Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:21, курсовая работа
Для всех организаций большое значение имеет управление человеческими ресурсами. Управление персоналом как вид деятельности – это управление живым трудом, людьми, наиболее сложным и перспективным, потенциально неисчерпаемым ресурсом предприятия, в решающей степени определяющим эффективность деятельности, конкурентоспособность и выживаемость организации.
Введение………………………………………….…….…...3
1. Формирование трудовых ресурсов……....………........5
1.1. Планирование потребности трудовых ресурсов……………………....5
1.2. Набор персонала………………………………………………..….…..10
1.3. Отбор персонала……………………………………………….………13
2. Развитие трудовых ресурсов…………………………16
2.1. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе….……..16
2.2. Обучение персонала……………………………………………….….19
2.3. Оценка персонала……………………………………………………..22
3. Управление движением по службе………………....28
3.1.Повышение и понижение персонала………………………..……….28
3.2. Перемещение персонала…………………………………………...…29
3.3. Увольнение персонала………………………………………………..30
Заключение………………………………………….……32
Приложение 1…………………………………………………….………..34
Приложение 2………………………………………………………………35
2. Собеседование.
Работа на данном этапе может быть организована различными способами. Для одних видов деятельности предпочтительно, чтобы кандидаты приходили в отдел кадров, для других – непосредственно к руководителю.
Существует несколько подходов к организации собеседования:
по схеме: беседа носит несколько ограниченный характер, получаемая информация не дает широкого представления о заявителе, ход беседы не может быть приспособлен к особенностям кандидата, стесняет его, сужает возможности получения информации;
слабо формализованные: заранее готовятся только основные вопросы, проводящий имеет возможность включать и другие, незапланированные вопросы. Гибко меняя ход беседы. Интервьюер должен быть лучше подготовлен, чтобы иметь возможность видеть и фиксировать реакции кандидатов, выбирать из спектра возможных только те вопросы, которые в данный момент заслуживают большего внимания;
не по схеме: заранее готовится лишь список тем, которые должны быть затронуты. Для опытного интервьюера такая беседа – огромный источник информации.
Некоторые общие рекомендации эффективного проведения собеседования сводятся к следующему:
1. Установить взаимопонимание с кандидатом и дать возможность ему почувствовать себя свободно.
2. В ходе всего собеседования концентрировать внимание на требованиях к работе.
3. Не оценивать по первому впечатлению. Подождать, пока вся информация не будет получена.
4. Подготовить комплект структурированных вопросов, которые будут задаваться всем кандидатам. Быть, вместе с тем, достаточно гибким, чтобы исследовать другие возникающие вопросы. [3]
3. Проверка рекомендаций и послужного списка.
Информация рекомендательных писем или бесед с людьми, которых кандидат назвал в качестве рекомендателей, может позволить уточнить, что конкретно и с каким успехом кандидат делал на предыдущих местах работы.
4. Медицинский осмотр.
Проводится, как правило, если работа предъявляет особые требования к здоровью кандидатов.
5. Принятие решения.
На этом этапе происходит сравнивание кандидатов, представление результатов на рассмотрение руководству, принимающему решение и принятие решения. [19]
Из вышеперечисленного можно вывести ряд рекомендаций при приеме на работу:
подбирать работников высокой квалификации;
пытаться выяснить соответствие принимаемых на работу организационной культуре и системе ценностей компании;
стараться отыскать людей, проверенных в совместной деятельности;
стремиться сформировать управленческую команду из наименьшего количества людей.
Задача отдела кадров – отобрать из числа претендентов такого работника, который сможет достичь желаемого результата. Чтобы отобрать кандидата на определенную должность, необходимо иметь достаточную информацию о работе, которую предстоит ему выполнять, а также о требованиях к нему и результатах, которых он должен достичь.
Далее требуется определить, насколько деловые качества работника соответствуют предъявленным к нему требованиям.
Предпочтительны следующие общие качества кандидатов:
высокая квалификация;
личные качества;
образование;
профессиональные навыки;
опыт предшествующей работы;
совместимость с окружающими. [6]
2. Развитие трудовых ресурсов.
2.1. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе.
Когда-то работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том, что если вам удалось найти нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу. Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага служащих своей организации, руководство должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала кадров.
Успешная программа по развитию кадров способствует созданию рабочей силы обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это должно вести к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации.
Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация — это общественная система, а каждый работник - это личность. Когда новый человек приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки. Если, например, последний босс нового работника был человеком властным и предпочитал общаться только путем переписки, работник будет считать что ему лучше послать бумагу, чем просто поднять телефонную трубку, хотя новый босс в действительности предпочитает устное общение. [3]
После зачисления в организацию сотрудник направляется на вакантное место, где происходит его задействование, являющееся элементом процесса расстановки кадров – обоснованного и экономически целесообразного распределения персонала по структурным подразделениям и должностям в соответствии с потребностями организации, интересами, опытом и деловыми качествами самих людей, то есть решается задача назначения на должность наиболее подходящих работников и нахождения им наиболее подходящего места приложения сил. За расстановку отвечает руководитель, а осуществляет ее кадровые службы.
Введение в должность представляет собой совокупность процедур, имеющих цель ускорить освоение новичком работы, сократить период адаптации в коллективе, помочь установить контакты с окружающими. Такие процедуры дают человеку ощущение, что его ждали, к его приходу готовились, позволяют избежать на первых порах многих ошибок, вызванных слабым знанием организации и ее особенностей, уменьшить психологическую боязнь провала, тем самым снизить вероятность разочарования и досрочного ухода и сформировать позитивное отношение к новым обязанностям и окружению. В результате экономятся затраты и повышается производительность труда. [15]
Введение в должность начинается сразу же после принятия предложения о работе путем обеспечения новичка информацией общего характера:
об организации в целом: виды деятельности, структура, руководство, продукция, потребители, традиции, приоритеты, проблемы, тенденции, нормы, стандарты, процедур, внутренние отношения;
о режиме труда и отдыха, порядок предоставления отпусков и отгулов;
об оплате труда: нормы и способы оплаты, оплата за работу в выходные дни и сверхурочную, условия премирования и проч.;
о дополнительных льготах: страхование, выходные пособия, возможность обучения, наличие столовых, оздоровительных центров;
об охране труда и технике безопасности: риск и опасности, связанные с выполнением работы, меры предосторожности., места оказания медицинской помощи, требования к здоровью и запреты, связанные с его охраной, например, курения;
о вопросах, связанных с правлением персоналом: условия назначения на должность, перемещения, увольнения, испытательный срок, права и обязанности, дисциплина, поощрения;
о решении бытовых проблем: комната отдыха, условия парковки машин и проч.;
об экономическом положении организации: стоимость оборудования, прибыли, убытков от прогулов, опозданий.
К специальной ориентации, проводимой руководством, относятся:
цели, технологии и особенности работы подразделения;
внутренние и внешние отношения и связи;
персональные обязанности и ответственность, предписания, касающиеся выполнения работы, ожидаемые результаты, нормативы оценки, продолжительность и распорядок рабочего дня, сверхурочные работы;
конкретные вопросы где и что взять, как ремонтировать, у кого просить помощь;
правила поведения при пожарах и авариях, правила техники безопасности и гигиены, организация отдыха, перерывов, приема пищи, порядок личных телефонных разговоров;
осмотр места работы, комнат отдыха, мест для курения, различных специальных служб;
знакомство с новыми коллегами.
Руководитель представляет новичка коллективу, осуществляет инструктаж, контроль за первыми шагами новичка, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации.
Следующей ступенью задействования является адаптация нового сотрудника, то есть приспособление к содержанию и условиям труда, социальной сфере. В ее рамках происходит детальное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями, усвоение стереотипов поведения, ассимиляция – полное приспособление к среде и, наконец, идентификация – отождествление личных интересов и целей с общими. [15]
С организационной точки зрения выделяют несколько этапов адаптации. Прежде всего – ознакомительный продолжительностью примерно один месяц. За этот период можно продемонстрировать свои возможности. Второй этап – оценочный продолжительностью до года, когда достигается совместимость с коллективом. На третьем этапе происходит постепенная интеграция в организацию.
По уровню различают первичную (для лиц, не имеющих трудового опыта) и вторичную адаптацию, а по направленности – профессиональную, психофизиологическую и социально-психологическую.
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений.
Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большей мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий.
Социально-психологическая адаптация – это адаптация к коллективу и его нормам, к руководству и коллегам.
В период адаптации человек должен ознакомиться с новой обстановкой, чтобы легче войти в нее, а не проявлять оригинальность, инициативу, самостоятельность, привлекая к себе чрезмерное влияние.
2.2. Обучение персонала.
Организации имеют постоянную потребность в повышении производительности труда своих работников. Многие организации при этом заботятся и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Однако этого недостаточно. Руководство должно также проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.
Подготовка представляет собой обучение работников навыкам, позволяющим поднять производительность их труда.
Конечная цель обучения заключается в обеспечении своей организации достаточным количеством людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации.
Значение обучения широко признано. К сожалению, многие руководители не осознают всех связанных с этим сложностей.
Организации требуется высокопроизводительная работа. Эффективность труда должна не снижаться, а, наоборот, постоянно повышаться. Такое состояние в организации достигается тремя путями:
подбором кадров;
сменой кадров;
повышением квалификации кадров.
Повышение квалификации и обучение кадров позволяет решать задачи как в интересах организации – повышается эффективность труда, так и в интересах человека – повышается качество жизни, возможности для реализации своих возможностей. Работники становятся более конкурентоспособными на рынке труда.
Обучение полезно и требуется в трех основных случаях. Во-первых, когда человек поступает в организацию. Во-вторых, когда служащего назначают на новую должность или когда ему поручают новую работу. В-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы. А также при смене деятельности и смене технологий оборудования.
Организация обучения кадров – важная функция отдела кадров. Цель обучения при поступлении на работу состоит в том, чтобы как можно скорее адаптировать человека к условиям работы в организации, создать условия для получения максимальной отдачи от работника в максимально короткий срок. Обучение обычно осуществляется по определенным программам, которые разрабатывают кадровые службы или по их заказ консультационные фирмы.
Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.
С позиции работодателя целями непрерывного обучения являются:
Информация о работе Управление человеческими ресурсами в современной корпорации