Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:04, реферат
Целью данной контрольной работы является изучение теоретических основ управления качеством.
Для достижения поставленной цели в данной контрольной работе необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть современные концепции управления качеством;
Определить основные положения менеджмента качества проектов;
Рассмотреть стандартизированные системы менеджмента качества;
Определить основные моменты сертификации продукции проекта;
Введение ……………………………………………………………………………..…3
1. Теоретические основы управления качества проектов……………………………5
1.1 Современная концепция управления качеством……………………….............5
1.2 Менеджмент качества проекта…………………………………………………..9
1.3 Стандартизированные системы менеджмента качества……………………...15
1.4. Обеспечение функционирования и совершенствования
системы менеджмента качества……………………………………………..…19
1.5 Сертификация продукции проекта…………………………………………….23
Заключение ……………………………………………………………………………27
Список литературы ……………………………………………………………...……28
Планирование качества – выявление требований к качеству проекта и продукции проекта, а также определение путей их удовлетворения.
Рис. 1.1. Структура управления качеством проекта
Для начала процесса планирования необходимо иметь информацию о политике проекта в области качества, содержании (предметной области) проекта, описание продукции (желательно в виде конкретных спецификаций, полученных от потребителя), стандарты и требования к качеству продукции, услуг, информации и реализации технологических процессов, документацию по системе качества.
В процессе планирования качества может применяться следующий инструментарий:
» анализ затрат и выгод;
» установление желательного уровня показателей качества проекта исходя из сравнения с соответствующими показателями других проектов;
» диаграммы:
• причин-следствий (диаграмма Исикавы), иллюстрирующие причинно-следственную связь различных причин и субпричин с потенциальными и реальными проблемами. Рисунок 2 изображает общий вид диаграммы причин-следствий;
Рис. 1.2. Диаграмма причин-следствий (диаграмма Исикавы)
• блок-схемы, показывающие, как различные элементы системы или процесса взаимодействуют друг с другом;
» эксперименты.
В результате планирования качества появляется план качества (план организационно – технических мероприятий по обеспечению системы качества проекта), который должен описывать конкретные мероприятия по реализации политики в области качества с указанием сроков выполнения, ответственных за выполнение, критериев оценки, бюджета.
В план качества должны входить описания процедур проведения контрольных и испытательных мероприятий или указания на уже существующие, перечень контрольных показателей по всем работам и видам продукции.
В план качества могут также входить технологические карты отдельных сложных процессов и проверочные листы, предписывающие выполнение конкретных шагов процедур или процессов.
Обеспечение качества предполагает регулярную проверку хода реализации проекта в целях установления соответствия определенным ранее требованиям к качеству.
Обеспечение качества происходит исходя из ранее утвержденного плана качества, технологических карт, проверочных листов и иной документации по качеству, а также данных о качестве, полученных в результате контроля и испытаний.
Обеспечение качества осуществляется путем плановых и внеплановых проверок, инспекций и иных контрольных и испытательных мероприятий с последующими оценкой качества и идентификацией статуса контроля и испытаний. Статус контроля и испытаний является основой улучшения качества проекта или его продукции.
Контроль качества – отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий.
Для контроля качества необходима информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству.
Контроль качества осуществляется
с применением следующих
Рис. 1.3. Контрольная карта реализации проекта
Рис. 1.4. Диаграмма Парето
Контроль качества может завершиться следующими решениями:
Организация контроля качества в управлении проектом представлена на рисунке 5.
Рис. 1.5. Организация контроля качества
Классификация видов и методов контроля качества в управлении проектом представлена на рисунке 6.
Рис. 1.6. Классификация видов и методов контроля качества в управлении проектом
1.3 Стандартизированные системы менеджмента качества
Управление качеством проекта требует системного подхода, реализация которого в современной практике осуществляется в виде создания стандартизированных систем менеджмента качества, представляющих собой совокупность документированных методик и средств планирования, обеспечения и контроля качества, выполняемых специально назначенными структурными единицами организации (предприятия или проекта) [5, с. 19].
В рамках управления отдельно взятым проектом, как правило, специальной системы менеджмента качества не разрабатывается, но при этом основные участники должны обладать такими системами, а также иметь документированное соглашение, в котором прописываются совместные решения по взаимодействию их систем менеджмента качества. В некоторых случаях целесообразно привлекать специализированные фирмы для создания и внедрения таких систем менеджмента качества.
Система документации по качеству предприятия / компании включает в себя следующие документы:
Ниже приведена краткая характеристика каждого из перечисленных видов документации по качеству.
Руководство по качеству охватывает все применяемые элементы стандарта на систему качества, необходимые для предприятия. Примерное содержание руководства по качеству приведено ниже:
Методологические инструкции по элементам качества. Стандарты ISO 9001 и EN 29001 призваны обеспечить качество при проектировании, разработке, производстве, монтаже, обслуживании и включают в себя элементы [4, с. 26]:
1. Ответственность руководителей;
2. Систему качества;
3. Анализ контрактов;
4. Управление проектированием;
5. Управление документацией и данными;
6. Закупки (материально-техническое обеспечение проектов);
7. Управление продукцией, поставляемой потребителем;
8. Идентификацию изделия;
9. Управление процессом создания продукции;
10. Контроль и испытания;
11. Управление оборудованием для контроля, измерений и испытаний;
12. Статус контроля и испытаний;
13. Управление несоответствующей продукцией;
14. Корректирующие и предупреждающие действия;
15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковку, консервацию и поставку;
16. Управление регистрацией данных о качестве;
17. Внутренние проверки качества;
18. Подготовку кадров;
19. Обслуживание;
20. Статистические методы.
Стандарты ISO 9002 и EN29002 призваны обеспечить качество при производстве и монтаже.
Стандарты ISO 9003 и EN29003 призваны обеспечить качество при контроле конечной продукции и ее испытании.
Указанные стандарты предполагают разработку, внедрение и актуализацию в рамках системы менеджмента качества так называемых методологических инструкций по каждому из 20 вышеперечисленных элементов системы качества. Состав инструкций регламентирован вышеупомянутыми стандартами.
Рабочие инструкции, в число которых входят:
Управление этим видом документации не регламентируется стандартами ISO-9000.
Контрольные инструкции, в число которых входит:
Нормативная документация и техническая литература. Данный обширный раздел документации по качеству может быть представлен несколькими подразделами, в том числе: отраслевыми, общетехническими нормами и стандартами.
Стандарты, регламентирующие общие требования к качеству. Все работы по обеспечению качества основаны на использовании стандартов Международной организации по стандартизации (ISO), признанных в 1988 г. в СССР в качестве национальных стандартов.
В рамках систем управления качеством используют серию стандартов ISO 9000 и эквивалентную ей серию EN 29000.
ISO была создана в 1947 г. со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). Эта неправительственная организация создана с целью разработки мировых стандартов, которые способствовали бы улучшению международных связей и кооперации, а также ускоренному развитию сбалансированной и равноправной международной торговли. В состав ISO входит 91 страна мира, на долю которых приходится 95% мирового промышленного производства [4, c. 13].
Вопросами качества в ISO ведает технический комитет ISO 176. Он координирует разработку и внедрение стандартов по системам контроля за качеством продукции, его повышения и обеспечения технологией, связанной со сферой качества.
В ведении технического комитета ISO 176 находятся стандарты серии ISO 9000 «Системы качества». Стандарты ISO 9000 – 9004 имеют самое широкое распространение в мире стандартов по системам качества и, возможно, это самые важные стандарты по системам качества, которые когда-либо разрабатывались. Эти стандарты приняты большинством промышленно развитых стран мира и должны играть важную роль в Европейском экономическом сообществе. По мере достижения ЕЭС своей цели – превращения в крупнейший в мире потребительский рынок, фирмы, занятые в промышленности и в сфере услуг, все активнее начинают поддерживать деятельность технического комитета ISO 176 как важное средство развития международной торговли.
Для полноценного функционирования системы менеджмента качества необходимо ее соответствующее организационное обеспечение, т.е. наполнение ее необходимыми организационными ресурсами:
Основным, системообразующим ресурсом здесь выступает организационная структура. Остановимся на обязательных требованиях к организационной структуре управления качеством, к числу которых можно отнести следующие:
Постоянный структурный орган по управлению качеством может представлять собой отдел из нескольких человек или же отдельного сотрудника. Такой отдел или сотрудник обычно подчиняется непосредственно уполномоченному от высшего руководства по системе качества. Отдел качества выполняет всю рутинную работу, связанную с планированием, обеспечением и контролем качества.
Присутствие сотрудника, ответственного за качество отдельного проекта, обязательно в случае, если организация занимается реализацией нескольких проектов или управляет проектом параллельно со своей основной деятельностью, имеющей самостоятельное значение. В такой структуре необходимы не только уполномоченный от высшего руководства и отдел качества, но и человек, организующий выполнение всех функций по управлению качеством в рамках своего проекта. В его обязанности также должны входить следующие работы:
Информация о работе Управление качеством проекта: цели и задачи, виды и методы контроля