Сущность и особенности менеджмента в бюджетных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Управление бюджетными организациями значительно отличается от менеджмента коммерческих структур, которые обычно рассматриваются в курсе менеджмента. Вместе с тем, в России существует значительное количество бюджетных организаций, многие из которых управляются и, как следствие, действуют неэффективно.
Государственным учреждениям грамотный менеджмент необходим в не меньшей степени, чем коммерческим. Отсутствие должного внимания к управлению организацией, ее ресурсами и деятельностью, достаточно быстро может привести к состоянию финансового кризиса, если средства, которые могли бы быть потрачены на удовлетворение общественных потребностей, расходуются впустую. Без грамотного управления и контроля бюджетные организации зачастую превращаются из общественных институтов в инструменты выкачивания денег из государства, обогащения отдельных лиц за счет общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 5
1.1 Понятие и основные характерные черты бюджетной организации 5
1.2 Основные отличия бюджетных организаций от коммерческих и анализ основных подходов к менеджменту в них 7
1.3 Основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций 15
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОУ «КИРПИЧНОЗАВОДСКАЯ СОШ 19
2.1 Анализ внутренней среды учреждения 19
2.2 Особенности менеджмента школы: предмет, задачи и основные функции внутри школьного управления, планирование образовательного процесса 24
2.3 Содержание, особенности и проблемы мотивации участников учебного процесса 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Выбор варианта конкретного учебного плана учреждения определяется целым рядом внешних и внутренних факторов.

К числу внешних факторов относятся: возможности получения квалифицированной консультативной помощи методических служб и органов управления, возможности обеспечить реализацию инновационных учебных программ, позиция родителей, их отношение к образованию детей, позиция местных и региональных органов управления, степень реальной автономности образовательного учреждения.

Внутренними факторами выбора конкретного варианта учебного плана являются: состав учащихся, зрелость педагогического коллектива, уровень квалификации учителей, принятая миссия и профиль учреждения, комплекс образовательных целей, результаты осуществляемого образовательного процесса, стиль управления образовательными процессами, наличные возможности в части ресурсного обеспечения образовательных процессов.

Значение учебного плана школы настолько велико, что его разработка ни в коем случае не может быть формальной, в этот процесс должен быть включен весь педагогический коллектив.

Для успешной организации образовательного процесса в школе важнейшее значение имеет еще один этап его планирования – составление расписания занятий. В практике школы существуют различные виды расписаний: расписание учебных занятий, занятий группы продленного дня, внеурочных занятий второй половины дня. Они должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом и образовывать целостную систему.

Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана и является инструментом для структурирования времени учебного дня и недели, распределения времени учащихся и педагогов учреждения.

Расписание занятий должно соответствовать основным устремлениям учреждения, его общей ориентации на высокое качество образования, профилактику и преодоление дезорганизации школьной жизни, перегрузки, переутомления, заболеваемости, быть направленным на поддержание хорошего самочувствия детей и взрослых. Оно должно учитывать особенности учащихся, санитарно-гигиенические нормы, рекомендации медиков и психологов, учитывать особенности содержания и построения образовательного процесса в школе, требования к режиму работы учреждения, а также интересы, возможности и объем нагрузки учителей.

 

    1. Содержание, особенности и проблемы мотивации участников учебного процесса

 

Для успешного осуществления учебного процесса мотивацию необходимо вести по двум основным направлениям: стимулирование работников учреждения и учащихся. Оба направления обладают рядом особенностей, существенно отличающих их от мотивации сотрудников предприятия или другой коммерческой организации. Между этими направлениями также существуют глубокие различия, но они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Способы мотивации педагогических работников определяются спецификой работы учителя в целом, особенностями российского образования и качествами конкретного учебного заведения.

Очевидно, что российские педагоги преподают в школах не из-за высокого заработка. Обычно учителями работают либо энтузиасты, считающие преподавание своим долгом или получающие удовлетворение от него, либо те, кто не может устроиться на другую работу по каким-либо причинам (возраст, квалификация). Такое положение дел неутешительно, однако это тема для отдельного исследования.

В первую очередь учреждение ориентируется на то, чтобы привлечь сотрудников других школ и сохранить собственные кадры. Для этого необходимо создавать условия, выгодно отличающие школу от других учебных заведений. Условия труда в школе гораздо лучше, чем в большинстве школ районов. Удобные отремонтированные классы, наличие свободного доступа к современной компьютерной технике и сети Интернет, внедрение проекторов и интерактивных досок вместо традиционного мела – все это делает процесс обучения куда более легким и привлекательным для педагогов.

Важным стимулом для педагогов является контингент учащихся учреждения. Поскольку МОУ «Кирпичнозаводская СОШ» является одним из центральных учебным заведением Приволжского района, обучаются в нем дети и из ближайших поселений. Ученики нацелены на более высокий уровень требований как к знаниям, так и к поведению.

Но так же нельзя не учесть стимулом в виде оплаты труда. В начале 2010-2011 учебного года Совет школы принял решение об использовании части внебюджетных средств учреждения, в первую очередь материальной помощи от родителей, для доплат к основной заработной плате учителей. При этом доплата составляет значительную долю заработка.

Основой формирования заработка работника является тариф, который дополняется различными премиями, доплатами, надбавками (отражающими результативность труда работника по итогам работы, как правило, за месяц, но может быть и квартальная премия, премия по итогам года). От привычных систем гибкая тарифная система отличается тем, что:

• разрабатывается для нужд конкретного предприятия с учетом его специфики;

• заработок работника индивидуализирован и привязан к фактическим результатам труда. Это достигается увеличением удельного веса дополнительных выплат (премий, доплат, надбавок) в общей сумме заработка. Подобная тарифная система используется в МОУ «Кирпичнозаводская СОШ» и во многих других организаций.

Так же  учреждение придерживается подушевого финансирования. На 2011 учебный год обучающихся составило 497, по сравнению с 2010 годом (454 учащихся).

Стимулирующая надбавка – еще один стимул для работников МОУ «Кирпичнозаводская СОШ». Положение о распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы. В соответствии с Положением об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 28.062007 г. 462/22 «06 оплате труда работников государственных образовательных учреждений» в заработную плату учителей в общеобразовательных учреждениях входят выплаты стимулирующего характера. Выплаты стимулирующего характера руководителям и педагогическим работникам школы проводятся за показатели качеств и результативность, оказание отдельных видов единовременной материальной помощи в соответствии с коллективным договором. Все вышеперечисленное является важными стимулами для работников школы, что положительно сказывается на самом учреждении, на качестве образования.

Особенности мотивации учащихся уже были затронуты выше. Оценка "неудовлетворительно" в четверти или полугодии, систематические прогулы или другие грубые нарушения дисциплины являются поводом к отчислению из школы.

В то же время ученики осознают, какие преимущества им дает учеба в этом учебном заведении – не только более глубокие знания, но и доступ ко всем техническим средствам учреждения, современные классы, благоприятная обстановка в коллективе. За последние 10 лет все выпускники школы поступают в высшие учебные заведения, причем большая часть – на бюджетной основе.

Важной составляющей мотивации обучающихся является соревновательный момент. В учреждении ежегодно проводятся различные фестивали и олимпиады, ученики принимают участие как внутри школьных олимпиадах и круглых столах так и в районе и области. Победа в них – это не только признание, но и ценные призы.

Не менее важной составляющей мотивации является активное участие учеников в системе самоуправлении учреждения. Для подростков особенно важно чувствовать, что их мнение учитывается, что управление школой осуществляется не в отрыве от их нужд. С его помощью обеспечивается обратная связь, столь важная для эффективного управления.

Хорошим стимулом к обучению является творчество. Именно поэтому в школе широко используются задания и работы, носящие творческий характер, требующие решения интересных и нестандартных задач. 18

Однако перечисленные способы мотивации имеют и отрицательную сторону. В настоящее время культуру школы можно охарактеризовать как личностную. Но школа должна научить своих подопечных работать не только в одиночку, но и в коллективе. Конечно, МОУ «Кирпичнозаводская СОШ» практикует групповую работу, например командные спортивные и творческие мероприятия в рамках акций «Мы за Здоровый образ жизни», но количественное соотношение заданий, выполненных индивидуально и в группе, достаточно далеко от идеального. Необходимо уделять больше внимания коллективным работам, не только во внеучебной деятельности, но и в рамках самого образовательного процесса.

Знание состояния дел в школе обеспечивается за счет реализации функции контроля. Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит также формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности.

В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию, различают административный контроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.19

Выделяется два вида контроля учебно-воспитательного процесса: тематический и фронтальный, каждый из которых осуществляется в своих формах.

Тематический контроль имеет тематически-обобщающую, классно-обобщающую, предметно-обобщающую и персональную формы.

Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам. Например, может изучаться вопрос формирования общеучебных умений и навыков учащихся, развития познавательных интересов школьников и др.

Классно-обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту. В ходе классно-обобщающего контроля может, например, проверяться подготовка учащихся выпускного класса к экзаменам. Он позволяет установить степень слаженности работы группы педагогов с одним классным коллективом.

Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями. Эту форму наиболее целесообразно использовать в случаях, когда имеются отклонения от запланированных результатов в успеваемости по определенному предмету.

Персональный контроль – это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке с тем, чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние.

Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку деятельности всего или части педагогического коллектива (например, методического объединения) по целому ряду аспектов. Например, может быть проверена деятельность учителей начальной школы по вопросам развития учащихся на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических требований к режиму занятий. Может быть фронтально проверена работа предметного методического объединения по целому кругу вопросов, входящих в его компетенцию: совершенствованию преподавания, обучению кадров, распространению их опыта и др. Данный вид контроля требует значительных затрат времени и усилий проверяющих, тщательной предварительной подготовки, поэтому используется редко.

Все перечисленные виды контроля состояния учебно-воспитательного процесса могут осуществляться как предварительные, текущие и итоговые.

Стейкхолдеры представители различных «групп интересов» в деятельности организации, имеющие возможности влияния и ресурсы. Стейкхолдерами школы являются родители, ученики, учителя. Стейкхолдерами школы могут также быть благотворители, представители местных сообществ и профессиональных организаций. ( см. Приложение 3)

Практикуется использование включенного наблюдения учебно-воспитательного процесса и одновременно – его анализ. Особенности включенного наблюдения состоят в том, что проверяющий не вмешивается в ход процесса до его окончания и ставит задачи его коррекции перед самим педагогом. Однако, метод наблюдения не универсален, далеко не все можно пронаблюдать, то есть увидеть и услышать. В связи с этим, он часто используется в сочетании с другими методами: устной и письменной проверкой знаний, социологическим опросом, изучением документации и хронометрированием наблюдаемого процесса.

В контроле за состоянием процессов часто используется метод изучения документации и, прежде всего, планов. Этот метод, несмотря на его формальный характер, позволяет собрать наиболее надежную информацию. Он экономичен, так как с его помощью за короткие сроки можно проверить большой участок работы учреждения. Однако данный метод не позволяет установить, насколько фиксируемое в документах действительно соответствует реальному, и установить возможные искажения.

Для того, чтобы реализация функции контроля в школе была эффективной, контроль должен отвечать следующим общим принципам.

  1. Принцип стратегической направленности контроля. Эффективный контроль должен отражать и поддерживать общие цели учреждения.
  2. Принцип соответствия делу. Контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.
  3. Принцип нормативов. Обязательным условием эффективного контроля является наличие объективных, точных и удобных для применения нормативов. Необходимо найти простой и конкретный способ определения степени выполнения запланированных задач.
  4. Принцип контроля по критическим точкам. Эффективный контроль требует особого внимания к факторам, критическим для оценки степени выполнения плана.
  5. Принцип существенных отклонений. Эффективность контроля повышается, если внимание сосредотачивается на отклонениях, имеющих некоторую критическую величину или относящихся к разряду исключительных.
  6. Принцип действия. Контроль оправдан только тогда, когда отклонения от планов подвергаются затем корректировке.
  7. Принцип своевременности контроля. Своевременность контроля заключается в определенной частоте проведения измерений или оценок, которая адекватно соответствует контролируемому явлению.
  8. Принцип простоты контроля. Простейший контроль, с точки зрения тех целей, для которых он предназначался, — это наиболее эффективный способ контроля.
  9. Принцип экономичности контроля. Любой контроль, который требует больше, чем дает для достижения целей, направляет работу по ложному пути.

Информация о работе Сущность и особенности менеджмента в бюджетных организациях