Управление конфликтами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..………………………………….3
I. ТЕОРИЯ КОНФЛИКТОВ…………………...…………………………………......4
1.1. Понятие конфликта…………………………………..………………………......4
1.2. Виды конфликтов…………………………………………………………….…..5
1.3. Объективно – субъективные причины конфликтов…………………………...7
1.4. Организационно – управленческие причины конфликтов…………………….8
1.5. Социально – психологические причины конфликтов……………………….....9
1.6. Личностные причины конфликтов……………………………………………..10
1.7. Предотвращение конфликтов…………………………………………………..12
1.8. Сплочение персонала, целеустремленность, избавление от бездельников…12
1.9. Забота о справедливости…………………………………………………….….15
1.10. Упорядоченное распределение материальных ресурсов……………………15
1.11. Полная и достоверная информация…………………………………………..17
1.12. Неукоснительное соблюдение достигнутых договоренностей, принятых
решений………………………………………………………….….………… 18
1.3. Условия и правила взаимодействия руководителей с подчиненными………20
II.РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ………..………………………………………...23
2.1.Этапы выхода из конфликтов……………………………………………………23
2.2. Условия и факторы успешного разрешения конфликтов……………………..24
2.3. Стратегии разрешения конфликта………………………………………………25
2.4. Техника ПРИСН………………………………………………………………….27
2.5. Конфликты «по вертикале»……………………………………………………...28
2.6. Средства выхода из конфликтных ситуаций…………………………………...29
2.7. Посредничество в конфликтах…………………………………………………..32
2.8. Вспомогательные приемы………………………………………………………..33
2.9. Разрешение конфликтов………………………………………………………….34
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………..…………………………38
3.1. Описание предприятия…………………………………………………………...38
3.2. Характеристика персонала……………………………………………………….39
3.3. Отбор персонала…………………………………………………………………..41
3.4. Разрешение конфликтных ситуаций…………………………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..48
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Моя работа по менеджменту Управление конфликтами.doc

— 403.50 Кб (Скачать)

– разговор по поводу критики начинается с положительных аспектов деятельности;

– если руководитель допустил ошибки, то старается не винить в этом подчиненных (по возможности);

– руководитель придерживается следующего правила: меньше проступков - меньше конфликтов, меньше наказаний - меньше проблем.

Для бесконфликтного взаимодействия сотрудников фирмы с покупателями используются следующие способы и правила:

– при взаимодействии с покупателями продавец проявляет сдержанность своих  негативных эмоций, по возможности  избегает грубостей и неуважения;

– продавец соблюдает элементарные правила вежливости (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания и т.д.);

– продавец старается удовлетворить  потребности в товаре даже самых  капризных и придирчивых покупателей;

– продавец при взаимодействии с  покупателем проявляет обходительность  и уступчивость.

В процессе деятельности торговой фирмы применяются разнообразные факторы и способы разрешения конфликтных ситуаций. Разрешение конфликта начинается с того, что конфликтующие стороны перестают, по возможности, видеть в оппоненте противника. Для этого проводится анализ собственных позиций и действий. Признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента, а также оппоненты стараются понять интересы другого - это расширяет представление об оппоненте, делает его более объективным. Выделяются конструктивные начала в поведении и намерениях оппонента. В каждом человеке есть что-то положительное, на что можно опереться при разрешении конфликта. Потом сотрудники уменьшают негативные эмоции противоположной стороны следующими приемами:

– готовностью идти на сближение  позиций;

– положительная оценка некоторых действий другой стороны;

– критично отнестись к самому себе и уравновесить поведение.

После этого выбирается оптимальная  стратегия разрешения конфликтной  ситуации.

Разрешение конфликтов в торговой фирме происходит с  помощью компромисса при возникновении конфликтных ситуаций руководителя с подчиненными; покупателей с продавцами; администрацией рынка с фирмой; между продавцами фирмы; фирмой и ее поставщиками; с конкурентами и частично с налоговой инспекцией.

Стратегия соперничества применяется при разрешении конфликтов руководителя с подчиненными; налоговой инспекцией с фирмой; продавцов с конкурентами; администрацией рынка с фирмой.

Стратегия сотрудничества применяется при возникновении разногласий между: руководителем и подчиненными; фирмой и поставщиками; покупателями и продавцами; между продавцами фирмы.

Стратегия приспособления (уступка) применяется в следующих случаях конфликтов между: руководителем и подчиненными; продавцами фирмы, продавцами и покупателями; администрацией рынка и фирмой; налоговой инспекцией и фирмой.

При разрешении разногласий с подчиненными руководитель использует следующие  методы:

– чтобы избежать неверного решения, руководитель в конфликте обязательно  выслушивает подчиненного;

– руководитель не доводит конфликт до его обострения, так как его сложнее разрешить. В результате обострения ухудшаются межличностные отношения, повышается уровень негативных эмоций, снижается степень правоты оппонентов из-за взаимной грубости;

– при разрешении конфликта руководитель соблюдает дистанцию по отношению к подчиненному, то есть обращается к нему на "Вы", обратное является фактическим унижением подчиненного и он отвечает тем же;

– во время конфликта руководитель не повышает голос на подчиненного, так как грубость считается признаком не владения данной ситуацией собой, а спокойствие руководителя усиливает в глаза подчиненного справедливость требований;

– руководитель по возможности не злоупотребляет должностным положением, так как это озлобляет подчиненного, делает его неуступчивым и затрудняет разрешение конфликта;

– если руководитель не прав в конфликте, то он уступает подчиненному, при этом указывает, что подчиненный также  допустил ошибки;

– руководитель не затягивает конфликты  с подчиненными, так как происходит потеря рабочего времени и сил, а также все это чревато взаимными обидами и недомолвками.

Подчиненные при разрешении конфликтов с руководством стараются выполнять  несколько рекомендаций:

– не спешить противодействовать руководителю в конфликтной ситуации;

– стараться не уступать в главном;

– предлагать несколько вариантов  разрешения конфликтов, не настаивать на одном;

– не переходить на оскорбления или  резкие выражения и грубость;

– вызывать руководителя на откровенный  разговор;

– если не прав в конфликте, необходимо сразу уступить руководителю;

– необходимо в процессе работы изучать и учитывать индивидуально-психологические особенности руководителя, это позволит быстрее и с меньшими затратами разрешить конфликт;

– подчиненному не предлагать желательно противоположных решений относительно руководителя.

Для разрешения конфликтов, возникающих  между потребителями и торгующими сотрудниками, на фирме используются следующие приемы:

– разъединение конфликтующих: этот вариант эффективен при конфликтах между покупателями (например, не поделили какой-то товар), а также между покупателями и продавцами. При конфликтах между покупателями, разъединителем является продавец. При конфликтах между покупателем и продавцом используют скрытое разъединение. Продавца не справляющегося с ситуацией подменяет кто-то из сотрудников фирмы, который не вызывает раздражения оппонента, а первый продавец уходит под предлогом (с каким-нибудь поручением того, кто пришел).

– посредничество третьего лица: этот вариант эффективен при возникновении разногласий между продавцами фирмы. В роли третьего лица выступает руководитель торговой фирмы, так как он располагает доверием конфликтующих сторон. Руководитель в основном всегда выводит оппонентов из сложившейся тупиковой ситуации, помогает им прояснить недоразумения и разногласия и достичь компромисса. Руководитель использует конъюнктивный вид посредничества.

Контакты с руководителем дополняют  прямые контакты конфликтующих сторон друг с другом.

– признание своей ответственности: этот прием используется при разногласиях между продавцом и покупателем, а также между руководителем и подчиненным.

Продавец и подчиненный сами произносят обвинение в свой адрес, которое мог бы предъявить покупатель и руководитель, и принимают полностью, либо с небольшими уточнениями, выражая готовность предпринять необходимые действия, что исправит положение.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.

Управление конфликтами включает их предотвращение и конструктивное завершение. Некомпетентное управление конфликтами социально опасно.

Без знания причин возникновения и  развития конфликтов трудно рассчитывать на их эффективное регулирование. Определение  системы причин является результатом, главным образом, системно-генетического  анализа конфликтных ситуаций. Необходимо различать причины конфликтов и причины изменений в их характеристиках.

Для предупреждения конфликтов важно  знать не только, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предотвращение конфликтов в узком смысле заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предотвращения есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.

Предупреждать конфликты можно, изменяя  свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента. К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации можно отнести:

- умение определить, что общение  стало предконфликтным;

- стремление глубоко и разносторонне  понять позицию оппонента;

- снижение своей общей тревожности  и агрессивности;

- умение оценивать свое актуальное  психическое состояние;

- постоянная готовность к неконфликтному  решению проблем;

- умение улыбнуться;

- не ждать от окружающих слишком многого;

- искренняя заинтересованность  в партнере по общению;

- конфликтоустойчивость и чувство  юмора.

Для предотвращения межличностных  конфликтов необходимо оценивать, в  первую очередь то, что удалось  сделать, а затем - то, что не удалось:

- оценивающий должен сам хорошо  знать деятельность;

- оценку давать по существу  дела, а не по форме;

- оценивающий должен отвечать  за объективность оценки;

- выявлять и сообщать оцениваемым  работникам причины недостатков;

- четко формулировать новые цели и задачи;

- воодушевлять сотрудников на  новую работу.

Соблюдение этих рекомендаций поможет  конфликтующим сторонам предотвратить  конфликтные ситуации, а если они  произошли, то конструктивно их разрешить  и найти оптимальный выход  из конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. А.Я. Анцепов, А.И. Шипилов.  Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999 - 551 с.

2. И.А. Бланк. Управление торговым  предприятием. - М.: Ассоциация авторов  и издателей ТАНДЕМ. Издательство  ЭКМОС., 1998 - 416 с.

3. О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент: Учебник - 3-е издание. - М.: Гардарики, 2000 - 528 с.

4. Психология и этика делового  общения: Учебник для вузов  / Под редакцией профессора Лавриенко. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 - 279 с.

5. З.П. Румянцева, Соломатин Н.А. Менеджмент организации. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997 - 432 с.

6. Экономика и организация деятельности  торгового предприятия: Учебник  / Под редакцией А.Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2001 - 295 с.

 




Информация о работе Управление конфликтами на предприятии