Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 14:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы являются выявление сущности системы управления в области социальной защиты населения, анализ правовых и организационных проблем деятельности органов социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определение понятия и содержания управления в области социальной защиты граждан;
2) анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты граждан;
3) изучение системы социальной защиты в области труда и занятости населения;
4) рассмотрение способов социальной защиты граждан;
5) выявление основных проблем в деятельности органов социальной защиты граждан, пути их разрешения.
Объектом работы являются отношения, возникающие в сфере деятельности органов социальной защиты граждан.
Предметом работы являются сущность, органы, принципы управления в области социальной защиты населения, а также выступают экономические отношения, связанные с функционированием системы социальной защиты населения в современной России.
Практическая значимость состоит в раскрытии сущности социальной защиты населения и рассмотрении ее содержания, что позволило раскрыть представление о социальной защиты населения и ее формах в современной России.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Общие положения об управлении в области социальной защиты граждан

1.1. Управление в области социальной защиты граждан . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2. Государственная система социальной защиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2. Органы социальной защиты населения

2.1. Федеральные органы власти в области социальной защиты граждан . 12

2.2. Региональные органы власти в области социальной защиты граждан. .16

2.3. Местное самоуправление и социальная защита граждан . . . . . . . . . . . 19

3. Методы социальной защиты граждан

3.1. Правовые методы обеспечения социальной защиты населения . . . . . . 21

3.2. Принципы и задачи социальной защиты граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

4. Социальная защита граждан в области труда и занятости населения

4.1. Понятие и виды трудового стажа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

4.2. Социальное обеспечение при осуществлении трудовой деятельности .27

4.3. Социальная защита и занятость населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

5. Сущность пенсий как способа социальной защиты граждан

5.1. Понятие и обоснования пенсионного обеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . .31

5.2. Виды пенсий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

6. Пособия: понятие и виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

7. Проблемные аспекты социальной защиты граждан и пути их разрешения. Статистический анализ развития института социальной защиты населения в период за 2000-2006 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .42

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

Нормативно - правовые документы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54

Файлы: 1 файл

диплом итог.doc

— 368.50 Кб (Скачать)
n="justify">            Для этих групп населения  социальная защита должна быть нацелена на то, чтобы размеры пенсий, пособий, стипендий не были ниже прожиточного минимума, своевременно пересматривались.

      С моей точки зрения, необходимо создавать условия, при которых граждане имели бы возможность по мере потребности реализовывать свои  способности к труду, что позволит им чувствовать себя полноценными членами общества.

      Основные  элементы механизма социальной защиты населения в области труда и занятости:

1. минимальный  потребительский бюджет;

2. минимальная  заработная плата;

3. индексация  доходов населения;

4. государственное  регулирование цен;

5. минимальные  пенсии, стипендии, пособия по  безработице;

6. минимальные социальные пособия и предоставление социальных услуг.

      Все эти меры могут обеспечивать минимальный  гарантированный уровень потребления  товаров и услуг. Динамика показателей  минимальных социальных гарантий в  России представлена в таблице 525. 

Таблица 5.

Минимальные социальные гарантии

Показатели 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Минимальный размер оплаты труда  
4,3
 
14,6
 
20,5
 
63,3
 
83,5
 
83,5
 
83,5
 
83,5
 
200,0
Тарифная  ставка 4,5 16,0 39,0 80,0 80,0 90,0 90,0 110,0 200,0
Минимальный размер пенсии по старости  
4,3
 
14,6
 
34,4
 
63,3
 
69,6
 
84,2
 
84,2
 
108,4
 
153,1
Минимальный размер пособия по безработице  
4,3
 
14,6
 
20,5
 
63,3
 
83,5
 
83,5
 
83,5
 
83,5
 
100,0
Минимальный размер стипендии студентам вузов  
4,3
 
14,6
 
20,5
 
63,3
 
167,0
 
167,0
 
167,0
 
167,0
 
200,0
 

      Основой построения социальной системы социальной защиты населения в данных сферах является прожиточный минимум.

      Минимальный потребительский бюджет определяет размер минимальной заработной платы.

      Существует  две точки зрения по поводу того, должна включать в себя минимальная заработная плата:

1. обеспечивать  потребности работника и его  семьи;

2. обеспечивать  потребности работника, а для  обеспечения неработающих членов  его семьи должны включаться  механизмы социальной защиты.

      Минимальная заработная плата и ее установление главный инструмент социальной защиты наемных работников на рынке труда. Но чтобы минимальная заработная плата выполняла свою функцию по воспроизводству рабочей силы, ее величина не должна быть меньше величины минимального потребительского бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Сущность пенсий как способа социальной защиты граждан.

5.1. Понятие и основания пенсионного обеспечения.

      В ходе проведения пенсионной реформы  предусматривается, что пенсионная система в Российской Федерации (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей26:

Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.

Обязательное  пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наёмным и само занятым работникам, а так же страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Дополнительное  пенсионное страхование  и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

     Пенсионное обеспечение работников осуществляется в целях повышения уровня пенсионного обеспечения и  заинтересованности в результатах труда, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Существует  также негосударственное пенсионное обеспечение, которое подразделяется на несколько видов. Рассмотрим эти  понятия. 

      Негосударственное пенсионное обеспечение - совокупность правовых, социально-экономических и организационных отношений между государством,

негосударственным пенсионным фондом, вкладчиками и  участниками, возникающих по поводу выплат негосударственных пенсий.

