Особенности местного самоуправления США

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:43, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы вытекает, прежде всего, из необходимости изучения зарубежных практик в области муниципального права, в связи с, начавшимся сравнительно недавно, развитием этой правовой отрасли в России. Изучение и анализ зарубежного опыта – это неотъемлемая часть процесса воссоздания муниципально-правового института в нашей стране, где он, долгое время отсутствовал и до сих пор, находиться в упадке.
Целью данной работы является изучение особенностей местного самоуправления Соединённых Штатов Америки, на всех муниципальных уровнях.

Файлы: 1 файл

Особенности местного самоуправления в США.docx

— 39.86 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

г. Пермь

 

Юридический факультет

(наименование  факультета)

Специальность (направление) ____________________

(название специальности/направления)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:__________________________________

         Вариант № _______________

Выполнил(а):

Студент 3 курса

срок обучения 6 лет

Группа  _______________

Никитин Артём  Сергеевич

(ф.и.о.)

Проверил(а):

        _______________________________

          (звание, должность)

_____________  _________________

(личная подпись)         (расшифровка подписи)

 

 

 

Пермь, 2012

                                                 Введение           

Актуальность данной темы вытекает, прежде всего, из необходимости  изучения зарубежных практик в области  муниципального права, в связи с, начавшимся сравнительно недавно, развитием  этой правовой отрасли в России. Изучение и анализ зарубежного опыта  – это неотъемлемая часть процесса воссоздания муниципально-правового  института в нашей стране, где  он, долгое время отсутствовал и до сих пор, находиться в упадке.

Нельзя не заметить, что  Соединённые Штаты Америки, в данном правовом направлении, имеют гораздо более богатый и более позитивный опыт. Несмотря на то, что системы и принципы муниципального права, действующие во многих странах, тесно связаны и часто зависят от уровня развития, в данной стране, иных правовых систем и институтов, что в свою очередь означает, что системы муниципального права одной страны, не могут быть успешно применены в другом государстве, без соответствующих корректировок, опыт зарубежных государств, в любой правовой отрасли, несомненно, нуждается в изучении и анализе.

Целью данной работы является изучение особенностей местного самоуправления Соединённых Штатов Америки, на всех муниципальных уровнях.

Задачами данной работы являются: изучение литературы, по данной теме, общий анализ системы местного самоуправления США и систематизация полученных сведений.

 

 

 

 

 

Глава I   Устройств местного самоуправления США.

В большинстве современных  государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление - это система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны.

Широко признано, что организация  местного самоуправления относится  к основным элементам всей инфраструктуры американской демократии.

Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе административно-территориального деления, а последнее входит в  компетенцию штатов. Поэтому системы  местного самоуправления в разных штатах различны.

Большинство штатов (кроме Коннектикута и Род-Айленда) делятся на графства (это название унаследовано от средневековой Англии, хотя графов в США никогда не было -дворянские титулы были сразу после образования США отменены.

Всего в США более 3 тыс. графств. Их население избирает советы графств и многих должностных лиц – шерифа, отвечающего за общественный порядок, прокурора или атторнея – представителя штата, казначея и др. Под руководством совета и этих должностных лиц работают муниципальные чиновники, утверждаемые советом. Коллегиального исполнительного органа совет не образует. Совет решает главным образом вопросы местного бюджета, определяет программы развития1.

 

Графства, главным образом, служат для управления внегородской территорией. В состав графств входят муниципальные корпорации (сити, бороу, вилиджи и тауны).

Графства  подразделяются на тауны и тауншипы (иногда таунами называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипами – группу примерно однородных поселков)                                                                    Тауншипы и приравненные к ним тауны - существует в 20 штатах. В штате Мэн эти подразделения именуются плантациями, в Нью-Гемпшире - местечками (location).                                                                                                      В мелких административно-территориальных единицах проводятся собрания жителей, на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет (совет из 3–5 человек). В более крупных единицах собрания жителей проводятся по поселкам. Наряду с решением общих вопросов и избранием исполнительного комитета собрания граждан выбирают также некоторых должностных лиц: казначея, констебля – ответственного за общественный порядок2.                                                      Особую категорию единиц местного управления составляют школьные и специальные округа. В США насчитывается 14 721 школьный округ и 29 532 специальных округа. В них создаются органы специальной компетенции для выполнения определенных функций. По этому признаку выделяют 19 типов основных округов. В наиболее распространенные входят: пожарные, по водоснабжению, охране почв, жилищному строительству, дренажные, санитарные, включая канализационные.

 

Специальные округа создаются для деполитизации  той или иной сферы деятельности, а также для предоставления населению  тех услуг, которые не предоставляются  органами местного самоуправления.

Границы специальных округов часто не совпадают с границами административно-территориальных  единиц и могут занимать самую  разнообразную площадь: от небольшой  территории до нескольких графств. С  помощью специальных округов  удается частично преодолевать жесткие финансовые ограничения.

В США отсутствует соподчинение между всеми этими единицами  управления. Вместе с тем можно  говорить об определенном доминировании  графств в осуществлении некоторых  муниципальных функций в соответствии с полномочиями штатов. Кроме того, административно-территориальное устройство и привязанная к нему система  муниципальных органов все больше утрачивает связь с демографической  и экономической структурой их территории, изменяющейся в результате урбанизации, экономических и социальных перемен.

Функционирование местного управления в США, регулируется исключительно штатами. Поэтому местные органы управления создаются в соответствии с законами штатов и их полномочия исходят от штатов. Положения, регулирующие деятельность местного управления, содержатся в конституциях всех субъектов федерации. Степень урегулированности различных аспектов местного управления в отдельных штатах не одинакова, вследствие чего выделяют две их основные группы:

- конституции, содержащие  небольшое количество норм, относящихся  к местным органам (Алабама,  Миссисипи и др.);

- конституции, характеризующиеся  подробным урегулированием управления.

 

Наряду с закреплением основных принципов деятельности местных  органов в предмет конституционного регулирования данной группы штатов включаются и нормы, регламентирующие внутреннюю организацию муниципалитетов (например, Нью-Мексико).

Важным элементом правового  статуса местных органов в  США являются муниципальные хартии. Хартия в широком смысле подразумевает  все соответствующие положения  конституции штата, законы и положения  общего права в дополнении к документу.

Большинство муниципалитетов  имеют собственные хартии, разработанные  на основе законодательства штата. Хартию определяют как основной закон корпорации, который устанавливает и контролирует муниципальные полномочия, права, обязанности  и привилегии. Законодательные органы штата вправе принимать, изменять и  отменять эти хартии, если нет соответствующих  ограничений в конституции. Нередко  принятие хартий связано с действием  принципа «home rule»3.

Принцип «home rule» определяется в американской литературе как «правомочность муниципалитета вести свои дела без вмешательства штата». Город сам регулирует полномочия муниципалитета, разрабатывая хартию, которая принимается им либо самостоятельно (референдумом), либо с утверждения легислатуры штата. Теоретически муниципалитет, имеющий хартию самоуправления, в делах чисто местного значения действует самостоятельно, соблюдая лишь запреты, наложенные конституцией и законами штата4.

 

 

 

 

Штат может предоставить муниципалитетам право осуществлять свои полномочия на основе принципа данного самоуправления .

Тем самым местным органам  предоставляется право самостоятельно, без вмешательства штата: 1) разрабатывать, принимать и вносить поправки в свою хартию самоуправления; 2) осуществлять все полномочия местного самоуправления, помимо ограничений, которые могут  быть установлены конституцией штата  или обычным законом. Однако, поскольку  до сих пор в штатах четко не определены критерии отнесения тех  или иных вопросов к делам местного значения, степень самостоятельности  муниципалитетов довольно условна  и обычно зависит от усмотрения суда (и чаще всего суды решают споры  не в пользу муниципалитетов).

Таким образом, предоставление права на самоуправление в большинстве  штатов связано с принятием муниципалитетом  хартии самоуправления, хотя в других принятие хартии не является обязательным и муниципалитеты могут действовать  на основе общих законов штатов.

Кроме вышеперечисленных  источников правового регулирования  полномочий органов местного самоуправления, надо еще отметить роль судебного  прецедента, судебного толкования, которые, как правило, более жестко, чем сами законы, ограничивают права  и самостоятельность муниципалитетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Особенности системы местного самоуправления США

Изучая особенности местного самоуправления Соединённых Штатов Америки, необходимо уделить должное  внимание муниципальным органам  управления.

Как уже упоминалось, выше, многие города в США имеют право создавать свои правительства, которые являются ответвлениями правительства штата. В зависимости от исторических и других конкретных условий муниципальное правительство может создаваться, если граждане потребуют от законодательного собрания штата разрешение на оформление района в качестве административной и юридической единицы. При этом штат разрабатывает устав и тем самым предоставляет правительству города, где существуют ассоциированные властные полномочия.

С целью поддержать концепцию  самоуправления многие штаты включают в свои законы и конституции положения  о самоуправлении. Тем самым штат предоставляет местной администрации  право самой вести свои дела. Самоуправление предусматривает право на администрацию, определение типа правления и  разработку, и осуществление программ, но при условии соблюдения конституции  Штата и других законодательных  ограничений.

 Структуры муниципального  управления определяют разделение  полномочий и ответственности  между выборами и назначаемыми  должностными лицами города.

Огромные размеры американских городов делают задачу городского управления достаточно сложной. Например, лишь семь штатов в США имеют население, превышающее по численности население  Нью-Йорка. Часто говорят, что после  Президента страны самый сложный  и ответственный пост занимает мэр  Нью-Йорка.

Объем работы органов городского самоуправления растет быстрее, чем  растут сами города.

 

 

Это объясняется двумя  основными причинами:

1) вводятся новые виды  обслуживания, потребность в которых  возникает у населения5;

2) перенаселенность городов  и увеличение их размеров требуют  возрастания затрат на развитие  скоростного городского транспорта, развитие санитарного надзора,  строительство школ и т.д.

 В настоящее время  муниципальное правительство Соединенных  Штатов имеет четыре основные  формы: мэр - совет, совет - управляющий,  комиссия и Городское собрание.

Комиссионная форма была наиболее традиционной, но в настоящее  время находится в состоянии  упадка. Ее отличительной чертой является то, что совет графства выполняет  как законодательные, так и исполнительные функции, а в отдельных штатах - и судебные. В этой форме не предполагается наличие высшего должностного лица. При комиссионной форме нет разделения властей. Комиссия образуется из выборных лиц - уполномоченных (commissioners), каждый из которых управляет каким-либо отделом городского правительства. В качестве недостатков этой формы  называются бесконтрольность и круговая порука, отсутствие необходимого опыта, отстаивание комиссионерами интересов  только своих отделов, дестабилизация и отсутствие сотрудничества.

Форма «совет - менеджер»  преобладает на западе и в некоторых  южных штатах. Для этой формы характерно назначение советом на определенный срок профессионального чиновника - менеджера. Он подбирает необходимых  лиц на важнейшие посты в муниципальном  аппарате, разрабатывает программу  его деятельности и контролирует ее реализацию. За советом остаются полномочия по принятию постановлений  по наиболее важным вопросам стратегического  характера, установлению уровня налогов  и утверждению бюджетных ассигнований.

 

Форма «мэр - совет» впервые  появилась в 1835 г. В целом функции  выборного руководителя аналогичны функциям менеджера из предыдущей формы, но выборный руководитель имеет еще  и формальный статус главы территории. Его политическая роль и влияние  значительно выше.

Информация о работе Особенности местного самоуправления США