Особенности местного самоуправления США

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:43, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы вытекает, прежде всего, из необходимости изучения зарубежных практик в области муниципального права, в связи с, начавшимся сравнительно недавно, развитием этой правовой отрасли в России. Изучение и анализ зарубежного опыта – это неотъемлемая часть процесса воссоздания муниципально-правового института в нашей стране, где он, долгое время отсутствовал и до сих пор, находиться в упадке.
Целью данной работы является изучение особенностей местного самоуправления Соединённых Штатов Америки, на всех муниципальных уровнях.

Файлы: 1 файл

Особенности местного самоуправления в США.docx

— 39.86 Кб (Скачать)

 Он наделяется правом  вето на решения совета графства, имеет полномочия предлагать  на рассмотрение совета основные  направления политики графства, выступать от имени графства  с публичными заявлениями. Форма  «мэр - совет» воспроизводит построение  органов федерации и поэтому  носит условное название федеральной.  Известны две разновидности этой  модели (по аналогии с президентской  республикой и парламентской): «сильный  мэр - слабый совет», «слабый мэр  - сильный совет».

Система «слабый мэр - сильный  совет» характеризуется следующими основными чертами: «сильный» совет  достаточно многочисленный - от 5 до 50 членов и более. В рамках совета обычно создаются  комитеты по отдельным направлениям городского управления. На один из комитетов  возлагаются полномочия по подготовке муниципального бюджета. Предложения  комитетов, как правило, принимаются  без обсуждения. Совет осуществляет не только нормотворческие полномочия, общее руководство и контроль за деятельностью исполнительного  аппарата, но и занимается многими  оперативными вопросами управления. Ему принадлежит право назначать  чиновников на наиболее важные посты  в муниципальном аппарате.

«Слабый» мэр избирается советом и наделяется некоторыми полномочиями (например, правом вето). Но у него отсутствуют широкие  права в административных вопросах. Он может назначать только второстепенных чиновников исполнительного аппарата и имеет ограниченные полномочия по контролю за деятельностью этого  аппарата. Позиции мэра ограничивает и то, что наряду с ним избирается еще ряд должностных лиц, которые  наделяются определенными административными  полномочиями, но формально независимы от мэра и совета.

«Слабый» мэр председательствует в совете, осуществляет представительские  и контрольные функции. Для этой системы характерна загрузка муниципальных  советов «административной вермишелью», т.е. большим количеством текущих  вопросов.

Сейчас система «слабый  мэр - сильный совет» существует в  основном в мелких поселениях. На практике узкие полномочия «слабого» мэра нередко компенсируются его политическим влиянием, если он является видным партийным  деятелем. Таким образом, «слабый» в  соответствии с действующей системой мэр фактически может являться местным  диктатором, контролирующим через возглавляемый  им партийный аппарат избрание советников и основную массу назначений на муниципальные  должности.

Более характерной для  городского управления является система  «Сильный мэр - слабый совет». Совет  при этой системе немногочисленный - 7-9 человек. Он играет, по существу, вспомогательную  роль при мэре. Совету отводится  пассивная роль критика, а в некоторых  случаях - механического одобрения  проектов, исходящих от администрации.

«Сильный» мэр, как правило, избирается непосредственно населением. Он сосредоточивает в своих руках  почти весь контроль над исполнительным аппаратом. Единолично назначает и  освобождает от должности руководителей  департаментов и служб муниципалитетов, составляет проект бюджета и организует его исполнение. Налагает труднопреодолимое  вето на решения совета. Официально является политическим лидером и  юридическим главой муниципальной  администрации, влияет на формирование политической позиции муниципалитета. Избираемые наряду с мэром другие должностные лица имеют меньшее  влияние, чем при системе со «слабым» мэром.

 

 

Главным недостатком этой системы считается то, что большая  концентрация власти (полномочий) у  мэра создает основу для напряженных  отношений между мэром и советом.

Городское собрание, почти  не встречающееся за пределами штатов новой Англии, представляет собой  форму местного самоуправления, начало которой было положено в колониальный период. Это чистая форма прямой демократии, ведь каждый избиратель обладает возможностью участия в законодательном  процессе, выражая собственное мнение, предпринимая попытки убедить других граждан и голосуя по вопросам общественной жизни6. В новой Англии таун (город) является основной формой управления в сельской местности и небольших городах. Таун - административный район, куда входят деревни на его территории, а также незастроенное пространство. За исключением тех случаев, когда муниципалитет получает статус самоуправляемой единицы, таун (город) осуществляет большую часть функций, которые в других районах выполняются графством. По мере роста населения района, в эту форму могут вноситься изменения. По новому плану, известному как Представительное городское собрание, городские избиратели выбирают определенное число граждан (обычно 100 или более), которые представляют их на собраниях. Это не лишает любого избиратели возможности присутствовать на обсуждении и участвовать в их работе, однако правом голоса обладают лишь представители. В районах, использующих Представительное городское собрание, выборщиков и других служащих, кроме того, избирают для проведения в жизнь местных законов.

Как правило, на городских  собраниях выбирают правление выборщиков, обычно состоящее из трех-пяти человек, осуществляющих оперативное руководство  городскими делами между собраниями, несущих ответственность за городское  имущество, выдающих лицензии, руководящих, другими городскими служащими и  созывающих специальные городские  собрания.

Начальник канцелярии, казначей, податной инспектор, констебль, совет  управляющих школы и другие служащие выбираются избирателями или назначаются  выборщиками.

Участники городского собрания зачастую избирают финансовый комитет, который готовит городской бюджет. Перед проведением городских  собраний, как очередных, так и  чрезвычайных, выпускается варрант - официальный документ, в котором  говорится о дате, времени и  месте проведения собрания, повестки дня, а также санкционируется  собрание. Подготовка и выпуск варранта, как правило, является ответственностью выборщиков. Достоинства и недостатки. По мнению сторонников городского собрания, эта структура является чистейшей  формой демократии, потому что дает возможность всем зарегистрированным избирателям принять участие  в любом заседании. За исключением  структур ежегодных собраний, организационно городское собрание напоминает Совет  во главе со слабым мэром, за исключением  того, что мэра нет вообще, есть Председатель совета, и не у кого нет права  вето. Все чаще выборщики избирают менеджера и поручают ему обычные  административные задачи. Кроме того, существуют определенные сложности  с этой формой управления. Органам  городского управления сложно заниматься перспективным планированием, посещаемость зачастую чрезвычайно низка, потому что граждане не могут или не хотят  тратить время на собрания, нередко  оно длится несколько дней. Кроме  того, трудно добиться понимания гражданами сложных вопросов, а также ответственного подхода к голосованию по повестке дня.

Трудной задачей может  стать подготовка варранта с информацией  о встрече, особенно в том, что  связано с бюджетом, каждая статья бюджета становится отдельным пунктом  повестки дня. Несмотря на эти трудности, городское собрание до сих пор  является жизнеспособной формой местного самоуправления во многих регионах.

Некоторые регионы справились со сложностями, создаваемыми этой формой управления, назначив городского управляющего или помощника по административным делам для повседневного руководства.

Эти и другие признаки позволяют  говорить о наличии системы сдержек  и противовесов в отношениях исполнительного  и представительного органов.

Все многообразие форм и  методов административного контроля штатов над органами местного самоуправления можно разделить на два типа - прямой и косвенный. К прямому  типу контроля американская теория и  практика относит требования о предварительном  одобрении штатом действий местных  органов управления; назначение или  смещение штатом местных должностных  лиц; издание распоряжений и указов, обязательных для органов местного самоуправления; поддержание различных  стандартов путем осуществления  штатом инспекций; временную замену местной администрации штатным  агентом; передачу функций местного управления администрации штата.

