В
ежедневной практике метамодель обеспечивает
способ систематического сбора информации
в случае, когда необходимо знать
более точно то, что именно говорящие
имеют в виду. Это - умение, весьма
ценное для управляющего любого уровня.
Такие инструменты являются полезными
сами по себе, но могут быть также
использованы в процессе применения
других управленческих технологий и
технологий принятия решений.
Новое
мышление (или новая, третья, парадигма
мышления), как уже отмечалось, имеет
принципиально иной характер понимания
действительности. Понимание реальности
непосредственно совпадает с
ее изменением и, одновременно, с изменением
самих участвующих в диалоге
как составляющей этой реальности.
Изменение связей и отношений
участников в процессе диалога и
есть изменение организации. Таким
образом, новая парадигма вовлекает
субъект управления внутрь процесса управления
и уделяет большое внимание языку, на котором
ведется диалог.
4.4.
Экспертные методы
В
случаях, когда необходимо предвидеть
будущее и с учетом этого принимать
управленческие решения в ситуациях,
закономерности развития которых не
поддаются однозначной формализации
из-за наличия большого числа неоднозначных
взаимосвязей между элементами системного
представления процессов, причем моделирование
процессов может не успевать за их
развитием, а само развитие зависит
от принимаемых решений, особое значение
приобретают экспертные методы. Экспертные
методы позволяют определить характеристики
некого объекта или какой-либо ситуации
на основе анализа индивидуальных или
коллективных суждений экспертов.
Эксперты
строят свои суждения на основе накопленного
ими опыта. Они предъявляются
как разработки индивидуальных решений
- результаты анализа проблемы, проведенного
каждым экспертом отдельно, на основе
определенной исходной информации, опыта,
понимания проблемы, интуиции. Роль
формальных методов не сводится только
к получению обобщенных характеристик
всей совокупности оценок экспертов (средней,
дисперсии и т.п.). По данным множества
индивидуальных экспертных решений
разрабатываются обобщенные экспертные
решения, получение которых не является
полностью формализованной процедурой.
Индивидуальные экспертные
оценки (метод интервью, аналитические
докладные записки, написание сценариев)
предполагают независимую работу каждого
из экспертов над решением поставленной
проблемы. Окончательный вариант решения
определяется в результате анализа экспертных
данных непосредственно исследователем.
В
методе интервью осуществляется работа
в режиме “вопрос - ответ” по заранее
составленной программе, в которой вопросы
должны быть однозначно сформулированы,
продуманы и логически взаимосвязаны.
Вопросы, как правило, составляют два блока:
оценка мотивов эксперта при обосновании
решения (первый блок) и конструирование
самого решения (второй блок).
Составление
аналитических экспертных
записок предполагает самостоятельный
анализ экспертом ситуации. В процессе
работы эксперт может использовать любую
необходимую ему информацию. Результатом
его работы является докладная записка
с анализом ситуации или обоснованием
возможных тенденций развития процессов,
но может быть и сценарий, в основе которого
лежит установление и описание логической
последовательности ситуаций, рассматриваемых
в динамике. Процесс построения сценария
состоит из двух этапов: выявления тенденций
процессов в последовательности временных
периодов и определения необходимых управляющих
воздействий в переломных точках для достижения
целей развития.
Следовательно,
сценарный подход целесообразно
применять только для моделирования
частично или полностью управляемых
процессов. Разработкой сценариев
может заниматься и группа экспертов.
Индивидуальные
экспертные оценки получили достаточно
широкое распространение при
анкетировании населения для
выявления спроса на различные товары
и услуги и т.п.
Эти
методы приобретают особенно важную
роль в связи с получением муниципальными
образованиями возможности использовать
власть и экономические рычаги управления.
В этих условиях общественное мнение
становится значимым фактором, который
необходимо учитывать при разработке
управленческих решений, направленных
на развитие территорий или отдельных
предприятий.
В
случае отрицательной реакции населения
на проводимые мероприятия целью
опросов может служить уже
не столько выявление общественного
мнения относительно целесообразности
того или иного решения, сколько
определение направления мероприятий,
осуществление которых может
изменить общественное мнение в позитивную
сторону.
В
случае принятия решения на основе
анализа сложных процессов при
наличии минимума необходимой информации
в условиях неоднозначного взаимодействия
качественно разнородных факторов обычно
применяются коллективные
экспертные методы.
Одним
из методов групповой оценки прогнозного
решения является метод Дельфи.
Схема проведения экспертизы по методу
Дельфи состоит в следующем.
1.
На 1-м туре эксперты дают ответы
на поставленные вопросы, как
правило, без аргументации.
2.
Ответы обрабатываются, определяются
их статистические характеристики
3.
Результаты обработки сообщаются
экспертам.
4.
На 2-м туре эксперты объясняют,
почему они изменили или не
изменили своего мнения.
5.
С сохранением анонимности данные
обработки результатов 2-го тура
опроса и аргументации ответов
сообщаются экспертам перед проведением
3-го тура.
6.
И так далее. Последующие туры
проводятся по схеме, изложенной
в 1-5, до сближения мнений всех
экспертов либо до образования
двух (или более) групп с существенно
различающимися мнениями.
В
первом случае достигнутый результат
со значительной степенью обоснованности
может быть рассмотрен в качестве
прогнозного решения, во втором необходимо
продолжить исследование проблем развития
объекта с учетом выдвигаемой
различными группами экспертов аргументации.
В
настоящее время сложилась следующая
ситуация в управлении социальными
процессами. Есть специалисты по теории
управления и анализу информации,
есть специалисты с большим управленческим
опытом работы, но они, если и не говорят
на “разных” языках, то часто не предполагают
о потенциальных возможностях друг
друга. Так, исследователи и консультанты
не совсем представляют, как получить
прямой “доступ” к опыту и интуиции
практиков, а практические работники
(государственные служащие, например)
находятся в положении тех, кто
“не знает, что не знает”, так
как даже на содержательном уровне
они, как правило, не информированы о возможностях
современных формальных аналитических
подходов и методов. В связи с этим в органах
государственной власти возникает потребность
в специалистах по управлению для организации
на профессиональном уровне коммуникаций
между управленцами-практиками, с одной
стороны, и специалистами-консультантами
по управлению, с другой. Предполагается,
что такой специалист должен быть знаком
с существующими методами анализа информации
(формальными и неформальными) и должен
уметь на основе самых современных технологий
организовывать обсуждение и принятие
решений. Следовательно, он организовывает
язык общения субъекта управления с консультантами
и экспертами. Этот специалист должен
обеспечить тот синтаксис процесса, который
сгенерирует “карту” будущего и наиболее
эффективным образом приведет к принятию
решений на основе использования как традиционных
и нетрадиционных методов формального
анализа, так и современных коммуникационных
подходов. И этот специалист - аналитик
в “новом” мышлении и новом понимании
его роли, энергично организующий “решение
неупорядоченных проблем плохой структуры
реального мира”. Актуализируя руководство
своей организацией (возможно, привлекая
и сторонних специалистов) для генерации
“карты” будущего и “порождающего”
мышления, тем самым он способствует реализации
“прагматической функции самоорганизации”,
синтаксис которой соответствует проводимым
изменениям в России, ориентируя тем самым
процесс управления на его экологичность
и обеспечивая ее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
данной дипломной работе были раскрыты
такие понятия, как виды, формы
государственных управленческих решений,
на примере МО «Город Мирный», а так
же были раскрыты их более глубокие
классификационные формы.
Примеры
решений, принятых Городским Советом
МО «Город Мирный» помогли в полной
мере увидеть и понять сущность понятия
«управленческих решений». С их помощью
мы смогли, исходя не только из теории,
увидеть порядок оформления решений,
и то, что решения принятые в
МО «Город Мирный» соответствуют
требованиям оформления таких документов.
Эта
дипломная работа должна была раскрыть
виды и формы государственных управленческих
решений именно в современных экономических
условиях. Я считаю, что эта задача выполнена
в полной мере, так как рассматривались
государственные управленческие решения
принятые Городским Советом МО «Город
Мирный» не ранее июля 2011 года.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
- Краткий справочник
по оформлению актов федеральных органов
государственной власти. - М., 1997.
- Муниципальное
управление (Энциклопедия управленческий
знаний) – М.: ИНФРА – М, 2002. – 200 с. – (Серия
«Высшее образование»)
- Необходимость
изменений. Книга 7: Управление развитием
и изменением. — М., 1995.
- Общеправовой
классификатор отраслей законодательства
// Собрание законодательства Российской
Федерации. 1997. № 1. Ст. 119.
- Социальное
управление: Словарь / Под ред. В.И. Добренькова,
И.М. Слепенкова.-М., 1994.
- Организация
работы с документами: Учебник. - М., 1998.
- Принятие
решений. Книга 3: Эффективный менеджер.
— М., 1996 . Стратегии управления сложным
изменением. Книга 10: Управление развитием
и изменением. - М., 1995.
- Правовые
акты: Учебно-практическое и справочное
пособие / Сост. Ю.А. Тихомиров, И.В. Ковалевская.
- М., 1999.
- Теория организаций
и организационное проектирование (пособие
по неклассической методологии): Учебное
пособие. - Саратов, 1997 . Управление изменением.
Книга 11: Эффективный менеджер. - М., 1996.
- Управление
организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева,
З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М., 1998.
- Экономическая
теория национального и мирового хозяйства.
Учебное пособие. / Под общей ред. А.Г. Грязнова.
– М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и Ко», 2008. – 1
- Электронные
данные. Источник www.gorodmirniy.ru
Литература
- Бир
Ст. Мозг фирмы. — М., 1993.
- Бункина,
М.К. Экономическая политики. Учебное пособие
/ М.К. Бункина, А.М. Семенов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа»
Интел-синтез», 1999. – 336 с.
- Высоцкая
Н.В. Методология многомерного статистического
анализа социально-экономического развития
региона: Учебное пособие к курсу “Региональная
аналитика”. - Новосибирск, 1996.
- Вакуненко
Р.Я. Экономические методы государственного
регулирования предпринимательской деятельности.
Учебное пособие / Р.Я. Вакуненко, О.И. Холодова
// ОКИ, 2000. – 42 с.
- Веснин, В.Р.
Менеджмент: Учебник / В.Р. Веснин. – М.:
ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 504 с.
- Воронин,
А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление:
учеб. пособие для студентов вузов / А.Г.
Воронин. – М.: Гардарики, 2006. – 366 с.
- Герчикова,
И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е
изд., перераб. и доп. / И.Н. Герчикова. –
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 511 с.
- Гребнев
Е. Управление нововведениями. - М., 1985.
- Глазунова,
Н.И. Государственное и муниципальное
(административное) управление: учеб. пособие
для студентов вузов / Н.И. Глзунова. –
М.: Издательство «Финпресс», 2006. – 366 с.
- Дубров A.M.,
Мхитарян B.C., Трошин Л.И. Многомерные статистические
методы.-М., 1998.
-
Диев B.C. Управленческие решения: неопределенность,
модели, интуиция. -Новосибирск, 1998.
- Жданов,
С.А. Экономические модели и методы в управлении:
учеб. пособие / С.А. Жданов. – М.: Экономика,
2006. – 266 с.
- Забелин
П.В., Моисеева Н.К.
Основы стратегического управления: Учебное
пособие.-М., 1998.
- Зотов, В.Б.
Муниципальное управление / В.Б. Зотов.
– СПб.: Питер, 2005. – 352 с.: ил. – (Серия «Практика
менеджмента»)
- Зотов
В.Б. Территориальное управление (методология,
теория, практика). -М., 1998.
- Кипра
Ф. Уроки мудрости. - М., 1996.
- Купряшин
Г.Л., Соловьев А.И.
Государственное управление: Учебное
пособие.-М, 1996.
- Красников
B.C. Разработка управленческих решений.
— СПб., 1998. Ларичев
О.И. Объективные модели и субъективные
решения. - М., 1989. Литвак
Б.Г. Управленческие решения. - М., 1998.
- Миркш Б.Г.
Группировки в социально-экономических
исследованиях. — М., 1985.
- О 'Коннор
Док., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое
программирование. — Челябинск, 1997.
- Планкетт
Л., Хеш Г. Выработка и принятие управленческих
решений. - М., 1984.
- Райзберг,
Б.А. Управление экономикой. Учеб. пособие
/ Б.А. Райзберг. – М.: ЗАО «Издательство
"Экономика"», 2005. – 247 с.
- Рой, О.М.
Система государственного и муниципального
управления: Учебник для студентов высших
учебных заведений / О.М. Рой. – 19-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2006. –
432 с.
- Стенюков
М.В. Образцы документов по делопроизводству
(руководство к составлению). — М., 1996.
- Сорос
Док. Алхимия финансов. -М., 1997
- Суркина,
Ф.Ж. Введение в специальность «Государственное
и муниципальное управление»: Учебное
пособие / Ф.Ж. Суркина. – 2-е изд. – М.: Издательский
Дом «Дашков и Ко», 2000 – 412 с.
- Саак, А.Э.
Разработка управленческого решения:
учебник / А.Э. Саак. – М.: Ростов–на–Дону:
Феникс, 2001. – 312 с.
- Тихомиров
Н.П., Попов В.А. Методы социально-экономического
прогнозирования.-М., 1992.§ 5. Оценка эффективности
государственных управленческих решений
- Фатхутдинов
Р.А. Разработка управленческого решения:
Учебное пособие. -М, 1997.
-
Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность.
- М., 1992.
- Чиркин, В.Е.
Государственное и муниципальное управление:
Учеб. / В.Е. Чиркин. – 4-е изд., перераб. и
доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект,
2006. – 520 с.
- Чуковенков
А.Ю., Янковая В.Ф. Оформление документов:
Комментарий к ГОСТ Р6.30-97 “Унифицированные
системы документации. Унифицированная
система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов”.-М., 1999
-
Шумякова, Н.В. Муниципальное управление:
Учеб. - метод. пособие / Н.В. Шумякова. –
М.: Финансы и статистика, 2004. – 400 с
-
Юкаева B.C. Управленческие решения: Учебное
пособие. - М., 1999.