Управление качеством проекта: цели и задачи, виды и методы контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:04, реферат

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение теоретических основ управления качеством.
Для достижения поставленной цели в данной контрольной работе необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть современные концепции управления качеством;
Определить основные положения менеджмента качества проектов;
Рассмотреть стандартизированные системы менеджмента качества;
Определить основные моменты сертификации продукции проекта;

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..…3
1. Теоретические основы управления качества проектов……………………………5
1.1 Современная концепция управления качеством……………………….............5
1.2 Менеджмент качества проекта…………………………………………………..9
1.3 Стандартизированные системы менеджмента качества……………………...15
1.4. Обеспечение функционирования и совершенствования
системы менеджмента качества……………………………………………..…19
1.5 Сертификация продукции проекта…………………………………………….23
Заключение ……………………………………………………………………………27
Список литературы ……………………………………………………………...……28

Файлы: 1 файл

управление проектам.doc

— 509.00 Кб (Скачать)
  • разработка программы качества проекта;
  • корректировка документации по системе качества для нужд проекта;
  • организация выполнения контрольных мероприятий в рамках проекта и пр.

1.4 Обеспечение функционирования и совершенствования системы менеджмента качества

 

Для обеспечения эффективного функционирования системы менеджмента качества необходимо проводить регулярные мероприятия по выявлению отклонений системы от заданных параметров ее работы.

Методом выявления отклонений системы менеджмента качества является аудит.

Различают:

  • аудит системы;
  • аудит процесса;
  • аудит продукта.

В соответствии с ИСО 8402 аудит качества определяется как систематическое и независимое исследование, проводящееся для того, чтобы установить, соответствует ли деятельность в области качества запланированным требованиям, насколько эффективно эти требования реализуются и пригодны ли они для достижения поставленных целей. Различают так называемые внешние и внутренние аудиты (далее – проверки) качества [4, c. 59].

Результаты внутренней проверки в виде документированного «Обзора состояния менеджмента качества» оцениваются руководством предприятия.

Проверка – это задача менеджмента. Соответственно он может проводиться так, как показано на рисунке 7.

Рис. 7. Подготовка к внутренним аудитам

 

Плановые проверки проводятся по годовому плану, который должен включать:

  • проверяемые подразделения / процессы;
  • важные элементы системы качества;
  • временные интервалы проведения этапов проверки.

Проверка проводится на основе так называемого контрольного перечня вопросов, подлежащих выяснению, ориентировочный состав которого следующий:

» проверяемое подразделение;

» аудиторы;

» сроки / местонахождение;

» плановый / внеплановый;

» цель проверки;

» проверяемые процессы;

» элементы системы качества;

» участники проверки;

» основные моменты проверки;

» цели подразделения / процесса;

» нормативные / законодательные требования;

» положительные результаты внедрения системы;

» необходимые изменения системы качества.

» внешние проверки, подразделяющиеся на:

• проверки, проводимые независимой третьей стороной с целью сертификации (так называемого Third-Party-Certification);

• проверки, проводимые заказчиками у поставщиков / подрядчиков, называемые также оценкой второй стороной (так называемые Second-Party-Assesment).

График внешних и  внутренних проверок разрабатывается  руководителем службы качества и  утверждается уполномоченным высшего  руководства предприятия по системе  качества.

Для того чтобы обеспечить запланированную эффективность системы менеджмента качества, большое внимание в рамках проекта реструктуризации уделяется подготовке кадров. Общую направленность обучающих программ в сфере менеджмента качества можно сформулировать как «повышение качества через предупреждение дефектов».

Основная задача процедур подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров заключается в обеспечении соответствия квалификационного уровня руководителей и специалистов компании требованиям задач, решаемым в области качества. Критериями профессиональной пригодности являются:

  • степень соответствия работника требованиям, предъявляемым данным видом профессиональной деятельности. Для этого существует система специальных справочников;
  • характер личности. Он должен соответствовать характеру работы: понятно, что он различен у научного работника и рабочего на конвейере. Для оценки соответствия вырабатывается система критериев, по которым судят о пригодности работника к данному виду деятельности.

Для подготовки кадров предприятия / компании предусматривают следующие виды обучения:

  • первоначальное профессиональное обучение рабочих, принятых на работу и ранее не имевших профессии;
  • переподготовка рабочих на другую профессию;
  • повышение квалификации рабочих;
  • повышение квалификации руководящих работников и специалистов.

Концепции и программы обучения формируются в зависимости от размера и задач (стратегии) предприятия. Так, крупные предприятия обычно формируют собственную концепцию и программы обучения. При этом проводимые самим предприятием курсы нередко дополняются внешним обучением. Малые и средние предприятия преимущественно используют предложения специализированных учебных заведений по проведению курсов.

Существует ряд учебных  и консультационных организаций, предлагающих свои услуги в этой области – как отечественных, так и зарубежных. При решении вопроса, кому отдать предпочтение, следует исходить из цели обучения.

Если предприятие (компания) хочет в конечном итоге не только создать / модернизировать, но и сертифицировать систему менеджмента качества, целесообразно обратиться к организации, непосредственно связанной с сертифицирующей компанией, – обычно ее дочерней фирме. В этом случае появляется уверенность во взаимосоответствии программы учебного центра и требований сертифицирующей компании. Если такая задача не ставится, можно воспользоваться услугами других учебных центров на основе тендера с типичными для таких случаев требованиями к претендентам.

Во всех случаях для проведения занятий привлекаются высококвалифицированные специалисты компании со средним и высшим специальным образованием, преподаватели учебных заведений, специалисты НИИ и сторонние консультанты.

Инструкторы производственного обучения назначаются из числа квалифицированных рабочих, имеющих стаж работы по профессии на менее трех лет и образование не ниже среднего.

Практика разработки и аудитирования систем качества показывает, что для эффективного функционирования системы среднему предприятию целесообразно иметь по крайней мере двух-трех специалистов, прошедших курс инструктора по обучению менеджеров по качеству, и трех специалистов, обученных по курсу аудитора.

1.5 Сертификация продукции проекта

 

Сертификация продукции является обязательным требованием со стороны государства и поэтому представляет собой важнейшую деятельность в рамках управления проектом.

В России в соответствии с Законом о сертификации продукции и услуг создана государственная система сертификации продукции, которая действует под руководством Госстандарта России как Национального органа по сертификации. Эта система соответствует правилам ISO.

Основанием для сертификации по показателям обеспечения безопасности людей и охраны окружающей среды  являются отечественные или зарубежные стандарты.

Продукция сертифицируется  на соответствие ГОСТ, ТУ или зарубежным так называемым престандартам. Например, портландцемент ПЦ 400-Д20 имеет 2 сертификата:

  • RSSG.RU.9002.1.4.0024 – на соответствие ГОСТ 10178–85;
  • RSSG.RU.9002.1.4.0025 – на соответствие европейскому престандарту ENV197–1 СЕМ П/B-S, класс 32,5.

Основными схемами сертификации, принятыми в системе, являются:

  • проведение типовых испытаний образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции;
  • предварительная проверка производства на способность обеспечить выпуск продукции стабильного качества, типовые испытания образцов продукции и последующий надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции.

По согласованию с органом по сертификации конкретной продукции могут быть использованы и другие схемы сертификации, принятые в зарубежной и международной практике и рекомендованные ISO.

Работы по подготовке и проведению сертификации включают [5, c. 36]:

  • Выбор, доработку при необходимости и принятие нормативно-технических документов на продукцию, в соответствии с которыми будет проводиться сертификация.
  • Разработку документа (положения) о порядке сертификации данной продукции, устанавливающего, в том числе, схему ее проведения.
  • Предварительную проверку производства сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации).
  • Испытания сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации).
  • Выдачу сертификата соответствия и права на использование знака соответствия, а также работы по их признанию, если сертификат выдан другим национальным или международным органом.
  • Заключение соглашений о сертификации продукции с зарубежными или международными органами.
  • Надзор за стабильностью качества сертифицированной продукции и состояния ее производства.
  • Информацию о результатах сертификации.

Выбор, доработка и  принятие нормативно-технических документов, проверка производства сертифицируемой продукции, испытания базируются на действующих в стране:

  • системе стандартизации и фонде нормативно-технической документации;
  • системе сертификации систем качества;
  • системе аккредитации испытательных лабораторий и сети таких лабораторий.

Правила проведения этих работ устанавливаются соответствующими руководящими документами Госстандарта РФ.

Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных и признанных Госстандартом РФ.

Расходы по проведению обязательной сертификации оплачивают изготовители или поставщики продукции (при импорте), добровольной – заявители. Оплата проводится по тарифам, утвержденным в установленном порядке, или, при их отсутствии – по договорам.

Организационную структуру государственной системы сертификации образуют:

  • национальный орган РФ по сертификации (Госстандарт РФ);
  • органы по сертификации конкретной продукции и(или) в регионах;
  • аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
  • изготовители и(или) поставщики продукции.

Схема проведения сертификации приведена на рисунке 8.

В качестве альтернативы так называемому «сертификату соответствия»  в настоящее время обсуждается  концепция сертификации товаров  и услуг по качеству.

Рис. 8. Схема проведения сертификации

 

Имеется в виду, что обычный сертификат (сертификат соответствия) в качестве эталона может иметь продукцию с любым уровнем качества – все зависит от выбранного производителем эталона. Разрабатываемая же сейчас процедура получения «сертификатов качества» предусматривает требование обязательного превышения уровня качества сертифицируемой продукции (услуги) над базовым.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Качество является одним из основных управляемых параметров проекта наряду со временем, стоимостью, ресурсами. Задача обеспечения качества проекта на должном уровне является сквозной на всем протяжении жизненного цикла проекта.

В основу системного управления качеством проектов положены принципы наиболее популярного и методологически сильного направления в управлении качеством – Всеобщего управления качеством Total Quality Management, широко используемого в бизнес – практике за рубежом.

  • Качество продукта, услуги, процесса, проекта – это соответствие ожиданиям пользователя / целям заинтересованных лиц

  • Очень важен процессный подход: цель, входы, ресурсы, выходы, пользователи, формализованность

  • Управлять процессами и проектами можно только на основе объективной информации (зарегистрированных измеримых параметров)

  • Эффективность каждого процесса может быть и должна быть измерена

Информация о работе Управление качеством проекта: цели и задачи, виды и методы контроля