Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:30, реферат
Решение — это выбор альтернативы. Вместе с тем решение — это продукт
управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает
эффективность функционирования предприятия.
Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть классифицированы по
различным признакам.
I. Сущность и виды управленческих решений...............2
II. Требования, предъявляемые к управленческим решениям........3
III. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений......4
IV. Методы оптимизации управленческих решений...........6
V. Информационное обеспечение менеджмента...............8
Выводы...................................12
Список используемой литературы..................13
процедуры при оформлении решений и организационного плана, а также участвуют
в процессе организации контроля.
IV.
Методы оптимизации
Наиболее распространенными методами оптимизации управленческих решений
являются: математическое моделирование, метод экспертных оценок, метод
мозгового штурма (мозговая атака), теория игр.
Математическое моделирование применяют в тех случаях, когда
управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации,
которая может быть легко формализована. Широкое использование математических
моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти
оптимальный вариант ее решения. Построение математической модели может
быть представлено в виде схемы (рис. 1)
Объект
исследования Перенос знаний
Математическая
модель
об объекте на модель
Верификация
модели Изучение модели
Новые знания
об объекте Перенос новых
Новые сведения
о модели
сведений на объект исследования
Рис. 1. Построение математической модели
Основными этапами оптимизации
управленческого решения с
математических методов являются:
1. Постановка задачи.
2. Выбор критерия эффективности,
который должен выражаться
например определенным числом, и отражать меру соответствия результатов
решения поставленной цели.
3. Анализ и измерение переменных величин (факторов), влияющих на величину
критерия эффективности.
4. Построение математической модели.
5. Математическое решение модели.
6. Логическая и
решения.
7. Разработка рекомендаций по практическому использованию полученных
результатов.
Методы экспертных
оценок применяются в тех
полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена
математическими методами.
Экспертиза представляет собой исследование сложных специальных вопросов на
стадии выработки
знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок.
Экспертное заключение оформляется в виде документа, в котором фиксируются ход
исследования и его итоги. Во введении указывается,
кто, где, когда и в связи с чем организует и проводит экспертизу. Далее
фиксируется объект экспертизы, указываются методы, примененные для его
исследования, и полученные в результате исследования данные. В
заключительной части содержатся выводы, рекомендации и практические меры,
предлагаемые экспертами.
Наиболее эффективно применение метода экспертных оценок при анализе сложных
процессов, имеющих в основном качественные характеристики, при
прогнозировании тенденций развития торговой системы, при оценке
альтернативных вариантов решения.
Метод мозгового штурма (мозговая атака) применяется в тех
случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены
сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение
к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном обсуждении ее
решения. При этом строго соблюдаются следующие правила:
все высказываются по очереди;
говорят, лишь когда могут предложить новую идею;
высказывания не критикуются и не осуждаются;
все предложения фиксируются.
Обычно этот способ позволяет быстро и правильно решить возникшую проблему.
Разновидностью метода мозгового штурма является мнение жюри. Суть этого
метода состоит в том, что к обсуждению проблемы привлекаются специалисты
различных сфер деятельности, взаимодействующие между собой. Например, к
решению о выпуске нового товар* привлекаются менеджеры производственного,
коммерческого и финансового подразделений фирмы. Применение данного метода
способствует генерированию новых идей и альтернативных вариантов.
Одним из методов оптимизации управленческих решений в условиях рыночной
конкуренции является теория игр, суть которой состоит в
моделировании воздействия принятого решения на конкурентов. Например, если с
помощью теории игр руководство торговой фирмы приходит к выводу, что в случае
повышения цен на товары конкуренты не сделают того же, то, вероятно,
целесообразно отказаться от решения повысить цены, чтобы не попасть в
невыгодное положение в конкурентной борьбе.
Методы оптимизации
использоваться комплексно при выработке важных управленческих решений.
Выбор методов оптимизации управленческих решений в значительной мере зависит
от информационного
V.Информационное обеспечение менеджмента
Для разработки и принятия управленческих решений, а также для организации их
исполнения необходима информация.
Информация — это совокупность различных сообщений об изменениях в
системе управления и окружающей ее среды.
Управление как информационный процесс состоит в обмене информацией между
субъектом управления, управляемым объектом и внешней средой.
Информационное обеспечение менеджмента представляет собой совокупность
сведений о состоянии и динамике объекта управления, необходимых для принятия
и реализации управленческих решений.
Информация, используемая в процессе управления торговлей, может быть
классифицирована по различным признакам.
По содержанию различают торгово-оперативную, бюджетно-статистическую,
нормативную, организационную, социальную и научно-техническую.
Торгово-оперативная
информация характеризует
хозяйственных функций торговой организацией (закупку товаров, состояние
товарных запасов, объем продажи товаров и т. п.).
Бюджетно-статистическая информация отражает сведения о потреблении
определенных товаров отдельными группами населения и др. Такая информация
представляет интерес для прогнозирования и оценки деятельности отрасли на
макроуровне.
Нормативная
информация включает научно
отражающие различные процессы, происходящие в торговле.
Организационная
информация необходима для
товародвижением и товароснабжения,
для организации торгово-
процесса, а также хозяйственного обслуживания и работы аппарата управления
торговой организации. К этой информации можно отнести графики завоза товаров и
представления заявок, схемы размещения товаров и движения покупательских
потоков, графики ремонта торговых помещений, планы проведения совещаний и т.
п.
Социальная
информация образуется в
исследований, а также в оперативной кадровой работе. Она включает данные,
содержащие социальную характеристику трудового коллектива торговой
организации.
Научно-техническая информация представляет собой совокупность
данных, необходимых для осуществления технического руководства. Это схемы,
чертежи и технические характеристики торгового оборудования,
планировки торговых залов и складских площадей и т. п.
По месту образования и направлению информационных потоков принято различать
входящую, исходящую и внутреннюю информацию.
Входящая информация охватывает сведения, поступающие в торговую
организацию. Например, документы, сопровождающие грузы, поступающие в торговую
организацию, инструкции и приказы вышестоящих звеньев управления,
законодательные акты.
Исходящая информация —это информация, поступающая от торговой
организации. Например, реклама, заявки на поставку товаров.
Внутренняя
информация образуется в
используется в основном внутри данной системы управления. Это журналы
регистрации, карточки учета товаров и др.
По степени преобразования
различают первичную и
Первичная информация используется в том виде, в котором была получена.
Производная информация — это информация, полученная путем переработки
первичной информации.
По времени хранения информацию подразделяют на хранящуюся определенный срок
и хранящуюся постоянно.
По степени использования выделяют информацию однократного и многократного
использования.
Основным носителем информации является документ, т. е.
материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде, оформленный
в установленном порядке и имеющий в соответствии с действующим
законодательством правовое значение.
Поток документов, последовательно проходящих в организации с момента их создания
или получения до исполнения или отправки, называется документооборотом.
Документы, участвующие в документообороте, могут быть классифицированы по
различным признакам.
В зависимости от авторства различают служебные и личные документы.
Служебные документы
составляются от имени
организаций и органов управления. Примером служебных документов могут быть
заявки и письма торговых организаций предприятиям промышленности. Авторами
личных документов являются отдельные граждане. Например, к такого рода
документам можно отнести заявление о приеме на работу, расписку, доверенность
и т. п.
По сложности различают простые и сложные документы.
Простые документы
затрагивают, как правило,
содержат вопросы, касающиеся различных служб, должностных лиц и подразделений.
По степени типизации документы могут быть типовыми и индивидуальными.
Типовые документы
обычно составляют по
договоры, уставы, протоколы и т. п.).
Индивидуальные
документы составляют по
исключительные ситуации (или явления).
В зависимости от подлинности выделяют подлинные документы и копии
(дубликаты, выписки и т. п.).
Все виды работ по оформлению,
написанию и обработке
делопроизводство —
Документооборот в торговой организации осуществляется обычно по определенной
схеме.
Поступающую документацию регистрируют в специальных журналах или на
карточках. Часть почты не регистрируют, а направляют в соответствующие
подразделения организации.
Наиболее важные документы представляют для ознакомления руководителю
организации или его заместителям, которым делегированы полномочия,
необходимые для решения соответствующих вопросов.
Результаты рассмотрения руководством документов отражаются в резолюциях,
которые должны содержать четкие указания о порядке исполнения документов. При
этом ответственным за исполнение документа считается лицо, указанное в
резолюции первым.
Документ с резолюцией руководителя направляют для исполнения в
соответствующее подразделение организации для подготовки ответа или
внутреннего документа.
Для особо важных документов по указанию руководителя вводится особый учет и
контроль. Такой контроль осуществляется обычно секретарем (референтом) или
канцелярией в специальных картотеках (на особых карточках).
Оборот исходящей информации осуществляется! обычно по следующей схеме.
Составляют проект документа,
который последовательно
подписывают, регистрируют и отправляют. При этом важно проверить
отправляемый документ с точки зрения внешнего оформления (адрес, номер, дата
и т, п.), наличия указанных в документе приложений, виз, подписи
руководителя, печати. А на остающихся в организации копиях отправляемых
документов должны быть подписи лиц, удостоверяющих подлинность подписи.
Подписанные и оформленные
соответствующим образом
передают в секретариат (или экспедицию) для отправки по почте (или с
курьером), а копии документов хранят в специальных делах в секретариате (или
в подразделениях фирмы, которые готовили этот документ). Дела для хранения
документов формируются по определенной системе, которая зависит от
содержания документов, сроков их хранения и объема документооборота.
Выводы
Центральное место в процессе управления принадлежит управленческому решению,
Решение — это выбор альтернативы. Вместе с тем решение — это результат
управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает
эффективность функционирования предприятия. Решения, принимаемые в процессе
управления, классифицируют по различным признакам: уровню управления;
масштабу воздействия; содержанию; характеру; форме подготовки и принятия;
частоте повторяемости и в зависимости от полноты и достоверности информации.
К управленческим решениям предъявляется ряд общих требований, важнейшими из