Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 14:55, дипломная работа
Целью данной работы являются выявление сущности системы управления в области социальной защиты населения, анализ правовых и организационных проблем деятельности органов социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определение понятия и содержания управления в области социальной защиты граждан;
2) анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты граждан;
3) изучение системы социальной защиты в области труда и занятости населения;
4) рассмотрение способов социальной защиты граждан;
5) выявление основных проблем в деятельности органов социальной защиты граждан, пути их разрешения.
Объектом работы являются отношения, возникающие в сфере деятельности органов социальной защиты граждан.
Предметом работы являются сущность, органы, принципы управления в области социальной защиты населения, а также выступают экономические отношения, связанные с функционированием системы социальной защиты населения в современной России.
Практическая значимость состоит в раскрытии сущности социальной защиты населения и рассмотрении ее содержания, что позволило раскрыть представление о социальной защиты населения и ее формах в современной России.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Общие положения об управлении в области социальной защиты граждан
1.1. Управление в области социальной защиты граждан . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Государственная система социальной защиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Органы социальной защиты населения
2.1. Федеральные органы власти в области социальной защиты граждан . 12
2.2. Региональные органы власти в области социальной защиты граждан. .16
2.3. Местное самоуправление и социальная защита граждан . . . . . . . . . . . 19
3. Методы социальной защиты граждан
3.1. Правовые методы обеспечения социальной защиты населения . . . . . . 21
3.2. Принципы и задачи социальной защиты граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
4. Социальная защита граждан в области труда и занятости населения
4.1. Понятие и виды трудового стажа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
4.2. Социальное обеспечение при осуществлении трудовой деятельности .27
4.3. Социальная защита и занятость населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
5. Сущность пенсий как способа социальной защиты граждан
5.1. Понятие и обоснования пенсионного обеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . .31
5.2. Виды пенсий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
6. Пособия: понятие и виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
7. Проблемные аспекты социальной защиты граждан и пути их разрешения. Статистический анализ развития института социальной защиты населения в период за 2000-2006 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .42
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Нормативно - правовые документы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Социальная защита граждан обладает определенными функциями:
1. Социальная
функция. Направлена на
2. Экономическая
функция. Государство
3. Политическая функция. Государство посредством системы социальной защиты граждан реализует основные направления социальной политики, направленные на улучшения условий жизни людей.
4. Демографическая
функция. Система социальной
Можно
сделать вывод, что управление в
области социальной защиты граждан очень
сложный и многосторонний процесс, который
постоянно подвергается воздействию различных
факторов и постоянно приобретает новый
характер действия.
1.2. Государственная система социальной защиты.
Государственная система социальной защиты в России включает пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за ребенком и жилищные пособия. Кроме того, имеются неофициальные источники поддержки – от приусадебных участков, на которых выращиваются продукты питания, до помощи семьям со стороны друзей, родственников, знакомых4.
Выплата
пенсионных пособий, пособий по болезни
и по уходу за ребенком, а также пособия
по безработице финансируется из внебюджетных
фондов, а также налогов с заработной платы,
в настоящее время составляющих 34 процента
от общего фонда заработной платы. Выплаты
семьям являются универсальным пособием,
которое финансируется за счет поступлений
в местные бюджеты. Жилищные пособия, а
также пособия и льготы специального назначения
финансируются полностью из местных источников.
Существующая
система является неспособной в полной
мере справиться с требованиями переходного
периода и, несмотря на многочисленные
структурные изменения, по-прежнему не
обеспечивает полную защиту малоимущих
и уязвимых слоев населения:
Два основных элемента государственной
системы социальной защиты в России –
Государственный пенсионный фонд и Федеральная
служба занятости, через которые проходят
все ресурсы, но они нуждаются в применении
мер для повышения эффективности, улучшения
финансового управления. Еще один канал
помощи – жилищные пособия – требует
пересмотра, для того чтобы снизить финансовые
затраты и обеспечить более строгую адресность5.
В системе преобладает низкая адресность,
в связи с чем имеющаяся помощь часто не
достигает получателей.
Среднесрочная стратегия государственной системы социальной защиты в России должна предусматривать защиту от риска потери доходов (предотвращение бедности), а также способствовать эффективному функционированию рынков труда.
Хотя стратегия социальной защиты направлена, прежде всего, на обеспечение помощи нуждающимся, перестройка системы вызвана также необходимостью поддержки экономических реформ.
Современная государственная система социальной защиты в России строится на двух основных принципах6:
1. Всеобщность системы социальной защиты населения, то есть защита прав и интересов человека, охват социальными, экономическими и правовыми гарантиями всех граждан страны.
