Сущность и особенности менеджмента в бюджетных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Управление бюджетными организациями значительно отличается от менеджмента коммерческих структур, которые обычно рассматриваются в курсе менеджмента. Вместе с тем, в России существует значительное количество бюджетных организаций, многие из которых управляются и, как следствие, действуют неэффективно.
Государственным учреждениям грамотный менеджмент необходим в не меньшей степени, чем коммерческим. Отсутствие должного внимания к управлению организацией, ее ресурсами и деятельностью, достаточно быстро может привести к состоянию финансового кризиса, если средства, которые могли бы быть потрачены на удовлетворение общественных потребностей, расходуются впустую. Без грамотного управления и контроля бюджетные организации зачастую превращаются из общественных институтов в инструменты выкачивания денег из государства, обогащения отдельных лиц за счет общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 5
1.1 Понятие и основные характерные черты бюджетной организации 5
1.2 Основные отличия бюджетных организаций от коммерческих и анализ основных подходов к менеджменту в них 7
1.3 Основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций 15
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОУ «КИРПИЧНОЗАВОДСКАЯ СОШ 19
2.1 Анализ внутренней среды учреждения 19
2.2 Особенности менеджмента школы: предмет, задачи и основные функции внутри школьного управления, планирование образовательного процесса 24
2.3 Содержание, особенности и проблемы мотивации участников учебного процесса 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Важной функцией контроля является также донесение его результатов до учащихся и персонала школы. В начале календарного года школа вступила в систему "NET Школа", позволяющую учителям, учащимся и их родителям получить необходимую оперативную информацию через сеть Интернет, а также автоматизировать многие рутинные процессы. Однако уровень использования даже этой системы невысок, многие родители и ученики о ней даже не знают, либо не получили к ней доступа. Учитывая потенциал учреждения, подобная система могла и должна была появиться значительно раньше. В настоящее время требуется активно интегрировать имеющуюся систему в образовательный процесс, выявить ее достоинства и недостатки и приспособить к собственной информационной среде школы.

Таким образом, центральным объектом менеджмента школы является учебно-воспитательный процесс, но с иной точки зрения, нежели у педагогики. Важнейшими функциями менеджмента, реализующимися во внутри школьном управлении, являются планирование, мотивация и контроль. Планирование носит обязательных характер, но требует большего, чем формальный подход. Грамотно составленные учебные планы позволяют осуществлять эффективный управленческий процесс в школе. Мотивация в МОУ «Кирпичнозаводская СОШ» определяется не только особенностями школьного управления, но и спецификой данного образовательного учреждения. Она осуществляется по двум основным направлениям – мотивация обучающихся и персонала учреждения. Реализация функции контроля требует комплексного подхода к оценке деятельности педагогов и результатам процесса обучения. Разумеется, список функций менеджмента в школе не исчерпывается перечисленными, но они являются основными и требуют наибольшего внимания.

 

Заключение

 

В работе были выявлены и подробно рассмотрены основные особенности бюджетных организаций – некоммерческий характер деятельности и государственное финансирование. Значительное внимание уделено источникам ресурсов бюджетных организаций и, в первую очередь, порядку финансирования.

Важное место в менеджменте бюджетной организации занимает оценка эффективности ее деятельности. Некоторые из критериев оценки эффективности коммерческих организаций подходят и для бюджетных. Однако различия между бюджетными организациями глубже и существеннее, чем между коммерческими, поэтому для каждого типа бюджетных организаций необходимо разрабатывать свой собственный набор критериев оценки эффективности. Основой для решения этой задачи может послужить выделение четырех подходов к разработке критериев: целевого, процессного, ресурсного и подхода с позиций групп поддержки (стейкхолдеров).

В качестве примера бюджетной организации в работе рассматривается МОУ «Кирпичнозаводская СОШ». Особенности менеджмента данной организации определяются тем, что это образовательное учреждение с быстро развивающейся информационной средой. МОУ «Кирпичнозаводская СОШ» обладает обширной материально-технической базой и активно привлекает внебюджетные средства. В структуре управления учреждением сочетаются развитая система самоуправления и сильная единоличная власть директора. При управлении школой необходимо учитывать, какие задачи и как должна решать управляющая система школы, как она должна быть устроена, чтобы при различных внутренних и внешних условиях обеспечивалась эффективность управления.

Среди всех функций менеджмента в школьном управлении наиболее важными являются планирование, мотивация и контроль. В работе они рассматриваются наиболее подробно.

Учебные планы и расписания составляются ежегодно. Это сложный комплексный процесс, при котором необходимо учитывать требования государственных стандартов, санитарных и гигиенических норм, целей образовательного процесса и специфики учебного заведения. Учебные планы являются основой эффективности образовательного процесса в учреждении в течение учебного года.

