Контрольная работа по «Управление государственной и муниципальной собственностью»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 22:46, контрольная работа

Краткое описание

Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом.
Выделяются два ее уровня - федеральная собственность и государственная собственность субъектов РФ. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (ст.294, 296 ГК РФ),[2] а также составлять государственную казну. Согласно статьям 124, 125 ГК РФ [2] Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти выступают в гражданских отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. В соответствии со статьями 71 - 73 Конституции РФ [1] на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ.

Оглавление

I. Теоретическая часть
1. Функции и структура органов управления государственной
собственностью……………………………………………………………3
2. Основные способы формирования муниципального имущества…..15
II. Практическая часть
Задача 1……………………………………………………………………20
Задача 2……………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………22

Файлы: 1 файл

kontrolnaya_VASIN.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Тульский филиал Финуниверситета

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

По дисциплине

 «Управление государственной  и муниципальной собственностью»

Вариант №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Выполнил: студент 6 курса

                                                    факультета  МиМ

                                                    специальности ГМУ

                                                    группы дневной

Свирина Е.В.                                                                                                        

№ л.д.07мгб03324

                                           Проверил: доц. Васин А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Теоретическая часть

1. Функции и структура  органов управления государственной

собственностью……………………………………………………………3

2. Основные способы  формирования муниципального имущества…..15

II. Практическая часть

Задача 1……………………………………………………………………20

Задача 2……………………………………………………………………21

Список использованной литературы……………………………………22

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1. Функции и структура органов управления государственной собственностью

 

Управление федеральной  собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно  развитых стран. В той или иной степени именно право собственности  государства используется для его  прямого и косвенного воздействия  на экономику страны в целом.

Выделяются два ее уровня - федеральная собственность  и государственная собственность  субъектов РФ. Государственное имущество  может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в  хозяйственное ведение и оперативное управление (ст.294, 296 ГК РФ),[2] а также составлять государственную казну. Согласно статьям 124, 125 ГК РФ [2] Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти выступают в гражданских отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. В соответствии со статьями 71 - 73 Конституции РФ [1] на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ.

В региональном законодательстве содержатся различные подходы к определению управления государственной собственностью. Так, под управлением государственной собственностью понимается деятельность государственных органов, участие субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях, осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении объектов государственной собственности.

Согласно Постановлению  Правительства РФ от 09.09.99 № 1024 «О концентрации управления государственным имуществом и приватизации в РФ», современная государственная политика управления государственным имуществом преследует следующие цели:

- увеличение доходов  федерального бюджета на основе  эффективного управления государственной  собственностью;

- оптимизация структуры  собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

- вовлечение максимального  количества объектов государственной  собственности в процесс совершенствования  управления;

- использование государственных  активов в качестве инструмента  для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

- повышение конкурентоспособности  коммерческих организаций, улучшение  финансово-экономических показателей  их деятельности путем содействия  внутренним преобразованиям в  них и прекращению выполнения  несвойственных им функций.

Для реализации указанных  целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие  задачи:

- полная инвентаризация  объектов государственной собственности,  разработка и реализация системы  учета этих объектов и оформление  прав на них;

- повышение эффективности  управления государственным имуществом  с использованием всех современных  методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация  процессов управления;

- классификация объектов  государственной собственности  по признакам, определяющим специфику управления;

- определение цели  государственного управления по  каждому объекту управления;

- обеспечение контроля  за использованием и сохранностью  государственного имущества;

- обеспечение поступления  дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества;

- передача имущества  из федеральной собственности  в государственную собственность  субъектов РФ, муниципальную собственность, а также из государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность;

- передача объектов  федерального имущества в хозяйственный  оборот;

- размещение федеральных  организаций в объектах федерального  недвижимого имущества;

- проведение проверок  эффективности использования объектов  федерального недвижимого имущества.

Применительно к каждому  объекту управления государством должна быть определена и зафиксирована  цель, которую оно преследует и  достижению которой служит объект. Перечень целей государства применительно к управлению различными видами объектов управления определяется соответствующими правовыми актами.[5, c.132]

Вопросы управления государственной  собственностью, улучшения ее отдачи потребуют большой работы, прежде всего со стороны государственных органов. Это длительный процесс, который должен быть увязан со всеми сторонами экономических и социальных преобразований. Государство должно стать эффективным собственником, соединяя в своей деятельности в этой сфере экономические и социальные компоненты.

Проблема управления государственной собственностью является одной из самых насущных в условиях переходной экономики. Эта проблема особенно актуальна в сложившейся  ситуации, когда налицо кризис бюджета  и дефицит финансовых ресурсов. В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности может стать одним из способов снижения дефицита бюджета и повышения платежеспособности страны.

Функции управления государственной  собственностью имеют несколько аспектов. С одной стороны, государство является единственным субъектом публичной власти, устанавливающим нормы хозяйственного законодательства. Эта часть государственной функции управления экономикой определяется как нормативная.

С другой стороны, государство является одним из субъектов рынка, объекты собственности которого функционируют в коммерческом секторе экономики, подчиняясь нормам и правилам, созданным в результате нормативного управления.

Реализация нормативной  функции управления достигается формированием институциональных объектов, к числу которых относятся органы федерального управления, организации и некоммерческие фонды. Функционирование этой части федеральной собственности обеспечивает решение различных задач, к числу которых можно отнести поддержание обороноспособности, развитие науки и культуры, здравоохранения и образования, содержание законодательной, судебной и исполнительной властей и т. д.[6, c.64]

Реализация права государства  на объекты собственности достигается  через функционирование системы управления государственной собственностью, под которой понимается совокупность органов государственной и исполнительной власти, территориальных органов (агентств) Федерального органа по управлению государственной собственностью (Минэкономразвития), органов управления собственностью субъектов РФ и объектов государственной собственности.

Органы исполнительной власти на любом уровне системы управления имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в собственность. В качестве одного из вариантов построения многоуровневой системы управления можно рассмотреть следующий:

Макроуровень (федеральный) - уровень взаимодействия федеральных  органов законодательной и исполнительной власти, включающий Президента РФ, Федеральное  Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты РФ, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.

Мезоуровень - уровень  взаимодействия элементов системы  управления Мингосимущества со структурными подразделениями других министерств и ведомств, территориальными органами, другими организациями и

учреждениями Министерства.

Микроуровень - уровень взаимодействия структурных подразделений аппарата Мингосимущества между собой.

До настоящего времени не установлено  разграничение прав и обязанностей по отношению к государственной собственности между различными институтами федеральной власти. Практически все названные органы разрабатывают и утверждают в этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в отношении конкретных объектов федеральной собственности.[7, c.342]

Повышение эффективности управления государственной собственностью требует  обоснования участия органов  федерального управления в этом процессе. Особую роль в этой системе должно играть Министерство экономического развития и торговли РФ, которое специализируется на решении задач управления государственной собственностью и поэтому должно быть наделено полномочиями, достаточными для выполнения делегированных ему государством основных функций.

Наличие большого количества разнообразных объектов, составляющих государственную собственность, требует сложной системы управления. При этом важнейшая роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты РФ, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры а также Управление делами Президента РФ).

Систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет Правительство  РФ, которому Конституцией РФ поручено, в частности, управление государственной  собственностью.

Также необходимо отметить роль Президента РФ, который как глава государства в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти, взаимодействие органов власти Федерации и ее субъектов путем издания и подписания законодательных актов РФ. Применительно к управлению государственной собственностью - это предписания относительно государственной собственности, рассчитанные на постоянное или многократное действие.[8, c.98]

Взаимоотношения между Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти в процессе управления госсобственностью осуществляется по двум каналам: сверху вниз, т.е. по инициативе Правительства РФ или снизу вверх, т.е. по инициативе федеральных органов исполнительной власти. Правовые аспекты этих видов взаимоотношений имеют принципиальные отличия, обусловленные разницей правового положения Правительства РФ и остальных федеральных органов исполнительной власти. При этом Правительство РФ, в частности, обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по управлению государственной собственностью.

Часть своих функций Правительство  РФ передало ряду федеральных органов  исполнительной власти в целях обеспечения  эффективного управления различными объектами  государственной собственности.[9, c.131]

Как уже отмечалось ранее, ключевая роль в процессе управления государственной собственностью отведена Министерству экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития), а также подведомственные ему Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Сосредоточение основных полномочий и функций по управлению земельно-имущественной собственностью в Минэкономразвития и подведомственных ему агентствах позволит за счет комплексного применения соответствующих правовых и экономических механизмов управления в рамках проведения единой государственной политики обеспечить значительное повышение эффективности использования принадлежащих государству земельно-имущественных объектов. В то же время наряду с Росимуществом функции управления государственным имуществом одновременно предоставлены отраслевым федеральным агентствам, что вызывает неизбежное дублирование ими функций.

Минэкономразвития является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития РФ, создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Информация о работе Контрольная работа по «Управление государственной и муниципальной собственностью»