Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:46, дипломная работа
Целью дипломной работы является выбор стратегии развития предприятия.
Объектом исследования является ОАО "Тольяттинский кирпичный завод".
1. Теоретические основы разработки стратегии организации
1.1 Понятие, правила и процедура разработки стратегии
1.2 Процесс стратегического планирования
1.1.1 Анализ среды организации
1.1.2 Определение миссии и целей организации
1.1.3 Выбор стратегии
1.1.4 Реализация стратегии
1.1.5 Оценка и контроль выполнения стратегии
1.3 Базовые эталонные стратегии
2. Анализ деятельности ОАО «Тольяттинский кирпичный завод»
2.2 Краткая характеристика ОАО «Тольяттинский кирпичный завод»
Анализ товарно-сбытовой политики предприятия
3. Разработка стратегии ОАО «Тольяттинский кирпичный завод»
Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные моменты и недостатки. Преимущества:
Таким образом, учитывая масштабы деятельности данного предприятия и объёмы производства, можно сделать вывод, что подобная структура является для него наиболее целесообразной.
2.2
Анализ товарно-сбытовой
Анализ спроса
ОАО «ТКЗ» реализует свою продукцию на рынке строительных материалов города Тольятти и близ лежащих городов. Кирпич - товар, который на сегодняшний день характеризуется растущим спросом. В приложении 2 приведены две диаграммы на спрос.
Первая - диаграмма спроса на кирпич по маркам. Она показывает, что марка кирпича М-100 более востребована - 79,4%. На самом низком уровне находится марка кирпича М-200. Спрос на неё составляет около 0.3 % .
Вторая - диаграмма спроса на кирпич по видам выпуска продукции. На самом высоком уровне находится керамический пустотелый утолщенный кирпич - 64.4%. Кирпич керамический с пустотностью используемый на цоколь составляет 13% спроса, керамический пустотелый одинарный кирпич - 11.4% и керамический без пустот (печной) кирпич - 3.1%.
В настоящее время данный товар пользуется стопроцентным спросом. Это связано, в первую очередь с активным строительством, которое ведётся в нашем городе, а также в его окрестностях. Уже появилось огромное количество жилых и торгово-офисных площадей, и, наверняка, не меньше ещё заложено в проектах. Продолжают строиться здания промышленного назначения, гаражи, культурно-развлекательные центры. Активно возводятся коттеджи в приго-
роде. Словом, пока город и пригород быстрыми темпами растут и развиваются, спрос на строительную продукцию будет сохраняться на высоком уровне.
Так финансовое состояние завода характеризуется следующими данными:
Как такового отдела маркетинга на предприятии нет, но есть отдел, который занимается сбытом и ценообразованием. Товарная продукция отпускается на самовывоз и отгружается железнодорожными и автотранспортными путями. Ввиду большого разнообразия исполнения транспортировки, использование фирменных магазинов и оптовых организаций нецелесообразно. Продукция производится только на заказ по предоплате для конкретного покупателя.
Перед предприятием стоит задача получить максимальную прибыль, но с тем расчётом, чтобы цена товара была приемлемой для потребителей, и они не ушли к конкурентам. Поэтому, учитывая это обстоятельство, цена определяется методом "средней издержки плюс прибыль", однако в расчёт берётся и уровень текущих цен.
Цена на сегодняшний день является решающим фактором. Клиенты реагируют на самые незначительные ее колебания.
Цена на товар определяется исходя из себестоимости, не ниже 15% рентабельности и не выше средней рыночной цены аналогичной продукции конкурентов.
У предприятия уже сложился определенный круг заказчиков. Продукция известна многим потенциальным потребителям.
На сегодняшний день ОАО «ТКЗ» использует перспективную маркетинговую возможность сбыта продукции высокого качества по низким ценам:
Так же для стимулирования сбыта, предприятие использует следующие методы:
В первом случае, для стимулирования потребителей, фирма демонстрирует возможности своего товара, его качество и характеристики клиентам в местах продажи. Для этого продукт выставляется на стенды, чтобы потенциальный покупатель мог поближе рассмотреть его. Здесь же он может найти буклеты, в которых ясно и подробно изложена вся информация о продукте. Также, как правило в честь каких-то знаменательных дат, проводятся лотереи, осуществляется бесплатная раздача ручек с логотипом фирмы.
Для стимулирования собственного персонала компания проводит политику повышения заинтересованности сотрудников в результатах своего труда. С этой целью производятся премиальные выплаты, а также устанавливается определенный процент с продажи. Такой подход повышает активность продавцов и делает их самих заинтересованными в привлечении покупателей. Таким образом, торговые работники напрямую заинтересованы в продвижении фирмы на рынке своими силами, а руководство компании всячески стремится поддерживать эти устремления.
В целом всю маркетинговую деятельность завода можно свести к таблице (см. таблицу
3).
Таблица 3 - Маркетинговая деятельность ОАО «ТКЗ»
Наиме- |
Плате- |
Товар- |
Ценовая |
Сбытовая |
Сервис- |
Маркетин- |
нование |
жеспо- |
ная по- |
политика |
политика |
ное об- |
говые дейст- |
продук- |
собный |
литика |
служи- |
вия | ||
ции |
спрос |
вание |
||||
Кирпич |
Высо- |
Сниже- |
Снижение |
Имеются боль- |
Полная |
Дальнейшие |
керами- |
кий. |
ние тру- |
издержек, |
шие складские |
информа- |
исследова- |
ческий. |
доем- |
удержа- |
помещения для |
ция о |
ние рынка с | |
кости продук- |
ние стабильной |
хранения кирпича, кото- |
кирпиче, предос- |
целью его расширения. | ||
ции, |
цены на |
рый |
тавление |
|||
улучшения ее |
рынке. |
покупатели не могут забрать |
транспортных |
|||
о |
качества. |
сразу. Поставка товара к покупателю производится самовывозом. В качестве возвратной тары используются деревянные поддоны. |
услуг по доставке. Возможность использования складких площадей. |
В таблице, приведенной выше, показывается маркетинговая деятельность предприятия. В нее включено: платежеспособный спрос, товарная, сбытовая и ценовая политики, а так же сервис обслуживания и маркетинговые действия.
На основании маркетинговых исследований, проводимых предприятием, можно сделать вывод, что главными сегментами рынка, в которых реализуется продукция, являются:
Распределение уровня спроса на продукцию по главным сегментам отражено на рисунке
ОБЪЕМ ПРОДАЖ
46 млн. штук условного кирпича 100 %
Юридические лица 27,6 млн. шт. кирпича
60%
Население (оплата через кассу) 16,1 млн.шт. кирпича
35%
Прочие потребители по Самарской области
(взаимозачеты) 2,3 млн.шт. кирпича
5%
Рис. 1 Главные сегменты рынка
Сегментом рынка завода с географической точки зрения будут фирмы, занимающиеся строительством, и скупающие кирпич в большом количестве.
В настоящее время ОАО «ТКЗ» применяет стратегию ограниченного роста, связанную с изменением двух элементов: продукта и рынка, и не затрагиваются такие элементы, как отрасль, положении фирмы внутри отрасли и технология.
Завод пытается улучшить продукт не меняя отрасли , и при этом ищет возможность улучшения своего положения на рынке, используя:
Таким образом,
анализ деятельности предприятия: рассмотрение выпускаемой продукции,
её качества и ассортимента, изучение
организационной структуры и маркетинговой
деятельности предприятия, выявление
конкурентов - дал нам представление о
рассматриваемом заводе. Предприятие
находится на стадии зрелости. Темпы роста,
объемы продаж не только остаются на стабильном
уровне, но и начинают замедляться. Предприятие
продолжает обслуживать весь рынок и получать
прибыль главным образом за счет большого
объема производства, низких издержек
и удержания стабильной цены на рынке.
На основе сделанного вывода, можно приступить к разработке стратегии данного
предприятия.
3 Разработка стратегии ОАО «Тольяттинский кирпичный завод»
Каждая организация существует для того, чтобы добиться определённых результатов в рамках окружающей ее среды, оправдать цель своего создания и существования. Главная цель сформулированная, как правило, в миссии организации, ясна с самого начала. Чтобы видеть путь достижения своих целей и выполнения миссии, организациям необходимы стратегии. Разработка стратегии всегда вращается вокруг вопроса как? — Как достичь целей? Как устранить конкурентов? Как достичь преимуществ в конкурентной борьбе? Как усилить долгосрочные позиции фирмы? Как сделать управленческое стратегическое видение реальностью? Стратегия как таковая необходима как всей компании в целом, так и отдельным ее связующим звеньям — научные исследования, продажа, маркетинг, финансы, трудовые ресурсы и т.д. Общая стратегия компании исходит изначально из модели поведения фирмы и предложенных менеджерами новых идей.
Стратегия организации — это указание о том, как перевести компанию оттуда, где она находится сейчас, туда, где она хочет находиться; это средство, достижения желаемых результатов.
Стратегия постоянно развивается. Не всегда удается продумать заранее все до мелочей, и затем долгое время жить без изменений. Естественно, что процесс разработки стратегии всегда чувствителен и часто непредсказуемый характер конкуренции, многообещающие взлеты и падения цен, перестановки среди основных промышленных конкурентов, новое регулирование, снижение или расширение торговых барьеров и бесконечное число других событий могут способствовать устареванию стратегии.
Всегда находится что-то новое, на что надо реагировать, и в результате этого открываются новые стратегические ниши. Поэтому задача усовершенствования стратегии бесконечна. Стратегия компании всегда должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию поведения, а также возможность реагирования на все запланированное новое [10, с. 70].
Итак, разработку стратегии начнём с определения миссии предприятия. Вообще, сегодня многие компании разрабатывают миссию своей деятельности, поскольку она подчёркивает смысл существования организации, играет роль организатора в решении социальных проблем, обеспечивает преемственность решений и, наконец, является инструментом мотивации персонала, позволяя сотрудникам фирмы почувствовать себя участниками общего дела в освоении открывающихся возможностей, подчеркивая их значимость и нацеливая на достижения [11].
То есть миссия представляет сбой общую цель предприятия, которая объединяет все аспекты его деятельности и выступает как основной ориентир.
Информация о работе Теоретические основы разработки стратегии организации