Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:00, курсовая работа
Цель исследования: разработка программы совершенствования управления земельными ресурсами.
Объектом исследования являются земельные ресурсы в муниципальном образовании.
Предметом исследования – управление земельными ресурсами.
Введение 3
1 Теоретические основы управления земельными ресурсами муниципальных образований 5
1.1 Основные понятия «земельные ресурсы», «управление» и их сущность 5
1.2 Механизмы и инструменты управлению земельными ресурсами 6
1.3 Совершенствование управления земельными ресурсами в России и за рубежом 12
2 Анализ совершенствования управления земельными ресурсами г. Челябинске 19
2.1 Описание объекта и предмета исследования 19
2.2. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей управление земельными ресурсами в городе Челябинске 25
2.3. Анализ тенденций и показателей управления земельными ресурсами 32
3. Совершенствование управления земельными ресурсами в городе Челябинске 36
3.1. SWOT-анализ управления земельными ресурсами 36
3.2 Разработка программы мероприятий по совершенствованию управления земельными ресурсами в городе Челябинске 37
Заключение 40
Приложение 41
В результате анализа действующего российского законодательства можно прийти к выводу, что органы местного самоуправления могут участвовать в земельных отношениях в двух качествах:
- как регуляторы земельных отношений в отношении земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории (в этих случаях их акты имеют властный, административный характер);
- как собственники земель, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении (в этом случае они действуют на равных началах с иными участниками земельных отношений - физическими и юридическими лицами). В последнем случае на органы местного самоуправления как собственника земельных участков налагаются обязанности по организации рационального использования и охраны земель. Полномочия органов местного самоуправления как властного органа в сфере охраны земель можно разделить на несколько групп. Во-первых, органы местного самоуправления вправе разрабатывать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Во-вторых, согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют отнесение земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, к различным категориям и перевод их из одной категории в другую в порядке, предусмотренном федеральными законами. В-третьих, органы местного самоуправления вправе осуществлять муниципальный контроль за соблюдением правового режима земель в зависимости от их целевого назначения. В-четвертых, органы местного самоуправления вправе своими решениями осуществлять консервацию земель с изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель в порядке, предусмотренном Правительством РФ. В-пятых, органы местного самоуправления вправе осуществлять экономическое стимулирование охраны земель в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Согласно ч. 1 ст. 11 ЗК РФ органы местного самоуправления обладают полномочиями в области градостроительства, а именно устанавливают с учетом требований законодательства РФ правила землепользования и застройки территории городских и сельских поселений. Федеральный закон от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. Федерального закона от 9.05.2005 г. N 45-ФЗ), Федеральный закон от 23.02. 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. от 9.05. 2005 г. N 45-ФЗ) предусматривают полномочия муниципальных органов власти по созданию особо охраняемых природных территорий местного значения.
Федеральные законы закрепляют общие положения о полномочиях муниципальных органов в сфере земельных отношений. Представляется обоснованным закрепить в Земельном кодексе РФ и других федеральных законах, регламентирующих смежные земельным правоотношения, соответствующие обязательные полномочия органов местного самоуправления и полномочия, которые могут быть переданы дополнительно в порядке наделения отдельными государственными полномочиями, тем самым установить единые (базовые) правовые основы определения полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Основными актами города Челябинска в области управления земельными отношениями являются Устав города Челябинска, Генеральный план города и Основные правила землепользования (см. таблицу 4).
Таблица
5 Нормативно-правовые акты органов местного
самоуправления города Челябинска по
вопросу управления земельными ресурсами
НПА | Цели | Функции | Методы |
Устав города Челябинска | Организация местного самоуправления в города Челябинске | Организация | Административные |
Основные правила землепользования | Устанавливают формы и методы управления земельными ресурсами города Челябинска, определяют общественные отношения между органами государственной власти, органами городского самоуправления, юридическими лицами и гражданами по вопросам владения, пользования, распоряжения землей и направлены на осуществление экономико-правового регулирования земельных отношений в городе. | Организация, контроль, регулирование, стимулирование | Административные, экономические (налогообложение, оценка) |
Генеральный план | Формирование долгосрочной стратегии градостроительного развития, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое, пространственное и инфраструктурное развитие городской среды. | Организация, планирование | Административные, экономические |
Комплексная
программа социально- |
Устойчивое развитие | Планирование, организация | Административные, экономические |
Положение Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 20 октября 2009 г. N 777«Об установлении земельного налога за земли на территории Южноуральского городского округа на 2010 год» (вместе с «Положением об установлении земельного налога за земли на территории Южноуральского городского округа на 2010 год») | Продление налоговых льгот на земельный налог субъектам малого и среднего предпринимательства | Организация | Стимулирование |
Закон Челябинской области от24 апреля 2008 года N 257-ЗО «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» | Устанавливает порядок пределения размера арендной платы, условия и сроки за использование земельных участков | Планирование, организация | Административные, экономические |
Соглашение
Администрации Челябинской |
устанавливает формы и методы управления земельными ресурсами города Челябинска | Планирование, организация | Административные, экономические |
Генеральный план содержит в себе основные направления развития города, реализацию которых предполагает Комплексная программа социально-экономического развития. В целом можно говорить о том, что механизм управления развитием территории является вновь созданным, поэтому оценить его не представляется возможным.
Таким образом, анализ нормативно-правовой базы показал, что проблемой федерального законодательства является то, что остается открытым вопрос о регулировании вновь переданных полномочий органам местного самоуправления. Из нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Челябинска видно, что земельная политика направлена на развитие территории, тому свидетельствует установление налоговых льгот субъектам малого и среднего предпринимательства.
2.3. Анализ тенденций и показателей управления земельными ресурсами
Деятельность
органов местного самоуправления по
управлению земельными ресурсами отнесены
к сфере повышению
Таблица 6 Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления города Челябинска по повышению инвестиционной привлекательности города.
Показатель | Измеритель | 2009 | 2010 |
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, всего | гектаров | 242,92 | 40,4261 |
в том числе: | |||
для жилищного строительства,
индивидуального жилищного |
гектаров | 30 | 20,4601 |
для комплексного освоения в целях жилищного строительства | гектаров | 49,35 | 0 |
Доля
площади земельных участков, являющихся
объектами налогообложения |
% | 15,2 | 55,4 |
Средняя продолжительность периода с даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до даты получения разрешения на строительство | дней | 654 | 10 |
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию: | гектаров | 158,21 | 136,5 |
объектов
жилищного строительства, в том
числе индивидуального |
гектаров | 153,2 | 130 |
иных объектов капитального строительства - в течение 5 лет | гектаров | 5,01 | 6,5 |
Показатели таблицы 6 свидетельствуют о том, что органы местного самоуправления города Челябинска в течении двух лет повысили эффективность деятельности в сфере управления земельными ресурсами – увеличение доли земельных участков, являющихся объектами налогообложения, в три раза, благодаря том, что в 2010 году завершилось составление Государственного земельного кадастра. Кроме того, ускорился процесс документооборота в сфере управления земельными отношениями, причем в 60,5 раз, благодаря тому, что разработан и утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче технических условий для разработки проектной документации, который определяет сроки и последовательность действий Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Челябинска при предоставлении указанной муниципальной услуги.
О том, что повысилась эффективность управления земельными ресурсами в городе Челябинске, также свидетельствует доходная часть бюджета города по земельному налогу и арендной плате с земельных участков (см. таблица 7).
Таблица 7 - Земельный налог и арендная плата (тыс.руб.)
2008 | % | 2009 | % | 2010 | % | |
Всего доходы | 11316793,7 | 100 | 15114469,2 | 100 | 15060568,5 | 100 |
Земельный налог | 939331 | 8,3 | 937920 | 6,2 | 1226778 | 8,1 |
Арендная плата | 453800 | 4,0 | 779911 | 5,1 | 932027 | 6,1 |
Рисунок 6– Динамика земельного налога и арендной платы
Из таблицы 7, рис. 6 видно, что в 2010 году по сравнению 2008 доля земельного налога в структуре доходов уменьшилась (что возможно в связи с введением льгот по земельному налогу для субъектов малого и среднего предпринимательства), арендная плата за пользование земельными участками в течении трех лет выросла на 2,1%.
В целом приведенные показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления города Челябинска в таблице 6 и 7 не дают возможность полностью оценить эффективность деятельности органов, так как не отражают все аспектов управления земельными ресурсами в целях развития территории и при условии соблюдения принципов управления земельными ресурсами. В последнем случае примером отсутствия показателей по принципу гласности управления земельными участками отсутствует показатель участия граждан и общественных организаций в процессе управления. А также отсутствует измеритель достижения генеральной цели управления земельными ресурсами – динамика привлеченных за счет управления инвестиций в город.
Основной проблемой управления земельными участками в г. Челябинске является обеспечение полноты поступлений в бюджет со стороны землевладельцев и землепользователей налога на землю и арендной платы. Недостатком деятельности органов местного самоуправления является то, что не органы местного самоуправления, а сами юридические лица – собственники земельных участков, должны исчислять земельный налог. То есть одним из направлений деятельности органов местного самоуправления должно быть выявление и взыскание недоимок с юридических лиц – землевладельцев.
Еще
одним направлением должно быть стимулирование
рационального землепользования и
повышение эффективности
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент в Челябинске отсутствует адекватная полномочиям органов местного самоуправления система показателей оценки эффективности деятельности по управлению земельными ресурсами. А в рамках повышения эффективности управления земельными ресурсами Администрацией города разрабатываются и устанавливаются регламенты оказания той или иной услуги в сфере управления земельными ресурсами, что делает «ощутимой» деятельность органов местного самоуправления. Однако такие регламенты разработаны не для всех услуг.
Вывод по главе 2: основной угрозой внешней среды в сфере управления земельными ресурсами является существующая возможность передачи органам местного самоуправления тех или иных государственных полномочий, ранее не переданных органам местного самоуправления, что вызовет снижение качества оказания этих услуг на время организации процесса оказания услуг. К слабым сторонам относится отсутствие адекватной системы показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и не полный перечень регламентов по услугам в сфере управления земельными ресурсами. К сильным сторонам относится сформированная политика управления земельными ресурсами, а именно цели, задачи, направления, мероприятия. А также к сильным сторонам можно отнести наличие регламентов предоставления некоторых услуг, за счет которых показатели эффективности предоставления выросли.
Информация о работе Управление земельными ресурсами муниципальных образований