Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа
Цель курсовой работы - определить полномочия органов местной власти реализации государственного населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить понятие, принципы и функции муниципального самоуправления в России;
- рассмотреть взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- дать общий анализ правовых основ наделения полномочиями;
- уточнить проблемы наделения полномочиями.
Введение……………………………………………………………….4
1 Институт Местного самоуправления……………………………….5
1.1 Местное самоуправления в РФ: понятия и принципы…………..5
1.2 Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления………………………7
2 Наделение органов местного самоуправления государственных полномочий…………………………………………12
2.1 Наделение полномочий сущность, формы, принципы…………...12
2.2 Процессы наделения государственными полномочиями…………15
2.3 Проблемы наделения полномочиями………………………………..16
3 Наделения местных органов власти государственными полномочиями в сфере здравоохранение……………….
3.1 Наделения полномочиями местных органов власти в сфере образования……………………………………………….
3.2 Полномочия в сфере культуры……………………………………
3.3 Культурно массовые мероприятия. Музеи……………………….
3.4 Опека и попечительство…………………………………………….
3.5 Социальная поддержка населения………………………………...
- государственной регистрации актов гражданского состояния;
- лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;
- лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов;
- лицензирования образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений;
- назначения и выплаты компенсационных выплат;
- ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;
- медико-социальной экспертизы;
- установления значений отдельных корректирующих коэффициентов для расчета единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- порядка пользования отдельными природными ресурсами;
- формирования
и организации деятельности
Передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления допустима в тех случаях, когда последние способны более эффективно их реализовать. В законах субъектов РФ чаще всего указывают следующие основания прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий:
- истечение срока, на который были переданы указанные полномочия;
- признание субъекта Федерации нецелесообразности дальнейшего осуществления полномочий, в том числе из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения отдельных государственных полномочий;
- невозможность обеспечения ранее переданных государственных полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами;
- систематическое нарушение законодательства при реализации переданных государственных полномочий;
- неоднократные обращения и жалобы физических и юридических лиц на ненадлежащее осуществление переданных государственных полномочий;
- принятие федерального нормативного акта, изменяющего правовое регулирование в данной сфере;
- отказ от дальнейшей реализации полномочий.
Таким образом, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется на основе следующих принципов:
- осуществление данной процедуры только посредством закона;
- соразмерность передаваемых государственных полномочий возможностям муниципального образования;
- материально-финансовая обеспеченность передаваемых государственных полномочий;
- контроль со стороны государства за осуществлением отдельных переданных государственных полномочий.
Передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления позволяет решить ряд задач, актуальных не только для муниципальных образований, но и для региона, государства в целом:
- содействие децентрализации государственной власти, развитию самоуправленческих начал в жизни общества;
- обеспечение участия народа в осуществлении властных полномочий и отношений;
- повышение эффективного реагирования на разнообразные интересы и устремления местных сообществ, отдельных граждан;
- осуществление более качественного и компетентного руководства социальными процессами, процессами принятия и осуществления управленческих решений, реализации задач местного значения;
- создание рычагов более гибкого реагирования на требования, формулируемые характером переходного этапа в стране.
2.2 Процесс наделения государственными полномочиями
Процесс наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями должен соответствовать следующим основным требованиям, определенным в пунктах Федерального закона:
1 Осуществляется только в соответствии с федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, но при условии, что второй не противоречит первому по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
2 Распространяется только на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
3 Может предусматривать неограниченный либо определенный срок действия.
4 Предусматривает финансовое обеспечение только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а также право органов местного самоуправления дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.
5 Соответствующие положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации вводятся в действие ежегодно соответствующими законами о бюджете на очередной финансовый год при условии, если в них предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
6 Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации указанным требованиям является основанием для отказа от исполнения данных полномочий.
В соответствии Федерального закона определены обязательные требования, предъявляемые к законам, предусматривающим наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В частности, такие законы должны содержать:
- вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются такими полномочиями;
- перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, органов государственной власти при их осуществлении;
- способ расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления государственных полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;
- перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления таких полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;
- порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
- порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением таких полномочий и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;
- условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В статье Федерального Закона определяются также требования, предъявляемые к деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.
