Цели, задачи и функции социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:42, реферат

Краткое описание

Цель работы: описать цели, задачи и функции социального управления. Поставленная цель определяет следующие задачи:
выделить информационное обеспечение социального управления;
проследить классификацию информационного обеспечения;
рассмотреть технические средства обработки информации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Социальное управление – цели, задачи, функции …………. 5
Глава 2 Информация и её роль в обеспечении социального управления...................................................................................................... 10
2.1 Классификация информационного обеспечения………… 12
2.2 Технические средства обработки информации………….. 15
Заключение…………………………………………………………………. 20
Список использованных источников и литературы…………………. 22

Файлы: 1 файл

Социология, контр.работа.docx

— 53.29 Кб (Скачать)

 

                                              Оглавление

Введение……………………………………………………………………..    3

Глава 1 Социальное управление – цели, задачи, функции ………….   5

Глава 2 Информация и её роль в обеспечении социального управления......................................................................................................  10

                 2.1 Классификация информационного обеспечения…………  12

               2.2 Технические средства обработки информации…………..   15

               Заключение………………………………………………………………….   20

Список использованных источников  и литературы………………….   22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   ВВЕДЕНИЕ

   

  Управление появилось вместе с людьми. Там, где они объединялись, преследуя достижение какой-либо цели, обнаруживалась проблема координации их деятельности. Решение этой проблемы кто-то вынужден был брать на себя. Чтобы достичь цели, остальные добровольно или по принуждению, передают часть своих индивидуальных свобод и, таким образом, позволяют направлять своё поведение. В результате последние становились подчинёнными, первый – руководителем,  а между ними возникают отношения управления. Таким образом, управление является необходимым элементом деятельности человека и отражает его потребность.

Управление – это вид деятельности человека, возникший в её структуре по мере её оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Особенностями этого вида деятельности являются предвидение, самоорганизация, контроль по плану действий, осознание потребностей.             Сущность управления проявляется в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, — писал К. Маркс, — осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».1

Суть политического руководства  при наличии власти – научиться управлять общественными делами, привлечь к этому общество, его общественные институты и всех граждан, делегировать им властные функции, ресурсы и вместе   с ними развивать самодеятельность, самоуправление людей, организуя работу общества

на пути социального прогресса. Каждый из нас живет в системе управленческих и все более сложных организационных отношений.  Следовательно, избегать

управленческих ошибок, которые  дорого обходятся обществу, можно только

опираясь на теорию управления, общие законы, принципы и функции науки.

 Её основы складываются со времен античности по настоящее время.

      Сегодня существует множество авторских подходов к пониманию сущности

социального управления, его структуры, что плодотворно в исследовательском плане.

Цель работы: описать цели,  задачи и функции социального управления. Поставленная цель определяет следующие задачи:

  • выделить информационное обеспечение социального управления;
  • проследить классификацию информационного обеспечения;
  • рассмотреть технические средства обработки информации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Глава 1 Социальное управление – цели, задачи, функции

 

Наука социального управления не является прикладной наукой. Она базируется на принципах фундаментальных наук и имеет свой собственный предмет и свою проблематику исследования. Социальное управление как наука стала актуальнейшим направлением научного здания, от успехов которого во многом зависят - как успех частных управленческих дисциплин, так и темпы развития общества, качество жизни его граждан, их личная безопасность.

Необходимость социального управления, прежде всего, обусловлена разделением труда и потребностью в его кооперации. Как совместный труд составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым условием существования и развития общества.

Ключевое понятие управления – воздействие. Воздействие в социальных системах носит осознанный характер и понимается как воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в желаемое состояние. Новым в управлении стало все более полное включение творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества в содержание субъекта управления, что позволяет формировать управленческую элиту профессионалов, способных выполнить главную миссию общества – дать условия для его саморазвития и повышения качества жизни своих членов.

Управление не сводится только к  достижению целей, оно служит средством  поддержания целостности любой  сложной системы и стимулирования ее саморазвития.

В процессе осуществления управленческой деятельности создаются особого  рода управленческие отношения. Они  имеют свою сложную внутреннюю структуру. Система управления, которая складывается в процессе реализации управленческой деятельности и функции управления, состоит из объекта и субъекта управления, системы прямых и обратных связей. Внутри системы, источники саморегуляции (интересы, потребности, ценности, составляющие ее подструктуру). Содержание системы управления и внутренние принципы ее организации и самоорганизации определяет целеполагание, связанное с прогнозированием и моделированием социальных систем. Конечный итог функционирования и развития системы управления – принятие и реализация управленческого решения.

