Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:49, практическая работа
Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни - положительно, другие - отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.
«Управление прибылью и рентабельностью»
Анализ формирования прибыли ООО «РТЦ – Пром».
Целью анализа является оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент.
Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни - положительно, другие - отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.
Среди внешних факторов можно выделить следующие: экономические условия хозяйствования, емкость рынка, платежеспособный спрос потребителей, государственное регулирование деятельности предприятий торговли и др. Особенное значение имеет уровень, динамика и колебание платежеспособного спроса, потому что он предопределяет стабильность получения торговой выручки.
Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, коммунального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увеличивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым, уменьшая прибыль.
Основными задачами анализа прибыли являются:
В заключение анализа прибыли в предприятиях разрабатываются конкретные мероприятия по обеспечению экономии средств и потерь при обеспечении качества обслуживания населения.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1. Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2. Показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Таблица 1 - Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ООО «РТЦ - Пром» за 2011г. ( тыс. руб.)
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонения | |||||||
Сумма |
Уд. вес в бал. приб. |
План |
Факт |
С планом |
С 2010 г. | |||||
сумма |
структура, % |
сумма |
структура, % |
В сумме |
По уровню |
В сумме |
По уровню | |||
Балансовая прибыль |
3217 |
100 |
5784 |
100 |
7390 |
100 |
1606 |
27,77 |
4173 |
129.82 |
Прибыль от реализации |
3496 |
108,6 |
6648 |
114,9 |
8184 |
110,7 |
1536 |
-4,2 |
4688 |
-6,32 |
Прибыль от внереализационных операций |
-279 |
-8,6 |
-864 |
-14,9 |
-794 |
-10,7 |
-38 |
0,05 |
-439 |
2,07 |
В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию источников прибыли, для чего фактические данные по источникам образования прибыли сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому источнику прибыли.
Как показывают данные таблицы 1, план по балансовой прибыли перевыполнен на 27,77%. Темп ее прироста к прошлому году составил 129,72%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (110,7%). Из-за того, что от внереализационных операций получен убыток (-10,7%), балансовая прибыль меньше прибыли от реализации.
Из таблицы 1 видно, что фактическая прибыль от реализации в 2011г. превышает плановые показатели на 1536 т.р., поэтому, несмотря на фактический убыток от внереализационных операций, балансовая прибыль также оказалась выше планируемой на 1606 т.р.
Если сравнивать 2011г. с 2010г., то можно также выделить, что прибыль от реализации выросла на 4688 т.р., и хотя от внереализационных операций в 2011г. убыток по сравнению с 2010г., балансовая прибыль увеличилась на 4173 т.р.
Анализ прибыли от реализации.
В ООО «РТЦ - Пром» основным источником прибыли является прибыль от реализации товаров.
Анализ прибыли производится фирмой каждый год. Анализ осуществляется в увязке с факторами, влияющими на прибыль – это валовой доход и издержки обращения.
Материалами для анализа прибыли является годовой бухгалтерский баланс, отчет по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках (Приложение 2).
Таблица 2 - Анализ прибыли от реализации ООО «РТЦ - Пром» (тыс. руб.)
Показатели |
План |
Факт |
% выполнения |
Отклонение (+;-) |
на 2011 г. |
за 2011 г. | |||
1. Товарооборот |
181300 |
182842 |
100,85 |
1542 |
2.Валовой доход |
||||
- в сумме |
22528 |
24070 |
106,84 |
1420 |
- в % к обороту |
12,43 |
13,16 |
105,87 |
0,73 |
3. Издержки обращения |
||||
- в сумме |
15880 |
15886 |
100,04 |
6 |
- в % к обороту |
8,76 |
8,69 |
- |
-0,07 |
4. Прибыль от реализации |
6648 |
8184 |
133,63 |
1536 |
5. Рентабельность по прибыли от реализации, % |
3,67 |
4,48 |
122,07 |
0,81 |
Для анализа прибыли необходимо провести расчет влияния факторов на прибыль фирмы. Для этого необходимо определить, за счет чего произошло отклонение от плана.
1. За счет перевыполнения плана товарооборота.
(1542 х 4,48%): 100% = 69,1 т.р.
2. За счет изменения валового дохода.
(182842 х 0,73%): 100% = 1334,7 т.р.
3. За счет экономии издержек обращения.
(182842 х 0,07%): 100% = 127,2 т.р.
Совокупное влияние факторов равно сумме отклонения.
69,1 + 1334,7 + 127,2 = 1536 т.р.
Анализ прибыли осуществляется
в следующей
1. Определяют выполнение
плана по прибыли.
8184 – 6648 = 1536 т.р.
2. Определяют проценты
выполнения плана по прибыли
фирмы, как отношение
(8184 : 6648) х 100% = 133,63 %
3. Прирост прибыли в сумме в 2011 г. по сравнению с 2010 г., как их разность.
8184 – 3496 = 4688 т.р.
4. Динамика прибыли, т.е.
темп роста, определяют
(8184 : 3496) х 100 = 234,09%
5. Фактический уровень рентабельности за 2011 г., как отношение фактической прибыли к сумме товарооборота.
(8184 : 182842) х 100% = 4,48%
6. Плановый уровень рентабельности на 2011 год, как отношение плановой прибыли к товарообороту.
(6648 : 181300) х 100% = 3,67%
По сравнению с планом
произошло повышение
0,81% (4,48 – 3,67)
7. Определить изменение
уровня рентабельности в
4,48 – 3,32 = 1,16%
Уровень рентабельности в 2011 г. повысился по сравнению с предшествующим годом на 1,16 %.
Оценка показателей рентабельности предприятия
Коммерческая деятельность
любой торговой организации должна
соотноситься с экономическим принципом,
который в общем виде определяется
достижением максимального
Рентабельность продаж
Использование различных
показателей прибыли при
Таблица 3 - Расчет показателей рентабельности продаж ООО «РТЦ - Пром»
за 2010 – 2011 гг. (тыс. руб.)
Показатель |
2010 г. |
2011г. |
Выручка (нетто) от реализации товаров |
105258 |
182842 |
Себестоимость реализации товаров |
91772 |
158772 |
Коммерческие расходы |
9990 |
15886 |
Прибыль от реализации |
3496 |
8184 |
Проценты к получению |
49 |
39 |
Прочие операционные доходы |
180 |
200 |
Прочие операционные расходы |
785 |
870 |
Прочие внереализационные доходы |
408 |
71 |
Прочие внереализационные расходы |
131 |
233 |
Прибыль отчетного периода |
3217 |
7390 |
Рентабельность продаж (%): |
||
- по прибыли от реализации товаров |
3,32 |
4,48 |
- по балансовой прибыли |
3,06 |
4,04 |
Как видно, что в 2010г., что в 2011г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности, исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2011г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.