Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 10:03, курсовая работа
Управление бюджетными организациями значительно отличается от менеджмента коммерческих структур, которые обычно рассматриваются в курсе менеджмента. Вместе с тем, в России существует значительное количество бюджетных организаций, многие из которых управляются и, как следствие, действуют неэффективно.
Государственным учреждениям грамотный менеджмент необходим в не меньшей степени, чем коммерческим. Отсутствие должного внимания к управлению организацией, ее ресурсами и деятельностью, достаточно быстро может привести к состоянию финансового кризиса, если средства, которые могли бы быть потрачены на удовлетворение общественных потребностей, расходуются впустую. Без грамотного управления и контроля бюджетные организации зачастую превращаются из общественных институтов в инструменты выкачивания денег из государства, обогащения отдельных лиц за счет общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 5
1.1 Понятие и основные характерные черты бюджетной организации 5
1.2 Основные отличия бюджетных организаций от коммерческих и анализ основных подходов к менеджменту в них 7
1.3 Основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций 15
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОУ «КИРПИЧНОЗАВОДСКАЯ СОШ 19
2.1 Анализ внутренней среды учреждения 19
2.2 Особенности менеджмента школы: предмет, задачи и основные функции внутри школьного управления, планирование образовательного процесса 24
2.3 Содержание, особенности и проблемы мотивации участников учебного процесса 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
• создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования;
• формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
• достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня;
• адаптация обучающихся к жизни в обществе;
• обеспечение непрерывности среднего общего образования;
• формирование функционально грамотной личности;
• воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.
В учреждении накоплен богатый опыт по применению новых информационных технологий в образовании: разработаны образовательные программы и учебно-методические комплексы по объектно-визуальному программированию и мультимедиа, офисным и телекоммуникационным технологиям, компьютерному дизайну и презентационной графике.
Организационная структура учреждения представлена в виде линейно-функциональной системы. (Приложение 1)
Источниками формирования имущества МОУ «Кирпичнозаводская СОШ», в том числе финансовых средств, являются:
– имущество, закрепленное собственником или уполномоченным им органом в установленном порядке;
– имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, выделяемых учреждению по смете;
– бюджетные ассигнования и другие поступления;
– средства, поступающие в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;
– внебюджетные средства;
– доход, полученный от платных видов предпринимательской деятельности, разрешенных Учреждению;
– доходы от ценных бумаг;
– амортизационные отчисления;
– кредиты банков и других кредитных учреждений;
– безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений, граждан;
– иные источники, предусмотренные действующим законодательством РФ.
Финансы школы расходуются на следующие цели:
- заработная плата работников с отчислениями;
- приобретение предметов
- оплата услуг, а именно коммунальные услуги, услуги связи, транспортные услуги, командировки;
- приобретение оборудования и предметов длительного пользования;
- капитальный ремонт.
Материально-техническая база школы включает в себя около 15 компьютеров, один мобильный компьютерный класс, 1 кабинет информатики. Согласно государственной программы полностью оборудованы три кабинета для первых классов ( ноутбук, интерактивная доска, проектор, микроскоп, фотоаппарат, принтер). Кроме оборудованных предметных кабинетов имеется спортивный зал, библиотека, актовый зал, столовая. Школа снабжена WIFI, в столовой приобретено современное оборудование, установлены терминалы для оплаты. Библиотека пополнена новым комплектом книг, она снабжена компьютерной техникой (четыре ноутбука, четыре планшета, плазменный телевизор).15
По своей структуре учебный план школы в 5 – 9 классах соответствует региональному базисному учебному плану. На каждой ступени обучения в учебном плане сохраняется в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным для обеспечения базового стандарта образования.
Учебная нагрузка каждого ученика состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из часов школьного компонента. В сумме она не превышает максимального объема обязательной учебной нагрузки для школьника.
Содержание и структура образовательной программы, реализуемой посредством данного учебного плана, обусловлена статусом школы как общеобразовательной.
Часы сверх нормы дополнительно оплачиваются соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.
Учебная нагрузка на выходные и праздничные дни не планируется. Верхний предел нагрузки на учебный год для преподавателей учреждений среднего образования ограничивается 36 недельных часов.
В исключительных случаях, когда по предмету остается, незначительное количество нераспределенных часов и нет возможности на этот объем работы найти педагога, руководитель учреждения среднего профессионального образования может установить учебную нагрузку и выше указанных норм.
Каждому обучающемуся в учреждении, условно говоря, предлагается освоить программу образовательного профиля. Это та обязательная нагрузка обучающегося по профилю, тот основной набор знаний, умений и навыков "стартового капитала", который обеспечивает ему конкурентоспособность в современном обществе.
Кроме широкого спектра учебных дисциплин и спецкурсов данное учебное заведение предоставляет обширное поле деятельности во внеурочное время. В системе дополнительного образования школы – спортивно-туристические секции, вокальный ансамбль, клубы: дизайнеров, программистов, садоводства, рукоделия.
