Полномочия органов местной власти реализации государственного населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - определить полномочия органов местной власти реализации государственного населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить понятие, принципы и функции муниципального самоуправления в России;
- рассмотреть взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- дать общий анализ правовых основ наделения полномочиями;
- уточнить проблемы наделения полномочиями.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….4
1 Институт Местного самоуправления……………………………….5
1.1 Местное самоуправления в РФ: понятия и принципы…………..5
1.2 Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления………………………7
2 Наделение органов местного самоуправления государственных полномочий…………………………………………12
2.1 Наделение полномочий сущность, формы, принципы…………...12
2.2 Процессы наделения государственными полномочиями…………15
2.3 Проблемы наделения полномочиями………………………………..16
3 Наделения местных органов власти государственными полномочиями в сфере здравоохранение……………….
3.1 Наделения полномочиями местных органов власти в сфере образования……………………………………………….
3.2 Полномочия в сфере культуры……………………………………
3.3 Культурно массовые мероприятия. Музеи……………………….
3.4 Опека и попечительство…………………………………………….
3.5 Социальная поддержка населения………………………………...

Файлы: 1 файл

моя курсавая 2 2 2 2.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Введение

 

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших  институтов современного общества. Президент  России В.В. Путин обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства – «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху».

Конституция Российской Федерации 1993 года признала местное  самоуправление, за прошедшее время  были созданы законодательные основы местного самоуправления (принятие Федеральных законов в 1995 и 2003 гг.), сформирована его финансово-экономическая база, накоплен огромный общественно-политический опыт работы муниципальных образований.

Новый подход к  государственному устройству России поставил и значительное число новых вопросов. Недостаточная урегулированность взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления относится к числу наиболее сложных проблем формирования государственного устройства Российской Федерации, соответствующего требованиям действующей Конституции РФ. В рамках проблем одним из самых серьезных и актуальных является вопрос реализации органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, которые, наряду с вопросами местного значения, и формируют компетенцию муниципальной власти в Российской Федерации.

Смоделированная система разграничения полномочий была осуществлена под минимальные  возможности территориального экономического развития. Поэтому тип муниципальных  образований – поселение - получил тот объем полномочий, который должны ресурсно обеспечить самые небольшие сельские поселения. Вместе с тем, российская действительность значительно разнообразнее выстроенной схемы: в разряд поселений попадают как маломощные сельские поселения, так и достаточно развитые сельские поселки и города, и даже крупные, экономически развитые города. Ограниченный перечень полномочий порождает серьезные конфликты из-за сужения возможностей органов местного самоуправления развитых поселений решать вопросы местного значения, а также из-за объектов муниципальной собственности, которой данные муниципальные образования обладали в полном объеме по Федеральному закону.

Цель курсовой работы - определить полномочия органов местной власти реализации государственного насиления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

                   - выявить понятие, принципы и функции муниципального самоуправления в России;

      - рассмотреть взаимодействие органов  государственной власти и органов местного самоуправления;

      - дать общий анализ правовых основ наделения полномочиями;

      - уточнить проблемы наделения полномочиями.

 

 

 

 

 

1 Институт местного самоуправления

 

 

 1.1 Местное самоуправление  в РФ: понятие и принципы 

 

Термин «местное самоуправление» впервые получил юридическое закрепление в Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г. Согласно данному Закону местное самоуправление должно было осуществляться в границах административно-территориальных единиц, а в качестве основы местного хозяйства закреплялась коммунальная собственность.

До Конституции 1993г. органы местного самоуправления рассматривались  в качестве органической части системы  государственной власти. С принятием  Конституции РФ, определившей роль местного самоуправления в системе управления делами государства как способа и формы народовластия на муниципальном уровне, утвердились современные конституционные основы местного самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приводит следующее определение: «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Органы местного самоуправления осуществляют ту разновидность  публичной власти, которая носит  название местной или муниципальной. Муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти. Эти признаки не столько подчеркивают государственные начала местной власти, сколько отражают ее публичный характер. Тем не менее, муниципальная власть - отнюдь не разновидность публичной власти. Муниципальная власть - это власть особого рода, которая от государственной власти отличается следующими признаками:

-   территориальной ограниченностью;

-   более широким спектром форм непосредственной демократии;

-   более мягкой системой принуждения в местном самоуправлении;.

-   законодательным ограничением прав местной власти со стороны государства;

-   подконтрольностью государству реализации передаваемых органов муниципального самоуправления отдельных государственных полномочий;

-   преобладанием в сфере полномочий муниципального самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной.

Так как местное  самоуправление является одним из способов реализации публичной власти в Российской Федерации, нельзя говорить о том, что местное самоуправление - это лишь разновидность государственной власти. Местное самоуправление функционирует на основе определенных принципов, характерных только для системы местного самоуправления, позволяющие говорить о ее единстве и уникальности:

- самостоятельности;

- ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением муниципального образования, государством и юридическими лицами;

 Под самостоятельностью  в российском законодательстве  понимается, во-первых, организационная  самостоятельность органов местного самоуправления. Данное положение закреплено в конституционном требовании: «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Во-вторых, население муниципального образования самостоятельно в определении структуры собственных органов местного самоуправления. В-третьих, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В-четвертых, понятие самостоятельности предполагает экономическую самостоятельность. Она обеспечивается прежде всего наличием муниципальной собственности. Финансовую самостоятельность местного самоуправления обусловливает наличие местного бюджета, внебюджетных фондов, местные налоги и сборы, право органов местного самоуправления на участие в кредитных отношениях.

 Ответственность - неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществление или ненадлежащее осуществление своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм. Выделяют ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством - один из видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, который, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:

1   Ответственность органов и должностных лиц МСУ в случае нарушения ими Конституции РФ, Федеральных законов, законов субъекта РФ, уставов муниципального образования. Формой проявления данного вида ответственности является досрочный роспуск представительного органа МСУ, досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования;

2 Ответственность органов и должностных лиц МСУ за невыполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий, которыми они были наделены в соответствии с законодательством. Формой проявления данного вида ответственности может быть лишение ОМСУ отдельных государственных полномочий, наложение на должностных лиц МСУ мер дисциплинарного взыскания.

Ответственность органов и должностных лиц  местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия  населения. Формой проявления данного вида ответственности может быть отзыв депутата представительного органа местного самоуправления или выборного должностного лица; досрочное прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в случае совершения органами и должностными лицами местного самоуправления действий, причиняющих имущественный или иной ущерб физическим и юридическим лицам. Формой проявления данного вида ответственности может быть признание судом недействительности решений, принятых органами и должностными лицами местного самоуправления и возложение на них обязанности возместить причиненный ущерб.

В процессе осуществления  органами государственной власти и органами местного самоуправления своей компетенции между ними неизбежно происходит взаимодействие. Взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления, как правило, определяют как совокупность организационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение как общегосударственных, так и местных задач.

 

 

1.2 Взаимодействие  органов государственной власти  и органов местного самоуправления

 

Взаимоотношения между государственными органами и  органами местного самоуправления строятся на следующих принципах:

-   принцип единства целей и задач в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в реализации общегосударственных интересов;

-   принцип всесторонней государственной поддержки осуществления и развития МСУ;

-   принцип разграничения предметов ведения и полномочий между ОГВ и МСУ;

-   принцип самостоятельности осуществления своих полномочий в области МСУ населением, органами и должностными лицами муниципальных образований;

-   принцип невмешательства ОГВ в компетенцию ОМСУ;

-   принцип солидарности, взаимодействия и сотрудничества при обеспечении прав и свобод человека и гражданина; при реализации общегосударственных интересов;

-   принцип субсидиарности при осуществлении ОМСУ минимальных государственных социальных стандартов и переданных им отдельных государственных полномочий;

-   принцип взаимной гласности и информированности;

-   принцип взаимного контроля;

- принцип разрешения коллизий путем согласительных процедур либо обжалования в судебном порядке;

- принцип взаимной ответственности;

- принцип детальной правовой регламентации общественных отношений, возникающих в процессе взаимодействия;

- принцип гласности;

- принцип целесообразности и соблюдения общегосударственных интересов;

- принцип равноправия муниципальных образований;

- принцип недопустимости ущемления интересов других муниципальных образований;

- принцип обеспеченности ресурсами при реализации собственных функций и отдельных переданных государственных полномочий.

Данные принципы при применении их в совокупности признаны способствовать эффективной реализации государственной политики в области местного самоуправления и развитию демократических основ государства.

Органы государственной  власти Российской Федерации и субъектов  РФ наделены полномочиями в сфере местного самоуправления. По этим полономочиям:

1   Определение общих принципов организации МСУ.

2   Правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов прав, обязанностей и ответственности ФОГВ и их должностных лиц, ОГВ субъектов и их должностных лиц в области МСУ.

3  Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, ОМСУ и должностных лиц МСУ по решению вопросов местного значения.

4   Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности ОМСУ и должностных лиц МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми ОМСУ наделены федеральными законами.

Осуществление исполнительно-распорядительных и  контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Полномочия  органов государственной власти субъектов в области местного самоуправления в целом аналогичны полномочиям федеральных органов государственной власти, в частности, к ним относятся:1

1   Правовое регулирование вопросов организации МСУ в субъектах в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

2   Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности субъектов и их должностных лиц в области МСУ в случаях и порядке, установленных федеральными законами.

3   Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности  МСУ и должностных лиц по предметам ведения субъектов, а также в пределах полномочий субъектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов.

4   Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности МСУ и должностных лиц при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми МСУ наделены законами субъектов.

Кроме указанных  основных полномочий органов государственной  власти в области местного самоуправления Федеральному закону закрепил за органами государственной власти субъекта РФ целый комплекс иных функций.

Информация о работе Полномочия органов местной власти реализации государственного населения