Косвенный административный контроль включает в себя следующее: предоставление местным органам  советов и информации; требование административных агентств штатов к  местным органам управления предоставлять  им доклады по самым различным  вопросам; пересмотр решений местных  органов управления; предоставление местному управлению целевой субсидии со стороны штата на условиях строгого соблюдения определенных требований и  стандартов7.

Судебный контроль штатов над местным управлением осуществляется путем вынесения судами штатов или  местными судами (они входят в судебную систему штатов) следующих основных решений: судебного приказа должностному лицу органа местного управления о  выполнении требований истца; судебного  запрета решения или иного  незаконного действия местных органов  и их должностных лиц.

 

 

Из всего вышеперечисленного, становиться очевидно, что местное самоуправление играет большую роль в США. На службе в его органах занято более половины работников управленческого труда, доходы муниципальных бюджетов в совокупности равны приблизительно 40 % федерального бюджета, хотя в местные бюджеты отчисляются налоги со статей, дающих небольшие доходы. Полномочия местных органов расширяются по той же причине, что и полномочия штатов: им передаются социальные вопросы, отягощающие федеральный бюджет и бюджет штата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Заключение

Местное управление в США  характеризуется широкой децентрализацией, определенной независимостью муниципалитетов  от центрального правительства и  даже от штатов, отсутствием прямого  подчинения органов местного управления государственной власти.

Опыт США свидетельствует  о том, что местное самоуправление оказывает влияние на федеративные отношения преимущественно через  партийный механизм, а также через  группы давления, представляющие интересы местных властей на федеральном  уровне и в законодательных органах  штатов. В США, как и в большинстве  иных демократических государств, местное  самоуправление как группа давления хорошо организовано в национальном масштабе. Достаточно большим политическим весом обладают ассоциации графств, муниципалитетов, мэров и т.п., имеющие  свои представительства в Вашингтоне.

Подобное, широкое и действенное  развитие местного самоуправления, на сегодняшний момент, невозможно в  России, по причине наличия в стране твёрдой вертикали власти, и отсутствия развитого партийного механизма.  Это наносит огромный ущерб муниципально-правовой отрасли в стране и сильно искажает облик страны, как демократического государства.

В данной работе, автором  были рассмотрены особенности местного самоуправления Соединённых Штатов Америки. Была изучена соответствующая литература, был произведен общий анализ системы местного самоуправления Соединённых Штатов Америки, а также  была проведена систематизация полученных сведений.

 

                                        Список Литературы

1. Лафитский В.И. Контрольные  полномочия Конгресса США // Институты  конституционного права иностранных  государств. М.: «Городец-издат», 2002.

2. Правительство, министерства  и ведомства в зарубежных странах. М.: Юрид. лит., 1994.

3. Правовые системы стран  мира, Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. 2-е изд.  М.: Изд-во НОРМА, 2001.

4. Чиркин В.Е. Конституционное  право зарубежных стран: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2005.

5. Шумилов В.М. Правовая  система США. М.: ООО «ДеКА», 2009.

6. Материалы сайта www.wikipedia.ru

7. Материалы сайта www.urisconst.ru

8. Старцев. Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах. М.: Приор, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2

Глава I    «Устройств местного самоуправления США»………………….3

Глава II   «Особенности системы местного самоуправления США»…….8

Заключение…………………………………………………………………..16

1 По материалам: Лафитский В.И. Контрольные полномочия Конгресса США // Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец-издат», 2002.

2 По материалам: . Правовые системы стран мира, Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. 2-е изд. М.: Изд-во НОРМА, 2001.

3 Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юрид. лит., 1994

4 По материалам сайта www.urisconst.ru Ссылаясь на статью Сухомлинского В.А.

5 Здесь и далее – по материалам: Шумилов В.М. Правовая система США. М.: ООО «ДеКА», 2009

6 По материалам сайта: www.urisconst.ru

7 По материалам сайта: www.wikipedia.ru

 


Информация о работе Особенности местного самоуправления США