      Негосударственное пенсионное обеспечение добровольное - форма негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчики вносят пенсионные взносы в фонд на принципах добровольности в соответствии с условиями пенсионного договора.

      Негосударственное пенсионное обеспечение корпоративное - вид негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчиком является работодатель, за счет собственных средств осуществляющий внесение пенсионных взносов в пользу своих работников (бывших работников).

      Негосударственное пенсионное обеспечение личное - вид негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчиком является физическое лицо, за счет собственных средств осуществляющее внесение пенсионных взносов в свою пользу или в пользу других физических лиц.

      Негосударственное пенсионное обеспечение обязательное - форма негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчики вносят пенсионные взносы в фонд в обязательном порядке в силу федерального закона.

      Финансирование  пенсионного обеспечения осуществляется на основе накопительного принципа за счет пенсионных взносов, а также дохода, полученного от размещения пенсионных резервов27.

    Таким образом, пенсионное обеспечение очень сложный процесс, для рассмотрения которого просто необходимо учитывать все его стороны.

    В настоящее время пенсионное обеспечение  постоянно подвергается изменению  и принятию новых законопроектов, поэтому трудно предположить какая  будет система пенсионного обеспечения  через несколько лет, для этого  нужно будет учитывать все  изменения и факторы, связанные с ними.  

    5.2. Виды пенсий.

    Наибольшие  выплаты из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составляют расходы на выплату трудовых пенсий28. Они

подразделяются  на три вида:

1. По старости

2. По инвалидности

3. По случаю потери кормильца

      Лицам, имеющим право одновременно на различные  виды пенсий, устанавливается только одна пенсия по их выбору. Данное ограничение  связано с тем, что размер страхового обеспечения не может быть выше дохода от трудовой деятельности застрахованных лиц, однако, эта норма не исключает возможности одновременного получения трудовой и государственной пенсий (инвалиды и участники войны, родители и вдовы погибших военнослужащих, участники ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АС).

      Трудовая  пенсия складывается из двух или трёх частей, которая направлена на достижение трёх целей пенсионного обеспечения:

1. Борьба с бедностью.

2. Компенсация утраченного заработка.

3. Обеспечение материальной достаточности.

      В отношении всех трёх видов трудовых пенсий существует одно общее назначение – наличие определённой продолжительности трудового стажа, однако, если для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет для приобретения стажа, то пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее одного дня страхового стажа.

      Другое  условие всегда является особенным, отличающим данный вид трудовой пенсии от остальных. Для пенсий по старости – это достижение пенсионного  возраста (60 – мужчинам и 55 лет – женщинам), для пенсий по инвалидности – наступление инвалидности (независимо от её причины), повлекшие ограничение способности к трудовой деятельности, а для пенсий по случаю потери кормильца – нахождение на иждивении умершего кормильца нетрудоспособного лица, связанного с ним строго определёнными родственными отношениями29.

      Рассмотрим  таблицу современных видов пенсий. 

      Таблица 6.

      Виды  современных пенсий

      
Пенсии кто

выплачивает

источники сроки выплаты  пенсии  
 
трудовая  пенсия Базовая часть

(БЧ)

 по  старости 

(БЧ+СЧ+НЧ);  

 по   

 нвалидности 

 БЧ+СЧ+НЧ);       

по случаю потери кормильца                                (БЧ+СЧ).   
 
ПФР  
за  счет ЕСН и страховых взносов  в ПФР 
 
пожизненно
 
Страховая часть

(СЧ)

 
Накопительная часть (НЧ) - для лиц моложе 1967 г. НПФ  
дополнительная (негосударственная) пенсия корпоративная  
 
 
за счет средств  работодателя пожизненно  или срочная пенсия  
за  счет средств работодателя и средств  работника  
личная за счет собственных средств  
профессиональная  пенсия ПФР за счет средств  работодателя срочная пенсия  
государственная пенсия   федеральный бюджет пожизненно  
 

      Как видно из таблицы, пенсия складывается из трех частей: базовая, страховая, накопительная. Пенсия по новой пенсионной модели должна быть не назначена человеку государством, а заработана им.

      Страховая часть устанавливается в зависимости  от уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, Данная часть пенсии финансируется по распределительному методу (т. е. взносы нынешних работающих граждан распределяются на выплату пенсий нынешних пенсионеров). Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в течении всей его трудовой деятельности делённое на нормативно установленный ожидаемый период выплаты пенсий.

      Накопительная часть устанавливается в зависимости  от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в накопительную  часть пенсионной системы с учётом инвестиционного дохода от их размещения и ожидаемого периода выплаты пенсии.

      Порядок определения трудовой пенсии принципиальным образом отличается от ранее действующих  правил.

      Базовая часть пенсии устанавливается в  фиксированном размере, которая  определяется в зависимости от возраста пенсионера, степени ограничения к трудовой деятельности и наличия на его иждивении нетрудоспособных членов семьи.

      Страховая часть трудовой пенсии по старости и инвалидности определяется путём  деления расчётного пенсионного  капитала соответствующего лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии.

      Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по схожей схеме  с той лишь разницей, что во внимание принимается расчётный пенсионный капитал умершего кормильца, который дополнительно делится ещё и на количество нетрудоспособных членов семьи, являющихся получателями пенсий, установленных в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается пенсия данному нетрудоспособному члену семьи.

      Накопительная часть трудовой пенсии по старости и по инвалидности определяется путём  деления пенсионных накоплений соответствующего лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости. Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается не ранее дня достижения инвалидом пенсионного возраста.

Информация о работе Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан