Управление персоналом в малом бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.

Оглавление

Введение
Глава 1. Концепция управления персоналом организации в условиях рыночных отношений
1.1 Факторы, влияющие на выбор стиля руководства персоналом
1.1.1 Принципиальные отличия трудовых ресурсов от другого вида ресурсов
1.1.2 Эшриджская модель
1.1.3 Схема Блейка- Моутон
1.1.4 Координирующее руководство
1.1.5 Взаимоотношения с внутренними и внешними клиентами, руководителями, равными по положению, подчиненными
1.2 Личные факторы в управлении персоналом
1.2.1 Межличностные различия и мотивация работников
1.2.2 Методы и критерии набора и отбора персонала в организации
1.2.3 Методы оценки работы персонала
1.2.4 Методы и модели оптимизации решений
Глава 2. Практика управления персоналом на ч.п. «семена успеха»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Организационная структура управления предприятием
Глава 3. Пути совершенствования управления персоналом на малом предприятии
3.1 Организационные рекомендации
3.1.1 Структурные рекомендации
3.1.2 Рекомендации по стимулированию персонала
3.1.3 Коммуникационные рекомендации
3.2 Формальные рекомендации
3.3 Психологические рекомендации
3.4 Вспомогательные рекомендации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление персоналом на примере малого бизнеса.docx

— 96.71 Кб (Скачать)

Собеседование.

Собеседование до сих пор  является широко применяемым методом  отбора кадров. Даже работников неуправленческого  состава редко принимают на работу без хотя бы одного собеседования. Подбор руководителя высокого ранга может  потребовать десятков собеседований, занимающих несколько месяцев.

Вместе с тем, исследования выявили ряд проблем, снижающих  эффективность собеседований.

Существует тенденция  принятия решения о кандидате  на основе первого впечатления, без  учета сказанного в остальной  части собеседования.

Другая проблема заключается  в тенденции оценивать кандидата  в сравнении с лицом, с которым  проводилось собеседование непосредственно  перед этим.

 

 

1.2.3 Методы оценки работы персонала

Оценка результатов труда  преследует следующие три основные цели: административная, информационная и мотивационная.

1. Под административными  целями понимается: продвижение  по службе, перевод с одной  работы на другую, понижение по  службе, прекращение трудового договора.

- продвижение по службе  служит двум целям: позволяет  предприятию заполнить имеющиеся  вакансии; позволяет работникам  удовлетворить стремление к успеху, самовыражению, признанию.

- Понижение работников  по службе возникает, когда  показатели оценки труда не  соответствуют требованиям и  исчерпаны возможности достижения  заданных показателей.

- Перевод с одной работы  на другую возникает тогда,  когда предприятие хочет использовать  работников более эффективно  в других должностях или расширить  его опыт. Иногда перевод используется, когда работник работает неудовлетворительно,  но в связи с его стажем, заслугами, организация считает  неэтичным и негуманным уволить  его с работы.

- Прекращение трудового  договора (увольнение) наступает в  тех случаях, когда работнику  сообщили оценку его труда  и предоставили возможности для  ее улучшения, но он не хочет  или не может работать по  стандартам организации.

2. Оценка результатов  труда необходима и для того, чтобы информировать работников  об относительном уровне их  работы, показать их сильные и  слабые стороны, дать направление  к совершенствованию.

3. Оценка труда также  представляет собой важное свойство  мотивации работников. Сообщив результаты  оценки труда, фирма имеет возможность  должным образом вознаградить  работников зарплатой, повышением  в должности, благодарностью и  другими формами вознаграждения. Кроме того, следует отметить, что  систематическое положительное  подкрепление поведения ассоциируется  с высокой производительностью  в будущем.

Оценка труда – это  процесс ранжирования работ по их относительной ценности в целях  справедливого вознаграждения работника. От того, насколько справедливо будет  оценена работа сотрудника, на столько  он будет удовлетворен получаемым вознаграждением, на столько будет зависеть его  производственное поведение в будущем.

Для оценки работы в настоящее  время используют следующие методы:

Ранжирование работы –  это простейшая форма оценки работы. Каждая работа в этом случае оценивается  по степени относительной важности для фирмы. Объектом оценки являются необходимые обязанности, ответственность, квалификация. Работы группируются по относительному соотношению сложности  и ценности. По степени ранжирования определяется потребность фирмы  в выполнении тех или иных работ. Данный метод получил распространение  из-за своей простоты.

Классификация работ –  данный метод аналогичен предыдущему  и отличается только последовательностью  реализации. Согласно этому методу в начале определяется уровень зарплаты, затем подробно рассматривается  сама работа. В условиях рыночных отношений  он менее приемлем, но был широко распространен в условиях АКС. На каждую работу были установлены соответствующие  нормы выработки, составлены единые расценки на их оплату.

 

1.2.4 Методы и модели  оптимизации решений

Оптимизация решения –  это процесс перебора множества  факторов, влияющих на результат. Оптимальное  решение – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение. (приложение А).

Поскольку процесс оптимизации  дорогостоящий, то её целесообразно  применять при решении стратегических и тактических задач. Оперативные  задачи должны решаться с применением, как правило, простых, эвристических  методов.

Методы оптимизации:

- анализ;

- прогнозирование;

- моделирование.

Прежде чем рассмотреть  широко используемые современными организациями  модели необходимо описать три базовых  типа моделей:

1) физическая модель (представляет  то, что исследуется, с помощью  увеличенного или уменьшенного  описания объекта или системы.  Отличительная характеристика физической  модели состоит в том, что  в некотором смысле она выглядит  как моделируемая целостность.  Пример: чертеж завода, его уменьшенная  фактическая модель, такая физическая  модель упрощает визуальное восприятие  и помогает установить, сможет  ли конкретное оборудование физически  разместиться в пределах отведенного  для него места, а также разрешить  сопряженные проблемы. Автомобильные  и авиационные предприятия всегда  изготавливают физические уменьшенные  копии новых средств передвижения, чтобы проверить определенные  характеристики.

Будучи точной копией, модель должна вести себя аналогично разрабатываемому новому автомобилю или самолету, но при этом стоит она много меньше настоящей);

2) аналоговая модель (представляет  исследуемый объект аналогом, который  ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой.  Пример аналоговой модели –  организационная схема. Выстраивая  ее, руководство в состоянии представить  себе цепи прохождения команд  и формальную зависимость между  индивидами и деятельностью. Такая  аналоговая модель явно более  простой и эффективный способ  восприятия и проявления сложных  взаимосвязей структуры крупной  организации, чем, скажем, составление  перечня взаимосвязи всех работников);

3) математическая модель (в этой модели, называемой также  символической, используются символы  для описания свойств или характеристик  объекта или события).

Число всевозможных конкретных моделей почти также велико, как  и число проблем, для разрешения которых они были разработаны. Самые  распространенные будут описаны  ниже.

Теория игр. Одна из важнейших  переменных, от которой зависит успех  организации, - конкурентоспособности. Очевидно, способность прогнозировать действия конкурентов означает преимущество для любой организации. Теория игр  – метод моделирования оценки воздействия принятого решения  на конкурентов.

Теорию игр изначально разработали военные с тем, чтобы  в стратегии можно было учесть возможные действия противника. В  бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции  конкурентов на изменение цен, новые  компании поддержки сбыта, предложения  дополнительного обслуживания, модификацию  и освоение новой продукции. Если, например, с помощью теории игр  руководство устанавливает, что  при повышении цен конкуренты не сделает того же, оно, вероятно, должно отказаться от этого шага, чтобы  не попасть в невыгодное положение  в конкурентной борьбе.

Теория игр используется не так часто, как другие модели. К сожалению, ситуации реального  мира зачастую очень сложны и на столько быстро изменяются, что невозможно точно спрогнозировать, как отреагируют  конкуренты на изменение тактики  фирмы. Тем не менее, теория игр полезна, когда требуется определить наиболее важные и требующие учета факторы  в ситуации принятия решений в  условиях конкурентной борьбы. Эта  информация важна, поскольку позволяет  руководству учесть дополнительные переменные или факторы, могут повлиять на ситуацию, и тем самым повышает эффективность решения.

Модель тории очередей. Модель теории очередей или модель оптимального обслуживания используется для определения оптимального числа  каналов обслуживания по отношению  потребности в них. К ситуациям, в которых модели теории очередей могут быть полезны, можно отнести  звонки людей в авиакомпанию для  резервирования места и получения  информации, ожидание в очереди на машинную обработку данных, мастеров по ремонту оборудования, очередь  грузовиков под разгрузку на склад, ожидание клиентами банка свободного кассира. Если, например, клиентам приходится слишком долго ждать кассира, они могут решить перенести свои счета в другой банк. Подобным образом, если грузовикам приходится слишком  долго дожидаться разгрузки, они  не смогут выполнить столько поездок  за день, сколько положено. Таким  образом, принципиальная проблема заключается  в уравновешивании расходов на дополнительные каналы обслуживания (больше людей  для разгрузки грузовиков, больше кассиров, больше клерков, занимающихся предварительной продажей билетов  на самолёты) и потерь от обслуживания на уровне ниже оптимального (грузовики не смогут сделать лишнюю остановку из-за задержек под разгрузкой, потребители уходят в другой банк или обращаются к другой авиакомпании из-за медленного обслуживания).

Модели очередей снабжают руководство инструментом определения  оптимального числа каналов обслуживания, которые необходимо иметь, чтобы  сбалансировать издержки в случаях  чрезмерно малого и чрезмерно  большого их количества.

Модели управления запасами. Модель управления запасами используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции  на складах. Любая организация должна поддерживать некоторый уровень  запасов во избежание задержек на производстве и в сбыте.

Цель данной модели –  сведение к минимуму отрицательных  последствий накопления запасов, что  выражается в определённых издержках. Эти издержки бывают трех основных видов: на размещение заказов, на хранение, а также потери, связанные с недостаточным уровнем запасов. В этом случае продажа готовой продукции или предоставление обслуживания становятся невозможными, а также возникают потери от простоя производственных линий, в частности, в связи с необходимостью оплаты труда работников, хотя они не работают в данный момент.

Поддержание высокого уровня запасов избавляет от потерь, обуславливаемых  их нехваткой. Закупка в больших  количествах материалов, необходимых  для создания запасов, во многих случаях  сводит к минимуму издержки на размещение заказов, поскольку фирма может  получить соответствующие скидки и  снизить объем «бумажной работы». Однако эти потенциальные выгоды перекрываются дополнительными  издержками типа расходов на хранение, перегрузку, выплату процентов, затрат на страхование, потерь от порчи, воровства  и т.д.

Имитационное моделирование. Все описанные выше модели подразумевают  применение имитации в широком смысле, поскольку все являются заменителями реальности. Тем не менее как метод  моделирования, имитация конкретно  обозначает процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Главная идея имитации состоит  в использовании некоего устройства для имитации реальной системы для  того, чтобы исследовать и понять ее свойства, поведения и характеристики.

Аэродинамическая труба - пример физически осязаемой имитационной модели, используемой для проверке характеристик разрабатываемых  самолетов и автомобилей. Специалисты  по производству и финансам могут  разрабатывать модели, позволяющие  имитировать ожидаемый прирост  производительности и прибыли в  результате применения новой технологии или изменения состава рабочей  силы.

Имитация используется в  ситуациях, слишком сложных для  математических методов типа линейного  программирования. Это может быть связано с чрезмерно большим числом переменных, трудностью математического анализа определенных зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности.

Итак, имитация – это часто  весьма практичный способ подстановки  модели на место реальной системы  или натурального прототипа. Эксперименты на реальных или прототипных системах стоят дорого и продолжаются долго, а релевантные переменные не всегда поддаются регулированию. Экспериментируя  на модели системы, можно установить, как она будет реагировать  на определенные изменения или события, в то время когда отсутствует  возможность наблюдать эту систему  в реальности. Если результаты экспериментирования  с использованием имитационной модели свидетельствует о том, что модификация  ведет к улучшению, руководитель может с большей уверенностью принимать решение об осуществлении  изменения в реальной системе.

Экономический анализ. Почти  все руководители воспринимают имитацию как метод моделирования. Однако многие из них никогда не думали, что экономический анализ – очевидно наиболее распространенный метод –  это тоже одна из форм построения модели. Экономический анализ вбирает в  себя почти все методы оценки издержек и экономических выгод, а также  относительной рентабельности деятельности предприятия. Типичная «экономическая»  модель основана на анализе безубыточности, методе принятия решений с определением точки, в которой общий доход  уравнивается с суммарными издержками, т.е. точки, в которой предприятие  становится прибыльным.

Информация о работе Управление персоналом в малом бизнесе