Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:42, реферат
Цель работы: описать цели, задачи и функции социального управления. Поставленная цель определяет следующие задачи:
выделить информационное обеспечение социального управления;
проследить классификацию информационного обеспечения;
рассмотреть технические средства обработки информации.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Социальное управление – цели, задачи, функции …………. 5
Глава 2 Информация и её роль в обеспечении социального управления...................................................................................................... 10
2.1 Классификация информационного обеспечения………… 12
2.2 Технические средства обработки информации………….. 15
Заключение…………………………………………………………………. 20
Список использованных источников и литературы…………………. 22
С развитием производства и ускорением темпов развития общества информация приобрела свойства товара и стала объектом рыночных отношений, значимость которых потребовала их правовой регламентации. Многие ученые до сих пор используют термин “информация” узко в рамках технических областей научного знания. В процессе обмена сообщениями и новостями основное внимание должно уделяться не только количественному анализу передаваемого сообщения, но и его содержанию. Информация, содержащаяся в понятийной форме, совсем не та, которая изучается в математических и статистических теориях информации.
Термин
«информация» уже более 50 лет используется
в журналистике, где он выступает одной
из центральных и наиболее общих категорий.
Социальная информация – ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий.
Информация – это ценнейший интеллектуальный
ресурс в системе жизнеобеспечения общества,
важнейшая часть его интеллектуальной
собственности, доля которой постоянно
возрастает. Можно сказать, что
информация – это инфраструктура интеллектуальной
собственности,
Особенно велико значение информации (процессов ее сбора, хранения, переработки и использования) в управлении общественными делами, социальными процессами. Достоверная информация необходима для всех этапов управления: постановки целей, оценки проблемной ситуации, принятия управленческих решений, для организации и регулирования управляющей системы.
Субъект управления также должен быть информирован о результатах выполнения принятых решений, на основе чего он корректирует прошлые решения и принимает новые, с учетом допущенных ранее просчетов и неоптимальных действий. Поэтому сбор и переработка информации, ее эффективное использование – необходимый компонент управления .Информация, используемая в управлении обществом, по самой своей природе, социальная. Отражая общественные отношения (в широком смысле) отношения и процессы любого типа и уровня, она является высшим, наиболее сложным и многообразным типом информации. Использование социальной информации связано с высшим типом целесообразности— осознанной целесообразностью, присущей только человеку мыслящему, осознанно действующему. Содержанием социальной информации является логическое мышление. Ее материальный носитель – слышимое или видимое слово, знак, речь, представляет высший тип сигнала («сигнал сигналов»). Первоисточником социальной информации является общество, его разные сферы и стороны жизни.
2.1 Классификация информационного обеспечения
Информация классифицируется по различным основаниям:
- сферам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная);
- источникам поступления (внутренняя и внешняя);
- материальным носителям (бумажная, электронная, электрическая);
- формам носителей (средства массовой информации – радио, телевидение, печатная – книги, газеты, журналы);
- периодам использования (условно-постоянная – справочная, нормативная и переменная– оперативные сведения);
- видам основных функций
- характеру представления (количественная и качественная).
Не всякое знание может рассматриваться как информация, для понимания ее сущности большое значение имеет ее смысловое содержание.
К информации и информационному обеспечению обычно предъявляются определенные требования:
1) полнота – отражение в полной мере управляемых процессов;
2) достоверность – формирование на основе объективных данных;
3) оперативность – поступление в сроки, достаточные для принятия своевременного решения;
4) недопустимость неиспользуемых сведений («шума»), осложняющих принятие решений;
5) прозрачность – невозможность различных толкований;
6) экономичность затрат при
Важно подчеркнуть, что информация,
которой располагает человек,
Для осуществления управленческих функций необходима научная информация, причем, ее характер зависит, прежде всего, от специфики объекта управления, от задач, которые перед ним поставлены, а также от компетенции управляющего субъекта.
Если объектом управления выступает общество в целом, а решение предусматривает преобразование его существенных сторон, необходима комплексная информация о состоянии всех сфер общественной жизни: экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой.
Если речь идет об управлении какой-то отдельной сферой жизни общества, то информация должна отражать, прежде всего, состояние этой сферы. Скажем, для управления экономикой преимущественно необходима производственно-экономическая информация, политической сферой – политическая информация и т.д.
Управление обязательно предполагает сбор и переработку социальной информации, касающейся состояния отношений больших групп людей – классов, наций, производственных и иных коллективов, а также отдельных личностей.
Например, управляя производственно-технической деятельностью какого-либо предприятия, важно располагать данными о состоянии присущего ему «социального микроклимата», то есть о людях, которые работают на данном предприятии, о сложившихся между ними отношениях.
Специфическая, причем зачастую весьма
сложная и разносторонняя, информация
необходима в административно-правовом
управлении, призванном регулировать
организацию, полномочия и ответственность
распорядительных и исполнительных органов
и отдельных должностных лиц, а также определять
права и обязанности граждан и организаций
в различных областях исполнительно-
Информация, используемая в управлении общественными системами, являет собой сложную совокупность, взаимодействие различных информационных потоков:
- исходная информация, необходимая для выработки и принятия управленческих решений;
- сами решения, или управленческие команды, предопределяющие организацию управляющих и управляемых систем;
- регулирующая информация, представленная различного рода параметрами, нормативами, законами, инструкциями, технологическими картами и т.д.;
- оперативная информация, поступающая в процессе функционирования системы и характеризующая ее состояние;
- внешняя информация, поступающая от других систем, коммуникационно (функционально или структурно), связанных с данной системой; контрольно-учетная информация, характеризующая течение и результаты работы системы.
Отобрать из многообразия информации данные, имеющие для управления существенное значение, – важная и трудная задача.
Всю информацию можно подразделить:
1) на потоки внутри данной
системы, между ее
2) потоки информации, циркулирующей между данной системой и внешней средой, с которой она состоит в функциональных связях (внешняя информация).
Информация внутреннего
Особенно большое значение имеет циркуляция информации между объектом и субъектом управления. Информация этого рода включает два типа потоков: потоки, циркулирующие по каналам прямой связи – от субъекта к объекту (прямая информация); потоки, циркулирующие по каналам обратной связи– от объекта к субъекту(обратная информация).
Надлежащая организация прямой
информации обеспечивает своевременное
и качественное поступление на объект
различного рода (исходных,
Оптимальным течение информационных потоков является в том случае, когда при минимуме первичной объективной информации достигается максимум полезной для управления информации, в результате чего обеспечивается эффективное функционирование системы.
Решить задачу оптимума информации весьма трудно, поскольку социальные системы вследствие их многокомпонентности и разнообразия внутренних и внешних взаимодействий являют собой широкую сеть альтернатив, причем не столько равновероятностных, сколько разновероятностных.
Естественно, что оптимальное количество информации об общественной системе представляется в натуральном выражении достаточно большим. К тому же часть информации, поступающей от объекта к субъекту, теряется, часть искажается в результате ряда помех не только технического порядка, но и психологического, поскольку выбор сообщений для передачи, а также прием сообщений человеком облекаются в субъективную форму и в определенной мере зависят от его личного опыта, компетентности, психических особенностей.
Отсюда особую важность для достижения оптимума информации приобретают методика и техника сбора первичных данных, их надежность и высокая пропускная способность каналов прохождения информации, методика и техника приема и обработки информации.
2.2 Технические средства обработки информации
Средствами интенсификации информации являются научно-техническая революция, использование в информационном деле новейших достижений науки и техники; научная организация, управление информационными процессами; подготовка и совершенствование специалистов, обслуживающих информационные службы системы управления.
Разработка системы мер, расширяющих возможности наиболее эффективного использования информации,– важное условие успеха в управлении. Среди этих мер первостепенное значение имеет тщательная подготовка субъекта управления к восприятию, оценке информации, выработка умения оценить ее социальную значимость, выбрать из потока информации наиболее общезначимую ,наиболее социальную, поскольку этого типа информация неоценима в управлении.
Сбор и обработка социальной информации немыслимы без применения современных технических средств.
Важнейшим средством получения достоверной социальной информации является не только широкое использование технических (компьютерных) средств получения социальной информации, но и формирование нового типа культуры –гуманитарно-технологической.
Важнейшим механизмом его формирования
является изменение стиля мышления,
который постепенно становится концептуальным
(гуманитарным),стратегическим и конструктивным,
технологическим, находящим пути и средства
решения все усложняющихся социальных
задач. Наличие в нашем обществе двух культур,
«гуманитарной»
Мировое сообщество в целом, включая и нашу страну, вступило в новый этап развития своей цивилизации – становление информационного общества. Этот процесс часто называют третьей социально-технической революцией, информатизацией общества.
Информатизация общества неизбежно затрагивает не только материальное производство и коммуникации, но и социальные отношения, культуру, интеллектуальную деятельность во всех ее многообразных проявлениях.
Вполне очевидно, что информатизация общества накладывает свой отпечаток и непосредственно на деятельность людей, работающих в сфере организации и управления. Перед ними открываются несравненно более широкие возможности в получении, хранении, обработке, передаче, оформлении самой разнообразной по своему содержанию и форме представления информации о различных сторонах жизни общества.
Например, в начале 60-х годов XX-го столетия
перед парламентом, правительством и народом
Японии встал вопрос, по какому пути направить
развитие страны. По пути материального
благосостояния или информационно-
Начиная с1964 г. Япония выбрала второй путь, предпочла материальному богатству – богатство информации и её ресурсов. С этого времени ведет отсчет мировая история информатизации общества, информационных ресурсов и технологий.
Соединенные Штаты Америки, располагая мощными приемами сбора информации, с конца 60-х и начала70-х годов приняли на вооружение японскую информационную систему развития.
СССР в конце 60-х также прошлого века стал заниматься аналогичными проблемами информатизации. Однако, общественное информационное сознание развитых стран не стало всеобщим информационным достоянием советского общества в силу целого ряда причин.
Информация о работе Цели, задачи и функции социального управления