Теоретические основы разработки стратегии организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:46, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является выбор стратегии развития предприятия.
Объектом исследования является ОАО "Тольяттинский кирпичный завод".

Оглавление

1. Теоретические основы разработки стратегии организации
1.1 Понятие, правила и процедура разработки стратегии
1.2 Процесс стратегического планирования
1.1.1 Анализ среды организации
1.1.2 Определение миссии и целей организации
1.1.3 Выбор стратегии
1.1.4 Реализация стратегии
1.1.5 Оценка и контроль выполнения стратегии
1.3 Базовые эталонные стратегии
2. Анализ деятельности ОАО «Тольяттинский кирпичный завод»
2.2 Краткая характеристика ОАО «Тольяттинский кирпичный завод»
Анализ товарно-сбытовой политики предприятия
3. Разработка стратегии ОАО «Тольяттинский кирпичный завод»

Файлы: 1 файл

курсовой проект.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

Содержание

1. Теоретические основы разработки стратегии организации

1.1 Понятие, правила  и процедура разработки стратегии   

1.2 Процесс стратегического планирования

1.1.1 Анализ среды организации

1.1.2 Определение миссии  и целей организации

1.1.3 Выбор стратегии

1.1.4 Реализация стратегии

1.1.5 Оценка и контроль  выполнения стратегии

1.3 Базовые эталонные стратегии

2. Анализ деятельности ОАО «Тольяттинский кирпичный завод»

2.2 Краткая характеристика ОАО «Тольяттинский кирпичный завод»

    1. Анализ товарно-сбытовой политики предприятия

3. Разработка стратегии  ОАО «Тольяттинский кирпичный  завод»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

Долгосрочная эффективная  работа любого предприятия, его экономический  рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.

Актуальность выбора темы дипломной работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия  – это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

В прошлом многие фирмы  могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.

Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального  использования потенциала в текущей  деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.

Ускорение изменений  в окружающей среде, появление новых  запросов и изменение позиции  потребителя, возрастание конкуренции  за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Не существует стратегии  единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления.

Каждая фирма уникальна  в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.

В то же время есть некоторые  основополагающие моменты, которые  позволяют говорить о некоторых  обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления  стратегического управления.

Целью дипломной работы является выбор стратегии развития предприятия.

Объектом исследования является ОАО "Тольяттинский кирпичный завод".

Цель изучить процесс разработки стратегии организации, в связи, с чем можно сформулировать следующие задачи:

1. Изучить сущность  и виды стратегий развития предприятия. Алгоритм выбора стратегии развития;

2. Охарактеризовать предприятие  как объект управления;

3. Сделать анализ внешней  и внутренней среды предприятия;

4. Выявить цели предприятия  при выборе новой стратегии  развития;

5. Разработать рекомендации по стратегическому развитию предприятия;

6. Рассчитать экономическую  эффективность предложенных направлений  по выбору стратегии развития  предприятия.

Предмет исследования - особенности  функционирования, цели и пути развития предприятия на данном этапе существования.

Научная новизна заключается  в том, что в настоящее время  внешняя среда меняется на столько  быстро, что одних только оперативных  мер высшего менеджмента по адаптации  к новым реалиям уже не достаточно. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо на профессиональном уровне заниматься стратегическим планированием – выработкой стратегии с помощью комплекса формализованных процедур.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что стратегия развития, предложенная в данной работе, выведет предприятие на новый уровень развития, повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции, улучшит экономические показатели. Данная разработка также может быть использована на аналогичных предприятиях.

Экономический эффект от предложенных мероприятий заключается  в том, что при выполнении мероприятий, изложенных в предлагаемом проекте, можно с высокой степенью вероятности  сделать прогноз об улучшении  финансового состояния предприятия ориентировочно через 6 месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  разработки стратегии организации

1.1 Понятие, правила  и процедура разработки стратегии   

 

Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою». Но в течение последних 30 лет оно широко вошло в обиход специалистов в области управления, теорию и практику менеджмента и стало общепризнанным понятием. Под стратегией, как правило, понимают набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план развития организации, обеспечивающий осуществление миссии и достижение стратегических целей организации. Стратегия формируется исходя из стратегических целей, она предлагает основные методы их достижения таким образом, чтобы организация приобрела единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений в зависимости от конкретных условий производственно-хозяйственной деятельности.

На практике, говоря о  стратегии, руководители компаний часто  имеют в виду деятельность, направленную на изменение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (оказываемых  услуг) и/или модификацию бизнес-целей, которым следует управленческий персонал компании. Однако такое понимание стратегии ориентировано на оперативную деятельность, связанную с временным улучшением рыночной позиции компании. В более широком понимании, стратегия - это долгосрочные управленческие «правила игры», направленные на то, чтобы удовлетворить потребности потребителей лучше остальных конкурентов; укрепить позицию компании в выбранном рыночном сегменте за счет роста имиджа организации; успешно конкурировать по ассортименту и качеству, ценам и сервису в своей отрасли; добиться хорошего исполнения бизнес-функций (внутрифирменной эффективности, качества и своевременности выполнения работ, хорошей управляемости организации).

 

Таким образом, стратегии  необходимо разрабатывать, чтобы:

    • эффективно сформулировать условия реализации бизнеса компании;
    • взаимоувязать необходимые действия и решения менеджеров и всего персонала, придать всем производственным и управленческим процессам общую направленность, создать единый для всей компании план действий.

Следует иметь в виду, что для достижения одних и  тех же стратегических целей и  задач можно разработать несколько  стратегий, выбор которых осуществляется в зависимости от условий внешней  среды: рыночной конъюнктуры, конкуренции, политических и социальных событий и др. Во многом стратегия определяется внутренним стратегическим потенциалом организации и особенностями стратегического видения топ-менеджмента. «Стратегия позволяет руководителю долгосрочно управлять бизнесом компании. Разработка и реализация стратегии компании является общим делом руководства и рядовых сотрудников» [7., с.23]. При изменении состояния среды, смене руководящего состава организации, других изменениях внутренней и внешней среды происходит переход от одной стратегии к другой.

 

Таким образом, стратегия организации - это генеральная программа развития организации, определяющая приоритеты стратегических задач, методы привлечения и распределения ресурсов и последовательность шагов по достижению стратегических целей и в наибольшей степени соответствующая сложившемуся состоянию внутренней и внешней среды.

 

Главная задача в стратегии  состоит в том, чтобы перевести  организацию из ее настоящего состояния  в желаемое руководством будущее  состояние.

 

Реальные стратегии  базируются на целях и задачах, конкретизирующих миссию организации. Они представляют собой план действий или путеводитель для организации, обеспечивающий ее стратегическое развитие. При разработке стратегий определяющим является стратегическое видение высшего руководства, которое заключается в способности не только определять пути и методы достижения поставленных целей, но и интуитивно предугадывать развитие событий во внешней среде. Однако в реальности предвидение не всегда оказывается оправданным: для обеспечения реализации стратегических задач необходима адекватная реакция на изменение условий рынка, свежие решения конкурентов, новые технологии, модификацию предпочтений потребителей, политические и нормативно-правовые новации, появление новых возможностей.

 

В стратегическом управлении организацией большую роль играют правила, которые, также как и стратегии, определяют функционирование компании, но в отличии от стратегии в явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно ограничительный или предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется деятельность организации. Некоторые правила могут иметь очень широкий смысл, другие – достаточно узкий, касающейся отдельной стороны жизни компании либо отдельной функции. Общим для всех правил является то, что они устанавливают границы деятельности и поведения в организации, направляя тем самым её функционирование по пути реализации её стратегий. Многие правила имеют достаточно долгую жизнь. В то же время существуют правила, которые вводятся для  реализации какой – то определенной стратегии или же для обеспечения достижения какой – то определенной цели. Правила сами могут быть объектом стратегического управления в том случае, если стратегической задачей организации является изменение её внутренней жизни, организационной культуры и т.д.

Процедура в отличии от правила описывает действия, которые следует предпринимать в конкретной ситуации. В известной степени правила и процедуры снижают степень свободы действий сотрудников организации, заставляя их действовать заданным маршрутом. На самом деле камнем преткновения являются не сами правила и процедуры, а то, как они доведены до сведения персонала. Хорошо продуманная последовательность действий при решении проблемных ситуаций не снижает творческий потенциал сотрудников, а способствует более успешному решению проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Процесс стратегического планирования 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ  деятельности ОАО «Тольяттинский  кирпичный завод» 

2.1 Краткая характеристика ОАО «Тольяттинский  кирпичный завод»

ОАО "Тольяттинский  кирпичный завод" создан в соответствии с действующим законодательством  и нормативными актами Российской Федерации. Зарегистрировано Администрацией Автозаводского района города Тольятти.

Учредителями  общества являются физические лица.

Юридический адрес предприятия:

Самарская область 446341 г. Тольятти, Хрящевское шоссе д.1.

Полное название Открытое акционерное общество «Тольяттинский кирпичный завод».

Сокращенное ОАО "ТКЗ".

Данное предприятие  имеет свою историю, началась которая в 1964 году.

Основная  деятельность - производство керамического  кирпича. Качество продукции соответствует техническим требованиям. Предприятие выпускается кирпич марки от 75 до 200. Сырьё, из которого изготавливается продукция - глина и зола.

Рабочие места раньше занимали осужденные и пациенты лечебно-трудовых профилакториев, которые не были заинтересованы в качестве продукции и эффективности работы производства. Весь процесс производства строился на тяжелом ручном труде. План производства продукции выполнялся лишь четверть запланированного объема. При таких условиях завод ежегодно приносил государству убытков на сумму 1,5 млн. рублей.

Возрождение началось в 1988 году, когда состоялась передача завода в состав Калужского кооператива под названием «Филиал №8 ВТК». Новая команда руководителей, новые методы управления, жесткие сроки, в которые произошло открытие нового цеха - всё это позволило избежать банкротства.

В первую очередь  новое руководство отказалось от принудительного труда заключенных, обновило основные фонды, провело реконструкцию и модернизацию производства. Предприятие начало набирать обороты. Стали заключаться долгосрочные договора, которые обеспечили заводу рост и ритмичность производства. В 1991 году завод выпустил уже 50000 тыс. шт. кирпича. В результате, из убыточного предприятия он превратился в одного из главных поставщиков самого прочного кирпича по Самарской области. С помощью продукции ОАО «ТКЗ» в городе и за его пределами выросли сотни новых многоэтажных домов и коттеджей.

Информация о работе Теоретические основы разработки стратегии организации