Управлнеческие решения в муниципальном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка и принятие управленческих решений.
Согласно поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику управленческого решения, определение места и роли решений в управлении;
выявить сущность и содержание понятия «управленческое решение» и его основные структурные компоненты;
проанализировать процесс разработки и принятия управленческих решений в исследуемой организации;
обосновать приоритетные направления повышения эффективности процесса разработки и принятия управленческих решений:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Сущность, свойства и классификация управленческих решений…………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие управленческого решения…………………………...………….6
1.2.Классификация управленческих решений……………………………..14
1.3. Основные этапы процесса разработки и принятия управленческих решений…………………………………………………………………….……22
Глава II. Разработка и принятие управленческих решений в администрации Грайворонского района Белгородской области………..39
2.1. Характеристика Грайворонского района……………………………....39
2.2. Анализ деятельности Отдела цен, торговли и защиты прав потребителей управления экономического развития комитета экономического развития, финансов и налоговой политики администрации Грайворонского района………………………………..…..50
2.3. Деятельность отдела по защите прав потребителей как реализация управленческих решений Администрации Грайворонского района………………………………………………………………………..…..58
Глава III. Направления повышения эффективности процесса разработки и принятия управленческих решений отдела по защите прав потребителей Администрации Грайворонского района……………….….66
3.1. Эффективность принятия управленческих решений в системе муниципального управления……………………………...………………….66
3.2. Применение научного подхода в процессе принятия управленческих решений……………………………………………………………………….....73
3.3. Учет социально-психологических факторов при принятии управленческих решений……………………………………………….……..84
Заключение…………………………………………………………….………..95
Список использованной литературы……………………………..…………99
Приложения……………………………………………………………………105

Файлы: 1 файл

диплом последний вариант.doc

— 501.00 Кб (Скачать)

Особенности эффективности  принятия решения в органах муниципального управления:

Преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей.

Стратегические решения  должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.

Наличие у управленцев  умения выявить зарождение стратегических противоречий города, региона.

Необходимость уметь  выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов муниципального управления складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера.

Разработка детального процесса выработки и формирования решений предполагает необходимость  овладения методологией научно исследовательной работы, которая состоит в применении методов научного познания и материалистического подхода к проблемам, использования основных, свойственных науке логических принципов: анализа (классификационного, причинного, диалектического) и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, построения научных гипотез и т.д. научный подход к принятию решений не совместим с утилитаризмом, рутиной, случайностью, импровизацией и субъективизмом. 

В последние годы роль социально-психологических методов усилилась. Это связано с ростом образованности, квалификации работников и общественности в целом, которые требуют от руководства применения более сложных и тонких методов управления. Сегодня необходимо управлять через установление и проведение целенаправленных коммуникаций с различными группами общественности – с партнерами, средствами массовой информации, с местной и с широкой общественностью, с госструктурами, с финансовыми кругами, с занятыми.

Место социально-психологических  методов очень сильно зависит от политики руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Проделанное исследование позволяет сделать следующие  выводы.

Управленческое решение — это творческий акт целенаправленного воздействия субъекта управления на объект, основанный на знании объективных законов и опыте и ведущий к практическим результатам.

В управленческом решении  в  той  или   иной  степени  пересекаются  и концентрируются  все  виды  управленческой  деятельности.   Именно   поэтому решения –  центральный элемент  управления  и  организации.  Они  принимаются уполномоченными  субъектами  управления  и   направлены   на   регулирования широкого круга подведомственных отношений.

Классификация управленческих решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной задачи.

Особенности эффективности  принятия решения в органах муниципального управления:

Преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей.

Стратегические решения  должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей  технологии: выявление проблемы, обоснование  общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.

Наличие у управленцев  умения выявить зарождение стратегических противоречий города, региона.

Необходимость уметь  выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов муниципального управления складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за ситуацией и своевременно подготавливать стратегические решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера.

Процесс разработки и  принятия управленческих решений, являясь  одним из связующих процессов, пронизывает  всю управленческую деятельность. Поэтому  эффективность управления во многом зависит от его качества.

