Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 00:48, курсовая работа
Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Введение……………………………………………………………………… 2
1. Управленческая этика: понятия и элементы…………………………... 4
1.1.Содержание понятия этики управления……………………………... 7
1.2.Роль управленческой этики в бизнесе……………………………….. 8
2. Структура этики бизнеса ………………………………………………….12
2.1. Назначение деловой этики и ее структура…………………………. 14
2.2.Этика и управленческие решения…………………………………… 20
3. Характеристика предприятия ООО «ПОСТУЛАТ»……….………..... 22
3.1.Оценка управленческой этики в процессе деятельности предприятия ООО «ПОСТУЛАТ»…………………………………...23
3.2. Разработка инструкции по совершенствованию этических норм на предприятии ООО «ПОСТУЛАТ»………………………………..34
Заключение………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………...... 41
3. Корпоративный уровень (микроуровень, в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Нарушение данных правил также влечет за собой различные потери (рост накладных расходов, конфликты и конфликтные ситуации и др.). На этом уровне решаются и частные этические проблемы, которые возникают буквально на каждом шагу, особенно в сфере управления людьми.
При формировании конкретного механизма принятия решения, учитывающего этический критерий, объективно возникают трудности, связанные с противоречиями межуровневых коммуникаций и разницей в природе самих норм. Такое положение подтверждают и различия во взглядах исследователей проблемы.
Обращает на себя внимание широкая дисперсия гипотез и выводов, приводимых различными авторами и группами авторов по проблемам, связанным с взаимодействием национальной деловой и корпоративной (организационной) культуры в современном мире.
Так,
сторонники одной точки зрения утверждают,
что транснациональная компания
в состоянии формировать
Сторонники другой точки зрения утверждают, что при несовпадении подходов и ценностей корпоративной и национальной деловой культур в конечном итоге доминирует национальная деловая культура. Причем попытки искусственного привнесения корпоративных правил и традиций, которые не совпадают с национальной культурой, напоминают сизифов труд. Даже если персонал филиалов и дочерних компаний «принимает новые корпоративные ценности» и искренне стремится поменять национальную поведенческую парадигму на корпоративную, в конечном счете все возвращается «на круги своя».
Подтверждением
доминирующей роли национальной культуры
и традиций является ставшая хрестоматийной
и многократно описанная в
зарубежной литературе неудачная попытка
компании «МакДоналдс» приучить российских
служащих радостно («по-американски»)
улыбаться посетителям. Как известно,
в России (в отличие от США) радостно («широко»)
улыбаться первому встречному не принято.
Внимание и доброжелательность традиционно
выражаются иными знаками невербальных
коммуникаций (разворот к посетителю,
наклон головы, приветливое выражение
лица и т.д.). Поскольку улыбки у продавцов
получались «натянутыми» и ненатуральными
(что чувствовали российские покупатели),
руководство компании приняло решение
в дальнейшем не настаивать на их «внедрении».
Известный во всем мире фирменный знак
радушия компании «МакДоналдс» не прижился
на почве русской культуры.[5]
[5] - http:// http://www.coolreferat.com
Основной подход к формированию культуры бизнеса на корпоративном уровне в условиях глобализации базируется на следующих положениях:
1. Деловая этика является одной из основ глобализации экономических процессов. Освоение этических норм бизнеса снимает «культурные» барьеры установления технологических цепочек между компаниями разных стран. Кросс-культурный аспект отношений обеспечивает эффективную кооперационную интеграцию в рамках международного разделения труда только при отсутствии организационных барьеров (например, в виде политических мотивов решений, завышенных таможенных преград) или дискриминационных правил взаимодействия фирм разных стран по отношению к России
2.
Механизм формирования национальной деловой
культуры (рис.1) необходимо рассматривать
как подстраивание реальной существующей
модели и норм на национальном уровне
к нормативной деловой культуре. При этом
последняя рассматривается как свод абстрактных
правил, интегрирующих мировой опыт менеджмента,
а не его национальные модели.
Рис. 1. Схема формирования российской национальной деловой культуры в условиях глобализации [Основы менеджмента. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.]
Реальная российская деловая культура — это постоянное совершенствование национальной модели в направлении творческого осмысления российской практики применения свода обобщенных правил менеджмента в хозяйственной деятельности. С одной стороны, это рационализация внутрифирменных процессов в условиях России, с другой, — практика взаимодействия с российскими партнерами и партнерами из стран СНГ, с третьей, — опыт хозяйственных связей с зарубежными партнерами из стран с развитыми рыночными отношениями, с четвертой, — практический опыт хозяйствования, представляющий эволюцию практики управления, начиная с советского периода, и изменение подходов и методов управления, произошедших за последние десятилетия. [10]
Вместе с тем, условия глобализации экономики обусловливают творческое наполнение национальных норм корпоративной культуры российской экономики в условиях постоянного сокращения преград межнациональных хозяйственных связей, а также их современных организационных форм: от самоорганизации технологических цепочек производства и реализации на международных рынках до транснациональных компаний. Структуру процессов формирования национальных норм корпоративной культуры в рассмотренном направлении можно представить в виде рис. 2.
Реализация
рассмотренных принципов в
[10]- Экономическая школа, — М.: Издательская группа «Прогресс», 2001.
[6] - Корпоративная
этика, Учебное пособие, под
редакцией Кузнецова И.Н. Москва
Рис. 2. Структура процессов формирования национальных норм корпоративной культуры. [Основы менеджмента. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.]
2.2. Этика и управленческие решения
Этические
стандарты бизнеса становятся предметом
возрастающего интереса со стороны
менеджеров и потребителей. Компании
уделяют большое внимание этике
поведения по всем аспектам деятельности
во избежание негативного
Фундаментальной этической концепцией является обеспечение личного достоинства и благосостояния людей. В основном мы думаем и действуем по отношению к другим так, как мы хотим, чтобы они думали и действовали по отношению к нам. Представления о том, что приемлемо, а что нет, складываются из нескольких источников. Для многих главным источником этичного руководства являются религиозные убеждения. На представление о том, что правильно и что неправильно в повседневной жизни, оказывают влияние семья, школа и т. д.
Для принятия решений, соответствующих этическим нормам, организации создают кодексы этических норм, которые устанавливают ценности и принципы поведения, необходимые для руководства процессом принятия решений. Хотя они существенно различаются по организациям в деталях, большинство из этих кодексов включают четыре основных философских подхода: утилитарный, индивидуальный, морально-правовой и справедливый.
Утилитарный подход. Суть его в том, что этичное поведение приносит наибольшую пользу, создает максимальный социальный результат для наибольшего числа людей. Данный подход предполагает, что тот, кто принимает решение, обдумывает, рассчитывает каждую альтернативу с привлечением всех заинтересованных сторон, но и выбирает решение, которое удовлетворяет наибольшее число людей.
Концепция утилитаризма часто рассматривается как анализ прибыли и издержек, поскольку она сопоставляет издержки и прибыль от принятия решения. Один из недостатков метода заключается в трудности точного подсчета взятых в отдельности прибыли и издержек. Многие факторы могут быть измерены в денежном выражении (произведенные товары, продажи, фонд заработной платы, прибыль и т. д.). Однако моральные качества сотрудников, психологическое удовлетворение, ценность человеческой жизни не могут быть измерены таким способом. Людские и социальные издержки остаются наиболее трудными для исчисления. Без таких измерений анализ издержек и прибыли остается неполным, а точный ответ на то, является ли данная деятельность этичной или нет, не может быть получен. Другой недостаток концепции утилитаризма состоит в том, что большинство часто может попирать права меньшинства.[7]
Несмотря
на эти недостатки, концепция утилитаризма
при определении этичности
Индивидуальный подход исходит из того, что действия являются нравственными, если они способствуют реализации долгосрочных индивидуальных интересов и целей человека. Индивиды рассчитывают наилучшие долгосрочные преимущества для себя как критерий решения высокого качества.
[7]
- http://www.prostobiz.ua/
Но в конке концов достигается общая польза, так как люди стараются согласовать друг с другом свои долгосрочные интересы, порой идя на уступки в краткосрочной перспективе. Индивидуализм формирует поведение, учитывающее интересы других людей.[9]
Морально-правовой подход основывается на предпосылке, что человек или группа людей имеют право на что-либо или имеют право на должное обращение. Решение считается неэтичным, когда оно нарушает права человека. Этот принцип ставит во главу угла взаимное уважение, даже если мы с кем-то не согласны или кого-то не любим. Такая этическая концепция заставляет ценить личность. В процессе принятия решений могут быть учтены следующие моральные права:
1) право свободного согласия. Человек может подвергнуться какому-то воздействию только с его полного и свободного согласия;
2) право на частную жизнь, тайну, секрет. За пределами работы человек может делать все, что ему хочется. Он может контролировать информацию о своей частной жизни;
3) право на свободу совести. Человек волен воздержаться от исполнения тех приказов, распоряжений, которые противоречат его моральным или религиозным нормам;
4) право на свободу слова. Человек может критиковать правильность, обоснованность и законность действий других людей, их соответствие этике;
5) право на должный прием. Человек имеет право быть беспристрастно выслушанным и право на справедливое обхождение;
6) Право на жизнь и безопасность. Человек имеет право на защиту жизни, здоровья и безопасности.
Главный недостаток этого подхода—дилемма, возникающая при согласовании противоположных интересов. Классическим примером такой противоположности является конфликт между правом наемного работника на личную жизнь и правом нанимателя на защиту имущества своей фирмы путем проверки работника на честность.
Справедливый
подход состоит в том, что этически
верное решение должно основываться
на принципах равенства, честности
и непредвзятости, другими словами,
выгоды и издержки должны справедливо
распределяться среди разных групп людей.
Для менеджеров имеет значение три типа
справедливости. Распределительная справедливость
требует, чтобы различия в вознаграждении
людей не были основаны на произвольных
характеристиках и на половых, возрастных,
национальных и др. различиях. Процедурная
справедливость требует, чтобы права людей
были контролируемы, защищены. Для этого
права должны быть четко обозначены и
постоянно и последовательно претворяться
в жизнь. Компенсационная справедливость
означает, что люди должны иметь компенсацию
за нанесенные обиды, оскорбления. Кроме
того, люди не должны нести ответственности
за события, которые находятся вне сферы
их контроля.[8]