Управлнеческие решения в муниципальном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка и принятие управленческих решений.
Согласно поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику управленческого решения, определение места и роли решений в управлении;
выявить сущность и содержание понятия «управленческое решение» и его основные структурные компоненты;
проанализировать процесс разработки и принятия управленческих решений в исследуемой организации;
обосновать приоритетные направления повышения эффективности процесса разработки и принятия управленческих решений:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Сущность, свойства и классификация управленческих решений…………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие управленческого решения…………………………...………….6
1.2.Классификация управленческих решений……………………………..14
1.3. Основные этапы процесса разработки и принятия управленческих решений…………………………………………………………………….……22
Глава II. Разработка и принятие управленческих решений в администрации Грайворонского района Белгородской области………..39
2.1. Характеристика Грайворонского района……………………………....39
2.2. Анализ деятельности Отдела цен, торговли и защиты прав потребителей управления экономического развития комитета экономического развития, финансов и налоговой политики администрации Грайворонского района………………………………..…..50
2.3. Деятельность отдела по защите прав потребителей как реализация управленческих решений Администрации Грайворонского района………………………………………………………………………..…..58
Глава III. Направления повышения эффективности процесса разработки и принятия управленческих решений отдела по защите прав потребителей Администрации Грайворонского района……………….….66
3.1. Эффективность принятия управленческих решений в системе муниципального управления……………………………...………………….66
3.2. Применение научного подхода в процессе принятия управленческих решений……………………………………………………………………….....73
3.3. Учет социально-психологических факторов при принятии управленческих решений……………………………………………….……..84
Заключение…………………………………………………………….………..95
Список использованной литературы……………………………..…………99
Приложения……………………………………………………………………105

Файлы: 1 файл

диплом последний вариант.doc

— 501.00 Кб (Скачать)

Таблица 1.

Процесс принятия решения

 

Стадия

Этапы

Разработка  решения

Признание и  оценка проблемной ситуации.  
Определение выбора наилучшего варианта   
воздействия на проблему

Принятие решения

Разработка, оценка и выбор альтернатив.  
Прогнозирование ожидаемых выгод и рисков

Реализация решения

Организация, анализ, контроль реализации  
решения. 
Результат принятого решения


 

Следует отметить, что  процесс и формы принятия решений  в системе муниципального управления значительно отличаются от той модели, которая встречается в частных структурах. Эти отличия связаны с деятельностью групп интересов, методами оценки результатов и т.д. Например, в системе муниципального управления главную роль играют и глава муниципального образования, и депутаты представительного органа местного самоуправления. При этом большое значение имеют, во-первых, роль населения, поскольку население - активная сила, определяющая не только политический характер местной власти, но и сам характер протекающих внутри общества процессов, и, во-вторых, существующие формальные и неформальные правила, обычаи и практика. Целесообразно при анализе принятия решения в органах местного самоуправления выделить три основных компонента: институционально-правовой, процедурно-функциональный и культурно-психологический. Если рассмотреть систему принятия решений на уровне городской администрации, то можно выделить три функциональных уровня в самой системе управления:  
           1) политический, на котором определяются цели, задачи и стратегия городской политики;

2) управленческий, связанный с распределением ресурсов и   выполнением задач в определенной сфере;

3) технический, где  реализуются чисто исполнительские  функции через административный  процесс.47

Основными показателями результатов реализации муниципальных  решений и одного из его видов - муниципальной программы - являются изменения социально-экономических показателей уровня удовлетворения потребностей населения в целом. При этом показатели результатов деятельности муниципальных служащих и показатели реализации муниципальных программ должны быть взаимоувязаны. Те и другие показатели могут иметь как абсолютные, так и относительные величины.  
Абсолютные показатели оценки рассчитываются по формуле:   

 Э  = Р  - З ,  
     т    т    т

где Эт - экономический  эффект реализованного решения за расчетный период;  
Рт - стоимостная оценка результатов реализации решения за расчетный период;  
Зт - стоимостная оценка затрат на реализацию решения за расчетный период.  
В то же время общим критерием относительных показателей оценки результатов труда муниципального служащего является мера приближения показателей удовлетворения тех или иных потребностей населения муниципального образования к оптимальным или наивысшим их значениям.