Социальное управление – это процесс управления в различных типах общностей, организации, институтов и общества в целом, осуществляемый для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования ее структуры, достижения ее целей.

Целью социального управления является исследование деятельности органов управления, государственных и общественных, прежде всего, как социальных систем, всего комплекса подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающихся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами.

В центре внимания – изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект для сохранения его качественной специфики и целостности, обеспечения его нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Задачи, которые призваны достичь цели социального управления:

1. Изучение реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

2. Из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные, типичные на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

3.   Необходимость объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах.

     4. Построение наиболее вероятных направлений, сценариев развития управленческой деятельности в будущем, то есть прогноз ее совершенствования,            а это означает, что, определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социальное управление получает возможность успешно решать и пятую задачу.

        5.  Формулировка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления, то есть стать реально действующим средством повышения эффективности управленческой деятельности.

Вычленение основных задач социального управления позволяет определить его основные функции:

-  целеполагание в управлении пронизывает и определяет все стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую контрольную. Целеполагание определяет содержание всех остальных, объединяет их и реализуется во всех сферах социального управления и лежит в основе главного принципа управления – системного подхода. Поэтому - основная цель территориального образования и соответствующих видов управления определяется основной целью общества в целом как системы более высокого порядка.

В основе подлинного целеполагания  лежит познание объективных закономерностей  развития общества. В качестве главных определяющих целей общества, его отдельных подсистем, сегодня осознается, как главная миссия целеобеспечения высокого качества жизни людей.

- комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить приоритеты и направить их на достижение главной цели. Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Есть программы общегосударственные, охватывающие все сферы жизни, функциональные, решающие группу проблем отрасли, региона, местного сообщества. Они содержат подтипы программ.            Особое место в их ряду занимают научно-технические программы и проекты, предусматривающие создание новых идей, технологий и образцов техники.

Сегодня программно-целевой метод  управления распространен во всем мире и во многом стал определяющим среди  других методов. В нем объединяются различные функции управления: информационная, познавательная, прогностическая стратегическая и другие. Все они получают организационное и финансовое обеспечение.

В управлении общественными делами очень важно соблюдать баланс между мерами административно-правового, властно-силового, духовно-нравственного регулирования. Нарушение такого баланса обычно приводит к распространенному сегодня в нашем обществе явлению социальной аномии. Целеполагание в обществе всегда имеет ценностно-нравственный аспект. Если цели безнравственны, бездуховны, то и сама целеполагающая деятельность теряет смысл.

            Нормативное регулирование и моделирование в управлении общественными делами тесно связано с духовно-нравственным и идеологическим регулированием и ориентирует субъекты управления в количественно и качественно, при оценке состояния общественных процессов и тенденций развития.

Обычно в социологии понимание  социальной нормы связано с особого  рода предписанием, регулирующим поведение людей в любых социально-значимых ситуациях. Они могут принимать форму юридических норм или существуют в виде общественных правил, показателей, обычаев и традиций. Оценка норматива обуславливается характером его связи с показателями прогнозов, расчетов и социальных программ.

Моделирование, как метод исследования различных процессов и явлений, выработки вариантов управленческих решений описывает структуру объектов, процесс его функционирования и развития. Особого внимания сегодня заслуживает имитационное моделирование, которое повторяет функции или развитие социальных явлений.

            Информационное обеспечение социального управления пронизывает все сферы человеческой жизни, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения.

       Информация необходима для всех этапов управления:  от постановки задач   до осуществления мер социального контроля, оценки эффективности принятых решений и их коррекции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нет эффективного социального управления. Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование превращает информацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло и может стать тормозом в принятии управленческого решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Информация и её роль в  обеспечении социального управления

 

Под информацией понимаются сведения, полученные в результате переработки данных, представляющих собой сигналы, из которых извлекается информация.

Это понятие научное и впервые  было дано в 50-е годы нашего века в  трудах К. Шеннона и Н. Винера по теории информации, в связи с развитием нового научного направления – кибернетики. Первоначально теория информации возникла как количественная математическая теория.  Понятие «информация» в последние десятилетия стало одним из самых употребляемых категорий современной научной мысли и встречается практически во всех областях научного знания: науке о мышлении, природе, обществе, в правовых аспектах. Идет непрерывный процесс переосмысления (углубления и расширения) этого понятия.   Если сначала под информацией понимались сведения, передаваемые людьми  устным, письменным или иным способом, то к концу XX века информация стала рассматриваться, как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения.

Информация о работе Цели, задачи и функции социального управления