Факторы, обуславливающие  качество управленческих решений, весьма разнообразны и могут иметь организационный, экономический, методологический и  психологический характер. Степень  влияния всех этих факторов различна в зависимости от уровня решения, специфики организации, возникших проблем и т. п. Часто, особенно в крупных организациях, невысокое качество управленческих решений бывает обусловлено негативным влиянием организационных причин. Среди них можно отметить следующие:

1) ненадежность информации, плохая организация коммуникаций, помехи, возникающие в ходе передачи информации. При этом необходимо заметить, что увеличение числа иерархических уровней в организации, как правило, ведет к дополнительному искажению и запаздыванию информации при подготовке решений;

2) низкая исполнительская  дисциплина. Как показали исследования, до трети всех управленческих  решений не достигают своих  целей в связи с невысокой  исполнительской дисциплиной (некачественное  выполнение работы, срыв сроков, а иногда и полное отсутствие результатов)1 . Однако не всегда это вина только исполнителей. Причинами низкой дисциплины могут быть такие организационные моменты, как отсутствие процедуры согласования решений, установление нереальных сроков, недостаточная конкретизация решений, т. е. отсутствие понимания того, кто и что должен выполнять, с помощью каких средств, в какие сроки и т. д.;

3) нереальное количество  принимаемых решений. При плохой  организационной системе число  решений может быть неоправданно  большим, что неизбежно вызывает у исполнителей ощущение их необоснованности и, следовательно, снижение мотивации при выполнении;

4) низкая «стандартизация»  процессов подготовки и принятия  решений. Несмотря на то, что,  как правило, более половины  решений в деятельности руководителей  — это типовые (повторяющиеся) и часто программируемые решения, технологии, регламенты их подготовки и принятия часто не разработаны;

5) недостаточная степень  согласованности интересов различных  иерархических уровней, по которым  проходит управленческое решение;

6) несовершенная система  оформления, передачи и контроля  за выполнением решений. Участие  в ходе реализации решений  служебных подразделений нескольких  уровней управления усложняет  осуществление функции планирования  и контроля. План, который на высших  уровнях выглядит четким и полным, теряет свою скоординированность и ясность при последующей проработке на низших уровнях. По мере увеличения задействованных уровней управления и числа участников процесса функция контроля также затрудняется;

7) недостаточная компетентность исполнителей. Этот фактор проявляет себя в наибольшей мере в молодых, бурно растущих организациях, что связано с постоянным расширением функций исполнителей, «размытостью» сферы их обязанностей, а иногда — случайностью отбора и назначения сотрудников на определенные должности.

Муниципальное образование  «Грайворонский район» представляет собой  административную единицу области  с развитым сельско-хозяйственным производством, перерабатывающей промышленностью, многопрофильной инфраструктурой, богатыми культурными ценностями. Центром  муниципального образования «Грайворонский район» является город  Грайворон.

Отдел цен, торговли и защиты прав потребителей администрации  района является структурным подразделением управления экономического развития, финансов и налоговой политики администрации района.

Защита прав потребителей является одним из основных направлений  деятельности отдела  цен, торговли и защиты прав потребителей Грайворонского района. Работа с потребителями в Грайворонском районе  направлена в первую очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты.

Проанализировав процесс  подготовки и принятия решений в  организации, предложены следующие  направления повышения эффективности  разработки и принятия управленческих решений.

Разработка детального процесса выработки и формирования решений предполагает необходимость  овладения методологией научно исследовательной работы, которая состоит в применении методов научного познания и материалистического подхода к проблемам, использования основных, свойственных науке логических принципов: анализа (классификационного, причинного, диалектического) и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, построения научных гипотез и т.д. научный подход к принятию решений не совместим с утилитаризмом, рутиной, случайностью, импровизацией и субъективизмом. 

В последние годы роль социально-психологических методов  усилилась. Это связано с ростом образованности, квалификации работников и общественности в целом, которые  требуют от руководства применения более сложных и тонких методов управления. Сегодня необходимо управлять через установление и проведение целенаправленных коммуникаций с различными группами общественности – с партнерами, средствами массовой информации, с местной и с широкой общественностью, с госструктурами, с финансовыми кругами, с занятыми.

Место социально-психологических  методов очень сильно зависит  от политики руководства.

Список использованной литературы

 

