Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 21:42, реферат
К поставщикам и подрядчикам относятся организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие).
Операции по учету расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в соответствии с условиями договора и расчетными документами. Счет 60 является преимущественно пассивным.
1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60).
2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками (счет 62).
3. Учет расчетов по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам (счета 66, 67).
4. Учет расчетов по налогам и сборам (счет 68).
5. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению (счет 69).
6. Учет расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям (счета 71, 73).
7. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами (счет 76).
8. Учет внутрихозяйственных расчетов (счет 79).
Если покупатель (заказчик) не погасил свою задолженность в срок, установленный договором, то по такой задолженности создают резерв сомнительных долгов.
Тогда списание задолженности с истекшим сроком исковой давности или нереальной для взыскания, по которой ранее был создан резерв, отражают проводкой:
Дебет 63 Кредит 62
- списана задолженность покупателя (заказчика) за счет резерва сомнительных долгов.
Дебиторскую задолженность вашего покупателя (заказчика) можно передать (продать) другой организации, то есть переуступить право требования.
Уступку права требования отразите проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 62
- списана задолженность покупателя (заказчика), переданная другой организации.
Денежные средства, полученные от другой организации за проданную ей задолженность, учтите так:
Дебет 50 (51, 52, 55, ...) Кредит 91-1
- поступили денежные
средства от других
Пример
ЗАО "Актив" продало покупателю партию товара. Цена товара согласно договору - 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Себестоимость товара - 60 000 руб. "Актив" определяет выручку для целей налогообложения по отгрузке.
Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 118 000 руб. - отражены выручка от продажи товара и сумма задолженности покупателя;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 18 000 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет;
Дебет 90-2 Кредит 41
- 60 000 руб. - списана себестоимость проданного товара;
Дебет 90-9 Кредит 99
- 40 000 руб. (118 000 - 18 000 - 60 000) - отражена прибыль от продажи.
В срок, установленный договором, покупатель товар не оплатил. "Актив" принял решение переуступить (продать) задолженность другой организации. Задолженность была продана за 90 000 руб.
Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:
Дебет 91-2 Кредит 62
- 118 000 руб. - списана проданная задолженность;
Дебет 51 Кредит 91-1
- 90 000 руб. - поступили денежные
средства в оплату
В конце месяца бухгалтер "Актива" сделает проводку:
Дебет 99 Кредит 91-9
- 28 000 руб. (90 000 - 118 000) - отражен
убыток от продажи
Убыток от продажи дебиторской задолженности при исчислении налогооблагаемой прибыли организации не учитывается.
Как учесть аванс, полученный от покупателя (заказчика)
Если в счет предстоящей поставки материальных ценностей (выполнения работ, оказания услуг) организация получает от покупателей (заказчиков) авансы, то для учета таких сумм открывают к счету 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным".
Получение аванса отражают проводкой:
Дебет 50 (51, 52, ...) Кредит 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным"
- получен аванс в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Если аванс получен в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, то сумма аванса также облагается этим налогом.
Начисление НДС с аванса отразите проводкой:
Дебет 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен НДС с полученного аванса.
НДС с полученного аванса исчисляется по расчетным ставкам 10% : 110% или 18% : 118%.
При передаче покупателю материальных ценностей (выполнении работ, оказании услуг), в счет которых был получен аванс, начисленную сумму НДС восстанавливают:
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным"
- восстановлена сумма
НДС, ранее начисленная с
а сумму, ранее учтенную в качестве аванса, отразить непосредственно на счете 62:
Дебет 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным" Кредит 62
- зачтен аванс, полученный от покупателей.
Пример
ЗАО "Олимп" получило от ООО "Сатурн" аванс в сумме 118 000 руб. Аванс был получен в счет предстоящей поставки товаров, облагаемых НДС по ставке 18%.
Бухгалтер "Олимпа" должен сделать проводки:
в день получения аванса:
Дебет 51 Кредит 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным"
- 118 000 руб. - получен аванс на расчетный счет;
Дебет 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 18 000 руб. (118 000 руб. x 18% : 118%) - начислен НДС с полученного аванса;
в день отражения выручки от продажи:
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным"
- 18 000 руб. - восстановлен НДС, начисленный с аванса;
Дебет 62 Кредит 90-1
- 118 000 руб. - отражена выручка от продажи товаров;
Дебет 62 субсчет "Расчеты по авансам полученным" Кредит 62
- 118 000 руб. - зачтен аванс,
ранее полученный от
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 18 000 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет.
Записи по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Хозяйственная операция |
Документ-основание |
Дебет |
Кредит |
Отражена продажная стоимость отгруженных товаров, сданных работы, оказанных услуг, относящихся к обычным видам деятельности |
Накладная, акт об оказанных услугах или выполненных работах |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» |
Начислен НДС к уплате в бюджет по проданной продукции, работам, услугам, товарам |
Счет-фактура |
90 «Продажи», субсчет 3 «НДС» |
68 «Расчеты с бюджетом» |
Отражена продажная стоимость отгруженных товаров, сданных работы, оказанных услуг, не относящихся к обычным видам деятельности |
Накладная, акт об оказанных услугах или выполненных работах |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» |
Получена выручка за реализованную продукцию (работы, услуги) наличными |
Приходный кассовый ордер, кассовая книга |
50 «Касса» |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
Зачислена выручка за реализованную продукцию (работы, услуги) на расчетный счет |
Выписка банка, платежное поручение |
51 «Расчетные счета» |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
Зачислена выручка за реализованную продукцию (работы, услуги) на валютный счет |
Выписка банка, платежное поручение |
52 «Валютные счета» |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
Дебиторская задолженность списана за счет резерва по сомнительным долгам |
Приказ (распоряжение) руководителя |
63 «Резервы по сомнительным долгам» |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
Получен аванс на расчетный счет |
Выписка банка, платежное поручение |
51 «Расчетные счета» |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» |
Зачтен аванс при отгрузке продукции |
Накладная на отгрузку |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками |
Организация для формирования хозяйственных средств может помимо собственных источников привлекать заемные средства: кредиты банков и займы от юридических и физических лиц.
Заемные средства могут привлекаться для пополнения оборотных средств, приобретения (создания) основных средств, приобретения товаров (работ, услуг), осуществления расчетов с поставщиками и др.
Правила учета заемных обязательств организаций и порядок учета задолженности по полученным займам, кредитам и выданным заемным обязательствам регламентируются Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008) (в ред. Приказов Минфина РФ от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н).
ПБУ 15/08 устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим), организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
Основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре.
Расходами, связанными с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (далее - расходы по займам), являются:
Дополнительными расходами по займам являются:
Расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете обособленно от основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту).
Погашение основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как уменьшение (погашение) кредиторской задолженности.
Порядок учета расходов по займам
Расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся.
Расходы по займам признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.
В стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива.
Для целей ПБУ 15/08 под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов.
Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов равномерно, как правило, независимо от условий предоставления займа (кредита). Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), могут включаться в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов исходя из условий предоставления займа (кредита) в том случае, когда такое включение существенно не отличается от равномерного включения.
Дополнительные расходы по займам могут включаться равномерно в состав прочих расходов в течение срока займа (кредитного договора).
Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива при наличии следующих условий:
а) расходы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива подлежат признанию в бухгалтерском учете;
б) расходы по займам, связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, подлежат признанию в бухгалтерском учете;
в) начаты работы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива.
Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, уменьшаются на величину дохода от временного использования средств полученных займов (кредитов) в качестве долгосрочных и (или) краткосрочных финансовых вложений.
При приостановке приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива на длительный период (более трех месяцев) проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), прекращают включаться в стоимость инвестиционного актива с первого числа месяца, следующего за месяцем приостановления приобретения, сооружения и (или) изготовления такого актива.