1 При ее осуществлении в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции органы государственной власти вправе издавать обязательные для исполнения органами местного самоуправления нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
2 Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий согласно Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает в том числе:
- право органов государственной власти контролировать использование предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств;
- обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления предоставлять уполномоченным, государственным органам документы, связанные с осуществлением таких полномочий;
- право уполномоченных государственных органов давать обязательные для исполнения письменные предписания органам и должностным лицам местного самоуправления по устранению нарушений, выявленных в процессе исполнения теми государственных полномочий. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.
2.3 Проблемы наделения полномочиями
Федеральный закон определил компетенцию местного самоуправления через понятия «вопросы местного значения» и «полномочия по вопросам местного значения». Чтобы придать этим понятиям единообразное значение, законодатель пошел путем установления исчерпывающих перечней для поселений, муниципальных районов и городских округов. На практике же такого четкого разграничения компетенций не произошло. Вопросы местного значения зачастую обозначены в законе лишь в общей форме, не дают основы для прояснения практического содержания отношений муниципальных органов к объектам управления. Если бы обозначенные вопросы не пересекались с предметами ведения Российской Федерации и ее субъектов, такой подход означал бы предоставление муниципальным образованиям свободы действий в отношении собственных предметов ведения. Однако четкую грань часто невозможно провести между вопросами местного значения и полномочиями субъектов Федерации. Сравнение собственных полномочий субъектов РФ по предметам их совместного с Российской Федерацией ведения и вопросов местного значения свидетельствует о дублировании функций.
Федеральный закон в первоначальной редакции 2003 г. исходил их принципа закрытости перечня вопросов местного значения. Органы местного самоуправления были не вправе включаться в решение вопросов за рамками установленного перечня и переданных им в законном порядке отдельных государственных полномочий. Это не только прямо противоречило принципу субсидиарности, но и пресекало для муниципальных образований возможность принимать на себя решение тех вопросов, которые актуальны для населения, но не предусмотрены в списках предметов ведения государства и муниципалитетов.
Указанный недостаток был устранен Федеральным законом путем введения списка «прав органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений». Такое решение приоткрывало перечень решаемых муниципалитетами задач, но усугубило следующие проблемные моменты:
1 Побудило государственные органы рассматривать вопросы местного значения как обязанности органов местного самоуправления, даже безотносительно к практической возможности их осуществления. Встает вопрос об установлении организационных и финансовых критериев, определяющих максимальный объем отдельных государственных полномочий, которые могут передаваться органам местного самоуправления для осуществления, определение видов отдельных государственных полномочий по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации, которые не могут передаваться для исполнения органам местного самоуправления.
2 Окончательное стирание грани между вопросами местного значения, полномочиями по их осуществлению, государственными предметами ведения и некими новыми правами государственных и муниципальных органов на практике привело к тому, что контролирующие органы стали требовать от муниципальных образований и выполнения государственных полномочий, но уже без необходимости соблюдения процедур, установленных статьями Федерального закона, т.е. без государственного финансирования. Зачастую по целому ряду государственных полномочий субвенции из соответствующих бюджетов на их исполнение поступают уже после начала их осуществления. Соответствующие компенсации зачастую не покрывают реальных расходов органов местного самоуправления на осуществление переданных государственных полномочий. В этой связи встает вопрос о необходимости совершенствования правового регулирования реализации органами местного самоуправления своего конституционного права, установленного статьей Конституции, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Это приводит к отвлечению средств местного бюджета от решения вопросов местного значения.
3 В условиях ненадлежащего финансирования переданных полномочий ставится под сомнение возможность надлежащего контроля и надзора за осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, поскольку последние несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Статьей Федерального закона предусмотрена возможность досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления законом субъекта Федерации в связи с нарушениями ими законов. Однако реализация указанной возможности требует длительного времени. Механизмов же оперативного воздействия на органы муниципальной власти со стороны органов государственной власти, передавших органам местного самоуправления свои полномочия, действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
В таких условиях остро стоит вопрос об эффективности и надлежащем качестве как исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, так и решения ими вопросов местного значения.
3 Наделение местных органов власти государственными полномочиями в сфере здравоохранение
Информация о работе Полномочия органов местной власти реализации государственного населения