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 2003 г. М.: Инфра-М. 2008. 65 с.
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г // Российская газета. 2003. 8 октября.
  3. Устав муниципального района «Грайворонский район Белгородской области» // www.graivoron.ru
  4. Положение об отделе цен, торговли и защиты прав потребителей управления экономического развития комитета экономического развития, финансов и налоговой политики администрации Грайворонского района // www.graivoron.ru
  5. Программа «Формирование управленческих кадров муниципального района «Грайворонский район» Белгородской области //  www.graivoron.ru
  6. Программа «Стратегии социально-экономического развития Грайворонского района дл 2025 года» // www.graivoron.ru
  7. Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом управления // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 3. С. 11-15.
  8. Бабун Р. Современные проблемы местного самоуправления // Муниципальная власть.  2008.  № 4. С. 48-63.
  9. Балдин К. В. Управленческие решения: теория и технология принятия. М. : Проект, 2004. 299 с.
  10. Балдин К. В. Теоретические основы принятия управленческих решений. М : МОДЭК, 2005. 502 с.
  11. Балынская Н. Р. Специфика информационных рисков в системе муниципального управления // ЧиновникЪ. 2008 . №  1 (53) . С. 28-30.
  12. Баранов А. С. Роль информации в принятии управленческих решений при воздействии внешней неравновесной среды // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008 . №  1. С. 22-24 .
  13. Большаков М. Ю. Новая модель местного самоуправления в России// Право и образование.  2009 . №  2 . С. 166-173 .
  14. Бурова Л. С. Современный менеджмент - на вооружение муниципалитетов: совершенствование системы организации муниципального управления // Российское предпринимательство.  2009 . № 9, вып. 2 . С. 156-160 .
  15. Буряк Ю. И. Формирование управленческих решений в организационных системах на основе моделирования их деятельности // Известия РАН. Теория и системы управления. 2008 . №  1 . С. 158-171.
  16. Бушуева Л. И. Вооружись теорией: теоретико-методологические подходы к изучению информационного обеспечения управленческих решений // Российское предпринимательство. 2008 . №  1. С. 92-97.
  17. Васильев Ю.В. Теория управления.   М.: Финансы и статистика. 2007. 606 с.
  18. Вертакова Ю. В. Управленческие решения: разработка и выбор. - М.: КноРус. 2005. 352 с.
  19. Винокуров В.А. Качество менеджмента - основа современной управленческой парадигмы // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. - №6.  С.9-19.
  20. Воробьев С. Н. Управленческие решения.  М. : Юнити-Дана. 2003. 316  с.
  21. Гаврильчак Н. И. Риск реализации управленческих решений в условиях дефицита финансирования социально-экономических программ // Инновации.  2009. № 5 . С. 87-89.
  22. Гапоненко А.Л. Теория управления.  М.: Издательство РАГС. 2007. 558 с.
  23. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений.  М.: Дело и Сервис. 2005. 543 с.
  24. Горелик О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений.  М. : КноРус. 2007. 269 с.
  25. Гнездова  Ю. Управленческие решения для муниципальных предприятий и образований // Международный сельскохозяйственный журнал.  2007.  № 1. С. 105-106.
  26. Граждан В.Д. Теория управления.  М.: Гардарики, 2006. 416 с.
  27. Грайворонский район Белгородской области / Сост. В.П. Неведомский и др. Белгород: Облтипография. 2008. 60 с.
  28. Дороговцев А. П.. Аутсорсинг в муниципальном управлении // Менеджмент в России и за рубежом. 2008 . № 1 . С. 73-79 .
  29. Жаворонков А В. Роль информации об ориентациях населения в принятии управленческих решений // Вестник РГГУ.  2009 . №  18 : Серия "Управление". С. 106-122.
  30. Зубков Ю.  П. Системы менеджмента качества в государственных и муниципальных организациях // Стандарты и качество.  2009 . № 4 . С. 68-71 .
  31. Кальницкая И. В. Управленческие решения и их роль в управлении предприятием // Управленческий учет.  2009. № 10. С. 12-17.
  32. Карданская Н. Л. Принятие управленческого решения. М: ЮНИТИ. 2008. 450 с.
  33. Лафта Дж. К. Управленческие решения.  М.: Благовест-В. 2004. 303 с.
  34. Лю Шихао. Совершенствование процедуры принятия управленческих решений в области управления персоналом // Экономические науки.  2009 . № 5 .С. 90-93 .
  35. Лукичева Л.И. Управленческие решения.- М. : ОМЕГА-Л. 2006. 383 с.
  36. Макулов В. Ю. Методология анализа управленческих инноваций в условиях современной российской экономики // Инновации.  2008 . №  1. С. 118-120.
  37. Маршалова А. С. Проблемы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований // Регион: экономика и социология.  2009 . № 1 .С. 167-179.
  38. Местное самоуправление. Оценка эффективности работы // Глава местной администрации.  2009 . № 10 . С. 64-74.
  39. Местное самоуправление в России: нынешнее состояние и пути развития // Муниципальная власть. 2008. № 4. С. 39-42.
  40. Михалева О. Л. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия для целей принятия управленческих решений // Управленческий учет.  2009 . № 3 . С. 39-45.
  41. Осыченко Е. В. Негосударственная природа муниципальных нормативно-правовых актов // Государственная власть и местное самоуправление.  2009 . № 8 . С. 3-40 .
  42. Положихина М. А. Качество и эффективность государственного и муниципального управления: Проблемы оценки // Экономические и социальные проблемы России.  2009.  № 2 . С. 133-156 .
  43. Попов М. А. Социальные и информационно-психологические аспекты принятия управленческих решений / М. А. Попов, С. А. Филин // Патентная информация сегодня. - 2009. № 3. С.26-32.
  44. Пронина Л. Некоторые вопросы финансирования полномочий органов местного самоуправления  // Муниципальная власть. 2009.  № 4. С. 12-15.
  45. Рычихина Э. Н.  Необходимость подготовки муниципальных служащих в области управленческого мониторинга // Высшее образование сегодня.  2009. №  9 . С. 32-34 .
  46. Сажнева С. В.  Особенности формирования механизма принятия управленческих решений в условиях рыночных отношений // Экономический анализ: теория и практика.  2009 .№  5 . С. 38-41.
  47. Самостроенко Г. М. Обоснование стратегических управленческих решений, определяющих направление социального, экономического и экологического развития территорий // Управленческий учет.  2009 .№ 7 . С. 19-27 .
  48. Синюк В. Г. Использование информационно-аналитических технологий при принятии управленческих решений .  М.: Экзамен. 2003. 157  с.
  49. Слонов Н. Н. Структурный анализ управленческого решения // Проблемы теории и практики управления.  2009 . № 1 . С. 97-105 .
  50. Смирнов А. Ф.  Пределы административного усмотрения при принятии управленческих решений // Юстиция. 2009 . №  2 . С. 84-88.
  51. Слонов Н. Н. Исследование управленческого решения: модель структуры и методика проведения // Городское управление. 2009 .№ 3 . С. 21-28.
  52. Слонов Н. Управленческое решение: структурная схема // Городское управление. 2008. № 1  С. 37-41.
  53. Сурков А Грайворон сквозь свет веков: [историко-краеведч. очерки]. Грайворон. 2007. 130 с.
  54. Тронин Ю. Н. Управленческие решения.  М.: ЮНИТИ. 2004. 309  с.
  55. Травин В. Любое управленческое решение - с позиции новой социально-экономической ситуации // Управление персоналом.  2009 . № 8 . С. 20-23.
  56. Уколов В. Ф. Теория управления.  М. : Экономика, 2007. 575 с.
  57. Учитель Ю. Г. Разработка управленческих решений. М. : ЮНИТИ, 2007 . 383 с.
  58. Холод А.В. Анализ управленческой культуры в организациях государственного и муниципального управления региона  // Культура: управление, экономика, право. 2009. - № 4.  С. 41 - 44.
  59. Чайковский Д. В. IT для управленческих решений: влияние информационных технологий на принятие управленческих решений // Российское предпринимательство.  2009 . № 7. С. 76-83 .
  60. Шамарова Г.М. Эффективность принятия управленческих решений в системах муниципального управления // Управление персоналом. 2008. № 1. С. 26-30.
  61. Широков А. Оценка деятельности органов местного самоуправления // Муниципальная власть .  2009 . №  3 . С. 78-83.
  62. Широков А. Проблемы формирования методики оценки результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления // Муниципальная власть. 2008.  № 4. С. 71-75.
  63. Щербаков В. Управленческие решения и экономический рост //  Проблемы теории и практики управления.  2002.  № 5.  С.22-26.
  64. Щегорцов В. Управленческое решение: его оценка и эффективность//  Служба кадров и персонал.  2007.  №  1.  С. 32-34.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Вертакова Ю. В. Управленческие решения: разработка и выбор.  М.: КноРус. 2005. С. 20.

2 Слонов Н. Н. Структурный анализ управленческого решения // Проблемы теории и практики управления.  2009 . № 1 . С. 97.

3 Травин В. Любое управленческое решение - с позиции новой социально-экономической ситуации // Управление персоналом.  2009 . № 8 . С. 20.

4 Кальницкая И. В. Управленческие решения и их роль в управлении предприятием // Управленческий учет.  2009. № 10. С. 13.

5 Лукичева Л.И. Управленческие решения.- М. : ОМЕГА-Л. 2006. С.86.

6 Слонов Н. Н. Исследование управленческого решения: модель структуры и методика проведения // Городское управление. 2009 .№ 3 . С. 26.

7 Управление организацией /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 2-е изд., перераб. и доп.  М.: ИНФРА-М. 2008.С. 67

8 Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом управления // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 3. С. 14.

9 Бурова Л. С. Современный менеджмент - на вооружение муниципалитетов: совершенствование системы организации муниципального управления // Российское предпринимательство.  2009 . № 9, вып. 2 . С. 159.

Информация о работе Управлнеческие решения в муниципальном управлении