В этом случае показатели уровня удовлетворения тех или иных потребностей человека рекомендуется определять по формуле:   

 У  = ((С  - Д )К  + (С  + Д )К  + ... + (С  + Д )К ) / (С Д  +  
     п      1    1  1     т    т  т           n    n  n      1 1

+ С Д  + ... + С Д ),  
   т т          n n

где С1, Ст, Сn - показатели социальных нормативов уровня удовлетворения потребностей человека;

Д1, Дт, Дn - показатели уровня удовлетворения потребностей человека;  
К1, Кт, Кn - коэффициенты приведения (весовые коэффициенты), установленные на основе экспертных оценок;

n - количество решений (мероприятий программы).48

Для работников аппарата муниципального управления величина К  определяется в соответствии со схемой должностных окладов рассматриваемых  категорий работников. Например, начальник  подразделения по закрепленной сфере  деятельности может иметь весовой коэффициент (коэффициент приведения), равный 0,4, начальник отдела - 0,2, главный специалист - 0,1, специалист 1-й категории - 0,15, специалист 2-й категории - 0,1, специалист - 0,05. Таким образом, общую ответственность, возлагаемую на определенный орган местного самоуправления, можно разделить на его работников соответственно их вкладу в формирование и реализацию принятого муниципального решения 
Эффективность процесса принятия решений зависит от следующих факторов:  
           а) какой информацией пользуются разработчики решения или лицо, индивидуально принимающее решение;

б) какие политические интересы и социальные ценности являются для них наиболее важными;

в) каково их отношение  к изменениям и понимание своей  ответственности за принятие данного решения.

Кроме того, не меньшее значение приобрела в теории организаций проблема рациональности принимаемых решений. Все чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя. Так называемый тип интуитивного решения, сделанного лишь на основе ощущения того, что оно правильно. В данном случае не происходит сознательного взвешивания "за" и "против" по каждой альтернативе, более того, руководитель даже не нуждается в понимании ситуации, а просто делает выбор. Это своего рода "шестое чувство", природу чего мы до сих пор не понимаем, однако, вероятнее всего, здесь имеется связь с опытом руководителя, хотя решение и принимается на подсознательном уровне. Также еще одним условием эффективного решения является наличие развитой обеспечивающей системы, основанной на информационно-аналитических сетях.

Учитывая это обстоятельство, рассматривая информационные требования к управленческим решениям, нельзя не выделить требование представления  содержания решения в четкой логической форме, в модели действительного разрешения поставленного вопроса. Плохо, когда в управленческих решениях много отсылочной информации к прошлому, к другим актам. Из-за этого в подобном решении содержится не способ перевода того или иного социального явления, а лишь определенный промежуточный момент в подготовительном этапе, а то и просто видимость какой-то управленческой активности. Возникает иллюзия, что вроде бы что-то сделано, намечено, но на самом деле ничего не доведено до конца. Это так называемое отложенное управление. Тем не менее благодаря информатизации местные органы оперативно обобщают информацию и повышают эффективность использования управленческих технологий. Кроме того, важнейшим средством в принятии управленческих решений в регионах сегодня становятся ГИС-технологии. Благодаря разработанным пакетам комплексных программ Arc View и Map Info местные органы власти составляют базу данных о состоянии инфраструктуры, социально-экономической структуре населения и пр. Отображение этих данных на электронных картах позволит наглядно обозначить пространственно локализованные проблемы территориального образования, организовать мониторинг за состоянием жилых домов и коммуникаций, предоставив органам власти объективно разрабатывать приоритеты в осуществлении бюджетного процесса и оптимально распределять средства на исполнение целевых программ.49

