Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:00, курсовая работа
Цель исследования: разработка программы совершенствования управления земельными ресурсами.
Объектом исследования являются земельные ресурсы в муниципальном образовании.
Предметом исследования – управление земельными ресурсами.
Введение 3
1 Теоретические основы управления земельными ресурсами муниципальных образований 5
1.1 Основные понятия «земельные ресурсы», «управление» и их сущность 5
1.2 Механизмы и инструменты управлению земельными ресурсами 6
1.3 Совершенствование управления земельными ресурсами в России и за рубежом 12
2 Анализ совершенствования управления земельными ресурсами г. Челябинске 19
2.1 Описание объекта и предмета исследования 19
2.2. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей управление земельными ресурсами в городе Челябинске 25
2.3. Анализ тенденций и показателей управления земельными ресурсами 32
3. Совершенствование управления земельными ресурсами в городе Челябинске 36
3.1. SWOT-анализ управления земельными ресурсами 36
3.2 Разработка программы мероприятий по совершенствованию управления земельными ресурсами в городе Челябинске 37
Заключение 40
Приложение 41
Таким образом, анализ зарубежной практики управления земельными ресурсами показывает, что традиционно краеугольным камнем регулирования земельных отношений является проблема частной собственности на землю. Мировой опыт управления земельными ресурсами дает возможность учета существующей методологии при формировании концептуальных основ и экономических механизмов управления земельными ресурсами в условиях становления в России экономики смешанного типа.
Вывод по главе 1: Земля является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость. Основной проблемой управления земельными ресурсами муниципального образования (города) заключается в расстановке приоритетов между тактическими и стратегическими целями управления, т.к. земельные ресурсы могут обеспечивать разовые, но крупные поступления в бюджет, при его остром дефиците, или же наоборот, стабильное, но незначительные по сравнению с предыдущими денежные поступления, «дивиденды» от которых органы местного самоуправления получат через несколько лет. Выбор модели управления, приоритет частной или муниципальной собственности зависит от целей, стоящих перед местной Администрацией.
2 Анализ совершенствования управления земельными ресурсами г. Челябинске
2.1 Описание объекта и предмета исследования
Объектом исследования являются земельные ресурсы г. Челябинска. Схематично их можно представить так (см. рис.3).
Рисунок 3 - Схема объекта исследования
Челябинск – административный центр и самый крупный город Челябинской области.
Анализ данных статической отчетности показывает, что в 2010- 2011 гг продолжалось перераспределение площадей по всем категориям земель, как за счет инвентаризации земельных участков, так и в результате работ, проводимых в рамках ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В большей степени изменения коснулись земель особо охраняемых территорий, объектов и земель лесного фонда [26].
Структура земельного фонда города Челябинска в основном сформирована из земель городских поселений (6815га) – 15 %, земель сельских поселений – 1520 га, 3%, земель промышленности, транспорта и связи радиовещания, режимных объектов - 8300га (19%); водного фонда 9750 га -23 %; и земель с/х использования - 9022га (20%) , земель лесного фонда -5798 га (13 %), и особо охраняемые земли – 3100 га- 7 %.
Рисунок 4. Распределение земельного фонда Челябинска по категориям
Земли поселений. Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий.
На 1 января 2011 года общая площадь земель поселений составила 8335 га, из них городских поселений – 6815 га или (82%), сельских поселений – 1520 га (18%). Площадь земель, отнесенных к этой категории, в этом году уменьшилась на 0,4 тыс. га.
В состав земель, относимых к категории земель поселений, входят как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственные угодья, площадь которых в пределах города составляют 39,1% общей земельной площади, невключенных в данную категорию. Из несельскохозяйственных угодий наиболее значительные площади в структуре земель поселений заняты застройкой 25 %, под дорогами, улицами и площадями находится 9,8% [26].
Земли сельскохозяйственного назначения. На 1 января 2011 г площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 9022 га. К данной категории отнесены земли, предоставленные различным с/х предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.
По сравнению с прошлым годом общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в текущем году уменьшилась на 2,6 тыс. га. Уменьшение произошло за счет уточнения границ муниципальных образований (г. Златоуст), инвентаризации с/х предприятий, за счет увеличения земель лесного фонда по материалам лесоустройства в Брединском районе [26].
Земли лесного фонда. На 1 января 2011 г. площадь земель лесного фонда составила 5798 га. Площадь земель данной категории возросла на 28,7 тыс. га.
На территории города расположены два уникальных бора Челябинский и Каштакский, которые относятся к ценным лесам и являются памятниками природы областного значения и занимают площадь 3853 га.
На территории города располагается 5 парков, 3 городских сада, 128 скверов, 19 бульваров общей площадью 426,72 га.
Видовой состав деревьев и кустарников, используемые для озеленения города сложился исторически. В структуре озеленения преобладают 19 видов из них тополь бальзамический 21,6%, липа мелколистная - 12,6%, клен ясенелистный – 10,6% , береза бородавчатая - 9,3%, ива древовидная 8,1%. На каждого жителя города приходится около 110 кв. м зеленых насаждений.
Таблица
2 - Сравнительные показатели по посадке
зеленых насаждений
Фактическая посадка зеленых насаждений | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
Деревья, тыс.шт. | 8,5 | 3,99 | 4,8 |
Кустарники, тыс.шт. | 37,9 | 11,1 | 7,4 |
Газоны, тыс.кв.м | 321,7 | 98,8 | 246,8 |
Земли особо охраняемых территорий и объектов. В соответствии с действующим законодательством к особо охраняемым территориям относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.
В категорию земель особо охраняемых территорий включены земельные участки, предоставленные заповедникам, паркам, ботаническим садам, санаториям и т.д. Общая площадь земель, отнесенных к данной категории составляет 3100 га .
Утверждена зеленая зона г. Челябинска.
Созданы зоны санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения вокруг: Аргазинского, Араслановского, Брединского, Долгобродского, Шершневского водохранилищ.
Установлены водоохранные зоны рек Челябка, Игуменка, Поганка; озер Смолино, Первое, Синеглазово.
На территории Челябинска находятся санаторий «Увильды», часть Восточно – Уральского государственного природного парка; а также ряд заказников. (рис. 1 Прил 1)
Площадь земель оздоровительного назначения составила 2050 га, рекреационного – 1050 га. В 2011 году площадь особо охраняемых территорий увеличилась на 100 га за счет перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для целей рекреации на основании распоряжений Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области.
Земли водного фонда. К категории земель водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли, выделенные под полосы отвода гидротехнических и иных сооружений, необходимых для использования водных объектов. К этой же категории относят прилегающие к водным объектам земельные участки, предназначенные для обслуживания водохозяйственных сооружений.
По состоянию на 1 января 2011 г. площадь земель водного фонда составила 9750 га. Значительные площади земель, занятые водными объектами, числятся в составе других категорий.
Речная сеть Челябинска состоит из реки Миасс. Длина реки в пределах города 36 км, общая площадь поверхности 220 га. Ширина долины реки достигает 1 км. Гидрографическую сеть бассейна реки Миасс на территории города составляют реки Челябка, Игуменка, Поганка и мелкие ручьи. На территории города расположены озера: Смолино, Первое, Синеглазово.
Земли запаса. Это неиспользуемые земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам. В этой категории присутствуют земельные участки различного целевого назначения, права на которые прекращены или не возникали. В земли запаса в установленном порядке могут переводиться деградированные сельскохозяйственные угодья, а также земли, подверженные радиоактивному и химическому загрязнению и выведенные из хозяйственного использования. В состав земель запаса входят природные массивы, не вовлеченные в хозяйственный оборот, представляющие собой скалы, пески, галечники, болота и т.п.
В 2011г. земли запаса составили 1020 га, из них основную площадь занимают сельскохозяйственные угодья – 950 га.
В этом году категория земель запаса увеличилась на 45 га, за счет уточнения площадей муниципальных образований
Предметом
исследования является управление земельными
ресурсами, схематично его можно представить
так (см. рис. 5).
Рисунок 5 - Схема предмета исследования
Информационно-правовой базой системы управления земельными ресурсами города является государственный земельный кадастр. Ведение земельного кадастра создает возможность учета и контроля за использованием земель города; управления земельными ресурсами города; их экономической оценки и учета стоимости земли; установления обоснованной платы за землю.
Органы местного самоуправления, участвующие в управлении земельными ресурсами, согласно Уставу г. Челябинск включают:
- главу самоуправления города Челябинска - главу администрации города Челябинск;
- представительный орган самоуправления - Челябинское городское собрание депутатов;
- исполнительные органы - администрацию города Челябинск, администрации районов города Челябинск;
- органы территориального общественного самоуправления населения;
- референдумы, общие собрания, сходы, конференции граждан.
Управление земельными ресурсами в г. Челябинск будет рассмотрено ниже.
2.2. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей управление земельными ресурсами в городе Челябинске
Нормативно-правовая база, регламентирующая управление земельными ресурсами в городе Чебоксары представлена Федеральным законодательством, региональным законодательством Челябинской области, а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления города Челябинск (см. таблицу 4 и таблицу 5).
Таблица 4 - Федеральное законодательство и законодательство Челябинской области, регулирующее управление земельными ресурсами в городе Челябинске
Сфера земельных отношений | Государственные основы | |
Федеральное законодательство и законодательство Челябинской области | Полномочия органов местного самоуправления | |
Налоговое регулирование | Земельный кодекс, Налоговый кодекс | Органы местного самоуправления устанавливают порядок исчисления и уплаты земельного налога в соответствии с действующим законодательством. |
Оценочная деятельность | Земельный кодекс, ФЗ
от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности
в Российской Федерации»
Постановление от 5 декабря 2006 г. N 351 «Об установлении цены при продаже земельных участков на территории Челябинской области» |
Органы местного самоуправления имеют право выступать субъектами оценочной деятельности, а также обязательно оценивают земельные участки в случаях, предусмотренных статьей 8 Земельного кодекса РФ. |
Государственный земельный кадастр | Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» | Органы местного самоуправления могут наделяться полномочиями по ведению государственного земельного кадастра. Включение дополнительных сведений о земельных участках в Государственный земельный кадастр является расходным обязательством органов местного самоуправления. |
Изъятие и предоставление земельных участков | Земельный кодекс,
Закон Челябинской области от 28.08.2003, N 171-ЗО « О земельных отношениях» |
Осуществляют изъятие
муниципальных нужд в соответствии
с действующим |
Землеустройство | Земельный кодекс, Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ № 131 от 26.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) | Органы местного самоуправления могут выступать инициаторами проведения землеустройства, а также обеспечивают в пределах муниципального образования рациональное использование земель. Утверждают генеральные планы городского округа, правила землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд. |
Мониторинг земель | Земельный кодекс | Осуществляют мониторинг в целях рационального использования земель |
Муниципальный земельный контроль | Земельный кодекс, ФЗ № 131 от 26.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) | Осуществляют муниципальный земельный контроль |
Приватизация муниципального имущества | Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» | Приватизация осуществляется самостоятельно органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. |
Перевод земель из одной категории в другую | Федеральный закон от 21.12.2004 ( в ред. от 25.12.2009 N 340-ФЗ) № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» | Органы местного самоуправления могут выступать инициаторами перевода земель, а также ходатайствовать об этом. |
Проведение торгов при продаже либо сдаче в аренду земельных участков | Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» | Органы местного
самоуправления проводят торги в
соответствии с действующим |
Информация о работе Управление земельными ресурсами муниципальных образований