Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 14:55, дипломная работа
Целью данной работы являются выявление сущности системы управления в области социальной защиты населения, анализ правовых и организационных проблем деятельности органов социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определение понятия и содержания управления в области социальной защиты граждан;
2) анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты граждан;
3) изучение системы социальной защиты в области труда и занятости населения;
4) рассмотрение способов социальной защиты граждан;
5) выявление основных проблем в деятельности органов социальной защиты граждан, пути их разрешения.
Объектом работы являются отношения, возникающие в сфере деятельности органов социальной защиты граждан.
Предметом работы являются сущность, органы, принципы управления в области социальной защиты населения, а также выступают экономические отношения, связанные с функционированием системы социальной защиты населения в современной России.
Практическая значимость состоит в раскрытии сущности социальной защиты населения и рассмотрении ее содержания, что позволило раскрыть представление о социальной защиты населения и ее формах в современной России.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Общие положения об управлении в области социальной защиты граждан
1.1. Управление в области социальной защиты граждан . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Государственная система социальной защиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Органы социальной защиты населения
2.1. Федеральные органы власти в области социальной защиты граждан . 12
2.2. Региональные органы власти в области социальной защиты граждан. .16
2.3. Местное самоуправление и социальная защита граждан . . . . . . . . . . . 19
3. Методы социальной защиты граждан
3.1. Правовые методы обеспечения социальной защиты населения . . . . . . 21
3.2. Принципы и задачи социальной защиты граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
4. Социальная защита граждан в области труда и занятости населения
4.1. Понятие и виды трудового стажа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
4.2. Социальное обеспечение при осуществлении трудовой деятельности .27
4.3. Социальная защита и занятость населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
5. Сущность пенсий как способа социальной защиты граждан
5.1. Понятие и обоснования пенсионного обеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . .31
5.2. Виды пенсий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
6. Пособия: понятие и виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
7. Проблемные аспекты социальной защиты граждан и пути их разрешения. Статистический анализ развития института социальной защиты населения в период за 2000-2006 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .42
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Нормативно - правовые документы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Федеральные органы власти являются важным звеном в системе социальной защиты.
Также хочется отметить, что для осуществления социального обслуживания в России функционируют социальные службы. Такие службы функционируют или как самостоятельные социальные отрасли социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения Российской Федерации, а также в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, и на различных предприятиях и в организациях.
Виды социальных служб, осуществляющие социальную защиту населения:
1. Пенсионное обеспечение, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных службах социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды;
2. Социально-бытовое обслуживание:
- социальное обслуживание на дому;
- специализированное стационарное социальное обслуживание;
- технические средства реабилитации;
- специальное транспортное обслуживание;
3. Медико-социальные услуги:
- медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;
- медико-социальные, социально-психологические и социально-педагогические услуги различным группам населения;
4. Детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения;
5. Специальные профессиональные образовательные учреждения;
6. Службы по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных.
Эти службы играют огромную роль в осуществлении социальной защиты населения. На мой взгляд, они еще очень слабо функционируют и требуют поддержки со стороны государства.
2.2. Региональные органы власти в области социальной защиты граждан.
Региональные органы управления социальной защитой населения работают в тесном контакте с органами самоуправления, а также с общественными, благотворительными, коммерческими и другими организациями муниципального образования. Региональные учреждения социальной защиты населения являются организациями, находящимися в ведении органов управления социальной защитой населения Астраханской области и осуществляющими на территории Астраханской области деятельность по оказанию социальных услуг гражданам, нуждающимся в социальной поддержке11. Кроме того, выделяется ряд подведомственных организаций и учреждений регионального подчинения.
Деятельность
любой организации представляет
собой совокупность деловых процессов,
в которые вовлечены
Перечень
деловых процессов системы социальной
защиты населения определяется в зависимости
от организационного уровня управляемой
системы и приведены в таблице 4.
Таблица 4.