2.
Дифференцированный подход к
различным социально-
с точки зрения их конкурентоспособности на рынке труда.
В рамках государственной системы социальной защиты осуществляются выплаты и распределение финансовых ресурсов, рассмотренных в Таблицах 1, 2.
Таблица 1.
Финансовые
ресурсы в рамках системы
социальной защиты населения
в Российской Федерации
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Социальное обеспечение | 3,1 | 2,6 | 2,5 | 2,5 | 5,5 |
Социальное страхование | 8,8 | 7,8 | 8,3 | 8,9 | 6,5 |
Социальная помощь | - | - | - | 0,28 | 0,3 |
Рис.
2.
Таблица 2.
Выплаты
в рамках системы
социальной защиты населения
в Российской Федерации
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Социальное обеспечение | 2,9 | 2,5 | 2,4 | 2,5 | 4,3 |
Социальное страхование | 7,8 | 6,7 | 6 | 6,8 | 6,1 |
Социальная помощь | - | - | - | 0,27 | 0,29 |
Рис. 3.
По рисункам видно, что финансовые ресурсы и выплаты по социальной защите в целом стабильны, изменения в приделах 0,3 %.
Государственная
система социальной защиты в России
на мой взгляд еще очень плохо разработана
и требует постоянного изменения и улучшения
всех процессов, исходящих от нее.
2. Органы социальной защиты населения.
Чтобы дать понятие органам социальной защиты граждан необходимо рассмотреть субъекты и объекты, так они составляют основу системы социальной защиты населения.
В ходе развития системы социальной защиты граждан сформировалось пять основных субъектов социальной защиты населения. Каждый из этих субъектов рассматривает свой уровень или сферу социальной защиты, что позволяет выделить следующие уровни: индивидуальный (самозащита), семейно – родственный, профессионально – групповой (корпоративный), государственный (гарантированный) и общественный (благотворительный).
Рассмотрим основные субъекты социальной защиты граждан7:
1. Индивид. Является субъектом индивидуального уровня, так как на данном уровне человек поддерживает себя сам и является объектом и субъектом одновременно.
2. Семья,
род. Является субъектом
3. Корпорация. Является субъектом профессионально – группового уровня, то есть на уровне предприятия(связан с трудовой деятельностью индивида).
4. Государство.
Реализует обязательный, гарантированный
уровень социальной защиты(
5. Общество.
Является субъектом
К объектам социальной защиты граждан относится:
1. Население,
то есть обеспечение
2. Отдельные
группы и слои населения(
3. Социально – уязвимые группы населения (многодетные семьи, инвалиды, безработные, пенсионеры).
Хотелось
бы отметить, что в системе социальной
защиты граждан очень много различных
субъектов и объектов, которые составляют
огромную систему взаимосвязи друг с другом.
2.1. Федеральные органы власти в области социальной защиты граждан.
Общее руководство в области социальной защиты осуществляет Президент и Правительство Российской Федерации.
Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней политики государства, издает указы, которыми регулируются общественные отношения в области социальной политики, социальной защиты граждан.
Правительство
Российской Федерации обеспечивает
проведение в Российской Федерации
единой государственной политики в
области социального
Федеральным органом исполнительной власти, непосредственно занимающимся проблемами социальной защиты граждан, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруда России).
Минтруда России проводит государственную политику и осуществляет управление в области социальной защиты населения. К основным задачам данного органа относятся8:
-
разработка предложений и
-
развитие социального
-
организация пенсионного
-
социальная защита семьи,
-
совершенствование
Федеральные органы оказывают огромное воздействие на систему социальной защиты граждан, так как все они, в общем9:
-
реализуют федеральные
- лицензируют деятельность по социальному обслуживанию;
-
принимают государственные
-
управляют федеральными
В настоящее время реализуется ряд программ, направленных на оказание социальной помощи населению. Одной из таких программ является президентская программа «Дети России», указанной в таблице 310.
Таблица 3.
Финансирование программы «Дети России»
Наименование подпрограмм | Сумма, млрд руб. | |
Всего | в том числе капитальные вложения | |
Дети Чернобыля | 165,45 | 142,3 |
Дети - инвалиды | 158,86 | 80,0 |
Дети - сироты | 85,45 | 84,7 |
Дети Севера | 48,53 | 33,2 |
Развитие индустрии детского питания | 244,37 |
228,4 |
Дети беженцев и вынужденных переселенцев | 75,3 |
- |
Одаренные дети | 9,2 | - |
Планирование семьи | 25,8 | - |
Безопасное материнство | 1,9 | - |
Информация о работе Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан