Управление ассортиментом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 07:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать эффективность управления ассортиментом ООО «Яруга» и разработать мероприятия по его оптимизации.
Объектом исследования является ООО «Яруга». Предмет исследования – управление ассортиментом ООО «Яруга».
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические и методологические основы управления ассорти-ментом розничной торговой организации;
2) Проанализировать эффективность управления ассортиментом в ООО «Яруга»;
3) Разработать мероприятия по повышению эффективности управления ассортиментом ООО «Яруга» и определить их эффективность.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...
4
Раздел 1. Теоретические и методологические основы управления ассортимен- том в розничной торговой организации на товарном рынке……………………...

7
1.1. Ассортимент как фактор эффективности работы торгового предприятия….
7
1.2. Классификация ассортимента………………………………………………….
8
1.3. Показатели ассортимента………………...…………………………………….
10
1.4. Функции и методы управления ассортиментом розничной торговой организации……………………..……………………………………………………

14
1.5. Отечественный и зарубежный опыт управления ассортиментом розничной торговой организации……………………………………………………………….

19
Раздел 2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности и
анализ эффективности управления ассортиментом в ООО «Яруга»……...........

22
2.1. Организационно-правовой статус……………………………………………...
22
2.2. Анализ хозяйственной деятельности……………………………………..........
28
2.3. Анализ эффективности управления ассортиментом………………………….
37
Раздел 3. Разработка мероприятий по повышению эффективности управления ассортиментом ООО «Яруга» и определение их эффективности........................

45
3.1. Мероприятия…………………………………………………………………….
45
3.2. Эффективность мероприятий…………….……………………………….........
54
Заключение…………………………………………………………………………...
57
Список литературы……………………………………………………………..........
61

Файлы: 1 файл

диплом широких.DOC

— 729.00 Кб (Скачать)

       2) Измерение аналитически выведенной значимости.

       В первом случае исследователь базируется на данных, полученных от самого респондента. Модификация этих данных считается в этом случае недопустимой. При анализе данных, полученных первым способом, могут использоваться следующие методы выявления товаров и измерения их значимости:

       1) Список наиболее значимых в процессе потребительского выбора товаров. В процессе исследования респонденту предлагается выбрать несколько наиболее значимых для него товаров. Преимущества метода состоят в относительной простоте анализа полученных данных и сведенной до минимума ошибке на этапе сбора данных (в силу относительной простоты интерпретации респондентом). Однако этот метод не предполагает ранжировать товары по степени важности для респондента.

        2) Рейтинг товаров по степени их значимости для потребителя. Как и в первом случае, данные, полученные этим методом, относительно легки в обработке; ошибки в силу неверной интерпретации вопросов респондентом практически не встречаются. Однако довольно распространена ситуация, когда респондент оценивает все товары как наиболее значимые [35, 241].

       Следующим  методом управления ассортиментом розничной торговой организации является формирование ассортимента. Это подбор различных групп, видов, размеров, фасонов и других разновидностей товарной продукции в соответствии со спросом субъектов рынка, направленный на более полное его удовлетворение. Или, другими словами, формирование ассортимента представляет собой разработку и установку в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих их совокупность для торговли на розничной торговой организации. Формируя ассортимент, включая или исключая из него те или иные товары, тем самым управляют его расширением или сокращением, обновлением. Обязательный ассортимент, надлежаще сформированный, имеет огромное значение для всей оперативно-торговой деятельности конкретной торговой организации. Он вносит организованность в работу предприятия, служит ее главным стержнем.

        Ассортимент товаров должен формироваться с учетом следующих принципов:

        1) Отражение в ассортименте особенностей спроса обслуживаемых и потен- циальных потребителей товаров;

        2) Обеспечение комплектности в выборе и закупке товаров покупателями;

        3) Соблюдение установившегося для торгового предприятия ассортимент-  ного профиля;

       4) Обеспечение достаточной полноты и устойчивости ассортимента товаров постоянного спроса;

       5) Составление простого ассортимента, списка, включающего товары не-заменяемыми и труднозаменяемыми;

       6) Определение круга взаимозаменяемых товаров;

       7) Обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе в зависимости от уровня специализации торгового предприятия;

       8) Расширение ассортимента за счет новых товаров;

       9) Достижение путем рационального подбора товаров условий, способствую- щих росту товарооборота торгового предприятия, ускорению товаро- оборачиваемости, повышению прибыли [30, c. 152].

        Современным методом управления ассортиментом является категорийный менеджмент. Категорийный менеджмент - это процесс управления товарными группами, направленный на повышение бизнес-результатов и сконцентрированный на эффективном удовлетворении потребностей покупателя. При этом категории управляются как стратегические бизнес-единицы. Цели категорийного менеджмента заключаются в максимальном удовлетворении потребностей покупателей и одновременно в повышении эффективности взаимодействия между поставщиком и продавцом. Для развертывания категорийного менеджмента необходимо реализовать у себя в организации следующие компоненты. Их шесть. Первые из них считают ключевыми, остальные четыре считают вспомогательными:

        1) Стратегия;

        2) Бизнес процесс;

        3) Оценка результатов;

        4) Возможности организации;

        5) Информационные технологии;

        6) Партнерские отношения.

        Только наличие всех шести компонентов в рамках одной организации позволяет говорить о том, что в ней внедрена система категорийного менеджмента [45, c. 361].

        1.5 Отечественный и зарубежный опыт управления ассортиментом рознич- ной торговой организации

        При традиционном подходе к торговле функции закупок и продаж были разделены между разными подразделениями организации, стратегии которых различались: если отделы закупок ориентировались на приобретение пользующихся спросом товаров по оптимальной цене и получение максимальных скидок от поставщиков, то отделы продажи стремились к реализации максимальных объемов товаров. А так как каждое подразделение имело собственные цели и критерии оценки эффективности работы, далеко не всегда совпадавшие с интересами всей организации, то при такой структуре торговой компании неизбежно возникали просчеты. В результате на складах и в витринах магазинов могли оседать партии товаров с низкой оборачиваемостью или появляться продукция, выпадающая из общей торговой концепции [33, c. 176].

        Современный подход в управлении ассортиментом предполагает объединение схожих по техническим характеристикам и потребительским свойствам продуктов в группы. Благодаря этому управление ассортиментом становится мобильным, уменьшается количество менеджеров, принимающих решение по закупкам. Сегодня менеджеры считают, что при современном подходе вся цепочка движения товара – от производителя до покупателя – должна находиться под единым управлением, закупка и продажа сосредоточиваются в едином центре ответственности, каковым является категорийный менеджмент. Более того, в обязанности категорийных менеджеров также входит маркетинг, взаимодействие с отделом логистики.

        Данное направление зародилось в середине 80-х годов прошлого века, когда компания Schnucks, насчитывавшая 60 магазинов (Сент-Луис, США), внедрила компьютерную программу «Аполлон». Программа позволяла рассчитать оптимальный размер полочного пространства для каждого продукта в определённой категории. В секциях, ассортимент которых выкладывался на основании рекомендаций «Аполлона», объём продаж вырос на 20%. Именно этот случай лег в основу революционной идеи — процесс управления ассортиментом как совокупностью определённых категорий (бизнес-единиц) эффективнее, нежели прежний подход, при котором ассортимент воспринимался как собранная воедино совокупность товаров, зачастую разнородных. Сама идея была доработана компанией Р&G в рамках концепции Efficient Consumer Response  (эффективной реакции на запросы потребителей), разработанной для оптимизации сотрудничества с одной из крупнейших розничных сетей. Технология уже в первом полугодии эксплуатации позволила значительно поднять уровень продаж за счёт анализа и управления ассортиментом в рамках товарных категорий [45, c. 112].

        В России таких организаций насчитаются лишь единицы. Причина -невысокий уровень развития рынка в целом, поскольку полноценно развить категорийный менеджмент в одной обособленной организации невозможно. Необходимо, чтобы все звенья цепи поставок имели соответствующий уровень развития. Такие связи в России практически не налажены. Передовые российские компании также понимают важность движения в ногу со временем. Внедряя современные формы торговли и управления, которые используют мировые лидеры, они смогут не только противостоять натиску федеральных сетей, но и со временем начать отвоевывывать утраченные когда-то позиции на рынке, создавая предпосылки для превращения торговли из мощнейших сил на розничном рынке, какой она является в большом количестве развитых успешных стран.

      Выводы по главе:

      1) Ассортимент представляет собой систему отдельных элементов, объединен-ных в группировки по одному частному признаку и между группировками существуют определенные связи. Связи между двумя элементами обычно выявляются посредством определенной системы классификации;

      2) Основными показателями ассортимента являются такие количественные характеристики, как структура, широта, полнота, глубина, устойчивость и новизна;

      3) Управление ассортиментом включает в себя разработку и применение мер, направленных на формирование такой структуры ассортимента товаров, которая наиболее полно соответствует текущим потребностям населения.

      4) Управление ассортиментом торговой организации необходимо для без- убыточной работы предприятия и управления объемом прибыли. Товарный ассортимент является одним из факторов формирования прибыли, так как определяет уровень рентабельности продаж, соответствие ассортимента и номенклатуры продукции запросам покупателей торговой организации.

      5) В управлении ассортиментом предприятия можно выделить также четыре основные функции управления: планирование ассортимента, организация ассортимента, координация ассортимента и его контроль.

      6) Управление ассортиментом одно из главных направлений деятельности каждой организации. Задача руководства предприятия состоит в том, чтобы, учитывая все эти аспекты, обеспечить наиболее полное соответствие  ассортимента запросам потребителей.

 

 

 

        2 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности и анализ эффективности управления ассортиментом в ООО «Магнат»

        2.1 Организационно-правовой статус

        ООО «Магнат» является обществом с ограниченной ответственностью. 

        Вид ООО «Магнат» в соответствии с ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» - неспециализированный продо- вольственный магазин.

        Тип ООО «Магнат» - магазин «Продукты».

        Таблица 1 – Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли

Предприятие розничной торговли

Торговая площадь, м2, не менее

Ассортимент товаров

Формы торгового обслуживания

Вид

Тип

ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий»

Неспециализи- рованный продовольствен- ный магазин

Продукты

18

хлеб, кондитерские товары, гастрономия, вино-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки

Индивидуальное обслуживание через прилавок

ООО "Магнат"

Неспециализи-

рованный продовольствен-

ный магазин

Продукты

70,6

хлеб, кондитерские товары, гастрономия, вино-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки

Индивидуальное обслуживание через прилавок


        Таким образом, ООО «Магнат» является неспециализированным продо- вольственным магазином «Продукты» в соответствии с ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий».

        Организационная структура управления ООО «Магнат» является линейной (Рисунок 2).

        Рисунок 2 – Схема организационной структуры ООО «Магнат»

Показателем эффективности  структуры управления является оптимальность структуры аппарата управления.

       Для расчета оптимальности структуры аппарата управления на основании данных штатного расписания (Приложение 2) составим таблицу численности штата персонала по функциональным группам.

        Таблица 2 – Численность персонала ООО «Магнат» за 2008-2009 гг.

Персонал

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Персонал аппарата управления, чел.

3

3

3

Торгово-оперативный  персонал, чел.

15

18

21

Общая численность

18

21

24


         Оптимальность структуры аппарата управления исчисляется как соотношение численности коммерческого персонала к численности персонала аппарата управления:

        Оау = Чк / Чау ,                                                                                        (6)

        где Оау – оптимальность структуры аппарата управления, чел.;

Чк – численность коммерческого персонала, чел.;

Чау – численность персонала аппарата управления, чел.

За 2008 г.: Оау = 18 / 3 = 6;

за 2009 г.: Оау =21 / 3 = 7;

за 2010 г.: Оау = 24 / 3 =8.

       Анализ  расчетов оптимальности аппарата управления показал, что оптимальность аппарата управления увеличивалась в 2010 г. к 2008 г. на 2 человека, а в 2010 г. к 2009 г. на 1 человека. В ООО «Магнат» на одного работника аппарата управления условно приходится в 2008 г. – 6 человек, в 2009 г. – 7 человек, в 2010 г. – 8 человек. Это является нормой, т.к. оптимальной величиной считается 6 – 8 человек.

        Уровень образования и квалификации работников соответствует требованиям должностных инструкций, где прописано, что работник ООО «Магнат» должен иметь средне-специальное или высшее образование и иметь опыт работы в торговле.

Информация о работе Управление ассортиментом предприятия