Виды систем качества и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Любой из нас иногда задается вопросом о соответствии какого-либо объекта нашим ожиданиям (организации, системы). Действительно ли товар такой, как я ожидал? Компетентен ли конкретный человек для выполнения работы, которую ему поручили? Продает ли магазин соответствующие товары по соответствующим ценам? Продукты, которые я потребляю, безопасны?

Оглавление

Введение
1. Понятие качества продукции
2. Система качества продукции, элементы системы качества продукции на предприятии
3. Характеристика показателей качества товаров и методы их оценки
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Качество.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

Высокое качество изделий  предопределяется различными факторами, основными из которых являются: 

 факторы технического  характера (конструктивные, технологические,  метрологические и т.д.); 

 факторы экономического  характера (финансовые, нормативные,  материальные и т.д.); 

 факторы социального  характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

Совокупность показателей  качества продукции можно классифицировать по следующим признакам: 

 по количеству характеризуемых  свойств (единичные, комплексные  и интегральные показатели); 

 по отношению к  различным свойствам продукции  (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.); 

 по стадии определения  (проектные, производственные и  эксплуатационные показатели); 

 по методу определения  (расчетные, статистические, экспериментальные,  экспертные показатели); 

 по характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные показатели); 

 по способу выражения  (размерные показатели и показатели, выраженные безразмерными единицами  измерения, например, баллами, процентами).

Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным показателем качества продукции (например, мощность, калорийность топлива и т.д.).

Относительный показатель качества продукции – отношение  значения показателя качества продукции  к соответствующему (то есть принятому  за исходное) значению, выражается в безразмерных числах или процентах и вычисляется по формуле:

,

где Кi – относительный показатель качества;

- значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;

- значение единичного базового показателя качества.

При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем  сведения воедино отдельных показателей  с помощью коэффициентов весомости  каждого показателя. При этом может  быть использована функциональная зависимость:  

К=f(n,bi,ki), i=1,2,3,......,ni,

где К – комплексный показатель качества продукции;

n – число учитываемых показателей;

bi – коэффициент весомости i-го показателя качества;

ki – i-й показатель качества (единичный или относительный).

Комплексный показатель качества продукции – это показатель, характеризующий несколько ее свойств. Например, КГ – коэффициент готовности

,

где Т – наработка изделия на отказ (показатель безотказности);

ТВ – среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности),

т.е. КГ характеризует два свойства изделия – безотказность и ремонтопригодность.

В свою очередь,  

 

ТВ= ТОУ,

где ТО – среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа;

ТУ – среднее время необходимое для устранения отказа.

Таким образом, ремонтопригодность – сложное свойство изделия по отношению к ТО и ТУ. Следовательно, относительно коэффициента готовности КГ показатель ТВ можно рассматривать как единичный, а относительно ТО и ТУ – как комплексный.

Интегральный показатель качества продукции – отношение  суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции  к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.

где Э – суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (срок полезного использования холодильника, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта и т.д.);

ЗС – суммарные затраты на создание продукции (разработка, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты);

ЗЭ – суммарные эксплуатационные затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие затраты);

1/И – удельные затраты на единицу эффекта.

Среди показателей качества имеются такие, которые невозможно выразить численными значениями (оттенки, запах, тембр и т.д.). Они определяются при помощи органов чувств  и  называются сенсорной характеристикой.

Оценка уровня качества продукции может производиться  дифференциальным или комплексным  методами. При применении дифференциального  метода производится сопоставление  единичных показателей качества новой продукции с идентичными  базовыми показателями качества, а при комплексном – фактических комплексных показателей с базовыми комплексными показателями.

Числовые значения показателей  качества устанавливаются с помощью  объективных и субъективных методов. Объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный. Субъективные методы: органолептический, социологический и экспертный. Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений. Основа субъективных методов – анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов.

ГОСТ 22851-77 устанавливает  следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым  ими свойствам продукции:

1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения.

В эту группу входят:

а) классификационные  показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);

б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат  от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);

в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских  решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);

г) показатели состава  и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.

2. Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность  в течение некоторого времени  или наработки.

Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность –  способность продукции подвергаться ремонту.

Сохраняемость – свойство изделий и продуктов сохранять  исправное и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в технической документации срока хранения и транспортирования, а также после него.

Например, показатели транспортабельности  характеризуют приспособленность  продукции к транспортированию, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением. Определяются экспериментальным, расчетным или экспертным методами. Например, показатель пригодности продукции к сохранению потребительских свойств при перевозках, он отражен в нормах естественной убыли для отдельных видов продукции (стекло, цемент и т.д.).

где КД – доля продукции, сохраняющая в заданных пределах свои первоначальные свойства за время перевозок, %;

QП – количество продукции погружаемое в транспортное средство;

QВ - количество выгруженной продукции, сохранившей значения показателей качества в допустимых пределах.

3. Эргономические показатели  характеризуют систему «человек–изделие»  и учитывают комплекс свойств  человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относятся гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические (скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.).

Психофизиологические  характеризуют приспособленность  изделия к органам чувств человека.

Психологические характеризуют  возможность восприятия и обработки  различной информации.

Физиологические характеризуют  допустимые физические нагрузки на различные органы человека.

4. Эстетические показатели  характеризуют информационную выразительность,  рациональность формы, целостность  композиции, совершенство производственного  исполнения, стабильность товарного  вида (характеристики художественных стилей, оттенков, запахов, гармоничности и т.д.).

5. Показатели технологичности  характеризуют свойства продукции,  обусловливающие оптимальное распределение  затрат материалов, времени и  средств, труда при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Это показатели трудоемкости, материало- и фондоемкости, себестоимости изделий. Исчисляются как общие (суммарные) так и структурные, удельные, сравнительные или относительные показатели.

Относительные показатели – это, например: КИМ – коэффициент использования материалов:

где МГ – количество материала в готовой продукции;

МВ - количество материала, введенного в технологический процесс.

SУД – показатель удельной себестоимости:

где S – общая себестоимость изделия;

В – определяющий параметр изделия (мощность, вес и т.п.).

6. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

Основные показатели унификации – коэффициенты применяемости, повторяемости, взаимной унификации для групп изделий, удельный вес оригинальных деталей (узлов). Стандартными являются все части продукции, выпускаемые по государственным и отраслевым стандартам.

7. Патентно-правовые показатели  характеризуют степень обновления  технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в нашей стране и за рубежом (количество или удельный вес запатентованных или лицензированных деталей (узлов) и т.п.).

8. Экологические показатели  характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Например: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, вероятность выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и использовании продукции, уровень ПДК.

9. Показатели безопасности  характеризуют особенности продукции,  обусловливающие при ее эксплуатации  или потреблении безопасность  человека. Они отражают требования  к нормам и средствам защиты  людей, находящихся в зоне возможной опасности при возникновении аварийной ситуации, и предусмотрены системой государственных стандартов по безопасности труда, а также международными стандартами.

10. Экономические показатели  характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции – технико-экономические показатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В условиях глобального  рынка, в который интегрируется  экономика России, для предприятий  необходим менеджмент, обеспечивающий преимущества перед конкурентами по критериям качества. Постепенно приходит понимание, что для выпуска продукции  необходимого качества уже не достаточно наличия отдела технического контроля.  

Все большее число  предприятий в целях повышения  своей конкурентоспособности осознает необходимость создания у себя системы  менеджмента качества, и приведения ее сертификации на соответствие требованиям международных стандартов. Качество – это задача номер один в условиях рыночной экономики. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем, повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.

Информация о работе Виды систем качества и их характеристика