Цели, задачи и функции социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:42, реферат

Краткое описание

Цель работы: описать цели, задачи и функции социального управления. Поставленная цель определяет следующие задачи:
выделить информационное обеспечение социального управления;
проследить классификацию информационного обеспечения;
рассмотреть технические средства обработки информации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Социальное управление – цели, задачи, функции …………. 5
Глава 2 Информация и её роль в обеспечении социального управления...................................................................................................... 10
2.1 Классификация информационного обеспечения………… 12
2.2 Технические средства обработки информации………….. 15
Заключение…………………………………………………………………. 20
Список использованных источников и литературы…………………. 22

Файлы: 1 файл

Социология, контр.работа.docx

— 53.29 Кб (Скачать)

С развитием производства и ускорением темпов развития общества информация приобрела свойства товара и стала  объектом рыночных отношений, значимость которых потребовала их правовой регламентации. Многие ученые до сих пор используют термин “информация” узко в рамках технических областей научного знания. В процессе обмена сообщениями и новостями основное внимание должно уделяться не только количественному анализу передаваемого сообщения, но и его   содержанию. Информация, содержащаяся в понятийной форме, совсем не та, которая изучается в математических и статистических теориях информации.

          Термин «информация» уже более 50 лет используется в журналистике, где он выступает одной из центральных и наиболее общих категорий.                         Кроме того, математические методы теории информации используются в физике, химии, географии, геологии и ряде других наук о неживой природе. Информационные идеи применяются в биологии, где предполагается,                    что само появление жизни было связано с преобразованием генетической информации; в психологии, физиологии нервной высшей деятельности, педагогике. Особое место понятие «информация» заняло в длинном ряду социальных наук – теории управления, экономике, политике и т.д.

Социальная информация – ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий.

Информация – это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его интеллектуальной собственности, доля которой постоянно возрастает. Можно сказать,   что информация – это инфраструктура интеллектуальной собственности,                             ибо интеллектуальная собственность берет начало с информации, как фундаментальной базы.

Особенно велико значение информации (процессов ее сбора, хранения, переработки и использования) в управлении общественными делами, социальными процессами. Достоверная информация необходима для всех этапов управления:              постановки целей, оценки проблемной ситуации, принятия управленческих решений, для организации и регулирования управляющей системы.

Субъект управления также должен быть информирован о результатах выполнения принятых решений, на основе чего он корректирует прошлые решения и принимает новые, с учетом допущенных ранее просчетов и неоптимальных действий. Поэтому сбор и переработка информации, ее эффективное использование – необходимый компонент управления .Информация,  используемая в управлении обществом, по самой своей природе, социальная.  Отражая общественные отношения (в широком смысле) отношения и процессы любого типа и уровня, она является высшим, наиболее сложным и многообразным типом информации. Использование социальной информации связано с высшим типом целесообразности— осознанной целесообразностью, присущей только человеку мыслящему, осознанно действующему. Содержанием социальной информации является логическое мышление. Ее материальный носитель – слышимое или видимое слово, знак, речь, представляет высший тип сигнала («сигнал сигналов»). Первоисточником социальной информации является общество,  его разные сферы и стороны жизни.

 

2.1 Классификация информационного  обеспечения

 

Информация классифицируется по различным  основаниям:

         - сферам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая,     духовно-культурная);

         - источникам поступления (внутренняя и внешняя);

          - материальным носителям (бумажная, электронная, электрическая);

           - формам носителей (средства массовой информации – радио, телевидение, печатная – книги, газеты, журналы);

- периодам использования (условно-постоянная – справочная, нормативная и переменная– оперативные сведения);

- видам основных функций управления   (прогнозная, организационная, контрольно - учебная, регулятивная);

 - характеру представления (количественная и качественная).

Не всякое знание может рассматриваться  как информация, для понимания ее сущности большое значение имеет ее смысловое содержание.

К информации и информационному  обеспечению обычно предъявляются  определенные требования:

1) полнота – отражение в полной мере управляемых процессов;

2) достоверность – формирование на основе объективных данных;

3) оперативность – поступление в сроки, достаточные для принятия своевременного решения;

4) недопустимость неиспользуемых  сведений («шума»), осложняющих принятие решений;

5) прозрачность – невозможность различных толкований;

6) экономичность затрат при сборе  информации, максимально возможная сохранность.  

Важно подчеркнуть, что информация,  которой располагает человек,                                                                                                                                может быть обыденной, эмпирической,  позволяющей человеку ориентироваться в своей повседневной жизни, и систематизированной, научной.

Для осуществления управленческих функций необходима научная информация, причем, ее характер зависит, прежде всего, от специфики объекта управления, от задач, которые перед ним поставлены,  а также от компетенции управляющего субъекта.

Если объектом управления выступает  общество в целом, а решение предусматривает  преобразование его существенных сторон, необходима комплексная информация о состоянии всех сфер общественной жизни: экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой.

Если речь идет об управлении какой-то отдельной сферой жизни общества, то информация должна отражать, прежде всего, состояние этой сферы. Скажем, для управления экономикой преимущественно необходима производственно-экономическая информация, политической сферой – политическая информация                и т.д.

Управление обязательно предполагает сбор и переработку социальной информации,  касающейся состояния отношений больших групп людей – классов, наций, производственных и иных коллективов, а также отдельных личностей.

Например, управляя производственно-технической деятельностью                     какого-либо предприятия, важно располагать данными о состоянии присущего ему «социального микроклимата», то есть о людях, которые работают на данном предприятии, о сложившихся между ними отношениях.

Специфическая, причем зачастую весьма сложная и разносторонняя, информация необходима в административно-правовом управлении, призванном регулировать организацию, полномочия и ответственность распорядительных и исполнительных органов и отдельных должностных лиц, а также определять права и обязанности граждан и организаций в различных областях исполнительно-распорядительской деятельности.

Информация, используемая в управлении общественными системами,              являет собой сложную совокупность, взаимодействие различных информационных потоков:

- исходная информация, необходимая для выработки и принятия управленческих решений;

           - сами решения, или управленческие команды, предопределяющие организацию управляющих и управляемых систем;

- регулирующая информация, представленная различного рода параметрами, нормативами, законами, инструкциями, технологическими картами и т.д.;

- оперативная информация, поступающая в процессе функционирования системы и характеризующая ее состояние;

- внешняя информация, поступающая от других систем, коммуникационно (функционально или структурно), связанных с данной системой; контрольно-учетная информация, характеризующая течение и результаты работы системы.

Отобрать из многообразия информации данные, имеющие для управления существенное значение, – важная и трудная задача.

Всю информацию можно подразделить:

1) на потоки внутри данной  системы, между ее компонентами(внутренняя  информация);

2) потоки информации, циркулирующей между данной системой и внешней средой, с которой она состоит в функциональных связях (внешняя информация).

Информация внутреннего порядка  обеспечивает взаимодействие между  звеньями системы, объединяет их в единое целое, обеспечивает их движение к стоящей  перед системой общей цели. Информация внешнего порядка устанавливает  коммуникации данной системы с другими  системами, оказывающими на нее различного рода воздействие.

Особенно большое значение имеет  циркуляция информации между объектом и субъектом управления. Информация этого рода включает два типа потоков: потоки, циркулирующие по каналам прямой связи – от субъекта к объекту (прямая информация); потоки, циркулирующие по каналам обратной связи– от объекта к субъекту(обратная информация).

Надлежащая организация прямой информации обеспечивает своевременное  и качественное поступление на объект различного рода (исходных,                                   корригирующих, контролирующих и т. д.) команд со стороны субъекта, а обратной информации— поступление в субъект данных о состоянии объекта и достижении (или недостижении) поставленной перед ним цели.

