Муниципальная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «муниципальной службы» до недавнего времени отсутствовало в нашем законодательстве и в научной литературе. Конституция Российской Федерации также не вводит такого понятия, в ее разделе «права и свободы человека и гражданина» упоминается лишь о государственной службе.

Оглавление

Введение....................................................................................3
Понятие муниципальной службы............................................4
Задачи муниципальной службы...............................................6
Функции муниципальной службы...........................................7
Правовые источники муниципальной службы.......................8
Принципы муниципальной службы, их значение................10
Классификация должностей...................................................12
Должностное лицо...................................................................15
Аттестация муниципальных служащих.................................19
Прием на муниципальную службу и ее прекращение.........21
Заключение...............................................................................23
Список использованной литературы.....................................24

Файлы: 1 файл

Municipalnay slujba .doc

— 105.50 Кб (Скачать)

        Они устанавливает правовые основы  организации муниципальных службы  и основы правового статуса  муниципальных служащих в Свердловской  области в соответствии с Федеральным  Законом “Об основах муниципальной  службы в РФ”. 

      В систему правовых актов о муниципальной  службе входят уставы и положения  о дисциплине в конкретных органах  и их подразделениях, содержащие нормы  о статусе тех или иных должностных  лиц; должностные инструкции, трудовое законодательство, для регулирования  наиболее общих отношений, и т.д.

      Хотя, нормативно-правовая база о муниципальной  службе достаточно нова, но сегодня  ее нельзя назвать отстающей, так  как на основании федеральных  законов в субъектах Российской Федерации принимаются свои законы позволяющие детально регулировать местное самоуправление, а также нельзя забывать о нормотворчестве внутри самих муниципальных образований. На основании этого можно сказать, что эта сфера прорабатывается достаточно детально...

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принципы  муниципальной службы, их значение

      Правовое  установление принципов муниципальной  службы обуславливает функционирование соответствующих органов, деятельность муниципальных служащих, устойчивость служебных отношений, а также  обоснование тенденций развития законодательства о муниципальной службе.

      Изучение  принципов муниципальной службы дает ответ на вопрос: что является главным в институте муниципальной  службы, что постоянно сопутствует  системе служебных отношений, без  чего не могут существовать различные  институты комплексного правового института муниципальной службы. Основное значение принципов муниципальной службы заключается в том, что они определяют жизнеспособность, практическую организацию и реальное функционирование муниципальной службы.

      Принципы  муниципальной службы – это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти, и в частности, в системе муниципальной службы.

      Принципы  муниципальной службы должны объективно отражать сущность муниципальной службы, ее наиболее важные черты; они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт муниципальной службы. Принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы. Они обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.

      С другой стороны, принципы муниципальной  службы – это субъективное понятие. Они формируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового  опыта и правовой культуры в стране и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

      Каждый  в отдельности принцип муниципальной  службы отражает не все объективные  закономерности деятельности муниципальных  служащих, а лишь некоторые из них. Но все принципы взаимосвязаны: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнение остальных принципов.

      Федеральный закон «Об основах муниципальной  службы в РФ» дает нам список основных принципов муниципальной службы:

  • Верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами;
  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  • самостоятельности органов местного самоуправления а пределах их полномочий;
  • профессионализма и компетентности муниципальных служащих;
  • ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей
  • принцип равного доступа гражданина к муниципальной службе в соответствии со способностями и уровнем профессиональной подготовки и другие не менее важные
  • единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в РФ, а также учета исторических и иных местных традиций
  • правовой и социальной защищенности муниципальных служащих
  • внепартийности муниципальной службы

К этому  списку Закон «О муниципальной службе в Свердловской области» добавляет  еще несколько:

  • принцип законности
  • гласности
  • подконтрольности
  • стабильности кадров муниципальной службы

Иными словами, этот список можно продолжать очень долго, это зависит исторических, культурных особенностей той или иной местности, а также от фантазии законодателя, но самые важные, на мой взгляд, были помещены в федеральный закон, на основании которых стоится законодательство субъектов, а главное сама муниципальная служба. 

Классификация должностей

      Классификация должностей согласно областному законодательству построена на разведении понятий  «муниципальная должность» и «должность муниципальной службы».

      Муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.2

      Должность муниципальной службы – штатная должность муниципальных органов с установленным кругом обязанностей, денежным содержанием и ответственностью за выполнение этих обязанностей. Штатное расписание должностей муниципальной службы устанавливается главой муниципального образования в соответствии со структурой, закрепленной в Уставе муниципального образования.

      Эти должности классифицируются в рамках трех категорий: «А», «Б», «В». Критерий разделения должностей на три категории  — степень близости полномочий отдельных должностей к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований.

      Должности категории «А» (именуются муниципальными должностями) устанавливаются для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления. Деятельность в этих должностях наиболее приближена к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Полномочия служащих, занимающих муниципальные должности, часто тождественны полномочиям органов местного самоуправления, муниципальных образований в целом, содержательно совпадают с ними. К муниципальным должностям относятся должности главы муниципального образования, выборного главы администрации поселка, сельсовета, поселения, депутата представительного органа, замещающего свою должность на постоянной основе.

      Также в категорию «А» входит должность  депутата представительного органа, но о ней необходимо говорить отдельно, так как статус муниципального служащего  несовместим с любым депутатским  мандатом,— это правило не распространяется только на глав муниципальных образований. Системное толкование норм законодательства о муниципальной службе позволяет снять противоречие двух вышеизложенных правил: на первый взгляд парадоксального, вывода: муниципальные служащие не могут быть депутатами в силу несовместимости их должностей с депутатским мандатом, а депутаты местных представительных органов могут быть при определенных условиях муниципальными служащими. Однако это касается лишь тех должностей в рамках представительного органа, которые, во-первых, замещаются на постоянной основе, а во-вторых, обеспечивают непосредственное осуществление полномочий представительного органа (освобожденные депутаты, работающие в должностях председателя Думы, его заместителей, председателей ее постоянных комитетов и т. п.). При этом обязательно должно быть закреплено в уставе муниципального образования, регламенте Думы и прочих документах правило о необходимости замещения данных думских должностей только депутатами.

      Категории «Б» и «В» составляют должности муниципальной службы. В категории «Б» устанавливаются должности для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории «А». К ним относятся должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между занимающими их служащими и главой муниципального образования: закон исходит из права главы назначать на эти должности нужных ему в силу каких-то обстоятельств людей. Вновь пришедший глава свободен в подборе кадров на названные должности, поскольку муниципальная служба на должностях категории «Б» ограничивается сроком, на который назначаются или избираются главы муниципальных образований. С уходом прежнего главы истекает и срок полномочий служащих на должностях категории «Б».

   Должности и категории  «В» устанавливаются для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления. Это все иные должности, не попадающие в категории «А» и «Б». Делятся они на пять видов:

  1. высшие должности — заместитель главы муниципального образования, управляющий делами администрации, глава администрации района в городе;
  2. главные должности — начальник управления, отдела, службы, председатель комитета, глава администрации поселка, сельсовета, поселения;
  3. ведущие должности — заместитель начальника управления, отдела, службы, заместитель председателя комитета, начальник (заведующий) отдела (сектора) в составе управления, комитета, отдела, советник (консультант), пресс-секретарь;
  4. старшие должности — помощник, главный специалист, ведущий специалист;
  5. младшие должности — специалисты 1, 2 категории, просто специалисты.

Должности категории «В»  отличаются от должностей категории «Б» еще и  тем, что  гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок, или срочного трудового договора на срок не более 5 лет. В случае если договор был заключен на более длительный период, то он с юридической точки зрения считается бессрочным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Должностное лицо 

Понятие должностного лица

      Разрабатываемое в настоящие время законодательство о местном самоуправлении определяет и использует понятие “должностное лицо”. Федеральный Закон от 12 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в ст. 1 устанавливает два понятия:

1. Должностным  лицом местного самоуправления  является выборное либо работающее  по контракту (трудовому договору), лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;

2. Выборное  должностное лицо местного самоуправления  – должностное лицо, избранное  населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

      Должностные лица несут повышенную правовую ответственность, так как они заметно выделяются из состава служащих объемом и характером своих должностных обязанностей; от них требуется профессиональное и внимательное решение важнейших практических вопросов. Поэтому законодательство и устанавливает повышенную юридическую (уголовную или административную) ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами своих служебных обязанностей.

      Должностное лицо реализует властные полномочия, выполняя волю общества, удовлетворяя общественные интересы. Реализуя свой личный потенциал, должностное лицо призвано решать возложенные на него задачи, поскольку является в служебном правоотношении стороной, обязанной служить как публичной власти, так субъектам частного права. Должностное лицо имеет права, обязанности, ограничения и запреты по службе. Оно может применять меры принуждения. Оно реализует полномочия по наложению дисциплинарных взысканий. Должностное лицо может разрабатывать и принимать управленческие решения. Оно осуществляет контрольно-надзорные полномочия. 

Информация о работе Муниципальная служба