SWOT-анализ и методика его проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования - SWOT-анализ организации на примере открытого акционерного общества «Пинский комбинат хлебопродуктов».
Задачи, решаемые в ходе работы:
рассмотреть SWOT-анализ, как инструмент внешней и внутренней среды;
проанализировать достоинства метода SWOT, как одного из основных инструментов регулярного стратегического управления;
составить SWOT-анализ ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов»;
на основании данных полученных в результате SWOT-анализа определить базовую стратегию ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов».

Файлы: 1 файл

SWOT.docx

— 188.39 Кб (Скачать)

225710, г. Пинск, Брестской области,

ул. Индустриальная,3

телетайп 229648 «Колос»

тел. (8-253) 32-40-45

факс (8-253) 34-29-12

История ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» берет начало от создания Пинского мелькомбината № 13 в сентябре 1958 г. на базе бывшего мельзавода по производству обойной муки, производительностью 175т/сутки, бывшей реалбазы «Заготзерно» и бывшей сенобазы. В 1959 году на территории реалбазы введен в действие завод «МУКЗ» по производству 35 тонн в сутки комбикормов.

В 1996 году приказом Брестского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации №272 от 30 декабря 1996 года Пинский комбинат хлебопродуктов преобразован в открытое акционерное общество «Пинский комбинат хлебопродуктов» в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», правовыми актами о приватизации и разгосударствлении государственной собственности. Общество является правопреемником имущественных прав и обязанностей названного государственного предприятия.

Учредителем общества является Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь. Общество является юридическим лицом, имеет печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков.

В 2004 году в результате реорганизации к ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» присоединено Столинское хлебоприемное предприятие на правах производственного участка.

Размер уставного фонда по состоянию на 01.01.2014 года составляет 15984млн. руб. и распределяется следующим образом:

    • доля государства в уставном фонде – 99,97%;
    • юридических лиц негосударственных форм собственности – 0,01%;
    • физических лиц – 0,02%

              в т.ч. коллектива комбината – 0,02%.

Общество является коммерческой организацией и соответственно основная цель – хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.

Основным видом деятельности общества является производство муки, крупы и комбикормов.

Деятельность, подлежащая лицензированию, осуществляется только на основании специального разрешения /лицензии/.

Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями, к которым присоединилась Республика Беларусь и действующим Уставом.

ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» является одним из крупных предприятий Брестской области по производству муки, крупы и комбикормов.

В настоящее время в состав комбината входят:

  • элеватор емкостью 64 тыс. тонн;
  • секция сортового помола пшеницы производительностью 130 т/сутки, с общим выходом муки 75%;
  • комбикормовый цех производительностью 480 т/сутки комбикормов со складом силосного типа на 3600 тонн;
  • 2-ухсекционная мельница по производству муки ржаной обдирной и сеяной производительностью 90 т/сутки с выходом 70% муки всего, в т.ч. муки ржаной обдирной 20% и ржаной сеяной 50%;
  • Лунинецкий производственный участок со складами для хранения 6400 тонн сортовых семян, 8900 тонн рядового зерна, 5700 тонн готовой продукции;
  • Столинский производственный участок со складами емкостью 15730 тонн;
  • В августе 2005 года за имеющиеся долги приобретено поголовье свиней в количестве 6000 голов. По состоянию на 01.01.2013г оно увеличено до 13344 голов. Основные фонды используются на условиях безвозмездной аренды и находятся в собственности кормовой лаборатории Пинского райисполкома.

Комбинат подсоединен к городской сети водоснабжения и канализации. Среднее потребление воды – 2500 м3.

На 01.01.2014 года списочная численность работников составляет 562 человека, в том числе 18 человек – работники Лунинецкого производственного участка, 31 человек - работники Столинского производственного участка, 101 человек - работники свиноводческого комплекса «Южное». Из списочного состава: руководителей – 68 человек, специалистов – 83 человека, других служащих – 1 человек, рабочих – 410 человек. В коллективе работает 276 женщин, что составляет 49,1 % от общей численности работников предприятия.

На комбинате имеется благоустроенное общежитие, столовая на 50 посадочных мест.

Для ускорения сбыта продукции на комбинате открыто 3 ведомственных магазина, которые расположены в г. Пинске, Столине и Лунинце, и унитарное торговое предприятие по реализации комбикормов для населения.

Работники комбината обеспечены бытовыми помещениями, оснащенными душевыми и санитарными узлами, соответствующими санитарным нормам.

Основными показателями эффективности производства являются прибыль и рентабельность. Проанализируем данные приведенные в таблицах для отражения общего состояния ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» за 2011-2013 гг. (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Состав и структура прибыли отчетного периода организации за 2011-2013 гг., млн. руб.

Показатели

2011

2012

2013

Темп роста (снижения), %

млн р.

% к итогу

млн р.

% к итогу

млн р.

% к итогу

1.Прибыль (убыток) от реализации

14649

167,9

32445

224,3

30729

287,3

94,7

2.Прочие доходы по текущей деятельности

227

2,6

117

0,8

262

2,4

223,9

3.Прочие расходы по текущей деятельности

1697

19,4

2637

18,2

4329

40,5

164.2

4.Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности

-4453

51,0

-15371

106,3

-15965

149,2

-103,8

5.Итого прибыли (убытка) за отчетный период

4.1. В том числе чистая прибыль

8726

7048

100

80,8

14462

12847

100

88,8

10697

8435

100

78,9

73,7

65,7


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе отчетности предприятия

 

Наибольший удельный вес в структуре прибыли предприятия занимает прибыль от реализации продукции – 167,9%, 224,3%, 287,3% в 2011, 2012 и 2013 годах соответственно. Заметим также, что с каждым годом увеличивается убыток от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, что в свою очередь негативно сказывается на чистой прибыли предприятия. В 2013 году чистая прибыль составила 8435 млн. руб., снижение произошло на 34,3% по сравнению с 2012 годом.

Финансовые результаты деятельности предприятия непосредственно связаны с уровнем доходности производства и реализации продукции. Рассмотрим второй из наиболее важных показателей эффективности производства – рентабельность. Динамика рентабельности производственной деятельности и продаж ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» за 2011-2013 гг. представлена в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – Динамика рентабельности производственной деятельности и продаж ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» за 2011-2013 гг.

 

 

 

Показатели

 

 

 

2011

 

 

 

2012

 

 

 

2013

Темп роста (снижения), % или отклонение, (+;-)

1. Выручка от реализации продукции, млн. руб.

149 964

315 547

409 302

272,9

2. Полная себестоимость  реализации продукции, млн. руб.

135 315

283 094

376 370

278,1

3. Прибыль от реализации, млн. руб.

14 649

32 445

30 729

209,8

4. Чистая прибыль от  основной деятельности, млн. руб.

13 179

29 833

26 662

202,3

5. Амортизация отчетного  периода, млн. руб.

61 686

84 082

105 578

171,2

6. Рентабельность производственной  деятельности, %:

       

6.1. По прибыли от реализации (стр. 3 : стр. 2)

10,8

11,5

8,2

- 3,3

6.2. По чистой прибыли (стр. 4 : стр. 2)

9,7

10,5

7,1

- 3,4

6.3 По чистому денежному  потоку ((стр. 4 + стр. 5) : стр. 2)

55,3

40,2

35,1

- 5,1

7. Рентабельность продаж (оборота), %:

       

7.1. По прибыли от реализации (стр. 3 : стр. 1)

9,8

10,3

7,5

- 2,8

7.2. По чистой прибыли (стр. 4 : стр. 1)

8,8

9,5

6,5

- 3,0

7.3. По чистому денежному  потоку ((стр. 4 + стр. 5) : стр. 1)

49,9

36,1

32,3

- 3,8


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе отчетности предприятия

На основании таблицы 2.2 можно сделать вывод об ухудшении показателей рентабельности в течение периода 2011-2013 гг. Так, рентабельность производственной деятельности по прибыли от  реализации снизилась в 2013 г. к 2012 г. на 3,3.

Показатели ликвидности и финансовой устойчивости ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» за 2011-2013 гг. представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3. – Показатели ликвидности и финансовой устойчивости ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» за 2011-2012 гг.

Показатели

На 
1.01.2011 г.

На 
1.01.2012 г.

На 
1.01.2013 г.

Нормативное значение

1. Коэффициент  ликвидности:

       

Абсолютной

0

0,04

0

>0,2

Промежуточной

-

-

-

0,4-0,6

Текущей

1,5

1,25

1,18

>1,7

2. Коэффициенты  финансовой устойчивости:

       

Автономии

0,5

0,46

0,5

>0,5

маневренности собственных средств

0,05

0,08

0,07

0,5

соотношения заемных и собственных средств (плечо финансового рычага)

-

-

-

<1

обеспеченности собственными оборотными средствами

0

0,2

0,12

>0,3

обеспеченности собственными оборотными средствами запасов и затрат

-

-

-

0,6-0,8


 

Примечание – Источник: бухгалтерский баланс

 

Ликвидность (текущая платежеспособность) - одна из важнейших характеристик финансового состояния организации, определяющая возможность своевременно оплачивать счета и фактически является одним из показателей банкротства. Результаты анализа ликвидности важны с точки зрения как внутренних, так и внешних пользователей информации об организации. Анализ  финансового состояния  показал, что коэффициент абсолютной ликвидности ниже нормы, коэффициент текущей ликвидности также ниже нормы. Рассмотрев показатели финансовой устойчивости ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов», можно отметить тенденцию снижения всех показателей за анализируемый период времени. Это свидетельствует об ухудшении, как платежеспособности, так и финансового состояния организации в целом.

2.2 SWOT-анализ на предприятии ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов»

 

Метод SWOT представляет собой процедуру экспертной диагностики среды, позволяющей описать основные тенденции ее развития, сформулировать базовые гипотезы о перспективах деятельности организации и определить поле альтернативных направлений ее дальнейшего развития. Модель SWOT-анализа предполагает разделение области исследования на внешнее окружение и внутрифирменную среду организации. На основе собранной информации определяются благоприятные (сильные стороны и возможности) и неблагоприятные (слабые стороны и угрозы) аспекты бизнеса.

В первую очередь, опираясь на имеющиеся данные, рассмотрим внутреннюю среду предприятия. Изучение этой среды направлено на выявления того, какими сильными (Strengths) и слабыми (Weaknesses) сторонами обладает фирмы. Сильные стороны – это то, в чем компания преуспела, или особенность, предоставляющая ей дополнительную возможность. Они могут быть использованы как основа для формирования стратегии и конкурентного преимущества. Слабые стороны – это отсутствие чего-то важного для функционирования компании, то, что ставит ее в неблагоприятные условия по сравнению с конкурентами.

В техническом отношении ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» имеет преимущество перед основными конкурентами. Предприятие на 50% оборудовано относительно новыми станками, которые позволяют конкурировать с другими предприятиями данной отрасли.

Предприятие имеет  достаточное количество персонала для выполнения необходимого объема работы. Ежегодно на предприятии разрабатывается и составляется план подготовки и повышения квалификации работников. Специалистом отдела кадров периодически пересматривается круг работников, которым необходимо повышать квалификацию, совершенствовать свой профессионализм. Установлен контроль над периодичностью, последовательностью обучения кадров, а также за оценкой результативности учебы.

Также к сильным сторонам можно отнести отлаженные каналы сбыта продукции и закупки сырья. Сырье закупается по относительно низким ценам, что выгодно даже поставщикам (сельскохозяйственным предприятиям Брестской области), которые потом могут закупить продукцию комбината также по сниженным ценам. Также клиенты фирмы могут осуществлять заказ партии продукции с доставкой либо забрать собственным транспортом.

Далее рассмотрим слабые стороны ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов», которые ставят его в неблагоприятное положение относительно конкурентов.

Свою деятельность ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» осуществляет в пределах Брестской области, так как в других областях Республики существуют свои комбинаты, которые и обеспечивают население продукцией. Узость географического рынка является существенным недостатком предприятия, так как соперники гораздо более гибки в этом направлении.

Информация о работе SWOT-анализ и методика его проведения