Деловые процессы в системе социальной защиты населения
на региональном уровне
Уровень операционного управления | Регистрация граждан в системе социальной защиты населения |
Определение социальной категории и предусмотренных мер социальной поддержки | |
Выдача документов, подтверждающих принадлежность граждан к определенным социальным категориям | |
Учет запросов и предоставленных видов социальных услуг | |
Назначение и предоставление социальных услуг | |
Выборочное обследование условий жизни граждан | |
Уровень тактического управления | Формирование и хранение информации о социально незащищенных лицах и о предоставленных им услугах |
Мониторинг системы социальной защиты населения муниципального образования и региона | |
Анализ информации о видах, структуре и объемах социальной помощи, необходимых жителям конкретной территории | |
Подготовка аналитических и статистических справок по запросам органов местного самоуправления и органов государственного управления региона | |
Уровень стратегического управления | Поддержка процессов подготовки проектов управленческих решений на региональном и муниципальном уровне |
Оценка эффективности деятельности хозяйствующих субъектов системы социальной защиты населения | |
Анализ и прогнозирование потребностей в области ресурсного обеспечения задач системы социальной защиты населения | |
Определение
необходимых направлений |
В качестве приоритетных направлений совершенствования системы управления социальной защитой населения на региональном уровне были выделены12:
Таким образом были определены предметные и функциональные задачи мониторинга системы социальной защиты населения на региональном уровне. Мониторинг системы социальной защиты населения представляет собой систему анализа и отслеживания динамики происходящих процессов и состояний системы социальной защиты населения.
Предметные задачи мониторинга системы социальной защиты населения13:
Реализация
предлагаемых мониторингов обеспечит
существенное уменьшение проблем, связанных
с социальной защитой населения на региональном
уровне.
2.3.Местное самоуправление и социальная защита граждан.
Значительная роль в области управления социальной защитой граждан принадлежит органам местного самоуправления. Важное место в процессе своей деятельности они отводят вопросам социального обеспечения и защиты граждан.
В
соответствии с действующем
На
местную администрацию
В целях социальной защиты граждан она формирует Фонд социальной защиты населения, распоряжается его средствами в соответствии с его назначением и принимает необходимые меры по его пополнению.
Также одним из направлений ее деятельности является работа по улучшению жилищных, материальных, бытовых, социальных условий семей, потерявших кормильца, инвалидов, престарелых граждан; принятие мер по оказанию помощи гражданам, нуждающимся в обслуживании на дому.
Местной
администрации
Она руководит опекой и попечительством. Осуществляя эту деятельность, обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, решает вопросы усыновления (удочерения).
Местная администрация вправе получать от расположенных на территории предприятий, организаций, учреждений сведения о высвобождении
работающих и заслушивать по этим вопросам руководителей данных организаций15.
Необходимо
сказать, что местное самоуправление
является одним из звеньев цепочки
социальной защиты граждан, без деятельности
которой вся система постепенно бы разрушалась.
3. Методы социальной защиты граждан.
3.1. Правовые методы обеспечения социальной защиты населения.
Система социальной защиты населения Российской Федерации постоянно находится в процессе трансформации, который связан с поисками наиболее оптимальных форм, механизмов и методов защиты населения от социальных рисков в связи с изменением системы общественно- экономических отношений.
Правовые методы обеспечения социальной защиты – это система созданных и планируемых нормативных документов, на которых основывается система социальной защиты.
Рассмотрим следующие основные документы, на которых основывается обеспечение социальной помощи16:
1 Конституция Российской Федерации, так как в ней указаны основные права и обязанности человека и гражданина.
2. Кодексы (Семейный, Трудовой, Гражданский), в них учитывается оказание социальной помощи различным категориям (трудоспособного населения, инвалидов, детей и материнства и так далее).
3.
Федеральные законы, касающиеся
оказания социальной защиты
4.
Иные нормативно – правовые
документы, в которых
Также я считаю, что в правовые методы обеспечения социальной защиты населению можно отнести государственные программы, которые направлены на улучшение системы социальной защиты. Они являются эффективным методом социальной защиты. В последнее время разработано и осуществлено огромное количество таких программ и можно сказать, они постепенно улучшают системы социальной защиты.
Система социальной защиты населения выполняет следующие задачи17:
1.
Поддержание минимального
2.
Увеличение количества граждан,
3.
Оказание социальной помощи
4.
Осуществление мер,
5. Предупреждение несчастных случаев и сохранение здоровья трудящихся в процессе трудовой деятельности;
6. Правовое, нормативное, организационно- методическое обеспечение условий охраны труда;
Информация о работе Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан