Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:07, контрольная работа
Вопросы территориальных и материально-финансовых основ местного самоуправления по-разному решались на разных этапах становления и развития местного самоуправления в России.
Введение……………………………………………………………………….……..3
1. Система земского самоуправления на основании реформ второй половины XIX века……………………………………………………………………………………4
1.1.Место земского самоуправления в политической системе Российского государства второй половины XIX века…………………………………………..4
1.2 Материально-финансовая база земского самоуправления…………………..8
2. Советы – органы государственной власти………………………………..……10
2.1. Место местных Советов в системе органов государственной власти………………………………………………………………………….…….10
2.2. Материально-финансовая база деятельности местных органов государственной власти………………………………………………..…………..15
Заключение……………………………………………………………………….…18
Список литературы………………………………………………………………….20
Местное самоуправление не получило в рассматриваемый период полного расцвета. Слишком велика была инерция веков, самодержавного правления.
Отмечая особенности
территориальных основ
Следовательно, в рамках данной работы основными минусами земской модели самоуправления следует назвать следующие:
К положительным моментам относятся:
2. Советы – органы государственной власти.
2.1. Место местных Советов в системе органов государственной власти.
Согласно Обращению НКВД к Советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов от 6 января 1917 года, центральный орган исполнительной власти — Временное рабочее и крестьянское Правительство (Совет Народных Комиссаров) образовано центральным органом Советов — II Всероссийским съездом Советов.
Исходя из этого все прежние органы местного управления должны были быть заменены соответственно областными, губернскими и уездными, районными и волостными советами рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов. Вся страна должна покрыться целой сетью советских организаций, которые должны находиться в тесной организационной зависимости между собой. Устанавливалось, что каждая из этих организаций, вплоть до самой мелкой, вполне автономна в вопросах местного характера, но должна была сообразовывать свою деятельность с общими декретами и постановлениями центральной власти и с постановлениями тех более крупных советских организаций, в состав которых она входит. Именно таким путем предполагалось создание связанного во всех своих частях однородного организма — Республики Советов.
Государственными органами народного представительства признавались такие органы власти, которые избираются народом, состоят из его представителей - депутатов, являющихся ответственными перед избирателями, подконтрольными им, выражают в своей деятельности суверенную волю народа.
В рамках данной работы необходимо выделить основной принцип построения и функционирования системы Советов. Речь идет о «демократическом централизме», допускающем формально самостоятельность и инициативу местных органов власти, но в действительности проявляющемся в жесткой централизации и концентрации государственной власти [2].
Осуществление этого принципа на практике должно было обеспечиваться организационным строением Советов, их местом и ролью в системе государственных органов, правовым статусом их депутатов.
Рассмотрим
реализацию этих и других принципов
построения системы органов
а) Организация государственной власти на местах по Конституции РСФСР 1918 года и Конституции РСФСР 1925 года.
Конституция РСФСР 1918 года фиксировала: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам".
Подраздел Б. Раздела
третьего Конституции РСФСР 1918 года
следующим образом определял
территориальную организацию
Съезды Советов составлялись следующим образом. Из представителей всех сельских Советов волости, по расчету 1 депутат на каждые 10 членов Совета образовывались Волостные Съезды.
Из представителей сельских Советов, по расчету 1 депутат на 1 тысячу жителей, но не свыше 300 депутатов на весь уезд (район) образовывались Уездные (районные) Съезды.
Из представителей городских Советов и волостных съездов Советов, по расчету 1 депутат на 10000 жителей, а от городов по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию (округ) образовывались Губернские (окружные) Съезды Советов, причем в случае созыва уездного съезда Советов непосредственно перед губернским выборы производятся по той же норме не волостными, а уездным съездом Советов.
Областные Съезды образовывались из представителей городских Советов, уездных съездов Советов, по расчету 1 депутат на 25 000 жителей, а от городов по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, — либо из представителей губернских съездов Советов, избираемых по той же норме, если съезд собирается непосредственно перед областным съездом Советов.
Для текущей работы Совет депутатов избирал из своей среды исполнительный орган (исполнительный комитет).
Конституция РСФСР 1925 года
сохранила общие принципы построения
системы Советов, несколько изменив
структуру согласно новому административно-
б) Организация государственной власти на местах по Конституции СССР 1936 года и по Конституции РСФСР 1937.
Существенные изменения
произошли в организации
Конституция РСФСР 1937 года
кроме вышеперечисленных
Исключительно важное место в системе местных органов государственной власти принадлежит краевым и областным Советам. Края бывают двух видов. К первому относились края, которые включают в себя автономные образования в виде автономных областей, а в некоторых случаях и национальных округов.
Автономные области
и национальные округа занимали особое
положение в системе
Районные Советы депутатов трудящихся руководили сельскими и поселковыми Советами, а также и городскими Советами тех городов, которые согласно законодательству республики отнесены к городам районного подчинения.
Городские Советы делились
на: 1) подчиненные районным Сонетам
(города районного подчинения,). 2) подчиненные
краевым, областным, окружным Советам
депутатов трудящихся или верховным
органам власти АССР (города краевого,
областного, окружного, республиканского—АССР—
Исполнительными и распорядительными Советов являлись избираемые ими исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов. Закреплялось, что исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся.
в) Организация государственной власти на местах по Конституции СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978.
Ст. 2 Конституции СССР 1977 года в свою очередь опять изменила название органов государственной власти, оставляя неизменным характер этих органов:
"Вся власть в СССР принадлежит народу.
Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.
Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов".
Система местных органов согласно Основному Закону строилась
в соответствии с административно-
Районные Советы в союзных республиках, имеющих областное деление, выступали как связующее звено между органами власти областей (краев) и населенных пунктов. В остальных союзных республиках районные Советы являлись высшим звеном системы местных органов государственной власти. Соответственно этому различалась и подчиненность этих органов [1].
Городские советы являлись органами государственной власти в городах. По подчиненности они подразделялись на городские советы городов республиканского (союзной республики и АССР), краевого, областного, окружного (автономных округов) и районного подчинения.
Советы народных депутатов автономных округов являются органами власти национально-административных образований, населенных малыми народностями.
Советы народных депутатов автономных областей являлись органами власти национально-административных образований, обладающих автономией. Это и определяло специфику их правового положения.
Таким образом, нормы
Конституции и развивающих ее
положения законов закрепляли построение
системы местных Советов в
строгой связи с
Следовательно, обоснованным является принцип «демократического централизма», обеспечивающий иерархичность в построении единой централизованной системы государственных органов, а также соподчиненность государственных органов, действующих на разных территориальных уровнях государственного управления.
2.2. Материально-финансовая база деятельности местных органов государственной власти.
Материально-финансовая
база местных Советов, представляющие
собой совокупность экономических
и юридических средств
Непосредственно объем
и содержание деятельности
Важное значение
для местных Советов имеет
наличие самостоятельных
Конституция РСФСР 1918 года
и принятое на ее основе Положение
о денежных средствах и расходах
местных Советов различали в
деятельности последних: а) выполнение
задач общегосударственного характера; б) руководство делами местного
значения. Указывалось, что в первом случае
их нужды покрываются средствами, отпускаемыми
государственным казначейством, во втором
- за счет местных источников, а поскольку
существовал порядок «двойного финансирования»
нужд административно-
В Конституции РСФСР 1937 года предусматривалось, что в бюджеты автономных республик и местные краевые (областные) бюджеты, а также в бюджеты автономных областей, национальных и административных округов, районных, городских и сельских Советов включаются доходы от местного хозяйства, отчисления от поступающих на их территорию государственных доходов, а также поступления от местных налогов и сборов в размерах, устанавливаемых законодательством СССР и РСФСР.
С годами так же менялось
содержание понятия «самостоятельность
местного бюджета». Первоначально она
выражалась в том, что местный
орган власти - причем не обязательно представительный
- составлял и исполнял соответствующую
смету доходов и расходов. Утверждение
же ее было прерогативой вышестоящих органов.
Однако по мере укрепления местных органов
власти устанавливается порядок, согласно
которому вышестоящие Советы вместе с
соответствующими бюджетами лишь «рассматривали»
сводки нижестоящих бюджетов, а не утверждали
их по существу. Конституция СССР 1936 года
и принятые на ее основе конституции союзных
и автономных республик закрепили принцип,
в соответствии, с которым каждый из местных
Советов сам утверждает бюджет соответствующей
административно-
Информация о работе История становления местного саоуправления в России