Оптимальным течение информационных потоков является в том случае, когда при минимуме первичной объективной информации достигается максимум полезной для управления информации, в результате чего обеспечивается эффективное функционирование системы.

Решить задачу оптимума информации весьма трудно, поскольку социальные системы вследствие их многокомпонентности и разнообразия внутренних и внешних взаимодействий являют собой широкую сеть альтернатив, причем не столько равновероятностных,  сколько разновероятностных.

Естественно, что оптимальное количество информации об общественной системе представляется в натуральном выражении достаточно большим. К тому же часть информации, поступающей от объекта к субъекту, теряется, часть искажается в результате ряда помех не только технического порядка, но и психологического, поскольку выбор сообщений для передачи, а также прием сообщений человеком облекаются в субъективную форму и в определенной мере зависят от его личного опыта, компетентности, психических особенностей.

Отсюда особую важность для достижения оптимума информации приобретают методика и техника сбора первичных  данных, их надежность и высокая  пропускная способность каналов  прохождения информации, методика и техника приема и обработки информации.

 

2.2 Технические средства  обработки информации

 

Средствами интенсификации информации являются научно-техническая революция, использование в информационном деле новейших достижений науки и техники; научная организация, управление информационными процессами;             подготовка и совершенствование специалистов, обслуживающих информационные службы системы управления.

Разработка системы мер, расширяющих возможности наиболее эффективного использования информации,– важное условие успеха в управлении. Среди этих мер первостепенное значение имеет тщательная подготовка субъекта управления к восприятию, оценке информации, выработка умения оценить ее социальную значимость, выбрать из потока информации наиболее общезначимую ,наиболее социальную, поскольку этого типа информация неоценима в управлении.

Сбор и обработка социальной информации немыслимы без применения современных  технических средств.

Важнейшим средством получения  достоверной социальной информации является не только широкое использование  технических (компьютерных) средств получения социальной информации, но и формирование нового типа культуры –гуманитарно-технологической.

Важнейшим механизмом его формирования является изменение стиля мышления, который постепенно становится концептуальным (гуманитарным),стратегическим и конструктивным, технологическим, находящим пути и средства решения все усложняющихся социальных задач. Наличие в нашем обществе двух культур, «гуманитарной»                   и технократической, которые пока слабо взаимодействуют, порождает многие информационные проблемы в управлении.

Мировое сообщество в целом, включая  и нашу страну, вступило в новый этап развития своей цивилизации – становление информационного общества. Этот процесс часто называют третьей социально-технической революцией, информатизацией общества.

Информатизация общества неизбежно  затрагивает не только материальное производство и коммуникации, но и социальные отношения, культуру, интеллектуальную деятельность во всех ее многообразных проявлениях.

Вполне очевидно, что информатизация общества накладывает свой отпечаток и непосредственно на деятельность людей, работающих в сфере организации и управления. Перед ними открываются несравненно более широкие возможности в получении, хранении, обработке, передаче, оформлении самой разнообразной по своему содержанию и форме представления информации о различных сторонах жизни общества.

Например, в начале 60-х годов XX-го столетия перед парламентом, правительством и народом Японии встал вопрос, по какому пути направить развитие страны. По пути материального благосостояния или информационно-интеллектуального развития, информатизации общества, наращивания информационных ресурсов и технологий, то есть по материальному или по информационному пути?

Начиная с1964 г. Япония выбрала второй путь, предпочла материальному богатству – богатство информации и её ресурсов. С этого времени ведет отсчет мировая история информатизации общества, информационных ресурсов и технологий.

Соединенные Штаты Америки, располагая мощными приемами сбора информации, с конца 60-х и начала70-х годов приняли на вооружение японскую информационную систему развития.

СССР в конце 60-х также прошлого века стал заниматься аналогичными проблемами информатизации. Однако, общественное информационное сознание развитых стран не стало всеобщим информационным достоянием советского общества в силу целого ряда причин.

Информация о работе Цели, задачи и функции социального управления