Итальянский мадригал

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:20, доклад

Краткое описание

Итальянский мадригал складывался в XV в. как новый вокальный жанр, не имеющий преемственной связи с мадригалом XVI в.. В отличие от популярных бытовых форм фроттолы, вилланеллы, лауды, карнавальной песни, канцоны, мадригал развивается со 2-й четверти XVI в. как свободная (не куплетная, не строфическая) поэтическая форма.

Файлы: 1 файл

Итальянский мадригал.docx

— 19.50 Кб (Скачать)

Итальянский мадригал.

Итальянский мадригал складывался  в XV в. как новый  вокальный жанр, не имеющий преемственной  связи с мадригалом XVI в.. В отличие от популярных бытовых  форм фроттолы, вилланеллы, лауды, карнавальной песни, канцоны, мадригал развивается со 2-й четверти XVI в. как свободная (не куплетная, не строфическая) поэтическая форма. Пьетро Бембо, итальянский поэт и ученый-гуманист, вместе с другими писателями выступал в это время с художественной пропагандой нового мадригала – гибкой непринужденной поэтической формы высокого Ренессанса. С этих пор мадригал завоевывает прочное положение в музыкально-поэтической литературе Италии и в течение целого столетия привлекает к себе творческое внимание композиторов как важнейший из светских музыкальных жанров. Авторы мадригала часто обращаются к поэзии Петрарки, а позже – к поэзии Ариосто и Тассо, еще позже – к поэзии Марино.

Со второй четверти XVI в. фроттолы и вилланеллы сохраняют свое бытовое значение, но мадригал становится основной формой светского профессионального искусства.

На первых порах  развития нового мадригала прекрасно  ощущаются его преемственные  связи со стилем фламандской школы. История мадригала открывается  фламандцами Виллартом и Вердело. Они работали в Италии и были прочно связаны с ее культурой, принесли с собой крепкие традиции своей школы. Среди 1х мадригалистов выделяется также Якоб Аркадельт. Постепенно в Италии наметилось даже несколько творческих школ в области мадригального искусства. От Вилларта пошла Венецианская школа. С именем Аркадельта связано начало Флорентийской школы. Выделяют также Римскую школу во главе с Констанцо Феста.

За 1-ми мадригалистами Виллартом, Вердело и Аркадельтом выдвигаются ученики Вилларта – Никола Вичентино (1511-1572) и Киприан Ван Роре (1516-1565 из Антверпена). Наконец, на исходе столетия новый этап в развитии жанра открывают крупнейшие мастера мадригала Лука Маренцио (около 1553-1599гг.) и Карло Джезуальдо да Веноза (около 1560-1614гг.). Почти все значительные Итальянские композиторы работали над мадригалом. Мадригалы пишут Филипп де Монте, Джованни Габриели, Палестрина, Орландо Лассо.

Во время Вилларта, Вердело, Аркадельта мадригал, едва определившись, представлял собой, прежде всего лирическую музыкально-поэтическую форму относительно большого масштаба (3х-4хголосный).

Вместе с лирическими  темами мадригал развивает в дальнейшем и определенные живописные тенденции. Поиски новых средств тонкой выразительности, начавшиеся Вичентино и Ван Роре в области мадригала, подчинены как углублению лирического чувства, так и новым живописным тенденциям этого жанра.

В последние  десятилетия XVI в. мадригал накапливает  так много новых средств выразительности, что непосредственно приближается с одной стороны к театру, а  с другой – к новым формам сольной  вокальной лирики. Художники яркой  индивидуальности – Маренцио и Джезуальдо – отдают в это время лучшие творческие силы итальянскому мадригалу. Мадригал становится самой гибкой, тонкой музыкально-поэтической формой выражения лирической и драматической тенденций в конце XVI в..

Маренцио и Джезуальдо принадлежат, в сущности, к одному поколению музыкантов. Но в творчестве Джезуальдо с большей силой ощущается связь со стилем XVII в. Он стоит на рубеже двух эпох и во многом связан именно со следующей.

Маренцио, как художник, проще Джезуальдо. Его углубление в субъективный мир человека, его тяга к музыкальной живописи, его тонкое лирическое чувство еще не требуют такой утонченности, обостренности эмоционального выражения, какая характерна для Джезуальдо.

