Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 14:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы являются выявление сущности системы управления в области социальной защиты населения, анализ правовых и организационных проблем деятельности органов социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определение понятия и содержания управления в области социальной защиты граждан;
2) анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты граждан;
3) изучение системы социальной защиты в области труда и занятости населения;
4) рассмотрение способов социальной защиты граждан;
5) выявление основных проблем в деятельности органов социальной защиты граждан, пути их разрешения.
Объектом работы являются отношения, возникающие в сфере деятельности органов социальной защиты граждан.
Предметом работы являются сущность, органы, принципы управления в области социальной защиты населения, а также выступают экономические отношения, связанные с функционированием системы социальной защиты населения в современной России.
Практическая значимость состоит в раскрытии сущности социальной защиты населения и рассмотрении ее содержания, что позволило раскрыть представление о социальной защиты населения и ее формах в современной России.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Общие положения об управлении в области социальной защиты граждан

1.1. Управление в области социальной защиты граждан . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2. Государственная система социальной защиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2. Органы социальной защиты населения

2.1. Федеральные органы власти в области социальной защиты граждан . 12

2.2. Региональные органы власти в области социальной защиты граждан. .16

2.3. Местное самоуправление и социальная защита граждан . . . . . . . . . . . 19

3. Методы социальной защиты граждан

3.1. Правовые методы обеспечения социальной защиты населения . . . . . . 21

3.2. Принципы и задачи социальной защиты граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

4. Социальная защита граждан в области труда и занятости населения

4.1. Понятие и виды трудового стажа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

4.2. Социальное обеспечение при осуществлении трудовой деятельности .27

4.3. Социальная защита и занятость населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

5. Сущность пенсий как способа социальной защиты граждан

5.1. Понятие и обоснования пенсионного обеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . .31

5.2. Виды пенсий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

6. Пособия: понятие и виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

7. Проблемные аспекты социальной защиты граждан и пути их разрешения. Статистический анализ развития института социальной защиты населения в период за 2000-2006 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .42

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

Нормативно - правовые документы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54

Файлы: 1 файл

диплом итог.doc

— 368.50 Кб (Скачать)

      7. Развитие и совершенствование  деятельности сети учреждений, предоставляющих  разнообразные социальные услуги  различным категориям и группам  населения, оказавшимся в трудной  жизненной ситуации;

      8. Создание условий для социальной  реабилитации и интеграции инвалидов  в общество, формирование доступной  для инвалидов среды жизнедеятельности;

      9. Внедрение новых форм социального  обслуживания.

      Действующая система социальной защиты в России базируется на следующих принципах, основанных на реализации поставленных задач: 
1. Поощрительности. Социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы; 
2. Патернализма. Государственная опека по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения. 
         Данная система социальной защиты граждан нуждается в реформировании с применением новых подходов. Для этого я считаю необходимым создать новую модель системы социальной помощи, в основе которой должны лежать следующие принципы18:

1. Всеобщность  социальной помощи. Этот принцип  предполагает равную для каждого  возможность получить государственную  социальную помощь, которая должна  обеспечить социальные гарантии в области уровня жизни всех граждан, неспособных к самообеспечению, а также попавшим в трудную жизненную ситуацию, нарушающую их жизнедеятельность.

2. Социальная  справедливость и экономическая  эффективность. Здесь подразумевается  оптимальное соотношение материальных потребностей социальной политики с интересами и возможностями субъектов налоговой политики, которые формируют фонды социальных расходов.

3. Социальная  солидарность. Предполагает единство  действий, взаимопомощь, поддержку,  основанных на общих интересах и целях. Задача социальных органов оказывать помощь слабым, перераспределяя часть ресурсов от сильных. В этом проявляется социальная солидарность и обеспечивается общественное согласие.

4. Приоритетность  государства. Государство является  главным субъектом социальной  помощи, который реализует основные  гарантии, создает необходимые условия  для развития социальной сферы.

5. Принцип единства социальной защиты и самозащиты. Он предполагает, что социальная защита становится более действенной. Социальная защита должна опираться на развитие самозащитных механизмов, связанных с самопомощью. 

6. Встречные обязательства получателей социальной помощи. Принцип предполагает в качестве условия получения помощи выполнение определенных работ, дополнительных обязательств, то есть человек должен отблагодарить добровольным трудом, например в учреждениях по социальной защите.

      Я считаю, что если система социальной защиты граждан будет соблюдать  эти основные требования, то есть вероятность улучшения и укрепления старых

 позиций,  что отразится на повышении  пособий, пенсий и повысит статус  социальных гарантий. 

4. Социальная защита граждан в области труда и занятости населения.

4.1. Понятие и виды трудового стажа.

   С точки зрения сферы социальной защиты трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности и других, указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия.

   Фактически  понятие «трудовой стаж» — собирательное для нескольких разновидностей трудового стажа. На сегодняшний день в праве социального обеспечения выделяют следующие виды трудового стажа19:

  1. Страховой стаж:

   а) общий страховой стаж;

   б) специальный страховой стаж;

  1. Трудовой стаж:

    а) общий;

    б) специальный (выслуга лет);

  1. Непрерывный трудовой стаж.

    Страховой стаж как самостоятельный вид трудового стажа появился в российской пенсионной системе сравнительно недавно. Страховой стаж можно подразделить на виды: общий (смешанный) страховой стаж и специальный страховой стаж.      

 Страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж20.  

Страховой стаж вычисляется путем суммы страховых периодов (работа и иная деятельность, в течение которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ) и нестраховых периодов.  

Нестраховые периоды включают в себя21:     

- период  прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";    

- период  получения пособия по государственному  социальному страхованию на протяжении  временной нетрудоспособности;     

-  период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;      

- период  получения пособия по безработице,  период участия в оплачиваемых  общественных работах и период  переезда по направлению государственной  службы занятости в другую  местность для трудоустройства;    

-  период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;   

-  период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.    

 Все  перечисленные нестраховые периоды  засчитываются в страховой стаж  в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы или иной деятельности.

      Общий страховой стаж имеет большое значение, так как:    

1. Это  одно из условий для назначения  трудовой пенсии по старости на общих основаниях. Необходим страховой стаж продолжительностью не менее 5 лет.     

2. Это  одно из условий для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Как правило,  для назначения той или иной досрочной пенсии требуется страховой стаж продолжительностью 25 лет (для мужчин) и  20 лет (для женщин). 

      Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности.

     В обновленном законодательстве Законе «О трудовых пенсиях»; Законе «О государственном  пенсионном обеспечении в РФ»  и Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» понятие специальный трудовой стаж фактически уже не фигурирует. Предполагается, что в будущем он будет регулироваться специальным законом о профессиональных пенсиях.

     С учетом специального трудового устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

     Например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении22:

- пенсии  по старости в связи с особыми  условиями труда (в стаж включается  время инвалидности I и II групп  вследствие профессионального заболевания);

- времени  начала выплаты пенсии в связи  с работой на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (в таких случаях пенсия устанавливается: мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет, а если не менее половины стажа приходится на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, то пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам). 

      Законодательство предусматривает также и другие случаи учета специального трудового стажа.

      В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно  полезной деятельности. Порядок включения  периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.

    Непрерывный трудовой стаж — это продолжительность последней непрерывной работы у данного работодателя (у нескольких работодателей, если при переходе с одной работы на другую перерыв не превысил установленных сроков).

    При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется  при условии, что перерыв в  работе не превысил  одного месяца, если иное не установлено нормами действующего законодательства.

      Трудовой  стаж играет достаточно большую роль в системе социальной защиты, так  как он учитывается при оказании социальной помощи. 

4.2. Социальное обеспечение  при осуществлении  трудовой деятельности.

      Социальное  обеспечение при осуществлении трудовой деятельности предусматривает деятельность, направленную на охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

      Приоритетной  задачей является реформирование трудового  законодательства с целью повышения  мобильности рабочей силы, обеспечение  устойчивого баланса интересов  работников, работодателей и государства, повышение деятельности индивидуальных и коллективных договорных отношений на уровне предприятия23.

      Предполагается  продолжить курс на повышение минимального размера труда, развитие коллективных трудовых отношений с участием профессиональных союзов, включая содействие формированию добровольных объединений работодателей, развитие эффективных институтов и механизмов, обеспечивающих выполнение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

  С точки зрения социальной защиты при осуществлении трудовой деятельности населения необходимо24:

- обеспечение  системы эффективной занятости,  подготовки и переподготовки  кадров, которая позволила бы  каждому человеку найти применение  своим личным способностям в  соответствующей сфере деятельности;

- организация  эффективной системы формирования доходов, при которой уровень получаемого дохода непосредственно определяется качеством и результатами работы человека;

- официальное  установление реального уровня  прожиточного минимума, как в  денежной форме, так и натурально-вещественой  форме с учетом тенденций в распределении доходов и потребления населения. 

4.3. Социальная защита  граждан в области  труда и занятости  населения.

      Система социальной защиты должна предоставлять  гарантии в области занятости, защищать интересы работников наемного труда, поддерживать определенный уровень жизни населения страны.

Информация о работе Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан