Теоретические основы анализа конкурентной позиции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Рост потребления услуг является одной из самых значимых характеристик качества жизни населения. Это в первую очередь относится к потреблению услуг высокотехнологичных отраслей, в частности к отрасли сотовой связи, которая стала наиболее динамично развивающейся в сфере услуг. Эта отрасль является разновидностью мобильных систем и позволяет общаться пользователям на больших расстояниях (в пределах зоны охвата), не прибегая к проводным технологиям.

Файлы: 1 файл

мой диплом.docx

— 358.00 Кб (Скачать)

Компания Motorola была известна своими переносными радиостанциями и не помышляла о сотовых телефонах. Начало было положено, когда в компанию в 1954 г. пришел новый инженер, Мартин Купер (Martin Cooper). Он был простым служащим и занимался разработкой новых портативных устройств: в 1967 г. его отдел создал первые портативные рации для полиции Чикаго. Почти через 20 лет после начала своей карьеры в Motorola М.Купер осознал, что может создать относительно небольшой сотовый телефон.

В течение года шли работы по созданию первого телефона, одновременно компания убеждала Федеральную Комиссию по коммуникациям (FCC), что частным компаниям будут необходимы свободные частоты для внедрения сотовой связи. Предложение о выделении частот было встречено скептицизмом, ведь специалисты все той же Bell Laboratories (одна из крупнейших и известнейших лабораторий мира) ставили под сомнение возможность создания действительно компактных устройств в ближайшие годы. Все же было принято компромиссное решение: Motorola должна была продемонстрировать саму возможность создания подобных сетей.

В спешном порядке началась подготовка к проведению полевых испытаний, которые были назначены на 3 апреля 1973 г. К этому дню на вершине 50-этажного Alliance Capital Building в Нью-Йорке была смонтирована первая базовая станция. Первый прототип БС мог обслуживать не более 30 абонентов и соединял их с наземными линиями связи.

Сам сотовый телефон назывался Dyna-Tac. Это была трубка весом около 1.15 кг и размерами 22.5х12.5х3.75 см. На передней панели было расположено 12 клавиш, из них 10 цифровых и две для отправки вызова и прекращения разговора. Никакого дисплея, никаких дополнительных функций. Аккумулятор позволял общаться по Dyna-Tac целых 35 минут, но заряжать его приходилось более 10 часов. Именно этот телефон утром 3 апреля взял в руки М. Купер и набрал номер Джоэля Энгеля (Joel Engel), начальника исследовательского отдела Bell Laboratories. Несомненно, это был триумф - как Купера, так и компании Motorola. Закончив разговор и проведя в этом же здании пресс-конференцию, инженеры и разработчики осознали, что совершили революцию в мире коммуникаций. Признание заслуг со стороны Bell Laboratories было одним из самых весомых подтверждений успеха. Годы спустя Ричард Френкель (Richard Frenkiel), глава отдела системных разработок Bell Laboratories, сказал о Dyna-Tac: «Это был настоящий триумф. На тот момент мы использовали в машинах 14-килограммовые телефоны. Их способность вместить все необходимое в 1 кг была большим прорывом».

Так как эксперимент прошел успешно, Федеральная комиссия выделила частоты для частных компаний уже в начале 1974 г. В течение нескольких лет появились первые коммерческие сети, и в начале 80-х они стали распространяться по всему миру. М. Купер возглавил отдел по разработке сотовых телефонов в своей родной компании, и покинул ее лишь в 1983 г. чтобы основать свое дело.

В 1979 году в Японии была запущена едва ли не первая в мире сотовая сеть общего пользования. В ней был использован стандарт аналоговой связи HCMTS. Предназначалась она для использования в автомобилях. Тогда достижения в миниатюризации электроники ещё не позволяли создавать мобильные аппараты, подобные современным.

В начале 80-х годов сотовые сети первого поколения стали создаваться в Америке и Европе. Строились они на базе аналоговых стандартов: NMT в Скандинавии, AMPS в Америке, TACS (E-TACS) в Европе и J-TACS в Японии. Надо отметить, что все перечисленные стандарты, кроме NMT, являются клонами AMPS и использовали одну и ту же аппаратную платформу. Страны, если не разрабатывали свои стандарты, то попросту адаптировали AMPS к местным требованиям и специфике обслуживания.

С увеличением требований к обслуживанию, как количественных, так и качественных, аналоговые стандарты были модернизированы до цифровых. Так, в середине 80-х годов появилось второе поколение стандартов: D-AMPS в США и JDC в Японии. Можно сказать, что с этого момента рынки сотовой связи этих стран, одни из крупнейших, пошли разными путями. И хотя Япония - небольшая страна, уровень развития производства электронной продукции и конкуренции сетей мобильной связи обеспечивают стремительные темпы вовлечения населения в пользование их услугами.

Европа же, в частности Европейский институт стандартизации электросвязи (ETSI), в это время готовил пришествие GSM, впоследствии завоевавшего наибольшую аудиторию в мире. Однако ставший популярным GSM, в котором стали работать европейские, среднеазиатские, азиатско-тихоокеанские, африканские и, в меньшей степени, американские операторы сотовой связи, не получил в Японии распространения. Страна восходящего солнца сохранила свой статус-кво и по-прежнему стремилась к созданию систем связи, которые признали бы во всем мире.

Альтернативу GSM в Японии составил PDC (Packet Data Communications service). Несмотря на то, что сети PDC расположены только в Японии, этот стандарт (по данным на конец 1999 года) уверенно занимал вторую после GSM позицию в рейтинге популярности среди цифровых стандартов по количеству абонентов. И это неудивительно: в начале 2000 года число абонентов сотовой связи Японии превысило число абонентов стандартной проводной телефонии. Если же обратиться к производителям техники для сотовой связи, то там не наблюдалось такого разделения: японские и европейские производители мобильных телефонов работают как на местный рынок, так и на весь остальной.

В середине 90-х годов весь мир заговорил о третьем поколении сетей сотовой связи. Он подразумевал большее количество абонентов и большее количество предоставляемых услуг, определяющей из которых является скоростной доступ к любым данным. К этому времени на мировом рынке сложилась следующая ситуация: Америка, интенсивно строившая сети AMPS, а потом D-AMPS, не могла на их базе осуществлять переход к следующему поколению. Похожая ситуация сложилась и в Японии.

Легче пришлось тем, кто изначально принял GSM, который активно модернизируется и обогащается новыми услугами, яркий тому пример - это оснащение сетей GSM услугами WAP и GPRS. В такой ситуации двум индустриальным гигантам оставалось только одно: строительство сетей на базе принципиально нового стандарта - CDMA. Японские и американские государственные органы в сотрудничестве с местными операторами связи стандартизировали CDMA и стали выдавать лицензии на его использование. В настоящий момент США отстает от Европы во внедрении GSM, но значительно опережает все страны в развертывании сетей CDMA, что создает определенные технологические предпосылки для перехода к 3-му поколению.

CDMA стал  хорошей почвой для последующего  развития сетей связи. Северная  Америка медленно, но уверенно, переоснащается. В ней уже сложился огромный  рынок сотовых услуг - 78 миллионов  абонентов. Важно подчеркнуть, что 25 миллионов из них являются  пользователями цифровой связи. Аппараты работающие как в CDMA, так и в AMPS, выпускаются, главным образом, для нее.

Небольшая Япония смогла отреагировать быстрее. Два местных оператора IDO (10 млн. абонентов) и DDI (5 млн. абонентов) активно продвигают свои услуги в этом стандарте и составили конкуренцию гиганту японского телекоммуникационного рынка - компании NTT DoCoMo, стоявшей у истоков сотовой связи. Но и сама NTT DoCoMo оказалась не столь уж неповоротливой: в 1999 году она запустила службу i-Mode, предоставляющую доступ в Интернет, а сейчас внедряет WCDMA (Wideband Code Division Multiple Access - широкополосный CDMA). Эта технология является самой передовой в сотовой связи. Она избрана институтом ETSI для обеспечения широкополосного радиодоступа с целью поддержки услуг третьего поколения. Можно даже сказать, что Япония добилась желаемого, она стала законодателем мод в мобильной связи. Общепризнанно, что будущее за WCDMA.

Но победа японских инженеров не полная: доступ к сайтам Интернет, который в Японии осуществляют с помощью службы i-Mode, существует опять же в только в пределах страны. Немного статистики: уже к марту 2000 года абонентская база i-Mode составила около 4 миллионов абонентов, а к 2003 году уже насчитывала около 30 миллионов абонентов 3G-услуг. Весь остальной мир пользуется технологией WAP. И хотя на первый взгляд i-Mode кажется более привлекательным, по причине лучшего интерфейса и системы оплаты за объем данных, ему не гарантировано общее признание. Слишком много сделано для WAP, несмотря на обилие критики в его адрес. Тем не менее, NTT DoCoMo ищет пути на американские и европейские рынки и в этом уже есть успехи.

 

Список литературы

 

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.

  1. Басовский Л.Е. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 44.

  1. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 1995. – с. 92.

  1. Данько Т.П. Управление маркетингом. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 42.

  1. Иванов Л.Н., Иванов А.Л. Методы принятия решений. – М.: Приор-издат, 2004.

  1. История мобильного телефона. // Связист. – 2006. - №1.

  1. История связи. // Связист. – 2005. - №5.

  1. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговые исследования. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – с.-82.

  1. Контроль реализации маркетинговой стратегии. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. - №8.

  1. Михалева Е.П. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2004. – с.67.

  1. Основы маркетинга. / Под ред. Васильева П.Б. – М.: ВЛАДОС, 2006. – с.34-35.

  1. Приходько А.В., Замедлина Е.А. Маркетинг. – М.: Экзамен, 2004. – с. 43.

  1. Рождение сотовой связи. - http://sviazist.nnov.ru

  1. Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. Комарова А.Г., Муфтиева Г.Г. – СПб.: Питер, 2004. – с. 75.

  1. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – с. 39.

  1. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М.: Финансы и статистика, 1999. – с. 81.

  1. Юрик Р.А. Маркетинг как необходимый инструмент управления // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 2.

  1. Академия рынка: маркетинг. / Под ред. Багиева Г.Л. – М.: Экономика, 1999. – 236 с.

  1. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. – 312 с.

  1. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции общества. – М.: МГСУ, 1999. – 96 с.

  1. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990. – 475 с.

  1. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1997. – 462 с.

  1. Росситер Дж.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. СПб.: Питер, 2001. – 398 с.

  1. Шаповалов В.А. Маркетинговый анализ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 156 с.

  1. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. – СПб.: Питер, 2003. – 198 с.

  1. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. – М.: «Финансы и статистика», 2004. – 270 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 
Введение 4 
Глава 1. Роль маркетинга в развитии сотовой связи 
1.1 История развития сотовой связи в России 6 
1.2 Тенденции развития рынка сотовой связи в России 8 
1.3 Использование маркетинга в сфере услуг сотовой связи 11 
1.4 Маркетинговые исследования рынка сотовой связи при поиске потенциальных клиентов 12 
Глава 2. Маркетинг услуг сотовой связи на примере предприятия ОАО «Вымпелком» 
2.1 Этапы развития компании ОАО «ВымпелКом» 18 
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 23 
2.3 Тарифные планы и услуги ОАО «ВымпелКом» 28 
2.4 Маркетинговые мероприятия компании 
2.4.1 Ребрендинг ОАО «ВымпелКом» 35 
2.4.2 Эксклюзивный сервис «Билайн» Хамелеон 37 
2.4.3 Рекламные компании 38 
Глава 3. Основные направления эффективного проведения маркетинговой деятельности оао вымпелком 
3.1 Направления по увеличению эффективности проведения общей маркетинговой деятельности 43 
3.2 Расчет эффективности рекламной компании в Интернете 45 
Заключение 50 
Список использованных источников 54 
приложения 
 
Введение 
 
Десятки операторов по всей России предлагают своим абонентам одни из самых современных видов сотовой связи. Компании ведут отчаянную конкурентную борьбу между собой за каждого клиента. По мобильному телефону можно теперь не только говорить - имеется возможность обмениваться текстовыми и мультимедиа-сообщениями, видеофайлами; также предоставляются услуги голосовой почты, выход в Интернет и многое другое. 
 
Основная рыночная доля сотовой связи в Российской Федерации приходится на стандарт GSM. Сети этого стандарта работают в 79 регионах России, а общее количество абонентов этого стандарта превысило 139 млн. человек. Наиболее крупными региональными GSM-сетями являются сети в городах Москва, Краснодар, Казань, Новосибирск, Самара, Нижний Новгород. 
 
Целью данной курсовой работы является описание маркетинга услуг сотовой связи на примере российского сотового оператора ОАО «ВымпелКом». 
 
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 
 
1) Изучить направления деятельности сотовых операторов в России; 
 
2) Рассмотреть теоретические аспекты маркетинга на рынке услуг сотовой связи; 
 
3) Изложенную методику рассмотреть на примере деятельности ОАО «ВымпелКом». 
 
На основе проведенного анализа необходимо предложить мероприятия по увеличению эффективности проведения маркетинговой деятельности сотового оператора ОАО «ВымпелКом». 
 
Анализ, представленный в курсовой работе, является ретроспективным, т.к. использована информация уже свершившихся фактов; внутренним, т.е. изучалась деятельность только одного предприятия в динамике за 2005-2006гг; рыночно- финансовым, т.е. его содержанием является изучение взаимодействия рыночных процессов и финансовых результатов. 
 
Данная курсовая работа содержит 3 главы. В первой главе рассмотрена история развития сотового бизнеса в России. Также описаны тенденции развития сотового рынка в России. Изучено использование маркетинга в сфере услуг сотовой связи, отдельным параграфом рассмотрена теория маркетинговых исследований рынка сотовой связи при поиске потенциальных клиентов. 
 
Вторая глава посвящена изучению маркетинга услуг сотовой связи на примере российского сотового оператора ОАО «ВымпелКом». Описаны этапы развития компании, проведен анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия. Также приведены тарифные планы и услуги ОАО «ВымпелКом»- рассмотрены их особенности. Проведен анализ маркетинговых мероприятий компании. Отдельными параграфами выделены: ребрендинг ОАО «ВымпелКом», эксклюзивный сервис «Билайн» Хамелеон, рассмотрены рекламные компании. 
 
В третьей главе рассмотрены основные направления эффективного проведения маркетинговой деятельности ОАО «ВымпелКом». Произведен расчет экономической эффективности от рекламы посредством ее размещения в сети Интернет. 
 
Глава 1. Роль маркетинга в развитии сотовой связи 
 
1.1 История развития сотовой связи в России 
 
Известно, что 9 сентября 1991 в Санкт-Петербурге был совершен первый телефонный звонок с сотового телефона на территории России. Трубку держал в руках тогда еще действующий мэр города Анатолий Собчак. Это событие ознаменовало переход России в новую эру мобильной связи. 
 
В то время аппараты стандарта NMT 450 были громоздкими (отдельные виды достигали массы пяти килограмм) да и абонентская база у единственного оператора «Дельта Телеком» не превышала двух тысяч человек. Стоимость телефонных аппаратов составляла две тысячи долларов, при подключении взималась сумма в размере двух тысячи долларов. Минута разговора оценивалась одним долларом - так что пользовались удовольствием только избранные… 
 
Прошло более пятнадцати лет, рынок мобильной связи сильно преобразился. Десятки операторов по всей России предлагают своим абонентам одни из самых современных видов сотовой связи. Компании ведут отчаянную конкурентную борьбу между собой за каждого клиента. По мобильному телефону можно теперь не только говорить - имеется возможность обмениваться текстовыми и мультимедиа-сообщениями, видеофайлами; также предоставляются услуги голосовой почты, выход в Интернет и многое другое. Мобильный телефон стал уже не роскошью, а обыденной вещью как часы или бумажник. 
 
Надо сказать, что по началу рынок мобильной связи в России развивался очень вяло. Несколько операторов работало в только в центральной части (Москва и Санкт-Петербург). В регионах операторы начали появляться где-то только в 1993-1994 гг., да и преобладали тогда стандарты NMT-450 (Московская сотовая, «Сотел») и AMPS («ВымпелКом»). Спрос на услуги сотовой связи концентрировался вокруг немногочисленных крупных административных и промышленных центров. Таким образом, лицензия национального оператора с полным покрытием отечественных просторов была просто никому не нужна. 
 
Ситуация начала изменять только 1996-1997гг., когда крупные столичные операторы начали скупать акции местных предприятий, занимающихся предоставлением услуг сотовой связи. Появились и «федеральные» бренды, такие, как, например, «Сотел» или «Юнисел», под которыми стали работать аффинированные сотовые компании в разных регионах. Но эти торговые марки использовались исключительно в рекламных целях, не меняя сути предоставляемых услуг. 
 
Переломным в процессе глобализации рынка можно считать 2000г. В немалой степени этому способствовала смена руководства Минсвязи летом 1999г. Новый министр связи и информации Леонид Рейман пришел на этот пост непосредственно с должности первого заместителя ПТС и члена совета директоров холдинга «Телекоминвест». Назначенный министр, ранее работающий в сфере бизнеса, был отлично осведомлен об экономическом положении и в бывшем государственном предприятии «Электросвязь», и в новых компаниях, работающих на сотовом рынке. 
 
В первую очередь, Леонид Рейман откорректировал нормативную базу отрасли, в числе прочего, отменив обязательное приобретение владельцами мобильных телефонов документа, разрешающего его использование. Инициировал укрупнение региональных предприятий, поставив во главе холдинга «Связьинвест», владеющего более чем 80% российской телекоммуникационной инфраструктуры, своего бывшего начальника, главу ПТС Валерия Яшина. И, наконец, представил в правительстве внятную концепцию развития рынка телекоммуникационных услуг в РФ. 
 
Этот документ содержит информацию в том числе и о построении 3G (сетей мобильной связи третьего поколения) до 2010 года. Лицензии на предоставление услуг 3G , в соответствии с мировой практикой, выдаются на всю территорию России. 
 
Развитие сотовой связи в России отражало мировые тенденции: в 2000 - 2001 гг. В стране происходил бум сотовой связи - за полтора года количество абонентов удвоилось и по состоянию на конец года составляло 7 млн. человек. 
 
К концу 2001г. российский рынок мобильной связи стал вторым по величине среди стран Центральной и Восточной Европы. По абсолютной численности абонентов в Центральной и Восточной Европе первое место занимает Польша (9 млн. абонентов на август 2001г.). В 2006г. количество пользователей мобильной связи в России достигло порядка 140 млн. человек. 
 
1.2 Тенденции развития рынка сотовой связи в России 
 
Есть возможность выделить следующие факторы развития сотовой связи в стране: 
 
1) Активный рост абонентов мобильной связи в регионах. Характеризуя качественные показатели роста сотовой связи в Российской Федерации, аналитики телекоммуникационного рынка отмечают несоизмеримые темпы роста абонентской базы в регионах по сравнению с темпами ее роста в столице. 
 
2) Консолидация активов операторов сотовой связи. Наряду с бурным ростом числа абонентов сотовой связи в России продолжается консолидация активов операторов. Мелкие операторы в стратегически важных регионах, с точки зрения потенциальных абонентов, либо уже поглощены крупными холдингами, либо стоят в списках на поглощение. Сформировавшиеся несколько крупных холдингов-операторов фактически контролируют более 90% всей сотовой связи в стране. 
 
3) Снижение тарифов и рост трафика передачи данных в общем объеме услуг мобильной связи 
 
Основная рыночная доля сотовой связи в Российской Федерации приходится на стандарт GSM. Сети этого стандарта работают в 79 регионах России, а общее количество абонентов этого стандарта превысило 139 млн. человек. Наиболее крупными региональными GSM-сетями являются сети в городах Москва, Краснодар, Казань, Новосибирск, Самара, Нижний Новгород. Развитие сетей GSM в России в период до 2015 года, согласно новой редакции Генеральной схемы развития федеральной сети подвижной радиотелефонной связи общего пользования стандарта GSM, будет происходить преимущественно путем создания двухдиапазонных сетей (900 и 1800 МГц), при этом создание однодиапозонных сетей в обоих спектрах частот не запрещено. Стратегия развития сетей GSM будет ориентироваться на три основных принципа: постоянное наращивание объема технических средств, адаптация к параметрам абонентской нагрузки и преемственность системно-технических решений. 
 
О планах построения федеральных сетей сегодня наиболее уверенно заявляют следующие компании: «МТС», «ВымпелКом», «Мегафон». 
 
ОАО "Мобильные ТелеСистемы" - российский оператор сотовой связи, услугами которого пользуются более 57 миллионов жителей страны. Также предприятие является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной и Центральной Европе. Компания имеет лицензии на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM 900/1800 в 87 регионах России, и активно работает в 62-х российских регионах, Беларуси и Украине.

__________________

Написание курсовой работы – это та задача, которая преследует студента на протяжении всей учебы. Каждый год Вы сталкиваетесь с проблемой, где найти источники для курсовой работы, как правильно выполнить практическую часть, как сдать ее вовремя и на «отлично»? Мы с радостью поможем Вам избежать всех этих проблем. Курсовая на заказ – это простое и самое логичное решение студенческой проблемы. Наши специалисты выполнят курсовую работу на заказ в соответствии с вашими требованиями и требованиями преподавателя.

Ознакомиться с полным перечнем услуг Вы можете на нашем сайте.

23.06.2009, 15:53

#2

Курсовые работы

Курсовые работы

 

 

Регистрация: 19.03.2009

Сообщений: 5,918

Маркетинг на рынке услуг сотовой связи

 

МТС успешно решает свою стратегическую задачу - стать национальным оператором сотовой связи в России, а также расширить свой бизнес на страны СНГ. Сегодня МТС - единственный оператор, максимально освоивший свой лицензионный потенциал. 
 
С 30 июня 2000г. акции компании (индекс MBT) котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Рыночная капитализация МТС - более 5-ти млрд. долларов. Сегодня ведущие российские издания называют МТС одной из наиболее инвестиционно - привлекательных российских компаний. 
 
Большое внимание уделяется сервису и обслуживанию абонентов: абоненты компании могут получить весь комплекс спектр услуг. В настоящее время в компании работают более 80 000 человек. Многие специалисты имеют международные сертификаты 
 
«Мегафон» - первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM 900/1800. Образован в мае 2002г. в результате переименования и изменения закрытого акционерного общества «Северо-Западный GSM» и объединения в рамках одной торговой марки с ЗАО «Соник Дуо» (Москва), ЗАО «Мобиком-Кавказ», ЗАО «Мобиком-Центр», ЗАО «Мобиком-Новосибирск», ЗАО «Мобиком-Хабаровск», ЗАО «Мобиком-Киров», ОАО «МСС-Поволжье», ЗАО «Волжский GSM» и ЗАО «Уральский Джи Эс Эм». 
 
Лицензионное покрытие ОАО «Мегафон», а также принадлежащих ему 100% дочерних компаний охватывает всю территорию Российской Федерации с населением 145 млн. человек. Данная компания строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости 
 
«Мегафон» использует передовые технологии, открывающие абонентам новые возможности общения и работы с информацией. Уникальный для российского телекоммуникационного рынка спектр услуг качественной мобильной связи адресован как массовому потребителю, так и корпоративным клиентам. 
 
Компания «ВымпелКом» предоставляет свои услуги под семейством торговых марок «Билайн», одной из наиболее известных торговых марок в России. Число абонентов на конец 2006г. исчисляется 55,1млн человек. Сеть Билайн работает на территории 76-и субъектов РФ, расположенных во всех федеральных округах Российской Федерации. Лицензии на предоставление услуг сотовой связи группы компаний "ВымпелКом" охватывают территорию, на которой проживает около 98% населения России, включая Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. «ВымпелКом» стал первой российской компанией, включенной в листинг Нью-йоркской фондовой биржи (NYSE). Акции компании котируются на NYSE под символом VIP. Конвертируемые облигации «ВымпелКом» котируются под символом VIP-05. 
 
1.3 Использование маркетинга в сфере услуг сотовой связи 
 
Основной внешней средой для всех компаний, предоставляющих услуги сотовой связи является рынок, который включает в себя продукцию, клиентов и конкурентов, поэтому в качестве аксиом взаимодействия с этой средой рекомендуются следующие принципы: 
 
1) предлагать те продукты и оказывать те услуги, которые отвечают ожиданиям и потребностям рынка, а не те, которые нравятся или были бы удобны для компаний; 
 
2) отдавать приоритет диалогу с клиентами (существующими и потенциальными), а не замыкаться в себе; 
 
3) смотреть в лицо конкурентам, изучать все аспекты конкуренции(их оборудование и услуги, сбыт и информацию, а также способ ее подачи); 
 
4) постоянно приспосабливаться к изменению среды (учитывать желания клиентов, новые технологии). 
 
Необходимо помнить, что суть маркетинга услуги сотовой связи 
 
заключается в том, чтобы постоянно обновлять и подвергать сомнению свои услуги и способы их реализации , ориентировать деятельность компании на запросы потенциальных потребителей, т.е. постоянно приспосабливаться к событиям и по возможности предотвращать их, понимать, что высокое качество оборудования и услуг не гарантирует их обязательную реализацию. 
 
В случае начала работы на классическом рынке предприятие, предоставляющее услуги сотовой связи, должно еще до начала своей деятельности получить наиболее полную информацию о предполагаемом рынке, затем определить цели и способы действий для планирования своих методов работы на рынке и лишь затем начать проведение политики в области сбыта. 
 
Потребители услуг - это крупные промышленники и торговые предприятия, банки, средние торговые фирмы, а также частные лица (составляют большую часть клиентов). 
 
Потребности потенциальных абонентов компаний, предоставляющих услуги сотовой связи: 
 
1) высокое качество связи; 
 
2) прямой выход на междугородние линии; 
 
3) прямой выход на международные линии; 
 
4) возможность приема и передачи факсимильных сообщений; 
 
5) широкий ассортимент предоставляемых услуг связи и наличие тарифов, удовлетворяющих запросы каждой группы абонентов; 
 
6) возможность автоматического роуминга; 
 
Ожидания абонентов компаний, предоставляющих услуги сотовой связи: 
 
1) отсутствие платы за местные переговоры; 
 
2) возможность предоплаты; 
 
3) возможность работы в кредит; 
 
4) возможность установления нескольких аппаратов на один номер; 
 
5) отсутствие платы за входящие вызовы; 
 
6) наличие льгот при специальных условиях. 
 
Создание имиджа- один из ключевых моментов в достижении лидерских позиций на рынке сотовой связи. Имидж компании есть та идея, которая возникает в связи с услугами сотовой связи, названием компании, ее торговым знаком. Требуется, чтобы имидж был благоприятным, поэтому очень важен правильный выбор девиза. 
 
1.4 Маркетинговые исследования рынка сотовой связи при поиске потенциальных клиентов 
 
Специалисты выделяют около сотни направлений маркетинговых исследований, из них не менее двух десятков основополагающие. 
 
В реальной деятельности компания, предоставляющая услуги связи, регулярно проводит не более десятка различных групп исследований. К ним можно отнести: 
 
1) конкурентный анализ; 
 
2) определение платежеспособности потенциальных и существующих потребителей; 
 
3) определение потребительского приоритета (востребованность услуг, желание платить и узнаваемость торговой марки); 
 
4) медиа исследования; 
 
5) прогнозирование проникновения и доли рынка; 
 
6) определение удовлетворенности абонентов. 
 
Каждое из перечисленных направлений включает в себя от одного до трёх самостоятельных исследований. 
 
Традиционно выделяют три вида социологических исследований: 
 
1) количественные; 
 
2) качественные; 
 
3) комбинированные. 
 
Количественные исследования проводятся на больших выборках, как правило, не менее 150-200 респондентов. «Количественные» вопросы: подразумевают четкие ответы. Методами количественных исследований являются: 
 
1) исследования со случайными респондентами (вероятная выборка); 
 
2) панельные исследования (целевая выборка). 
 
Факторы применения количественных и качественных исследований приведены в таблице 1.1 
 
Таблица 1.1 
 
Факторы применения количественных 
 
и качественных исследований 
Факторы применения Качественные исследования Количественные исследования 
1 2 3 
Статистическая точность высокая средняя 
Репрезентативность высокая низкая 
Оперативность низкая высокая 
Поле анализа узкое широкое 
Выявление новых тенденций нет есть 
 
Ниже рассмотрены те типы исследований, которые наиболее часто востребованы в сотовой компании: 
 
1) Анализ структуры абонентской базы и трафика, востребованности 
 
услуг. Аналитические исследования (в основе которых анализ статистического материала) продолжительности и количества звонков, MOU(Minutes of usage per mount - среднее количество минут на абонента в месяц), разговорчивости абонентов и потребления ими услуг создают информационную базу для тарифной политики. 
 
2) Конкурентный анализ. 
 
3) Структура доходов населения. Является отправной точкой при формировании ценовой политики компании-оператора. Определение структуры доходов населения может производиться с помощью развернутых исследований, включающих обработку статистической информации по валовому внутреннему продукту, личным доходам и социальным трансфертам, а также экспертные опросы, позволяющие определить долю теневых доходов. 
 
4) Комплексные опросы в целевой группе. Эти исследования всегда количественные, их задача статистически точно разделить состояние рынка и позицию компании на нем. Как правило, в ходе исследования определяют: 
 
- знание и понимание потребителем продвигаемых услуг, их востребованность; 
 
- потребительская ценность продвигаемых услуг («желание платить»), обычно речь идет о доле, которую потенциальный потребитель готов направить на их оплату; 
 
- спонтанную узнаваемость торговых марок действующих на рынке операторов; 
 
7) Интервьюирование новых клиентов. Исследования среди новых клиентов имеют целью, прежде всего, выявить мотивацию покупки, а также наиболее эффективные каналы информационно-рекламного воздействия. Одновременно определяется и социально-демографический портрет абонентов, что позволяет в дальнейшем более точно позиционировать услуги. 
 
Исследование имеет две составляющие - интервьюирование клиентов, позвонивших по справочному телефону, и пришедших в торговую точку для заключения договоров на обслуживание. Первый тип исследований проводится операторами справочно-информационной группы на постоянной основе, второй - продавцами, как правило, периодически. В период проведения акций, направленных на стимулирование продаж, в анкету добавляются вопросы, позволяющие определить эффективность проводимой акции. 
 
Имея в своем распоряжении данные о структуре доходов населения, мнения абонентов о необходимом доходе и доле средств выделяемых ими на оплату услуг сотовой связи, можно определить освоенную долю доходного сегмента, а также найти характерную для региона зависимость этой величины от узнаваемости торговой марки и знания об услугах. 
 
7) Интервьюирование абонентов. Многие российские компании-операторы не уделяют достаточного внимания своим абонентам, при этом, не сознавая, что совершают стратегическую ошибку. Успешные компании понимают важность повышения качества обслуживания, и ищут пути для этого, анализируя состояние абонентской базы детально и на регулярной основе. Благо, что эти исследования одни из самых дешевых. 
 
Исследования среди существующих абонентов способны решить множество задач, в том числе и те, что стоят перед исследованиями среди новых клиентов. Однако к наиболее важным следует отнести задачи определения уровней удовлетворенности и лояльности абонентов. Естественно, эти задачи не могут быть решены только с помощью интервьюирования абонентов, но и без него тоже. В приложении 1.1 представлена анкета для выборочных опросов абонентов.

__________________

Написание курсовой работы – это та задача, которая преследует студента на протяжении всей учебы. Каждый год Вы сталкиваетесь с проблемой, где найти источники для курсовой работы, как правильно выполнить практическую часть, как сдать ее вовремя и на «отлично»? Мы с радостью поможем Вам избежать всех этих проблем. Курсовая на заказ – это простое и самое логичное решение студенческой проблемы. Наши специалисты выполнят курсовую работу на заказ в соответствии с вашими требованиями и требованиями преподавателя.

Ознакомиться с полным перечнем услуг Вы можете на нашем сайте.

Информация о работе Теоретические основы анализа конкурентной позиции предприятия