Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 14:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы являются выявление сущности системы управления в области социальной защиты населения, анализ правовых и организационных проблем деятельности органов социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определение понятия и содержания управления в области социальной защиты граждан;
2) анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты граждан;
3) изучение системы социальной защиты в области труда и занятости населения;
4) рассмотрение способов социальной защиты граждан;
5) выявление основных проблем в деятельности органов социальной защиты граждан, пути их разрешения.
Объектом работы являются отношения, возникающие в сфере деятельности органов социальной защиты граждан.
Предметом работы являются сущность, органы, принципы управления в области социальной защиты населения, а также выступают экономические отношения, связанные с функционированием системы социальной защиты населения в современной России.
Практическая значимость состоит в раскрытии сущности социальной защиты населения и рассмотрении ее содержания, что позволило раскрыть представление о социальной защиты населения и ее формах в современной России.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Общие положения об управлении в области социальной защиты граждан

1.1. Управление в области социальной защиты граждан . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2. Государственная система социальной защиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2. Органы социальной защиты населения

2.1. Федеральные органы власти в области социальной защиты граждан . 12

2.2. Региональные органы власти в области социальной защиты граждан. .16

2.3. Местное самоуправление и социальная защита граждан . . . . . . . . . . . 19

3. Методы социальной защиты граждан

3.1. Правовые методы обеспечения социальной защиты населения . . . . . . 21

3.2. Принципы и задачи социальной защиты граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

4. Социальная защита граждан в области труда и занятости населения

4.1. Понятие и виды трудового стажа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

4.2. Социальное обеспечение при осуществлении трудовой деятельности .27

4.3. Социальная защита и занятость населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

5. Сущность пенсий как способа социальной защиты граждан

5.1. Понятие и обоснования пенсионного обеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . .31

5.2. Виды пенсий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

6. Пособия: понятие и виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

7. Проблемные аспекты социальной защиты граждан и пути их разрешения. Статистический анализ развития института социальной защиты населения в период за 2000-2006 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .42

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

Нормативно - правовые документы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54

Файлы: 1 файл

диплом итог.doc

— 368.50 Кб (Скачать)

будет иметь правильное распределение  финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Для такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и социального обязательного и добровольного страхования. Законодательно следует четко определить критерии социального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, использования.. 
          Решение проблем социальной защиты населения России потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости и иных ответственных структур. 
        Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений социальной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Достойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.  
         В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц, помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации. 
         С целью социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан области, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов реализовывалась Программа социальной защиты населения Астраханской области на 2002-2006 гг., мероприятия которой позволили в 2003 году оказать социальную поддержку 150,2 тыс. человек36.

       В городе Астрахань за 4 года оказана  огромная социальная помощь различным  слоям населения. Так для реализации данной программы из консолидированного бюджета выделено 23,9 млн. руб. (92,1% к назначениям), в том числе из областного бюджета 9,92 млн. руб. (99,2% к назначениям).

       Хотелось  бы описать самые яркие примеры  оказания социальной помощи. Вот несколько из них:

     Для ветеранов войны и труда организовано восемь встреч в киноклубе «Дневной сеанс» при культурно-развлекательном  комплексе «Октябрь» с мастерами  отечественного кино, солистами государственной  филармонии, а также творческими  коллективами города Астрахани. На мероприятиях побывало свыше 7,6 тыс. ветеранов.

     До  сих пор проводится работа по улучшению  адресной социальной помощи инвалидам, участникам Великой Отечественной  войны, вдовам погибших (умерших) участников войны со стороны промышленников и предпринимателей области. На данный момент выявлено 2674 ветерана, нуждающиеся в социальной поддержке, из них за спонсорами закреплены 1429 чел., 1335 ветеранам оказана различного вида помощь на сумму 1,7 млн. руб., в т.ч. в 2006 году- оказана помощь 144 ветеранам на сумму 300,8 тыс. рублей37.

       Продолжилась работа по оказанию материальной помощи на газификацию домовладений. Данный вид помощи оказывался из различных источников: областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, бюджета регионального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в счёт погашения задолженности по детским пособиям. Всего было выделено 7,7 млн. руб. для 1497 человек.

     Органами  социальной защиты населения в районах  области 5320 гражданам определено право  на получение адресной дотации на уголь, в том числе из средств областного бюджета - 5287.

     Во  всех районах области и городе Астрахани продолжена работа по предоставлению гражданам субсидий при оплате за жилье и коммунальные услуги. В 2006 году 44,98 тыс. семей воспользовались этой формой социальной поддержки, общая сумма начисленных субсидий составила 103,9 млн. руб. (2005 году - 36,98 тыс. семей на сумму 33,5 млн.руб.).

     Органами  социальной защиты населения определено право на получение льготного  детского питания 2585 семьям для 2636 детей; выдано 7204 справки, определяющие право студентов на получение государственной (муниципальной) социальной стипендии (в 2005 году - 6939 справок).

     На  реализацию мероприятий областной  целевой программы «Социальная  реабилитация граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, по Астраханской области на 2001-2006 годы» из областного бюджета выделено 20,0 тыс. руб. для оказания натуральной помощи продуктами питания.

     Работа  по оказанию различного вида услуг  населению осуществлялась 133 областными и муниципальными учреждениями.

      По  средствам данной программы можно  сказать, что удалось немного  повысить уровень социальной необеспеченности в городе Астрахани. Но как и в  любой программе есть свои плюсы  и минусы.

      Рассмотрим  общий темп роста оказанной социальной помощи гражданам38.

        Таблица 7.

Состав  граждан, получивших социальную помощь (в %).

  2001 2002 2003 2004 2005
По  Астрахани  10,8 11,3 9,2 13,9 15,5
По  России 17 21,6 20,5 22,7 21,5
 
 
 

Рис. 4.

       По  рисунку видно, что положение  по оказанию социальной помощи гражданам  как по России в целом, так и  в городе Астрахань колеблется, то резко повышается, то снижается. Во многом это зависит от вида оказания помощи и причин не оказания помощи.

           Хочется отметить, что в городе Астрахани существуют ряд проблем в осуществлении деятельности органов социальной защиты населения. 
     
Существующая система социальной защиты оказалась неспособной в полной мере справиться с требованиями и, несмотря на многочисленные структурные изменения, по-прежнему не обеспечивает защиту малоимущих и уязвимых слоев населения.  
          Система не позволяет эффективно удовлетворять нужды занятого малоимущего населения: в то время как пенсионеры, безработные и многодетные семьи имеют возможность пользоваться помощью, хотя и недостаточной, в рамках программ, разработанных специально с учетом их потребностей, отсутствие адресных пособий по бедности оставляет многих среди занятого малоимущего населения за пределами системы социальной защиты.  
     Основной элемент государственной системы социальной защиты в Астрахани нуждаются в мерах для повышения эффективности, улучшения финансового управления и усиления информационной открытости.  
     Несмотря на увеличение размеров и более регулярную выплату пенсий в последнее время, система государственного пенсионного обеспечения начнет испытывать хронический и растущий дефицит уже не в столь отдаленном будущем, в связи с чем предстоит решить сложные вопросы, такие как увеличение пенсионного возраста и сокращение числа особых льгот.  
 В итоге нужно отметить, что систему социальной защиты граждан на территории города Астрахань нужно совершенствовать, с каждым годом выявлять недостатки и предлагать новые пути решения проблем. Устраняя и придумывая новые методы можно поднять систему на высокий уровень.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       В заключение хотелось бы отметить, что  система управления в области  социальной защиты граждан при реализации новых программ и задач   
требует решительных, энергичных и целенаправленных мер для принятия правильного решения. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и  
методы работы органов социальной защиты, обеспечивать должным образом их  
приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение. 
          Задача состоит, прежде всего, в улучшении финансирования и совершенствования всей системы социальной защиты в целом. В решении этой и других задач важная роль принадлежит государству, как главному источнику финансирования.

      В итоге можно сделать общие выводы о системе социальной защиты населения.

        В системе управления социальной  сферой Российской Федерации  особое место занимает деятельность  региональных и муниципальных  органов власти в области социальной  защиты населения. Субъектами  системы социальной защиты населения являются органы управления и подведомственные им учреждения и организации, входящие в организационную структуру системы социальной защиты населения и осуществляющие деятельность по оказанию мер социальной поддержки социально незащищенным категориям граждан.

      Рассмотрение  вопросов управления системой социальной защиты населения, прежде всего, связано  с необходимостью более глубокого  анализа специфики отрасли.

      Как и деятельность любой другой системы, деятельность системы социальной защиты населения определяется двумя основными характеристиками – её функцией и структурой, рассмотрение которых предполагает обращение к теоретическим основам, историческим и нормативно-правовым аспектам, отражающим сущность объекта исследования.

Функция системы социальной защиты населения – изменение структуры личного распределения доходов, улучшение социальной структуры общества.  

Структура системы социальной защиты населения, то есть определенная организация связей между элементами может быть описана совокупностью организаций и учреждений системы социальной защиты населения.

    Я выяснила, что большое значение для  становления эффективной системы  социальной защиты населения имеет  адресность социальных выплат, льгот  и услуг.

    Несмотря  на то, что особенно в последнее  время государство предприняло комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения имеется целый ряд острых нерешенных проблем. Особого рассмотрения требует проблема, связанная с уровнем пенсионного обеспечения, решение которой зависит не только от состояния экономики.   
        Хочется отметить, что в ходе работы выявлены проблемы в деятельности органов социальной защиты граждан.
 
     
Существующая система социальной защиты неспособна в полной мере справиться со всеми и она не обеспечивает адекватную защиту малоимущих и уязвимых слоев населения: недостаточный размер пособий по безработице, пособия семьям, размер пенсии и так далее.

    Система страдает низкой адресатностью, в связи с чем имеющаяся помощь часто не достигает получателей, находящихся за чертой бедности – около 20 процентов малоимущих домашних хозяйств вообще не получают пособий, в то время как почти четыре из пяти семей, не относящихся к категории малоимущих, получают государственные пособия; малоимущими являются приблизительно 40 процентов населения, однако право на различные пособия и льготы 68 процентов; а основную часть жилищных субсидий, основанных на проверке доходов, продолжают получать те, кто бедным не является.  
     Система не позволяет эффективно удовлетворять нужды занятого малоимущего населения: в то время как пенсионеры, безработные и многодетные семьи имеют возможность пользоваться помощью, хотя и недостаточной, в рамках программ, разработанных специально с учетом их потребностей, отсутствие адресных пособий по бедности оставляет многих среди занятого малоимущего населения за пределами системы социальной защиты.  
     Не мало важной проблемой является неадекватность ресурсов: для того чтобы поднять доходы всех бедных домашних хозяйств до прожиточного минимума, дополнительно потребуется, по оценкам, около 4-5 процентов.  
     Основной элементы государственной системы социальной защиты в России нуждаются в мерах для повышения эффективности, улучшения финансового управления и усиления информационной открытости.  
       В итоге нужно отметить, что систему социальной защиты граждан нужно совершенствовать, с каждым годом выявлять недостатки и предлагать новые пути решения проблем. Устраняя и придумывая новые методы можно поднять систему социальной защиты на высокий уровень.

      Подводя итог работе, необходимо  отметить, что негативные социальные  проблемы в области социальной  защиты населения невозможно  устранить за короткие сроки.  Для реформирования системы социальной защиты на мой взгляд необходимы: время, различные ресурсы (организационные, правовые и др.), 
разработка адекватных российским условиям востребованных технологий, 
подготовленные специалисты (медики, социальные работники, юристы, ортопеды, протезисты, инженеры, архитекторы, педагоги, психологи и другие), 
активная поддержка общественных организаций, всего населения.  
            Обобщив, весь собранный материал в работе мне хотелось бы сказать: 

Информация о работе Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан