Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 14:55, дипломная работа
Целью данной работы являются выявление сущности системы управления в области социальной защиты населения, анализ правовых и организационных проблем деятельности органов социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определение понятия и содержания управления в области социальной защиты граждан;
2) анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты граждан;
3) изучение системы социальной защиты в области труда и занятости населения;
4) рассмотрение способов социальной защиты граждан;
5) выявление основных проблем в деятельности органов социальной защиты граждан, пути их разрешения.
Объектом работы являются отношения, возникающие в сфере деятельности органов социальной защиты граждан.
Предметом работы являются сущность, органы, принципы управления в области социальной защиты населения, а также выступают экономические отношения, связанные с функционированием системы социальной защиты населения в современной России.
Практическая значимость состоит в раскрытии сущности социальной защиты населения и рассмотрении ее содержания, что позволило раскрыть представление о социальной защиты населения и ее формах в современной России.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Общие положения об управлении в области социальной защиты граждан
1.1. Управление в области социальной защиты граждан . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Государственная система социальной защиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Органы социальной защиты населения
2.1. Федеральные органы власти в области социальной защиты граждан . 12
2.2. Региональные органы власти в области социальной защиты граждан. .16
2.3. Местное самоуправление и социальная защита граждан . . . . . . . . . . . 19
3. Методы социальной защиты граждан
3.1. Правовые методы обеспечения социальной защиты населения . . . . . . 21
3.2. Принципы и задачи социальной защиты граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
4. Социальная защита граждан в области труда и занятости населения
4.1. Понятие и виды трудового стажа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
4.2. Социальное обеспечение при осуществлении трудовой деятельности .27
4.3. Социальная защита и занятость населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
5. Сущность пенсий как способа социальной защиты граждан
5.1. Понятие и обоснования пенсионного обеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . .31
5.2. Виды пенсий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
6. Пособия: понятие и виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
7. Проблемные аспекты социальной защиты граждан и пути их разрешения. Статистический анализ развития института социальной защиты населения в период за 2000-2006 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .42
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Нормативно - правовые документы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора.
Негосударственная пенсия корпоративная - негосударственная пенсия, пенсионные накопления для выплаты которой полностью или частично сформированы за счет средств работодателя, вносимых (внесенных) в фонд в виде пенсионных взносов.
Негосударственная пенсия личная - негосударственная пенсия, пенсионные накопления для выплаты которой полностью сформированы за счет средств вкладчика, являющегося физическим лицом.
Негосударственная пенсия пожизненная - негосударственная пенсия, период выплат которой в соответствии с пенсионным договором продолжается до конца жизни участника.
Негосударственная пенсия срочная - негосударственная пенсия, период выплат которой ограничивается установленным пенсионным договором числом лет.
Существует также профессиональная система пенсионного обеспечения30.
Профессиональная система пенсионного обеспечения - это совокупность прав и обязательств заинтересованных лиц, выполняющих различные функции, результатом взаимодействия которых является выплата государственной пенсии.
Профессиональная пенсия –
Договор о негосударственном пенсионном обеспечении (далее - пенсионный договор) - соглашение между Фондом и Вкладчиком, в соответствии с которым Вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в Фонд, а Фонд обязуется выплачивать Участнику (Участникам) Фонда профессиональную пенсию;
Вкладчик – учреждение образования Российской Федерации и другие юридические лица системы образования и/или их работники, являющиеся стороной пенсионного договора и уплачивающие пенсионные взносы в Фонд;
Участник - работник, которому в силу заключенного между Вкладчиком и Фондом пенсионного договора должна производиться или производится выплата профессиональной пенсии;
Фонд - негосударственный пенсионный фонд, уполномоченный Министерством образования Российской Федерации и Профсоюзом работников народного образования и науки осуществлять негосударственное пенсионное обеспечение работников.
Основаниями для получения профессиональной пенсии являются31:
Размер профессиональной пенсии не может быть меньше 0,5 минимальной трудовой пенсии, установленной действующим законодательством РФ.
Делая вывод, хотела бы отметить, что, на мой взгляд, новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсий зависит от заработной платы. На данный момент размеры различных видов пенсий постепенно повышаются, что способствует улучшению пенсионного обеспечения граждан. И все виды современных видов пенсий достаточно хорошо используются.
6. Пособия: понятие и виды.
Пособия – это денежные выплаты из внебюджетных фондов, фондов социальной защиты населения, прямых бюджетных ассигнований и других источников для оказания помощи гражданам в установленных законом случаях32.
Для пособия характерно:
1. Они предоставляются из внебюджетных фондов, прямых бюджетных ассигнований бесплатно.
2. Являются по своей цели помощью.
3. Право на их получение может быть поставлено в зависимость от трудовой деятельности.
4. Назначаются на условиях, указанных в законе, компетентными органами.
5. Выплачиваются в процентном отношении к заработку или к минимальному размеру оплаты труда.
Виды пособий:
1. По источнику выплаты:
– из пенсионного фонда;
– из государственного фонда занятности;
– за счет прямых бюджетных ассигнований;
– из фонда социального страхования;
– за счет средств работодателя.
2. По основаниям обеспечения:
– пособия по временной нетрудоспособности;
– пособия при деторождении;
– пособия по безработице;
– при исключительных неординарных обстоятельствах;
– по малообеспеченности (его еще нет, но по ст. 6 ФЗ "О прожиточном минимуме" такое пособие вводится семьям и одиноко проживающим, чей
совокупный доход на душу не превышает прожиточный минимум).
3. По целевой направленности:
– для замены временно утраченного заработка;
– для компенсации повышенных расходов семьи;
– пособие как основной источник средств существования (по безработице).
4. По продолжительности выплаты:
– единовременные (разовые) – при рождении ребенка;
– периодические (на период болезни, декретного отпуска);
– ежемесячные, регулярные (на детей).
5. По источнику правового регулирования:
– пособия по Положению "О порядке обеспечения пособиями по государственному и социальному страхованию";
– по Положению "О порядке выплаты пособий на детей, находящихся под опекой, попечительством";
– по Положению "О порядке назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей".
Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются на основании листка нетрудоспособности из фонда социального страхования, а безработным – их фонда занятости. По общему правилу пособие назначается и выплачивается, если нетрудоспособность наступила в период работы. В порядке исключения пособие выплачивается:
– лицам, которые к моменту наступления нетрудоспособности не работали;
– лицам, следовавшим на работу по окончании учебного заведения;
– бывшим военнослужащим, заболевшим после увольнения в течение 1 месяца;
– лицам, заболевшим в течение 1 месяца после увольнения с работы по уважительным причинам, нетрудоспособность которых продолжалась свыше месяца.
Военнослужащим
и студентам пособие не выплачивается,
за ними сохраняются денежные довольствия,
стипендия.
Пособия при деторождении
Различают следующие пособия:
1. Пособие по беременности и родам. Выплачивается в течение беременности. Продолжительность отпуска по беременности (70 дней до родов и 84 дня (при многоплодовой) и 70 дней после родов. Женщинам, работающим, проживающим в районах с радиоактивным загрязнением, дородовой отпуск (90 календарных дней + оздоровительные мероприятия за пределами зоны).
При усыновлении детей до 3-х месяцев пособие выдается со дня усыновления до истечения 70 дней со дня рождения, а при усыновлении двух и более ( 110 дней со дня рождения. Продолжительность декретного отпуска может быть увеличена субъектами Российской Федерации с учетом демографических причин33.
Пособия по безработице
Размер
этого пособия будет
Пособия по малообеспеченности
Многие из этих пособий относятся к ведению федерального уровня управления, но остаются необеспеченными, или лишь частично обеспеченными соответствующими резервами. Обеспечение адресности пособий должно рассматриваться как ключевые элементы стратегии снижения уровня малообеспеченности. Представляется, что адресность приведет к большему росту эффективности расходования средств на социальные нужды, чем любые другие бюджетные меры. Значительное улучшение адресности может быть достигнуто путем включения в методы отбора соответствующих критериев определения малообеспеченности.
Делая
вывод я бы хотела отметить, что пособия
являются важными источниками оказания
социальной помощи населению. Пособия
постоянно подвергаются изменениям: изменяются
условия их предоставления и увеличивается
размер, тем самым оказывая более существенную
помощь населению.
7. Проблемные аспекты социальной защиты граждан и пути их разрешения. Статистический анализ развития института социальной защиты населения в период за 2000 – 2006 гг.
В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к изменению сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны высокая роль государства.
Выделим
следующие основные направления
социальной защиты и подходы к
их реформированию34:
1. Социальная защита
детей, детства и отрочества должна
быть ориентированна на создание условий
жизни и развития детей (независимо от
того в какой семье они родились и живут)
иметь наилучшие возможности для сохранения
их здоровья, материального благополучия,
свободного доступного образования, дошкольного
и школьного воспитания, гармоничного
духовно-нравственного развития, реализации
своих способностей.
С этой
целью следует провести экспертизу (ведомственную
и независимую) существующих нормативно-правовых
и программных документов, касающихся
проблем детей, выявить состояние исполнения
и необходимость корректировки этих документов.
Необходимо упорядочить процесс предоставления
услуг, предназначенных детям, в сферах
образования, охраны здоровья, детского
творчества, физкультуры и спорта и определить
учреждения, где это уместно.
2. Социальная зашита
трудоспособного населения должна предусматривать
создание условий, обеспечивающих баланс
прав, обязанностей и интересов граждан.
Социальная
защита трудоспособного населения
должна предусматривать механизмы,
обеспечивающие гражданам Российской
Федерации защиту от социальных рисков,
препятствующих эффективной занятости
человека,
предоставлению дополнительных гарантий
занятости отдельным категориям населения,
которые нуждаются в особой социальной
защите и испытывают трудности в поиске
работы, бывшим воинам - участникам военных
конфликтов;
инвалидам, лицам, пострадавшим в результате
техногенных и природных катастроф, лицам,
продолжительное время не имеющим работы,
лицам, отбывающим наказание по решению
суда.
выплате
3. Социальная
защита нетрудоспособных
граждан должна быть нацелена на гуманизм
всех сфер жизни этих людей.
Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал
себя лишним человеком, обременяющим близких,
общество. Каждый должен как можно дольше
сохранять желание и возможность проживать
в семье, активно участвовать в экономическом,
политическом, культурном развитии общества.
Ведущая роль в решении проблем этих граждан
принадлежит социальному обслуживанию.
4. Социальная защита
семьи как основополагающей опоры общества
и государства предусматривает необходимость
всемерно поддерживать институт семьи.
Именно семья способна сохранить общество,
его ценности. Поэтому семейная политика,
ориентированная на обеспечение достойных
условий для создания, сохранения и развития
семьи, неотъемлемая часть социальной
защиты населения.
Разработка механизма функционирования
системы социальной защиты населения
должна вестись по следующим направлениям35:
1. Определение роли и места социальной
защиты населения;
2. Нормативно-правовое обеспечение социальной
защиты, четко определяющее социальные
риски, последствия которых подлежат коррекции,
гарантированной государством;
3. Разработка государственных стандартов
услуг в здравоохранении, образовании,
культуре и социальном обслуживании населения
для их адресного использования в планировании
расходов на социальную сферу и их поэтапного
повышения;
4. Разграничение полномочий между федеральными
органами и органами власти субъектов
Российской Федерации по социальным вопросам;
5. Регулирование платных социальных услуг
на всех уровнях социальной политики.
Определяющее значение в успехе решения
проблем социальной защиты
Информация о работе Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан