Управление персоналом в малом бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.

Оглавление

Введение
Глава 1. Концепция управления персоналом организации в условиях рыночных отношений
1.1 Факторы, влияющие на выбор стиля руководства персоналом
1.1.1 Принципиальные отличия трудовых ресурсов от другого вида ресурсов
1.1.2 Эшриджская модель
1.1.3 Схема Блейка- Моутон
1.1.4 Координирующее руководство
1.1.5 Взаимоотношения с внутренними и внешними клиентами, руководителями, равными по положению, подчиненными
1.2 Личные факторы в управлении персоналом
1.2.1 Межличностные различия и мотивация работников
1.2.2 Методы и критерии набора и отбора персонала в организации
1.2.3 Методы оценки работы персонала
1.2.4 Методы и модели оптимизации решений
Глава 2. Практика управления персоналом на ч.п. «семена успеха»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Организационная структура управления предприятием
Глава 3. Пути совершенствования управления персоналом на малом предприятии
3.1 Организационные рекомендации
3.1.1 Структурные рекомендации
3.1.2 Рекомендации по стимулированию персонала
3.1.3 Коммуникационные рекомендации
3.2 Формальные рекомендации
3.3 Психологические рекомендации
3.4 Вспомогательные рекомендации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление персоналом на примере малого бизнеса.docx

— 96.71 Кб (Скачать)

Определенная дисциплина и практика в области трансактного анализа договоров и соглашений сведут в конце концов к минимуму время, затрачиваемое на принятие решения  по договору. Это время всегда будет  меньше времени, затраченного на исправление  ошибок в выполнении взаимных соглашений.

До сих пор в данном разделе мы предполагали наличие  общих тенденций в поведении  и взглядах у партнеров по общению. Это случается нередко, и коллективы с таким стилем общения превращаются в самый эффективный вид организации  людей — команду. Однако в большинстве  случаев процесс общения представляет собой столкновение различных мнений, критериев и опыта. Целью такого общения становится только стремление отстоять собственную правоту. В  результате нарушается нормальное общение, не выполняются соглашения и могут  разрушиться связи с партнерами по бизнесу.

Создавшуюся ситуацию можно  рассматривать с двух точек зрения: с точки зрения обращенности к  партнеру (внешней по отношению к  ситуации) и с точки зрения внутренних исходных параметров (внутренней личностной составляющей ситуации).

Обращенность к партнеру мы уже рассматривали. Рассмотрим теперь внутренние исходные параметры. Они  закладываются постепенно с помощью  воспитания и не являются в полной мере сознательным ограничителем.

Ограниченные параметры  восприятия мира можно расширить  при наличии желания обучаться  и совершенствоваться и при стабильной внутренней позиции.

Это сможет сделать только тот, кто сознательно проявляет  терпимость и внимание к собеседнику  и считает, что другое мнение имеет  право на существование. Адекватное восприятие чужих взглядов расширяет  горизонт собственных и сближает партнеров между собой. Результатом  такого сближения часто становятся удачные сделки и проекты, быстро выполненные задания и др., приносящие, кроме экономического эффекта, чувство  глубокого удовлетворения и радости  от общения.

Различия в восприятии мира часто бывают радикальными, как  радикальны системы воспитания в  разных семьях. Поэтому не следует  пытаться "переломить" точку зрения собеседника, "давить" его красноречием и ради этого спорить в какой бы то ни было форме.

Понять другого человека за короткое время помогает один из самых эффективных атрибутов  общения — практика активного  слушания.

Активное слушание можно  рассматривать с разных точек  зрения, но в практике трансактного анализа под этим определением подразумевается  активный анализ исходных позиций собеседника, во время которого активизирует состояние  специалист-Я и запоминается деловая  информация.

Время от времени резюмируются накопленные сведения и проверяются  с помощью собеседника после  слов: "Если я вас правильно  понял, то вы имели в виду следующее".

Если собеседник действительно  правильно понят, то можно считать, что исходные позиции двух лиц  сближаются, а если он понят неправильно, то сам внесет коррективы. Параллельно  с этим, по мере возможности, активизируется и состояние ученик-Я для эмоционального восприятия собеседника и отражения собственных эмоциональных реакций на общение.

В результате в течение  всего разговора сохраняется  высокая заинтересованность в предмете обсуждения, укрепляется эмоциональная  связь между собеседниками, которые  получают удовольствие от общения, сокращается  время принятия решений и значительно  повышается их качество. Активное слушание показывает высокую степень обращенности.

Если во время активного  слушания внимание собеседников постепенно рассеивается или появляются эмоциональные  критические замечания, значит активизировались остальные эго-состояния сознания. В этот момент потребуются определенные усилия, чтобы перевести возникшие  реакции в состояние специалист-Я  и восстановить процесс активного  слушания.

Во время спора активное слушание — незаменимый метод  гашения эмоционального накала и  активизации состояния специалист-Я  во всех его участниках, так как  показывает спорящему, что его воспринимают всерьез.

Таким образом, спор трансформируется, в быстро протекающую дискуссию, решения которой легко осуществимы, потому что приняты всеми участниками  дискуссии. В заключение — несколько  рекомендаций для тренировки навыков  проведения трансактного анализа:

• после появления желания  изменить сложившийся стиль общения, необходимо осознать свою персональную ответственность за поведение в  целом и за конфликты и ошибки в частности;

• единственное, что потребуется  в большом количестве, так это  терпение, так как изменения наступят не ранее, чем через 1,5—2 недели;

• приступая к тренировкам  по активизации состояний, следует  проанализировать все конфликтные  и негативные ситуации в общении, не только на рабочем месте, но и  в жизни вообще, в целях определить долю своей ответственности, свои оправдания и объяснения, свое бездействие, альтернативные варианты поступков и способ запоминания  полученной информации;

• для тренировки надо выбрать  один пункт и переходить к следующему только после полного восприятия сознанием этого пункта;

• чтобы удержаться на новой  линии поведения, радуйтесь, если вам  удается хоть немного пробыть  на этой волне;

• подшучивайте над собой, если сползаете к старому поведению; ловите себя на психологических уловках, помогающих поведению оставаться без  изменения;

• время от времени представляйте  себе свой новый стиль общения  как можно более живо и красочно — подсознание запомнит эту картину  и будет стараться регулировать ваше поведение по заданному образцу, даже без вашего участия;

• спокойно относитесь к  реакции окружающих.

Предложенные психологические  рекомендации и выводы трансактного анализа принесут ожидаемый эффект при грамотном и умелом применении на практике.

Однако при неправильном использовании трансактного анализа  могут иметь место некоторые  негативные явления. Поэтому следует  сделать следующее предупреждение.

У трансактного анализа, при  всей его пользе, есть ряд качеств, способных принести существенный вред общению в организации. Во-первых, это наличие ролей с определенными  названиями, которые, по глупости или  недоброму умыслу, могут превратиться в обидные ярлыки для сотрудников. Во- вторых, это сам язык трансактного анализа и его терминология, которые  могут задевать гордость или чувство  собственного достоинства сотрудников: не всем приятно слушать о себе, как о ребенке, или узнать, что  основная черта поведения — эмоциональность. И, в-третьих, практика трансактного анализа  при сильном увлечении им значительно  затрудняет обычное общение, так  как акцентирует психологические  игры в поведении окружающих, которые  ранее были для вас естественны. Такое положение сильно действует на нервы и постепенно вызывает раздражение жизнью.

управление персонал

3.4 Вспомогательные рекомендации

 

Представленные в разделе  рекомендации имеют нестандартный  характер и применяются нерегулярно, в зависимости от ситуации. Однако они могут быть очень полезны  в управленческом и психологическом  отношении.

Одно из признанных достоинств умелого руководителя — способность  пользоваться услугами персонала в  вопросах, касающихся консультаций и  советов. Право просить совета подразумевает  право принять или отвергнуть его, так как за конечный результат  ответственность несет только руководитель. Если руководитель решает воспользоваться  консультацией персонала, то должны быть ликвидированы все барьеры  на путях коммуникаций и обеспечено прямое и честное общение. Это  обеспечит руководителю не только квалифицированный  совет, но и значительно упрочит  его авторитет в коллективе.

Аспекты рассмотрения проблем. Практически каждая проблема может  быть рассмотрена в четырех аспектах: "мы должны" — конечные цели; "мы обязаны" — обязательства и  требования; "мы можем" — возможности  и способности; "мы намерены" —  программа.

Конечные цели определяются без всяких оговорок, по максимуму  ожиданий и представляют собой стратегические цели в сочетании с представлениями  о необходимых действиях по их достижению и предполагаемыми исполнителями.

Обстоятельства и требования обозначают минимум того, что нужно  сделать. Этот нижний предел задает стандарты  и контрольные нормы и отсекает излишние действия. Здесь описываются  проблемы в терминах существующей ситуации и оцениваются возможности и способности в количественных результатах.

Уровень реальных возможностей и способностей для успешного  осуществления задуманного должен находиться между первыми двумя  уровнями — mах и min. Здесь учитывается  все, что необходимо для выполнения программы действий, при условии, что уровень всегда стремится  к max. Хорошая программа отвечает четырем задачам: решению проблем; упрочению положения компании; стимуляции мышления и действий; созданию новых  возможностей.

Однако подробное рассмотрение программ выходит за рамки настоящего исследования.

Применение на практике большинства  предлагаемых рекомендаций показало их эффективности в повседневном управлении и необходимость их адаптации  на каждом малом и среднем предприятии.

Рекомендации, подготовленные на основе опыта российских и западных экономистов и предпринимателей, а также накопленного авторами личного  опыта по управлению персоналом в  малом бизнесе, при творческом подходе  к их использованию в повседневной практике управления персоналом способны принести немалую пользу.

 

 

Заключение

 

Анализ формирования результатов  исследования позволяет сформировать следующие выводы:

1. Меняющаяся хозяйственная  среда ставит и опытных руководителей  предприятий перед необходимостью  по-иному строить свои отношения  с персоналом и управлять им, просчитывая все будущие шаги.

2. Если руководитель рассчитывает  на процветание и успех своего  дела, то должен уметь использовать  в управлении те методы, формы  и стиль предлагаемых в данной  работе.

Решению многих задач и  призвана помочь эта работа, так  как здесь раскрыта концепция  управления персоналом организации  в условиях рыночных отношений. Руководителю необходимо знать, как решать проблемы, как умело и уместно использовать соответствующие технологии и методы управления персоналом. И если умелость подразумевает практическое овладение  соответствующими навыками, то под  уместностью понимают адекватность используемого метода ситуации в  организации. В этом смысле известные  на сегодня методы, технологии и  процедуры управления персоналом могут  быть объединены в три подгруппы: методы формирования кадрового состава, методы поддержания работоспособности  персонала, методы оптимизации кадрового  потенциала и реорганизации.

Практическую значимость работы может составить внедрение  на предприятии «Семена успеха»  следующих предложений. Управление персоналом должно осуществляться через  согласование целей между сотрудниками и руководителем. Однозначные и  ясные цели, которые по возможности  должны обсуждаться и согласовываться  с сотрудниками при составлении  планов их деятельности, учет способностей сотрудников при утверждении  рабочих целей, объяснений связи  между целями работника, целями подразделений  и целями предприятия в целом.

Роль и цели управления находятся в тесной связи между  собой. Роль руководителя, занимающего  определенную должность, представляет набор определенных поведенческих  правил, меру его влияния и степень  участия в целенаправленной деятельности.

Данная работа конкретно  и подробно предлагает изучить и  использовать принципы, модели, критерии, концепции и т.п. в работе руководителя.

Предлагаемая Эшридская  модель, схема Блейка-Моутон, координирующее руководство помогут руководителю решить многие проблемы управления персоналом на предприятии. Методики и рекомендации апробированы в практике ряда мелких фирм, которые по ряду финансовых и  организационных показателей и по степени комфортности психологической атмосферы в коллективе могут быть признаны одними из лучших. Это дает возможность рекомендовать фирмам малого и среднего бизнеса, а также подразделениям крупных организаций использовать основные положении проведенного исследования в повседневной практике.

 

 


Информация о работе Управление персоналом в малом бизнесе