Как было выше отмечено, инициатором управленческих решений  обычно выступает должностное лицо. В связи с этим хотелось бы отметить, что в настоящее время в  России острым считается вопрос о  низком качестве принимаемых муниципальных решений на уровне руководителей органов местного самоуправления. А ведь от руководителей во многом зависит продуктивность работы сотрудников, что, в свою очередь, влияет на качество принимаемых муниципальных решений. Управляемость персонала - это исполнительность, помноженная на его самостоятельность и творчество. От руководителей органов управления требуется умение получать достоверную информацию, применяя научные методы анализа. Здесь важно отметить, что значительная роль в разработке и принятии решений отводится таким методам, как нормативный, балансовый и морфологический.  
Нормативный метод предполагает использование норм и нормативов в принятии управленческих решений. Балансовый метод позволяет определить оптимальное соотношение между доходными и расходными статьями бюджета программы. Морфологический метод сформировался благодаря усилиям швейцарского астронома Ф. Цвикки в 1942 г. Применение морфологического прогноза возможно в широком диапазоне, начиная от анализа узких технических проблем и заканчивая областью социальных исследований, где проблема выбора стоит наиболее остро. Это и делает использование морфологического метода весьма актуальным для анализа проблем. Метод Ф. Цвикки базируется на предпосылке, что всякую проблему можно разложить в виде морфологического ящика, составленного из логически связанной цепочки элементов. Анализ считается завершенным, если в каждом отделении этого ящика будет выполняться одно решение в случае положительного решения проблемной ситуации или ни одного в случае отрицательного решения. Это дает возможность построить логически выверенную схему прогноза проблемной ситуации.50 
Добавлю: важнейшим критерием в принятии эффективных решений, тесно связанным с возможностью его практического применения, является также направленность решения снизу вверх, позволяющая создать долгосрочный механизм воспроизводства решений в будущем. Наглядным свидетельством применения такого метода решения является методика "рингишо", широко используемая в практике японского менеджмента. Механизм принятия решения в соответствии с этой методикой предполагает первоначальную формулировку этого решения на нижних и средних этажах управленческой пирамиды. Такое решение может быть как сформулировано самим сотрудником, так и подсказано ему сверху. Таким образом, наличие управленческого решения как выражения воли руководителя, подлежащей практическому выполнению, обязывает лиц, принимающих решение, к серьезному продумыванию, обоснованию управляющих воздействий. Ведь именно лица, принимающие решения, должны отвечать за их эффективность. И последнее. В муниципальном управлении, как научном знании, историческом опыте и повседневной практике, нет и не может быть простых явлений, легких решений и способов их реализации.

По итогам данного параграфа можно сделать следующие выводы.

Особенности эффективности  принятия решения в органах муниципального управления:

Преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей.

Стратегические решения  должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей  технологии: выявление проблемы, обоснование  общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.

Наличие у управленцев  умения выявить зарождение стратегических противоречий города, региона.

Необходимость уметь  выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов муниципального управления складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера.

 

3.2. Применение научного подхода в процессе принятия управленческих решений

 

 

Умение руководителя правильно принять решение, выработать научный подход к нему, определяет его способности выполнять экономические функции, комплексный критерий его управленческой культуры. Обусловлено это тем, что решение служит направляющим и организующим фактором его деятельности, а правильность его принятия сказывается и проявляется в различных аспектах его труда.

Разработка детального процесса выработки и формирования решений предполагает необходимость  овладения методологией научно исследовательной работы, которая состоит в применении методов научного познания и материалистического  подхода к проблемам, использования основных, свойственных науке логических принципов: анализа (классификационного, причинного, диалектического) и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, построения научных гипотез и т.д. научный подход к принятию решений не совместим с утилитаризмом, рутиной, случайностью, импровизацией и субъективизмом.  Об анализе и синтезе часто говорят применительно к умственной работе.51 Под анализом понимают  какое-то выделение из данной совокупности и ее составных частей или выделение отдельных черт из комплекса черт, свойственных данному объекту, или выделение отдельных логических следствий вытекающих из данного тезиса. (и следовательно некоторым образом потенциальность содержащихся в нем). На этом последнем понимании анализа основано понятие аналитического (регрессивного) метода рассуждения в математике. Рассуждают аналитически, если из данной для доказательства теоремы не будут эквивалентные ей очередные следствия, приводя, в конце концов, к такому следствию, которое является уже признанной теоремой, и достигает таким способом обоснование теоремы,  которая дана как доказательство. Этому способу рассуждения противостоит синтетический (прогрессивный) метод, когда, имея для доказательства данную теорему, исходят из какой-то другой, уже доказанной теоремы, и выводят из нее данную теорему как следствие, доказывая ее таким путем.

