клавиш, включая и белые, и чёрные, ровно 12. Таким образом, октава состоит из 12-ти звуков. Расстояние между двумя соседними звуками получило название полутона. Для информации: такой музыкальный строй называется темперированным. В отличие от натурального строя, в нём все полутоны равны. Т.е. на протяжении всего звукоряда полутон - он и есть полутон. В любом месте звукоряда.

Целый тон.

Тут всё просто: целый тон - это расстояние из двух полутонов. Посмотрите на предыдущую картинку: расстояние от первой слева белой клавиши до первой слева чёрной клавиши - полутон. Расстояние от крайней левой чёрной клавиши до второй слева белой клавиши - тоже полутон. Тогда целый тон (или просто тон) - расстояние между 1-й и 2-й слева белыми клавишами. Можно проще: полутон - это расстояние до соседней клавиши, а тон - расстояние через клавишу.

Нота.

Для записи звуков используются специальные  знаки - ноты (это латинское слово, переводится как "знак"). Нота представляет собой кружок, который может быть внутри пустой ( ), либо не пустой: ( ).

Для обозначения длительности ноты (сколько по времени должна звучать нота) используют штили (вертикальная палочка), флажки и рёбра. Флажки и рёбра "крепятся" к штилю.

Нота со штилём: . Нота с одним флажком: . Нота с двумя флажками: .

Если у нот, расположенных одна за одной, есть флажки (особенно, если количество флажков одинаково), то их можно сгруппировать. Тогда флажки называются рёбрами (флажок "крепится" к штилям нот).

Примеры сгруппированных нот: , , , .

Длительность звука.

Длительность звука имеет важное значение в музыке. Давайте рассмотрим, каким образом нотами обозначаются длительности звуков.

- Называется целая нота. Обладает наибольшей длительностью.

- Называется половинная нота. Её длительность вдвое короче длительности целой ноты ( ).

- Называется четвертная нота. Её длительность в 2 раза короче половинной ноты и в 4 раза короче целой ноты.

- Называется восьмая нота. Длительность в 2 раза короче четвертнóй и 8 раз короче целой ноты.

- Называется шестнадцатая нота. Длительность в 2 раза короче восьмой и в 16 раз короче целой ноты.

- Называется тридцатьвторая нота. Длительность в 2 раза короче шестнадцатой и в 32 раза короче целой ноты.

- Называется шестьдесятчетвёртой. Длительность в 2 раза короче тридцатьвторой и в 64 раза короче целой ноты.

Размер произведения.

В начале произведения обязательно указывается  размер, в котором написано произведение. Размер указывается двумя цифрами, расположенными одна над другой. Нижняя цифра указывает длительность ноты, а верхняя - сколько нот данной длительности составляют суммарную  длительность такта, например:

Данный размер читается так: четыре четверти, что обозначает буквально следующее: в каждом такте суммарная длительность всех нот и пауз должна быть равна длительности, которую составляют 4 ноты, каждая из которых длительностью в четверть. Посмотрите пример ниже - в каждом такте суммарная длительность равна именно четырём четвертям:

Интервалы.

Интервалом называют сочетание  двух звуков, взятых одновременно или  последовательно. Интервалы бывают:

  • мелодический интервал. Звуки такого интервала взяты последовательно;
  • гармонический интервал. Звуки взяты одновременно.

Основанием интервала  называют нижний звук, а его вершиной - верхний. Поскольку в мелодическом интервале звуки берутся последовательно, то определяют восходящее или нисходящее движение. Оба вида интервалов читаются вверх от основания. Нисходящие мелодические читаются вниз, обязательно указывая направление.

Интервалы характеризуются  двумя величинами: качественной и  количественной:

  • количественная величина: выражается количеством ступеней, составляющих интервал;
  • качественная величина: выражается количеством тонов и полутонов, составляющих интервал.

Простые интервалы.

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. Таких интервалов 8, каждый имеет своё название. Кстати, название интервалов - это порядковые числительные на латинском языке, и оно может  быть озвучено по-латински, а может  и просто цифрой. Название интервала  показывает сколько ступеней между  основанием и вершиной интервала. Или  по-другому: какой по счёту ступенью является вершина интервала от его основания. Приводим список всех восьми интервалов, слева - цифра, справа - латинское название:

На рисунке Вы видите все 8 простых интервалов. Под нотами цифры обозначают названия интервалов, например: 3 - терция, 5 - квинта и так  далее. Интервалы в нашем случае построены вверх от ноты "до".

 


Информация о работе Теория звука. Музыка