Управленческая этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 00:48, курсовая работа

Краткое описание

Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 2
1. Управленческая этика: понятия и элементы…………………………... 4
1.1.Содержание понятия этики управления……………………………... 7
1.2.Роль управленческой этики в бизнесе……………………………….. 8
2. Структура этики бизнеса ………………………………………………….12
2.1. Назначение деловой этики и ее структура…………………………. 14
2.2.Этика и управленческие решения…………………………………… 20
3. Характеристика предприятия ООО «ПОСТУЛАТ»……….………..... 22
3.1.Оценка управленческой этики в процессе деятельности предприятия ООО «ПОСТУЛАТ»…………………………………...23
3.2. Разработка инструкции по совершенствованию этических норм на предприятии ООО «ПОСТУЛАТ»………………………………..34
Заключение………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………...... 41

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

Другой  общепринятый ход – завышение  счета с последующей дележкой разницы между завышенной и реальной суммой счета с поставщиком. Наконец, существует практика продажи секретов фирмы конкуренту или использования внутрифирменной информации для игры на фондовой бирже.

Менеджер  должен помнить, что несет личную ответственность перед коллегами и компанией за содействие в устранении причин и обстоятельств, подрывающих такие условия и отрицательно сказывающихся на обстановке в коллективе.

    Можно привести некоторые нормы этичного поведения менеджера:

      • не подавать и тени сомнения в своей добропорядочности, честности и добросовестности, особенно когда речь идет о повышении по служебной лестнице, премиях, достижении своих целей в карьере;

      • относится с уважением к своему руководству, следуя тем

общественным  ценностям, которым служит;

      •  взять за правило относиться к людям так, как бы вы хотели, чтобы

относились  к вам;

      • не хвастаться своими талантами, пусть ваша работа выявит их сама;

      • беречь общественные деньги так же, как свои;

      • ясно выражать свои взгляды на права других людей. Признавая данные права, не выходить за их границы;

      • открыто извиниться перед всеми, если совершил ошибку;

      •  стараться, чтобы личные незначительные цели не главенствовали над профессиональными. 

[1] - Инновационный менеджмент-Гринев В.Ф. 2009.

      Достаточное число людей, оказавшихся в двусмысленной  деловой ситуации, сделают вывод, что то, что не запрещено, считается правильным – особенно если за определенные поступки их награждают. Высшие руководители, как правило, редко просят своих подчиненных делать то, что как знают обе стороны, является незаконным или неосторожным. Однако руководители компаний дают понять, что кое о чем они бы предпочли не знать. Иными словами, может показаться, что они случайно или преднамеренно дистанцируются от тактических решений, которые принимают их подчиненные, чтобы сохранить чистые руку в случае, если что-то пойдет насмарку. Зачастую они соблазняют амбициозных менеджеров намеками на то, то тех, кто достигнет желаемых результатов, ожидает хорошее вознаграждение, а способы, которыми им удастся достичь желаемой цели, не будут рассматриваться слишком строго. Служащие не должны предпринимать шагов, которые противоречат или могут рассматриваться как противоречие профессиональным обязанностям. 

        1. Содержание понятия этики управления.

      Этика менеджмента в последнее время  начинает претерпевать существенные метаморфозы. Это связано с серьезной переоценкой ценностей, с осознанием того, что проблемы настоящего и будущего нельзя решать с помощью рецептов прошлого. В настоящее время уходят в тень такие общепризнанные ценности, как послушание, иерархия, дисциплина, карьера, власть, централизация и другие. На самый передний план приходят такие ценности как самоопределение, коллектив, участие, ориентация на потребности, личность и ее раскрытие, творчество, инновации, способность к компромиссам, децентрализация. Изменение ценностных ориентиров привнесло радикальные изменения в этику бизнеса, в теорию и практику менеджмента. Значение этики, строжайшего соблюдения этических норм и представлений резко возросло. Этические правила играют в условиях современной России особую роль, причем не только при общении людей в рамках бизнеса, но особенно во взаимоотношениях в трудовых коллективах, прежде всего в контактах между собой руководителей, а также в рабочих и неформальных взаимоотношениях руководителей с подчиненными им сотрудниками. Во многом это связано с особенностями состояния сегодняшней экономики.

        В обстановке неопределенности (когда неизвестно, что можно и что нельзя) предпринимателю функционировать очень сложно, намного труднее, чем в условиях обычного рыночного хозяйства. Многие хозяйственные действия могут быть признаны незаконными, что резко увеличивает степень риска. Парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что практически невозможно реально планировать, реализовывать оптимальные и конкретные управленческие решения, которые естественны в условиях открытого рынка, но могут не понравиться любому чиновнику на уровне района или региона, не говоря уже о более высоких инстанциях. Именно в этих сложнейших условиях использование колоссального потенциала менеджмента – науки о наиболее рациональной организации и управлении трудовым коллективом – играет особую роль.

      Управление  деятельностью людей требует исключительно высокого искусства, широкого арсенала используемых приемов и методов, управленческих и предпринимательских навыков. С внедрением менеджмента как науки ныне связываются огромные экономические достижения, революционные технические и технологические изменения, совершенно новые подходы к человеку труда, развитие творческой индивидуальности и многое другое. Все чаще использование еще далеко не до конца раскрытых возможностей менеджмента приносит компаниям огромный хозяйственный и моральный эффект при относительно небольших затратах, менеджмент выступает и в качестве важного фактора решения социальных проблем трудовых коллективов. Поэтому интерес к нему в нашей стране стал просто необычайным В нашей научной литературе дается представление о менеджменте, как о какой-то панацее от всех бед и, с другой стороны, как о чем-то устоявшемся, строго конкретизированном определенными порядками в данной области.[2] На деле все совершенно иначе. Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Причем управленческие решения, разработанные одной фирмой и хорошо себя зарекомендовавшие, могут оказаться не только бесполезными, но даже очень опасными для другой. Многовариантность решений менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, уникальный характер каждого управленческого решения в конкретной специфической ситуации составляют основу управления. Поэтому в деятельности менеджеров приходится делать упор не на стандартные ходы и решения, а на способность быстро и правильно оценивать реальную хозяйственную ситуацию и находить тот единственно возможный в данном положении подход, который является в конкретных условиях оптимальным. 

        1. Роль управленческой этики в бизнесе   

      В бизнесе обычно выделяют три составные  части: предприниматель,  условия предпринимательства, этика бизнеса. Несомненно, главная фигура  современного бизнеса – предприниматель,  постоянно  готовый  идти  на  риск,  с  неуемной энергией, настойчивостью, умением преодолевать трудности, любые преграды  на пути к намеченной цели, с его свободой в принятии управленческих решений,  с нестандартностью мышления. В нашей стране в настоящее  время  идет  активный процесс становления предпринимательского слоя. На  смену  прежним  партийно - хозяйственным руководителям  пришли  новые  люди,  свободные  от  авторитета традиций и лишенные инерции  мышления.  Именно  они  и  стали  реализовывать возникшие  в  ходе  перестройки  новые  возможности   в   сфере   экономики. Социальный  портрет  российского  предпринимателя  противоречив,   многолик, сложен и неоднозначен.

     [2] - Зарецкая Е.Н. Деловое общение. – М., 2003. 

      Этот  новый класс сформировался из  разных  социальных слоев:   из   предпринимателей   прошлых   лет,    в    большинстве    своем функционировавших в  теневых  структурах;  из  представителей  номенклатуры, прошедших социальную конверсию и нашедших свое место в  новом  экономическом пространстве; из производственников и творческой интеллигенции, которым  уже за 30 и которые отчаялись занять достойное положение в своей  профессии;  из молодых людей, еще не успевших приобрести профессию, но  уже постигших  азы бизнеса.

    На состояние этики  в   обществе,  в  бизнесе  России  накладывают  свой отпечаток многообразные, порой противоречивые изменения  в  самых различных сферах жизни страны. Так,  не  секрет,  что  в  России  ныне  очень  активно развиваются религиозные факторы.

    Предприниматели жертвуют на  строительство  храмов  огромные  средства. Духовные принципы, проповедуемые церковью, способны сыграть огромную роль  в нравственном  перерождении  российского  бизнеса,   в   формировании   новых этических  ценностей.  Как  известно,  религия  всегда   была   и   остается хранительницей тех принципов человеческого общежития, которые  опираются  на объединение  людей,  на  взаимовыгодное,  справедливое  их   взаимодействие. Вспомним "золотое правило" Моисея – поступай по отношению к другим так,  как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

    Заметим, что нравственные принципы  во всех мировых религиозных  системах во многом совпадают.

    Независимо от того, объявляется  ли человек атеистом или верующим, в  его интересах соблюдать эти принципы. Исследования  показывают,  что  независимо от страны и культуры,  на  западе  и  на  Востоке  верующие  предприниматели добиваются более существенных успехов. Все  чаще  они становятся  образцами для  подражания,  формируют  новую  культуру  бизнеса.  Моральные  принципы, почерпнутые из религии, не мешают в делах, а то и помогают.

    Известно далее, что российское общество сегодня очень криминализировано. Теневая экономика по  официальным  данным  ныне  объемлет  не  менее  сорока процентов экономики страны. Связанные с преступными  миром  люди  рвутся  не только в бизнес, где они в ряде сфер уже имеют господствующие позиции, но  и в  органы  власти.  Поэтому  для  россиян   при   оценке   этических   основ предпринимательства  очень  важно  принимать  во   внимание   действие   тех этических норм, на которых держится криминальное сообщество,  которое  очень жестко организовано,  но  на  основе  неформальных  законов.  Заметим,  что криминальный бизнес функционирует часто  более  эффективно,  чем  легальный, поскольку соблюдение принятых  обязательств  обеспечивается  в  нем  угрозой смерти. Интересно, что когда честные люди  ведут  друг  с  другом  дела,  то нередко подозревают друг друга в жульничестве. А жулики  обычно  исходят  из того,  что  другой  жулик  -  "порядочный"  человек.  Многие   представители преступного  сообщества  надеются,  что  их  дети  станут   респектабельными гражданами  "нормального",  а  не  воровского  общества.   Тем   не   менее, воздействие "воровской" этики на этику бизнеса вообще  недооценивать  нельзя – многие поплатились за это жизнью.

    О социальной роли богатых в нашем обществе  мнения  разошлись,  и очень полярно: от надежды  и  будущего  нации  до  тюрьмы.  "Дорожки"  социального назначения богатого слоя населения представлены так: инициаторы  процветания страны в  будущем,  локомотив  реформ,  те,  на  ком  уже  сегодня  держится экономика страны, неизбежное  зло,  воры  и  мироеды,  те,  по  кому  тюрьма плачет.

    Такой колоссальный разброс мнений  о социальной  роли  богатых   в  России свидетельствует, что она еще абсолютно не  определилась.  К  тому  же  жизни новоявленных крупных капиталистов у нас отнюдь не сладка.  Богатые  живут  и работают в России под угрозой террора. Больше всего они  опасаются  действий со стороны криминальных структур. Второй по значимости источник опасности  - угроза со стороны конкурентов. Реально и возмездие со стороны народных  масс и притеснения со стороны государства.

    Конечно, многие из новых русских считают, что в обстановке неуверенности и страха главное - выжить.  И  тут  не  до  сантиментов,  не  до  соблюдения этических требований. Но на деле это - глубокое заблуждение. Если  в  России создается  цивилизованный  рынок,  а  не  криминальный,  то  без  соблюдения этических норм  и  подходов  не  обойтись.  Без  этого  деловых  успехов  не добиться, а имеющийся капитал легко растерять.

    Сегодня в зарубежных  деловых кругах  убеждены,  что российский  стиль поведения отличается необязательностью и неаккуратностью, неумением  держать слово, стремлением что-то  выгадать  для  себя.  Даже  лучшие  представители нашего нарождающегося  делового  мира  нередко  оказываются  в  проигрыше  в работе с потенциальными зарубежными партнерами, поскольку  просто  не  умеют себя вести. Хотя наши деловые  люди  обычно  представляют  свои  собственные компании, авторитета пока им, как правило,  не  хватает.  За  рубежом  ценят проверенных  временем  деловых  партнеров,  а  к  новичкам  относятся  очень осторожно. Новоиспеченным предпринимателям, попирающим  элементарные  основы

современной деловой этики, надеяться на успех  бесполезно.

    Во всем мире имеется конкретное понятие деловой этики и  обязательности. В США, например, в  ходу  понятие  "техасское  рукопожатие",  когда  стороны просто  договариваются  о  каком-то  деле.  Если  кто-то   нарушил   условия договора, никто не будет больше вести с ним бизнес.

    В России необходимо формирование бизнесменов иного плана, ответственных профессионалов, сознающих свою миссию, формирующих свой  имидж.  Не  торгаш, склонный  к  выпивке  и  разгульному  образу  жизни,  а  подтянутый,  хорошо воспитанный джентльмен, умеющий "подать" себя и свою фирму  в  лучшем  виде, чувствующий себя уверенно, потому что за ним — знание бизнеса и  его  этики. Этого требует веление времени. В XXI веке  конкуренция  станет  беспощаднее. Будет создана новая культура бизнеса, позволяющая двигаться вперед  быстрее, облегчить общение, улучшить обслуживание все более разборчивого  клиента,  а значит, усиливать позиции на рынке.

    Этика бизнеса позволяет наращивать  прибыль. В  частности,  она   помогает сохранить преданность клиентов. По подсчетам специалистов,  удержать  старых партнеров в пять раз дешевле, чем завоевать благосклонность  новых.  Поэтому вся фирма ориентируется  на  потребителя.  В  этих  целях  до  инвестиций  в основной капитал  приходится  затратить  немало  денег, времени и сил на формирование  этики  и  культуры  фирмы,   соответствующую   подготовку   ее работников.

Информация о работе Управленческая этика