Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 14:55, дипломная работа
Целью данной работы являются выявление сущности системы управления в области социальной защиты населения, анализ правовых и организационных проблем деятельности органов социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определение понятия и содержания управления в области социальной защиты граждан;
2) анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты граждан;
3) изучение системы социальной защиты в области труда и занятости населения;
4) рассмотрение способов социальной защиты граждан;
5) выявление основных проблем в деятельности органов социальной защиты граждан, пути их разрешения.
Объектом работы являются отношения, возникающие в сфере деятельности органов социальной защиты граждан.
Предметом работы являются сущность, органы, принципы управления в области социальной защиты населения, а также выступают экономические отношения, связанные с функционированием системы социальной защиты населения в современной России.
Практическая значимость состоит в раскрытии сущности социальной защиты населения и рассмотрении ее содержания, что позволило раскрыть представление о социальной защиты населения и ее формах в современной России.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Общие положения об управлении в области социальной защиты граждан
1.1. Управление в области социальной защиты граждан . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Государственная система социальной защиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Органы социальной защиты населения
2.1. Федеральные органы власти в области социальной защиты граждан . 12
2.2. Региональные органы власти в области социальной защиты граждан. .16
2.3. Местное самоуправление и социальная защита граждан . . . . . . . . . . . 19
3. Методы социальной защиты граждан
3.1. Правовые методы обеспечения социальной защиты населения . . . . . . 21
3.2. Принципы и задачи социальной защиты граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
4. Социальная защита граждан в области труда и занятости населения
4.1. Понятие и виды трудового стажа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
4.2. Социальное обеспечение при осуществлении трудовой деятельности .27
4.3. Социальная защита и занятость населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
5. Сущность пенсий как способа социальной защиты граждан
5.1. Понятие и обоснования пенсионного обеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . .31
5.2. Виды пенсий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
6. Пособия: понятие и виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
7. Проблемные аспекты социальной защиты граждан и пути их разрешения. Статистический анализ развития института социальной защиты населения в период за 2000-2006 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .42
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Нормативно - правовые документы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
7.
Развитие и совершенствование
деятельности сети учреждений, предоставляющих
разнообразные социальные
8.
Создание условий для
9.
Внедрение новых форм
Действующая
система социальной защиты в России
базируется на следующих принципах, основанных
на реализации поставленных задач:
1. Поощрительности. Социальная помощь
предоставляется нуждающемуся гражданину
по мере письменного обращения заявителя
или лица, представляющего его интересы;
2. Патернализма. Государственная опека
по отношению к менее социально и экономически
защищенным слоям и группам населения.
Данная система
социальной защиты граждан нуждается
в реформировании с применением новых
подходов. Для этого я считаю необходимым
создать новую модель системы социальной
помощи, в основе которой должны лежать
следующие принципы18:
1. Всеобщность
социальной помощи. Этот принцип
предполагает равную для
2. Социальная
справедливость и
3. Социальная солидарность. Предполагает единство действий, взаимопомощь, поддержку, основанных на общих интересах и целях. Задача социальных органов оказывать помощь слабым, перераспределяя часть ресурсов от сильных. В этом проявляется социальная солидарность и обеспечивается общественное согласие.
4. Приоритетность
государства. Государство
5. Принцип единства социальной защиты и самозащиты. Он предполагает, что социальная защита становится более действенной. Социальная защита должна опираться на развитие самозащитных механизмов, связанных с самопомощью.
6. Встречные обязательства получателей социальной помощи. Принцип предполагает в качестве условия получения помощи выполнение определенных работ, дополнительных обязательств, то есть человек должен отблагодарить добровольным трудом, например в учреждениях по социальной защите.
Я считаю, что если система социальной защиты граждан будет соблюдать эти основные требования, то есть вероятность улучшения и укрепления старых
позиций,
что отразится на повышении
пособий, пенсий и повысит
4. Социальная защита граждан в области труда и занятости населения.
4.1. Понятие и виды трудового стажа.
С точки зрения сферы социальной защиты трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности и других, указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия.
Фактически понятие «трудовой стаж» — собирательное для нескольких разновидностей трудового стажа. На сегодняшний день в праве социального обеспечения выделяют следующие виды трудового стажа19:
а) общий страховой стаж;
б) специальный страховой стаж;
а) общий;
б) специальный (выслуга лет);
Страховой стаж как самостоятельный вид трудового стажа появился в российской пенсионной системе сравнительно недавно. Страховой стаж можно подразделить на виды: общий (смешанный) страховой стаж и специальный страховой стаж.
Страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж20.
Страховой
стаж вычисляется путем суммы страховых
периодов (работа и иная деятельность,
в течение которой уплачивались страховые
взносы в Пенсионный фонд РФ) и нестраховых
периодов.
Нестраховые периоды включают в себя21:
- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
- период
получения пособия по
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- период
получения пособия по
- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Все
перечисленные нестраховые
Общий страховой стаж имеет большое значение, так как:
1. Это
одно из условий для
2. Это одно из условий для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Как правило, для назначения той или иной досрочной пенсии требуется страховой стаж продолжительностью 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин).
Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности.
В обновленном законодательстве Законе «О трудовых пенсиях»; Законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» понятие специальный трудовой стаж фактически уже не фигурирует. Предполагается, что в будущем он будет регулироваться специальным законом о профессиональных пенсиях.
С учетом специального трудового устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.
Например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении22:
- пенсии
по старости в связи с особыми
условиями труда (в стаж
- времени
начала выплаты пенсии в связи
с работой на подземных работах, на работах
с вредными условиями труда и в горячих
цехах (в таких случаях пенсия устанавливается:
мужчинам по достижении 50 лет и женщинам
по достижении 45 лет, если они соответственно
трудились не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев
и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15
лет, а если не менее половины стажа приходится
на подземные работы, на работы с вредными
условиями труда и в горячих цехах, то
пенсия назначается с уменьшением возраста
на один год за каждый полный год такой
работы мужчинам и женщинам).
Законодательство предусматривает также и другие случаи учета специального трудового стажа.
В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.
Непрерывный трудовой стаж — это продолжительность последней непрерывной работы у данного работодателя (у нескольких работодателей, если при переходе с одной работы на другую перерыв не превысил установленных сроков).
При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, если иное не установлено нормами действующего законодательства.
Трудовой
стаж играет достаточно большую роль
в системе социальной защиты, так
как он учитывается при оказании
социальной помощи.
4.2. Социальное обеспечение при осуществлении трудовой деятельности.
Социальное обеспечение при осуществлении трудовой деятельности предусматривает деятельность, направленную на охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Приоритетной задачей является реформирование трудового законодательства с целью повышения мобильности рабочей силы, обеспечение устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства, повышение деятельности индивидуальных и коллективных договорных отношений на уровне предприятия23.
Предполагается продолжить курс на повышение минимального размера труда, развитие коллективных трудовых отношений с участием профессиональных союзов, включая содействие формированию добровольных объединений работодателей, развитие эффективных институтов и механизмов, обеспечивающих выполнение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
С точки зрения социальной защиты при осуществлении трудовой деятельности населения необходимо24:
- обеспечение
системы эффективной занятости,
- организация эффективной системы формирования доходов, при которой уровень получаемого дохода непосредственно определяется качеством и результатами работы человека;
- официальное
установление реального уровня
прожиточного минимума, как в
денежной форме, так и
4.3. Социальная защита граждан в области труда и занятости населения.
Система социальной защиты должна предоставлять гарантии в области занятости, защищать интересы работников наемного труда, поддерживать определенный уровень жизни населения страны.
Информация о работе Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан