Виды и формы государственных управленческих решений в современных экономических условиях на примере МО "Город Мирный" "

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть что представляют собой государственные управленческие решения и каким образом их можно классифицировать по видам и формам.
Объектом данной работы выступает Муниципальное Образование «Город Мирный».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
1. ВИДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ МО «ГОРОД МИРНЫЙ»………..………………6
1.1. Виды государственных управленческих решений на примере МО
«Город Мирный»……… ………………………….……..………..........6
1.2. Формы государственных управленческих решений на примере
МО «Город Мирный»…………………………………..…...………….14
1.3. Классификация государственных решений…………………….……..21
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ…….………..26
2.1. Задачи принятия решений………………………………………...……27
2.2. Процессы принятия управленческих решений…………………….…28
3. ТЕХНОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………………..………41
3.1. Этап планирования…………………………………………………..…44
3.2. Проблемы мониторинга и контроля…..………………………………48
3.3. Этап выполнения решений……..…………………………………...…55
4. АНАЛИТИКА В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………………………………………....56
4.1. Аналитики, аналитические и экспертные службы……………….…57
4.2. Модель «точности»………………………………………………….…64
4.3. Метамодель……………………………………………………………..69
4.4. Экспертные методы…….……………………………………………....71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

дипломная работа.DOCX

— 128.01 Кб (Скачать)

     Второй  этап процесса оформления, представления  и согласования проекта принимаемого решения состоит из семи этапов, как-то:

     1) установление перечня государственных  органов, обладающих правом нормативной  инициативы;

     2) разработка правил внесения проектов  нормативных актов в рассматривающий  государственный орган;

     3) подготовка проектов нормативных  актов к рассмотрению;

     4) формирование планов и подготовка  заседаний для рассмотрения проектов  нормативных актов;

     5) процедура проведения заседаний  для рассмотрения проектов нормативных  актов;

6) процедура  принятия нормативных актов;

     7) информирование других государственных  органов и населения о принятых  нормативных актах.

     Этот  процесс, его этапы и их состав могут модифицироваться в зависимости  от ветви власти, уровня власти и  органа власти.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.3. Этап выполнения  решений

 

     Спецификой  третьего этапа (этапа выполнения решения) в процессе государственного управления является воплощение содержания решения - решение проблемы в организационном  отношении и построение организации  управления так, чтобы решение каждой проблемы имело свой полномочный  адрес для реализации и могло  быть внедрено на основе распределения  функций, полномочий и ответственности. Решение проблемы на этапе реализации находится в области эффективности  государственного управления с волевым  воздействием управляющих на управляемых.

     Выполнение  управленческих решений выражается в организаторской деятельности по модификации аппарата государственного управления, форм его внутренних отношений  и взаимодействия с внешней социальной средой. На этом этапе важны мониторинг и контроль за выполнением управленческих решений. Здесь также имеется  две стадии: на первой принимается  решение о содержании и форме  контроля, на второй - об организации  его. Выделяют государственный управленческий контроль и негосударственный управленческий контроль. Виды управленческого контроля разделяют по субъектам управления, по времени проведения, по характеру, по методам, по содержанию, по форме.

     Таким образом, принятие решений в системе  государственного управления связано  с решением системы задач принятия решений с согласованием форм представлений этих решений в  ограничениях, налагаемых нормативно-правовой системой и системой государственного управления.

 
 
 
 
 

4. АНАЛИТИКА В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

 

     В государственном управлении информационно-аналитическая  деятельность в настоящее время - это деятельность по сбору, обработке  и анализу информации о сложных (самоорганизующихся и саморазвивающихся) социальных, политических и экономических  системах. Она осуществляется специально созданными для этого группами из государственных служащих, привлеченных аналитиков и других специалистов, обладающих для этого интегральными  знаниями и навыками и использующими  специальные методы и средства (формальные и неформальные) для моделирования (описания) социальных процессов или  их фрагментов. Можно выделить следующие  сложные семантические (содержательные) компоненты информационно-аналитической деятельности: анализ, моделирование, экспертизу, прогнозирование, диагностику, информационно-аналитический мониторинг, ситуационное управление, являющиеся достаточно традиционными, добавив к ним также и организацию процесса принятия решений, что соответствует современному представлению об аналитической деятельности.

     Ввиду того, что на практике государственные  задачи организационно-управленческого  характера являются, как правило, слабо структурированными многокритериальными  задачами в условиях неполноты или  избыточности исходной многомерной  информации, практическое решение таких  задач предполагает наличие компьютерных систем поддержки принятия решений  и использование результатов  и методов поведенческих наук, реализующих в диалоговом режиме подходы к сбору и обработке  информации, а также дающих объяснение логике проводимого анализа и  разъяснение смысла получаемых результатов  на языке, привычном и понятном пользователю.

 
 
 

     4.1. Аналитики, аналитические и экспертные службы

 

     Поэтому необходим специалист, способный  оказывать помощь ЛПР, беря на себя роль организатора процесса принятия решений (хотя выбор самого решения  вместе с несением ответственности  за этот выбор остается за ЛПР). Этот специалист — аналитик. Он обеспечивает и организует уточнение постановки задачи; выявляет активную группу людей, которые имеют к задаче интерес и возможность в той или иной мере влиять на ее решение. Аналитик в случае необходимости привлекает к работе экспертов - специалистов-профессионалов - по отдельным аспектам решаемой проблемы. Для принятия сложных и ответственных решений требуется надлежащее информационно-аналитическое обеспечение, предполагающее сбор массивов необходимых данных и обработку (сжатие) собранной информации для представления ЛПР в обозримом, удобном и понятном ему виде. Требуется технологическое обеспечение, помогающее ЛПР опереться на опыт, накопленный при решении подобных проблем. Математические модели и методы анализа и программные средства, позволяющие осуществлять помощь ЛПР в процессе принятия решений, называют системами поддержки принятия решений (СППР). Процесс работы ЛПР с СППР протекает в диалоговом режиме с компьютером, который становится в определенном смысле партнером человека в принятии решений. Обеспечение ЛПР подходящей СППР и обучение работе с ней также является задачей аналитика (консультанта).

     Существуют  разные уровни аналитических и экспертных служб: высший, государственный - организации правительственного, парламентского, президентского окружения; затем следуют информационно-аналитические подразделения организаций финансовой и коммерческой сфер (аналитические службы банков, сеть аналитических служб торгово-промышленных палат и др.); аналитические и экспертные подразделения центров научно-технической информации и аналитические центры учебных заведений; представители негосударственного сектора, осваивающие информационную и аналитическую нишу рынка подобных услуг научного назначения. Кроме того, существует сеть специализированных аналитических и экспертных организаций, деятельность которых достаточно сильно влияет на принятие решений в разных сферах.

     Аналитической деятельностью в различных органах  власти занимаются фактически самые  разные структуры: и пресс-службы, и  информационные подразделения, и библиотеки, и общественные центры. Для соблюдения необходимых общественных требований и комплексного подхода к обеспечению  информационно-аналитическими продуктами и услугами органы власти и населения, а также для координации деятельности таких структур необходимо создание в органах власти специальных  подразделений с единым форматом описания информационно-аналитических  служб и единой методикой информационно-аналитического обеспечения.

     В настоящее время в информационно-аналитических  службах внимание уделяется краткосрочным  проблемам, где набор альтернатив  мал, потребности в итеративном  анализе невелики, а основные информационные потребности связаны с отслеживанием  текущих изменений ситуации. На сегодняшний  день ограничен круг специалистов, владеющих необходимой методологией и способных применять ее к  анализу меняющейся ситуации. Привлечение  научных работников как наиболее подготовленных к аналитической  деятельности и наименее заинтересованных в лоббировании каких-либо решений  ограничено тем, что “академический”  подход слабо связан с задачами управленческого  консультирования. В России сложность  разработки методов и средств  решения аналитических задач, определение  организационных и нормативно-правовых аспектов сбора информации, проведение комплексных аналитических исследований связаны с нестабильной социально-политической и экономической обстановкой, с  отсутствием детерминированной  концепции российских реформ, а также  достаточного опыта создания систем и технологий информационной поддержки  аналитических и прогнозных исследований для органов государственной  власти.

     Информационные  системы используются преимущественно  для решения сложных, но детерминированных  задач (например, задач оптимизации, справочного поиска информации, контроля исполнения, делопроизводства, связанных  с кадрами, бухгалтерским учетом и т.п.). Специфика аналитических  и прогнозных исследований в области  государственного управления характеризуется  необходимостью комплексного подхода  к анализу политических, экономических  и социальных факторов, что должно учитываться при создании информационно-аналитических  систем.

     В России имеется некоторый опыт решения  аналитических задач стратегического  уровня (в Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ) РАН, Вычислительном центре РАН, Институте проблем управления РАН, Центре экономической конъюнктуры  при Правительстве РФ и др.)-Применение этого опыта непосредственно  в органах власти затруднено тем, что сконструированные модели, как  правило, не учитывают политические и социальные факторы.

     Зарубежный  и отечественный опыт разработки моделей и методов решения  задач, учитывающий специфику политических государственных отношений между  субъектами управления, показывает целесообразность использования подходов, основанных на теории проектирования сложных интеллектуально-информационных технологий, на современных методах  исследования когнитивных механизмов, создания “нечетких” систем, систем графического отображения, аудио-и видеопредставления таких систем.

     В настоящее время наиболее распространенными  функциями аналитических служб являются:

     • комплексный анализ развития политических и социально-экономических процессов  в регионах Российской Федерации  с учетом различных факторов;

     • анализ расстановки политических сил  и тенденций развития общественных движений в России и ее регионах; подготовка информации и аналитических  материалов по стратегии и тактике  ведения предвыборных кампаний, проведению референдумов, обсуждению основных положений, законопроектов и нормативных актов;

     • социально-политическая экспертиза проектов нормативных документов, оценка политических, социально-экономических, культурных и международных последствий  решений, принимаемых органами исполнительной и представительной власти;

     • проведение мониторинговых исследований социальной и политической ситуации в регионах России на основе анализа  материалов СМИ;

     • проведение целенаправленных исследований, в том числе подготовки аналитических  и концептуальных материалов по отдельным  вопросам государственного управления и международной жизни.

     Условно различают мониторинговые, инициируемые и кумулятивные аналитические исследования.

     Мониторинговые  исследования предназначены для  длительного аналитического слежения за развитием определенной ситуации, чтобы априори иметь возможность  синтеза управленческих решений, обеспечивая  тем самым их превентивный характер.

     Инициируемые  аналитические исследования проводятся аналитическими службами по ранее незапланированным  поручениям руководства или в  результате выявления проблем при  проведении мониторинговых исследований. Как правило, это - начальные стадии новых исследований.

     Кумулятивные  исследования характеризуются высокими требованиями к оперативности их проведения (один день-неделя - не более, включая развертывание и завершение исследования), применением специализированных методов обработки экспертной информации на основе совещательно-ситуационной автоматизированной обработки информации группами руководителей и/или экспертов.

     Для разработки и применения информационно-аналитических  технологий необходима интеграция усилий специалистов и их взаимопонимание  в рамках единой парадигмы в таких  областях исследований, как:

     • технологии принятия решений;

     • компьютерный анализ данных;

     • интеллектуальные системы;

     • коммуникационные технологии;

     • экспертные методы анализа;

     • управление хаотичными процессами и ситуациями;

     • управление рисками;

     • разработка средств мультимедийного  представления и семантически содержательной обработки русскоязычной информации.

     Как уже отмечалось, причинно-следственные связи в сложных, самоорганизующихся системах преимущественно нелинейные. К тому же во многих случаях невозможно строго детерминировать причины  и следствия: из-за того, что часто  имеется “мешанина причин и следствий”. При этом, как правило, невозможно из совокупности анализируемых показателей  выбрать единственный, отражающий тот  или иной процесс: процессы по своей природе являются многомерными.

Информация о работе Виды и формы государственных управленческих решений в современных экономических условиях на примере МО "Город Мирный" "