Управление прибылью и рентабельностью. Анализ формирования прибыли ООО «РТЦ – Пром»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:49, практическая работа

Краткое описание

Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни - положительно, другие - отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.

Файлы: 1 файл

Управление прибылью и рентабельностью.docx

— 34.61 Кб (Скачать)

«Управление прибылью и рентабельностью»

Анализ формирования прибыли ООО «РТЦ – Пром».

Целью анализа является оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент.

Прибыль формируется под  воздействием большого количества взаимосвязанных  факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни - положительно, другие - отрицательно. Более того, отрицательное воздействие  одних факторов способно снизить  или даже свести на нет положительное  влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.

Среди внешних факторов можно  выделить следующие: экономические  условия хозяйствования, емкость  рынка, платежеспособный спрос потребителей, государственное регулирование  деятельности предприятий торговли и др. Особенное значение имеет  уровень, динамика и колебание платежеспособного  спроса, потому что он предопределяет стабильность получения торговой выручки.

Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции  повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия часть повышения  цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной  прибыли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, коммунального хозяйства  и других аналогичных предприятий  напрямую увеличивает текущие расходы  торгового предприятия, тем самым, уменьшая прибыль.

Основными задачами анализа  прибыли являются:

  1. Оценка достигнутого объема прибыли; изучение степени выполнения плана и динамики; выявление тенденций изменения прибыли.
  2. Изучение структуры прибыли.
  3. Определение и изменение факторов формирования прибыли.
  4. Выявление резервов увеличения прибыли.
  5. Разработка прогнозных показателей прибыли.

В заключение анализа прибыли  в предприятиях разрабатываются  конкретные мероприятия по обеспечению  экономии средств и потерь при  обеспечении качества обслуживания населения.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

1. Показатели, характеризующие  рентабельность (окупаемость) издержек  производства и инвестиционных  проектов;

2. Показатели, характеризующие  рентабельность продаж;

3. Показатели, характеризующие  доходность капитала и его  частей.

Эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Таблица 1 - Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ООО «РТЦ - Пром» за 2011г. ( тыс. руб.)

Показатели

2010 г.

2011 г.

Отклонения

Сумма

Уд. вес в бал. приб.

План

Факт

С планом

С 2010 г.

сумма

структура, %

сумма

структура, %

В сумме

По уровню

В сумме

По уровню

Балансовая прибыль

3217

100

5784

100

7390

100

1606

27,77

4173

129.82

Прибыль от реализации

3496

108,6

6648

114,9

8184

110,7

1536

-4,2

4688

-6,32

Прибыль от внереализационных  операций

-279

-8,6

-864

-14,9

-794

-10,7

-38

0,05

-439

2,07


 

В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию  источников прибыли, для чего фактические  данные по источникам образования прибыли  сравниваются с данными плана  и выясняются причины отклонения от плана по каждому источнику  прибыли.

Как показывают данные таблицы 1, план по балансовой прибыли перевыполнен на 27,77%. Темп ее прироста к прошлому году составил 129,72%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (110,7%). Из-за того, что от внереализационных операций получен убыток (-10,7%), балансовая прибыль меньше прибыли от реализации.

Из таблицы 1 видно, что фактическая прибыль от реализации в 2011г. превышает плановые показатели на 1536 т.р., поэтому, несмотря на фактический убыток от внереализационных операций, балансовая прибыль также оказалась выше планируемой на 1606 т.р.

Если сравнивать 2011г. с 2010г., то можно также выделить, что прибыль от реализации выросла на 4688 т.р., и хотя от внереализационных операций в 2011г. убыток по сравнению с 2010г., балансовая прибыль увеличилась на 4173 т.р.

 

Анализ прибыли  от реализации.

В ООО «РТЦ - Пром» основным источником прибыли является прибыль от реализации товаров.

Анализ прибыли производится фирмой каждый год. Анализ осуществляется в увязке с факторами, влияющими  на прибыль – это валовой доход  и издержки обращения.

Материалами для анализа  прибыли является годовой бухгалтерский  баланс, отчет по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках (Приложение 2).

Таблица 2 - Анализ прибыли от реализации ООО «РТЦ - Пром»  (тыс. руб.)

Показатели

План

Факт

% выполнения

Отклонение (+;-)

на 2011 г.

за 2011 г.

1. Товарооборот

181300

182842

100,85

1542

2.Валовой доход

       

- в сумме

22528

24070

106,84

1420

- в % к обороту

12,43

13,16

105,87

0,73

3. Издержки обращения

       

- в сумме

15880

15886

100,04

6

- в % к обороту

8,76

8,69

-

-0,07

4. Прибыль от реализации

6648

8184

133,63

1536

5. Рентабельность по прибыли  от реализации, %

3,67

4,48

122,07

0,81


 

 

Для анализа прибыли необходимо провести расчет влияния факторов на прибыль фирмы. Для этого необходимо определить, за счет чего произошло  отклонение от плана.

1.  За счет перевыполнения плана товарооборота.

(1542 х 4,48%): 100% = 69,1 т.р.

2.  За счет изменения валового дохода.

(182842 х 0,73%): 100% = 1334,7 т.р.

3.  За счет экономии издержек обращения.

(182842 х 0,07%): 100% = 127,2 т.р.

Совокупное влияние факторов равно сумме отклонения.

69,1 + 1334,7 + 127,2 = 1536 т.р.

Анализ прибыли осуществляется в следующей последовательности:

1. Определяют выполнение  плана по прибыли. Определяется  как разность между фактической суммой прибыли за 2011 г. и плановой суммой прибыли.

8184 – 6648 = 1536 т.р.

2. Определяют проценты  выполнения плана по прибыли  фирмы, как отношение фактической суммы прибыли за 2011 г. к плановой.

(8184 : 6648) х 100% = 133,63 %

3. Прирост прибыли в сумме в 2011 г. по сравнению с 2010 г., как их разность.

8184 – 3496 = 4688 т.р.

4. Динамика прибыли, т.е.  темп роста, определяют отношением фактической суммы прибыли 2011 г. к фактической сумме прибыли 2010 г.

(8184 : 3496) х 100 = 234,09%

5. Фактический уровень рентабельности за 2011 г., как отношение фактической прибыли к сумме товарооборота.

(8184 : 182842) х 100% = 4,48%

6. Плановый уровень рентабельности на 2011 год, как отношение плановой прибыли к товарообороту.

(6648 : 181300) х 100% = 3,67%

По сравнению с планом произошло повышение фактического уровня рентабельности:

0,81% (4,48 – 3,67)

7. Определить изменение  уровня рентабельности в отчетном  периоде по сравнению с прошлым.  Определяют как разность между  уровнем рентабельности отчетного  периода и уровнем рентабельности  прошлого периода.

4,48 – 3,32 = 1,16%

Уровень рентабельности в 2011 г. повысился по сравнению с предшествующим годом на 1,16 %.

 

Оценка  показателей рентабельности предприятия

Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными  словами, эффективность финансово-хозяйственной  деятельности должна оцениваться с  точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и  оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических  показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием  для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими  показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.

Рентабельность  продаж

Использование различных  показателей прибыли при определении  уровня рентабельности продаж позволяет  значительно расширить аналитические  возможности последнего показателя. Интерес представляет исчисление уровня рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибыли от реализации товаров, несмотря на то, что внереализационные  доходы, расходы и потери не находятся  в прямой зависимости от изменения  товарооборота. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно  связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому  представляет интерес для собственников  предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить  изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из Таблицы 3.

Таблица 3 - Расчет показателей  рентабельности продаж ООО «РТЦ - Пром»

за 2010 – 2011 гг.   (тыс. руб.)

Показатель

2010 г.

2011г.

Выручка (нетто) от реализации товаров

105258

182842

Себестоимость реализации товаров

91772

158772

Коммерческие расходы

9990

15886

Прибыль от реализации

3496

8184

Проценты к получению

49

39

Прочие операционные доходы

180

200

Прочие операционные расходы

785

870

Прочие внереализационные  доходы

408

71

Прочие внереализационные  расходы

131

233

Прибыль отчетного периода

3217

7390

Рентабельность продаж (%):

   

- по прибыли от реализации  товаров

3,32

4,48

- по балансовой прибыли

3,06

4,04


 

Как видно, что в 2010г., что в 2011г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности, исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2011г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.

Информация о работе Управление прибылью и рентабельностью. Анализ формирования прибыли ООО «РТЦ – Пром»