Учреждение вправе привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных сопутствующих услуг, предусмотренных уставом учреждения, ( см. Приложение 2), а так же
Управление учреждением строится на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия директора. Разграничение полномочий между директором и органами самоуправления определяется Уставом учреждения.16 Основными формами самоуправления являются Совет учреждения, Ученический Совет, Педагогический совет.
Общее руководство учреждением осуществляет выборный представительный орган – Совет учреждения. Он формируется из администрации школы, представителей работников, представителей обучающихся (4 учащихся 8-11 классов) и представителей родителей (от каждого класса).
В учреждении создана развитая система ученического самоуправления. В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности.
Педагогический совет – это коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников учреждения. Педсовет определяет формы и методы учебно-воспитательного процесса, выбирает варианты содержания образования в текущем году.
Непосредственное руководство учреждения осуществляет директор. Он является источником единоличной власти в учебном заведении.
Рассмотрев и проанализировав внутреннюю среду учреждения, приходим к выводу, что особенности менеджмента данной организации определяются тем, что это инновационное образовательное учреждение с развитой информационной средой. При этом размеры организации невелики. МОУ «Кирпичнозаводская СОШ» обладает обширной материально-технической базой и активно привлекает внебюджетные средства. В структуре управления учреждением сочетаются развитая система самоуправления и сильная единоличная власть директора.
Менеджмент школы можно определить как особую деятельность, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы.17
При управлении школой необходимо ответить на вопросы, какие задачи и как должна решать управляющая система школы, как она должна быть устроена, чтобы при различных внутренних и внешних условиях обеспечивалась эффективность управления. Поэтому общим предметом внутри школьного управления являются закономерные связи между свойствами управляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях.
Несомненно, что центральным объектом менеджмента школы является учебно-воспитательный процесс. Как он должен осуществляться, и какие его задачи, наука управления не изучает – это предмет педагогики. Но то, как должно осуществляться управление в зависимости от особенностей технологии учебно-воспитательного процесса – это уже вопрос к менеджменту школы.
Как бы хорошо не работала школа, она не может не меняться. В связи с этим, одним из важнейших объектов управления в школе является процесс ее развития. Основным средством управления деятельностью школы выступает планирование.
Как подбирать кадры, как осуществлять оценку их деятельности, как мотивировать на продуктивную работу, как формировать продуктивный психологический климат в коллективе – все эти вопросы также стоят перед исследователями внутри школьного управления.
Другая важная функция менеджмента школы – контроль. С помощью результатов, полученных в ходе контроля, определяется необходимость принятия управленческих решений, оценивается работа персонала. Кроме того, систематический контроль служит для побуждения исполнителей к продуктивной работе.
Школа, как и всякая организация, существует не изолировано, а в определенной социальной среде. Поэтому нужно изучать, как зависят результаты управления от того, в каких условиях оно осуществляется.
Безусловно, перечисленные выше частные предметы исследования не исчерпывают всего их многообразия. По мере развития школы как социального института будут возникать новые задачи управления и будут актуализироваться новые направления исследований.
Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива школы. В ходе планирования даются ответы на следующие вопросы: каких результатов хочет достичь школа в конце учебного года и на промежуточных этапах, кто, что и когда для этого должен будет сделать. Различия в конкретных образовательных целях и способах их достижения между школами обнаруживаются, прежде всего, в учебных планах.
Базисный учебный план общеобразовательной школы — это государственный нормативный документ, утверждаемый Правительством РФ и являющийся составной частью государственного стандарта образования. Его основное назначение — сохранение единого образовательного пространства в России.
Учебный план, разработанный и принятый педагогическим коллективом, согласованный с местным органом управления образованием, является одним из основных документов образовательного учреждения
В структуре базисного учебного плана выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
Базисный учебный план устанавливает следующие нормативы:
Так же результате в учебном плане учреждения выделяются три основных типа учебных занятий:
В соответствии с установленным делением на ступени общего образования, базисный учебный план учреждения состоит из базисных учебных планов для каждой ступени – построенных на принципе преемственности.
Для того, чтобы спроектировать учебный план, важно знать соответствующие правовые нормы, изменения в социальном заказе на образовательные услуги, особенности и интересы учащихся, педагогического коллектива, уметь их соотносить между собой, знать и понимать основное назначение МОУ «Кирпичнозаводская СОШ», результаты работы коллектива школы за предыдущие годы и текущий по действующему плану и связанные с ним проблемы. Разработанный план должен сохранять основную структуру базисного плана. Он должен отражать все базисные нормативы, основные типы учебных занятий.
Наполнение всех структурных компонентов, частей во многом зависит от правильного понимания назначения, специфики, основных характеристик базисного плана, его вариантов, от знания и понимания особенностей видов действующих учебных планов школ, от понимания, за счет чего и как может изменяться и компоноваться содержание образования по всем трем компонентам и двум основным частям, в каких пределах и за счет чего можно изменять объем учебного времени, отводимого на изучение обязательных образовательных областей.
Информация о работе Сущность и особенности менеджмента в бюджетных организациях