Мадригалы Маренцио достигают прекрасного равновесия между плавностью и самостоятельностью голосоведения и гармонической полнотой. Написанные для 4-5-6-тиголосного хора, они часто являлись подлинно лирическими произведениями. Его мадригалы полны движения: он легко переходит от одних ритмов к другим, от полифонического склада – к аккордовому; от диатоники – к хроматизмам. Поэтический текст движет его композицией. Это мадригальное искусство было уже близко создателям оперы: флорентийским оперным опытам предшествовали постановки интермедий с «мадригальной» музыкой Каччини, Кавальери, Мальвецци и Маренцио (1589г.).

Мадригалы Джезуальдо, с предельной для своего времени остротой и тонкостью обнажающие субъективный мир художника, написаны для пятиголосного хора. Мадригал Джезуальдо – это менее всего бытовая музыка. Это по-своему сильное и вместе с тем утонченное искусство. Сила чувства , страсти, смелое проявление личности – его «ренессансные» черты.

Все чаще к началу XVII в. в музыкальной практике встречается исполнение мадригала певцом-солистом (или певицей) в сопровождении лютни или других инструментов.

Орацио Векки был одним из первых авторов мадригальной комедии. Он, в сущности, стоял уже у порога оперы. Но опера, как новый жанр, легко заслонила мадригальную комедию (комедия «Амфипарнас» - «Вокруг Парнаса») 
Комедия dell’arte.
 

Источник: Ливанова Т.История западноевропейской музыки до 1789 года, М.,1949г.

Ars NOVA в Италии.

Важнейшим музыкальным центром  Италии в 14 в. была Флоренция – первый из культурных центров Ренессанса вообще. В этом городе, с которым связан ранний расцвет изобразительного искусства, в городе Петрарки и Боккаччо, расцвела и музыкальная жизнь Ренессанса. Когда во Франции 14-15 вв. еще воздвигались готические соборы, Италия уже создавала новый стиль архитектуры Ренессанса.

В музыкальной  жизни Флоренции на заре Возрождения  главную роль играет вокальная лирика и жанровая песня-сценка. Это первый расцвет лирического и жанрового  музыкального искусства в Италии, представленного такими формами, как  мадригал, баллата, каччья.

Выдающийся флорентийский  органист 15 в. Антонио Скварчьялупи собрал произведения множества итальянских композиторов 14-нач 15 вв.: Франческо Ландино, Гирардело де Фиренца, Джакопо да Болонья и др.

Наиболее характерным, излюбленным музыкально-поэтическим  жанром этой творческой школы был  мадригал. В то время мадригал –  большое 2х-3хголосное вокальное  произведение (нижние голоса могли  исполняться инструментами), как  бы расширенная развитая песня на любую тематику. Фактура мадригала  проще, чем фактура мотета, менее  полифонична. Верхний голос, мелодия – как носительница лирического чувства – торжествует победу в этом многоголосном стиле.

Наряду с лирическими  произведениями большой интерес  в эту пору представляют также  жанровые многоголосные песни, из которых  особенно выделяется разновидность  «каччьи» («Охота»).

Крупнейшим мастером Ars NOVA был Франческо Ландино (умер в 1397г.). Сохранились лишь немногие его произведения – мадригалы и баллаты. В своей баллате О музыке он следует традициям мотета, когда поручает каждому из 3-х голосов особый текст, но это не мешает сохранить ясность общего композиционного замысла.

С развитием  светской музыкальной культуры в  эпоху раннего Ренессанса чрезвычайно  возросло значение инструментальной музыки в быту. В «Декамероне» упоминалась  viola и лютня. Портатив, виола, лютня и другие инструменты (псалтериум, арфа, различные духовые) – постоянно изображались художниками раннего Ренессанса.

Связь между  вокальной и инструментальной музыкой  была очень большой. Эти области  музыкального искусства еще не разграничивались в быту.

К 14 в. относятся  первые дошедшие до нас образцы органной музыки в специальных записях  – табулатурах – 30х гг. (англ. происх.) свидетельствуют о растущей самостоятельности инструментального стиля.

Значительное  участие инструментов в самом  развитии многоголосного стиля 14-15 вв. стало основой гипотезы о музыке раннего Ренессанса – об инструментальной природе таких вокальных произведений, как итальянский мадригал с развитой и подвижной «мелизматической» мелодией или французский мотет схожего стиля. Предполагают, что эти произведения возникли как инструментальные (чаще органные) обработки простых песенных мелодий, хотя и сохранились не в табулатурах и с текстами. 

Источник: Ливанова Т.История западноевропейской музыки до 1789 года, М.,1949г.

Информация о работе Итальянский мадригал