Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:32, курсовая работа
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.
Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.
Введение
Глава 1. Концепция управления персоналом организации в условиях рыночных отношений
1.1 Факторы, влияющие на выбор стиля руководства персоналом
1.1.1 Принципиальные отличия трудовых ресурсов от другого вида ресурсов
1.1.2 Эшриджская модель
1.1.3 Схема Блейка- Моутон
1.1.4 Координирующее руководство
1.1.5 Взаимоотношения с внутренними и внешними клиентами, руководителями, равными по положению, подчиненными
1.2 Личные факторы в управлении персоналом
1.2.1 Межличностные различия и мотивация работников
1.2.2 Методы и критерии набора и отбора персонала в организации
1.2.3 Методы оценки работы персонала
1.2.4 Методы и модели оптимизации решений
Глава 2. Практика управления персоналом на ч.п. «семена успеха»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Организационная структура управления предприятием
Глава 3. Пути совершенствования управления персоналом на малом предприятии
3.1 Организационные рекомендации
3.1.1 Структурные рекомендации
3.1.2 Рекомендации по стимулированию персонала
3.1.3 Коммуникационные рекомендации
3.2 Формальные рекомендации
3.3 Психологические рекомендации
3.4 Вспомогательные рекомендации
Заключение
Список литературы
4. потребности в уважении
включают потребности в
5. потребности самовыражения
– потребность в реализации
своих потенциальных
Этим он хотел показать,
что потребности нижних уровней
требуют удовлетворения и, следовательно,
влияют на поведение человека прежде,
чем на мотивации начнут сказываться
потребности более высоких
Поскольку с развитием
человека как личности расширяются
его потенциальные возможности,
потребность в самовыражении
никогда не может быть полностью
удовлетворена. Поэтому процесс
мотивации поведения через
Для того, чтобы следующий,
более высокий уровень иерархии
потребностей начал влиять на поведение
человека, не обязательно удовлетворять
потребность более низкого
Маслоу отмечает: «До сих
пор мы говорили, что иерархические
уровни потребности имеют
Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того, чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней.
Как отмечает Торенс Митчелл: « В нашем обществе физиологические потребности и потребность в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности.»
Теория потребностей МакКлелланда.
МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции.
Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.
Анализируя различные
возможные способы
Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.
Люди с высокоразвитой
потребностью успеха рискуют умеренно,
любят ситуации, в которых они
могут взять на себя личную ответственность
за поиск решения проблемы и хотят,
чтобы достигнутые ими
Таким образом, если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вы должны ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленной задачи, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.
Мотивация на основании потребности в причастности по МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании других отношений, оказывании помощи другим.
Люди с развитой потребностью
причастности будут привлечены такой
работой, которая будет давать им
обширные возможности социального
общения.
Их руководители должны сохранять атмосферу,
не ограничивающую межличностные отношения
и контракты. Руководитель может также
обеспечить удовлетворение их потребности,
уделяя им больше времени и периодически
собирая таких людей отдельной группой.
Двухфакторная теория Герцберга.
Герцберг разработал еще одну модель мотивации, основанной на потребности. Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией».
Гигиенические факторы связаны
с окружающей средой, в которой
осуществляется работа, а мотивации
– с самим характером и сущностью
работы.
Согласно Герцбергу, при отсутствии или
недостаточной степени присутствия гигиенических
факторов у человека возникает неудовлетворение
работой.
Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. На их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
Вот как Герцберг описывал
соотношения между
Согласно теории Герцберга,
наличие гигиенических факторов
не будет мотивировать работников.
Оно только предотвратит возникновение
чувства неудовлетворенности
Теория ожиданий.
Теория ожиданий базируется
на положении о том, что наличие
активной потребности не является единственным
необходимым условием мотивации
человека на достижение определенной
цели. Ожидание можно рассматривать
как оценку данной личностью вероятности
определенного события. Большинство
людей ожидают, например, что окончание
колледжа позволит им получить лучшую
работу и что, если работа с полной
отдачей, можно продвинуться по службе.
При анализе мотивации к труду
теория ожидания подчеркивает важность
трех взаимосвязей: затраты труда
– результаты; результаты – вознаграждения
и валентность. Ожидание в отношении
затрат труда – результатов (З-Р)
– это соотношение между
Ожидания в отношении результатов – вознаграждений (Р-В) есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. В этом случае, также как и в предыдущем, если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым поощрением или вознаграждением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать.
Третий фактор, определяющий
мотивацию в теории ожидания –
это валентность или ценность
поощрения или вознаграждения. Валентность
– это предполагаемая степень
относительного удовлетворения или
неудовлетворения, возникающая вследствие
получения определенного
1.2.2 Методы и критерии набора и отбора персонала в организации
Набор заключается в создании
необходимого резерва кандидатов на
все должности и специальности,
из которого организация подбирает
более подходящих для нее работников.
Эта работа должна проводиться буквально
по всем специальностям. Необходимый
объем работы по набору в значительной
мере определяется разницей между наличной
рабочей силой и будущей
К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт людей на специальные курсы при колледжах.
Большинство организаций
предпочитают проводить отбор в
основном внутри своей организации.
Продвижение по службе своих работников
обходится дешевле. Кроме того, это
повышает их заинтересованность, улучшает
моральный климат и усиливает
привязанность работников к фирме.
Согласно теории ожиданий в отношении
мотивации можно полагать, что
если работники верят в
Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою.
Популярным методом набора за счет внутренних резервов является рассылка информации об открывающейся вакансии с приглашением квалифицированных работников.
Отбор кадров – на этом этапе при управлении планированием кадров руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. В большинстве случаев выбирать следует человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляет наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах.
Если должность относится
к разряду таких, где определяющим
фактором являются технические знания,
то наиболее важное значение, видимо, будут
иметь образование и
К трем широко применяемым методам сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе, относится испытания, собеседования и центры оценки.
Испытания.
Поведенческие науки разработали
много видов различных
. Центры оценки
В центрах оценивают способность к выполнению связанных с работой задач методами моделирования. Один из методов, так называемое упражнение «в корзине для бумаг», ставит кандидата на роль управляющего. Он должен принимать решения, обращаться в письменной форме с подчиненными, наделять полномочиями, проводить совещания. Кандидатов оценивают по таким характеристикам, как умение выступать, настойчивость, навыки межличностных отношений. К прочим методам отборных центров относятся: устные доклады группе слушателей, исполнения заданной роли, психологический тест.