Управление земельными ресурсами муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка программы совершенствования управления земельными ресурсами.
Объектом исследования являются земельные ресурсы в муниципальном образовании.
Предметом исследования – управление земельными ресурсами.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы управления земельными ресурсами муниципальных образований 5
1.1 Основные понятия «земельные ресурсы», «управление» и их сущность 5
1.2 Механизмы и инструменты управлению земельными ресурсами 6
1.3 Совершенствование управления земельными ресурсами в России и за рубежом 12
2 Анализ совершенствования управления земельными ресурсами г. Челябинске 19
2.1 Описание объекта и предмета исследования 19
2.2. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей управление земельными ресурсами в городе Челябинске 25
2.3. Анализ тенденций и показателей управления земельными ресурсами 32
3. Совершенствование управления земельными ресурсами в городе Челябинске 36
3.1. SWOT-анализ управления земельными ресурсами 36
3.2 Разработка программы мероприятий по совершенствованию управления земельными ресурсами в городе Челябинске 37
Заключение 40
Приложение 41

Файлы: 1 файл

Управление земельными ресурсами муниципальных образований.doc

— 515.00 Кб (Скачать)

3. Совершенствование  управления земельными  ресурсами в городе  Челябинске

3.1. SWOT-анализ управления земельными ресурсами

     На  основе проведенного анализа в главах 1 и 2 были выявлены основные факторы внешней и внутренней среды, представленные в таблице 8.

Таблица 8 – SWOT-анализ управления земельными ресурсами в городе Челябинске

  Возможности Угрозы 
Увеличение  налоговых поступлений в бюджет.

Развитие неосвоенных  территорий

Высокая стоимость освоения новых земельных участков.

Незаинтересованность  инвесторов в освоении территории конкретного  муниципального образования

Сильные стороны Большое количество неосвоенных земельных участков.

Наличие участков с высоким инвестиционным потенциалом.

Разработан Генеральный  план города

Формирование  системы гибкого регулирования  стоимости земельных участков.

Совершенствование методики расчета стоимости земельных  участков.

Снижение стоимости  неосвоенных земельных участков.

Разработка инвестиционных паспортов для каждого престижного земельного участка.

Слабые  стороны Неплатежеспособность  собственников и арендаторов  земельных участков.

Нерациональное  использование земель.

Формирование  системы размещения типов производств  в соответствии с престижностью  участка.

Разработка система  санации за нерациональное использование  земель.

Организация процесса выявления и взимания недоимок.

Формирование  подробного инвестиционного паспорта территории.

Разработка системы  проверки потенциальных собственников  или арендаторов земельных участков.

 

     На  основе предложенных мероприятий в  таблице 7 можно построить дерево целей и составить программу  совершенствования управления земельными ресурсами в городе Челябинске.

3.2 Разработка программы  мероприятий по  совершенствованию  управления земельными ресурсами в городе Челябинске

     Дерево  целей совершенствования управления земельными ресурсами в городе Челябинске представлено на рисунке 7.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 7 – Дерево целей совершенствования эффективности управления земельными ресурсами

     Анализ  состояния управления земельными ресурсами  в городе Челябинск показал, что в городе  неэффективно используется такой мощный ресурс как земля, как в качестве основополагающего фактора территориального развития – об этом свидетельствуют: большая доля неосвоенных в городе земель, так и в качестве ресурса, обеспечивающего налоговые и неналоговые поступления в бюджет муниципального образования – в связи с наличием недоимок по уплате земельного налога. Поэтому актуально разработать программу главной целью, которой будет совершенствование системы управления для территориального развития и увеличения налоговых поступлений в бюджет.

     Достижение  цели территориального развития предполагается за счет привлечения инвесторов и  стимулирования рационального использования земельных участков по целевому и функциональному назначению.

     Достижение  цели увеличения налоговых поступлений  в бюджет предполагается за счет повышения  эффективности управления престижными  территориями и формирования системы  взимания и предотвращения недоимок по уплате аренды и земельного налога.

     Название  программы «Совершенствование системы  управления земельными ресурсами в  городе Челябинске 2012-2015гг.».

     План  мероприятий программы представлен  в таблице 8.

Таблица 9 – План программных мероприятий 

  Мероприятие Сроки Ответственные Ресурсы
1 Завершение  формирования земельного кадастра муниципального образования. 2012гг. КУМИ Местный бюджет
2 Совершенствование методики расчета стоимости земельных  участков. 2012гг. КУМИ Местный бюджет
3 Расчет стоимости  каждого земельного участка 2012гг. КУМИ Местный бюджет
4 Формирование  системы гибкого регулирования  стоимости земельных участков. 2012гг. КУМИ Местный бюджет
5 Снижение стоимости  неосвоенных земельных участков. 2013гг. КУМИ Местный бюджет
6 Разработка  инвестиционных паспортов для каждого  престижного земельного участка  и неосвоенного земельного участка 2013гг. Центр градостроительства и землеустройства Местный бюджет
7 Формирование  подробного инвестиционного паспорта территории. 2013гг. Центр градостроительства и землеустройства, Отдел экономики Местный бюджет
8 Организация плана  содействия инвесторам в соответствии с действующим законодательством 2014гг. Отдел экономики Местный бюджет
9 Разработка  системы проверки потенциальных  собственников или арендаторов земельных участков. 2014гг. Управление  земельных ресурсов и землеустройства Местный бюджет
10 Организация процесса выявления и взимания недоимок 2014гг. Управление  земельных ресурсов и землеустройства Местный бюджет
11 Разработка система санации за нерациональное использование земель. 2014гг. Управление  земельных ресурсов и землеустройства Местный бюджет
 

     Механизм  реализации Программы. Комитет управления муниципальным имуществом (КУМИ) завершает формирование земельного кадастра и формирует систему гибкого ценового регулирования земельных участков, передает эту информацию в Центр землеустройства и градостроительства. Управление  центр градостроительства и землеустройства совместно с Отделом экономики на основе Генерального плана и переданной информации составляет инвестиционный паспорт каждого участка, и комплексный инвестиционный паспорт территории (подробный). Управление земельных ресурсов и землеустройства реализует мероприятия по повышению эффективности использования земельных участков отдельно.

     Программа реализуется в три этапа. На первом этапе (2012г.) ответственный за реализацию начальник КУМИ, на втором этапе (2013г.) ответственный за реализацию начальник Центра градостроительства и землеустройства. На третьем этапе (2014г.) ответственный за реализацию начальник Управления земельных ресурсов и землеустройства. Координацию осуществляет первый заместитель главы города по промышленности и городскому хозяйству.

     Показателями  эффективности реализации программы  будут:

  1. Увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет от использования муниципальных ресурсов.
  2. Увеличение инвестиций в строительство.

     Реализация  предлагаемых мероприятий будет  способствовать увеличению поступлений  в местный бюджет от использования  земельных ресурсов. От реализации предлагаемых мероприятий предполагается также привлечение инвесторов и увеличение инвестиций в строительство, и соответственно развитие сопутствующих видов производств. От использования земель по целевому и функциональному назначению предполагается оздоровление экологии в городе.

Заключение

     В ходе исследования были изучены основные подходы к определению земельных  ресурсов, что позволило определить ценность земельных ресурсов как  места проживания людей, и как  основного источника доходов  местных бюджетов, что позволяет сделать вывод о необходимости формирования особой системы управления земельными ресурсами. А приведенные подходы к определению управления позволяют понять, что будет лежать в основе системы управления земельными ресурсами.

     Изучение теоретических подходов к управлению земельными ресурсами позволило вывить основных участников управления земельными ресурсами, цели, принципы и методы управления, а отечественный и зарубежный опыт позволяет избегать ошибок при формировании системы управления земельными ресурсами.

     В результате анализа системы управления земельными ресурсами в городе Челябинске были выявлены сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, влияющие на систему управления. К сильным сторонам можно отнести большое количество неосвоенных земельных участков, наличие участков с высоким инвестиционным потенциалом, наличие Генерального плана города. К слабым сторонам: неплатежеспособность собственников и арендаторов земельных участков, нерациональное использование земель. К возможностям можно отнести: увеличение налоговых поступлений в бюджет, развитие неосвоенных территорий , к угрозам: высокую стоимость освоения земельных участков, незаинтересованность инвесторов в освоении территории конкретного муниципального образования.

     В результате проведенного анализа была предложена программа по повышению  эффективности системы управления земельными ресурсами на 2012 – 2014 гг.

Приложение

Приложение 1 
 
 
 

 
 

Рисунок 1 – Особо охраняемые территории челябинской области,  
в т.ч. г. Челябинск

Список использованных источников

 
     
  1. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст] : [принят Гос. Думой 28 сентября 2001 года: по состоянию на 25 октября 2001 года]. – КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/ свободный.
  2. Комплексная программа социально-экономического развития г.Челябинска. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/ свободный.
  3. Устав г. Челябинск (в ред. Решений Челябинского городского Собрания депутатов от 11.09.96, от 17.03.97 N 28, от 03.04.97 N 43, от 16.10.97 N 103) Режим доступа: http://protown.ru/russia/city/articles/articles_1493.html свободный
  4. Антюганов С.В., Аратский Д.Б. и др. Системно-концептуальные подходы к управлению собственностью в нижегородской области: Опыт и перспективы. - Н.Новгород, ГИПП Нижполиграф, 2005. - 256с.
  5. Аратский Д.Б. Экономические модели управления земельными ресурсами на региональном уровне [Текст] / Д.Б. Аратский. - Н.Новгород,ВВАГС,1998. - 195с.
  6. Артеменко Т.В.,Севастьянов А.В. Экономика недвижимости [Текст]: учеб. Пособие / Т.В. Артеменко, А.В. Севастьянов. - М.: ГУЗ,2007 -127с.
  7. Варламов А.А., Комов Н.В. Государственное регулирование земельных отношений [Текст]: Учебник для вузов / А.А. Варламов, Н.В. Комов. - М.: Колос.2000. - 264с.
  8. Горемыкин В.А. Экономика недвижимости [Текст]: Учебник /В.А. Горемыкин. - М.:Маркетинг,2002. - 804с.
  9. Григорьев В.В., Острина И.А. Управление муниципальной недвижимостью [Текст]: Учебно-практ. Пособие / В.В. Григорьев. - М.Дело,2008. - 704с.
  10. Гровер Р., Соловьев М. Управление недвижимостью [Текст] / Р.Гровер, М. Соловьев. - М. Высшая школа приватизации и предпринимательства,2001.
  11. Козбаненко В.А. Государственное управление, основы теории и организации [Текст] : учебное пособие в 2-х томах / В.А. Козбаненко. – М. – Статус. – 2008. – 366с.
  12. Колесник А. Особенности муниципальной земельной политики в России и за рубежом [Текст] / А.Колесник. Муниципальная экономика. – 2009. - № 5. – С. 28-33.
  13. Комов Н.В. Управление земельными ресурсами России [Текст]: Справочное пособие / Н.В. Комов. - М.РУССЛИТ,1995. - 302с.
  14. Костецкий В.А. Оценка земельных ресурсов в России [Текст] / В.А. Костецкий - СПб., Изд-во СПбУЭФ,1998.
  15. Кухтин П.В., Левов А.А., В. Ю. Морозов В.В.  Управление земельными ресурсами [Текст] / П. В. Кухтин, А. А. Левов, В. Ю. Морозов и др. – СПБ: «Питер»– 2009. – 348с.
  16. Левин А. Земельные ресурсы как объект муниципального управления [Текст] / А.Левин // Проблемы теории и практики управления. – 2008. - № 4. – С. 62-65.
  17. Левин А. Концепция эффективного управления земельными ресурсами муниципалитета [Текст] / А.Левин // Проблемы теории и практики управления. – 2006. - № 3. – С. 58-63.
  18. Муниципальный менеджмент \под ред. Морозовой Т.Г. [Текст] -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1997.
  19. Пасенкова Т. Основные направления земельно-имущественного менеджмента и их рыночно-институциональная специфика [Текст] / Т.Пасенкова. //Муниципальная экономика. – 2004. - № 10. – С. 45-50.
  20. Руднев А.В. Управление земельными ресурсами муниципального образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / Режим доступа:  http://vasilievaa.narod.ru/mu/stat_rab/books/UZR_MO/UZR_MO2.htm\
  21. Система муниципального управления [Текст]/ Под ред. В.Б. Зотова. СПБ– «Питер», 2007 г.
  22. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. [Текст] / Э.А. Уткин, А.Ф.Денисов– М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «Экмос»,2001.
  23. Черняк А. В. Оценка городской недвижимости. [Текст] / А.В. Черняк— М.: РДЛ, 1996.
  24. Шумянкова Н.В. Муниципальное управление. [Текст] / Н.В. Шумянкова - М.: «Экзамен», 2002.
  25. Эккерт Д. Оценка земельной собственности. [Текст] / Д.Эккерт — Красногорск: Красная гора, 1993.
  26. Инвестзем.ру [Электронный ресурс] информационно-аналитический портал – Рассказова Анна/ Опыт управления земельными ресурсами в зарубежных странах. Режим доступа: http://www.investzem.ru/landcadastre/stock/registration_49.html свободный.
  27. Министерство экономического развития Челябинской области http://www.econom-chelreg.ru/
  28. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Челябинской области [Электронный ресурс] : официальный сервер органов государственной власти. – Режим доступа: http://chelstat.gks.ru/default.aspx свободный.

Информация о работе Управление земельными ресурсами муниципальных образований