Выработка научного подхода  к принятию решения предопределяет необходимым разработать определенный план в виде взаимосвязанных между  собой процессов подготовки, обоснования, принятия, ввода  и т.д. решения в действие.52

Обеспечение всесторонней информированности.  Подготовка определенного  решения требует обеспечения  всесторонней его информированности, обоснованности. Работа предполагает ознакомление и уяснение руководителями характера и последствий примененного ранее решения, являющегося предшествующим данному решению. Ознакомление с действующими инструкциями, получение дополнительной информации от лиц и подразделений компетентных в области данной проблемы. Наряду с этим необходимо учитывать, что принимаемое решение не должно противоречить существующим актам и вышеуказанной директиве. Выполняя эту работу, необходимо исследовать многосторонние зависимости и связи, вызываемые формируемым решением, изучить характер последствий вызываемых решений. При этом руководителю должна быть предоставлена свобода получения сведений по решаемой проблеме от отдела информации ему должна быть представлена возможность получения информации во всех отделах при сборе любых новых данных, которая, по его мнению, необходима для выявления причины существования решаемой проблемы. Руководитель должен быть в курсе последних достижений в свой области, ему следует постоянно работать над повышением своей компетенции по специальности, создавать возможность посещать конференции, семинары, прослушивать специальные лекции и другие занятия.53

При этом важно исходить из того, что в настоящее время  больше чем когда бы то ни было, руководителям  должны быть присущи чувство нового, умение мыслить экономически грамотно, идти в ногу с научно-техническим прогрессом.

Работа с информацией  сопровождает и пронизывает весь процесс принятия решений и контроля. Необходимой предпосылкой принятия правильного решения является оптимальный  объем и качество обработанной информации. Важное значение приобретает также методика анализа информации и синтез, формирующий представления о  возможных решениях. Каждый вариант решения есть не что иное, как комплекс информации о возможностях ответа на какой-либо вопрос, собранный в единственное логическое целое и имеющий определенную целенаправленность.54

Общая оценка и классификация  материалов. Приступая к сбору  информации необходимой для принятия решения, руководитель сталкивается, как  правило, с двумя трудностями  – ее избытком или недостатком. При  избытке информации сложность заключается в возможности и умении руководителя отыскать те сведения, которые имеют прямое отношение к данному вопросу. При недостатке же информации постоянной является угроза принятия неправильного, недостаточно обоснованного решения. В связи с этим, руководитель должен выработать четкий подход к общей оценки материала, определить необходимое число факторов и их содержание, сроки их сбора и обработки, эффективность предполагаемых результатов в соотношении с затратами времени на сбор информации; установить методы и приемы классификации материала и т.п. То есть сбор, общая оценка, обоснованность и сравнимость информации при помощи аналогий, анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщений и ее классификация с использованием различных группировок, статистических таблиц, построение графиков, монограмм, использования корреляционного анализа, математических методов и ЭВМ должны быть управляемыми. В целом же необходимо получить все фактические материалы, дать им общую оценку, классифицировать, подвергнуть анализу и обработке. Обстоятельный анализ призван определить недостатки, установить их причины и создать предпосылки для принятия решений, установления границ их применимости. При этом необходимо помнить, что важнейшим условием принятия правильных решений является анализ ситуаций. Интуитивные же решения допустимы лишь в случае решения текущих заданий. Не исключена возможность формирования решения в процессе сбора и обработки фактов. При этом необходимо вдумчиво относиться к высказываниям людей относительно разных аспектов проблемы, помнить, что легко можно поверить в то, во что вы хотите субъективно верить.

Информация о работе Управлнеческие решения в муниципальном управлении