Для успешного протекания учебно-воспитательного процесса необходимо мотивировать деятельность как работников учреждения, так и учащихся. Основой мотивации как тех, так и других является общая атмосфера школы, психологический комфорт, а также развитая информационно-техническая база. Для мотивации работников служит также система надбавок к оплате труда, а учащихся – творческий и соревновательный моменты, выражающиеся в первую очередь в ходе фестивалей, олимпиад, конференций и других мероприятий, проводимых учреждением. В настоящее время важно уделить внимание мотивации коллективной деятельности учащихся.

Знание состояния дел в школе обеспечивается за счет реализации функции контроля. Существует несколько видов внутри школьного контроля, которые проводятся в зависимости от конкретных задач, но их результаты необходимо оценивать комплексно. При проведении контроля необходимо учитывать набор основных принципов.

Таким образом, была достигнута цель работы – определение наиболее важных сторон и эффективных методик менеджмента в бюджетных организациях. Поскольку бюджетные организации значительно отличаются друг от друга в зависимости от сферы деятельности, наиболее полно был рассмотрен менеджмент школы.

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Андреев С.Н., Оценка результативности деятельности некоммерческих субъектов // Некоммерческие организации в России №4/2005
  2. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – М.: “ПРИОР”, 1999.
  3. Бюджетный кодекс Российской федерации
  4. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003
  5. Гражданский кодекс Российской федерации
  6. Гришан И.П. Менеджмент образовательных учреждений. , 2002. – 65 с.
  7. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/Науч.редактор А. А. Радугин.- М.: Центр, 1998.- 432 с: ил.
  8. Закон Российской федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года - http://www.consultant.ru/files/popular/000043.zip
  9. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с.
  10. Курова Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения: Учеб. пособие для системы доп.проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2002
  11. Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. - М.: Русская деловая литература, 1999. - 320с.
  12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2006. – 672с., ил.
  13. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 5-е изд.; перераб. и доп. - М.:
  14. Сайт МОУ «Кирпичнозаводской СОШ» - http://soshkirp.ucoz.ru/
  15. Устав МОУ «Кирпичнозаводской СОШ»
  16. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. Учебное пособие. С-Пб. – 2003

 

Приложение 1

 

Приложение 2

Источники формирования имущества МОУ «Кирпичнозаводская СОШ», в том числе финансовых средств:

– имущество, закрепленное собственником или уполномоченным им органом в установленном порядке;

– имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, выделяемых учреждению по смете;

– бюджетные ассигнования и другие поступления;

– средства, поступающие в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;

– внебюджетные средства;

– доход, полученный от платных видов предпринимательской деятельности, разрешенных Учреждению;

– амортизационные отчисления;

– кредиты банков и других кредитных учреждений;

– безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений, граждан;

– иные источники, предусмотренные действующим законодательством РФ.

Финансы школы расходуются на следующие цели:

- заработная плата работников  с отчислениями;

- приобретение предметов снабжения, а именно медикаментов, мягкого  инвентаря, продуктов питания;

- оплата услуг, а именно коммунальные  услуги, услуги связи, транспортные  услуги, командировки;

- приобретение оборудования и  предметов длительного пользования;

- капитальный ремонт.

 

Приложение 3

Стейкхолдеры

Основные интересы

Родители

- Оказывают помощь школе и  классному руководителю в приобретении  пособий и учебников, необходимых  для полноценного учебного процесса; 
- Проводят совместную работу и оказывают помощь классному руководителю по взаимодействию с родителями, не занимающимися   воспитанием  своего ребенка, а так же принимают применительно к ним допустимые меры воздействия; 
- В целях защиты прав и  интересов своих детей поддерживают контакт  с органами правопорядка и  общественными организациями; 
- Высказывают субъективное мнение о мероприятиях, проводимых на уровне класса; 
- В случае возникающей необходимости содействуют в привлечении специалистов разного рода для решения создавшихся проблем в семьях учащихся класса; 
- Решать хозяйственно – бытовые вопросы внутри класса .

Все вышеперечисленные пункты реализуют одни из главных интересов родителей: контролировать своих детей, следить за их успеваемостью и развитию, а так же создавать благоприятную среду в классе для своих детей, повышая тем самым их активность.

Ученики

Ученики непосредственно, как и учителя, участвуют в образовательном процессе, поэтому их интересы наиболее важны для организации как основных участников процесса. Главной целью ученика является получение необходимых, базовых знаний для дальнейшей реализации своего потенциала. Приведем основные права учеников:

- Свободное выражение собственных  взглядов, убеждений и мнений; взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.

- Получение бесплатного образования  в соответствии с государственными  образовательными стандартами, развитие  своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме.

- Обучение в рамках государственных  образовательных стандартов по  индивидуальным учебным планам  в порядке, определяемом уставом  школы (обучение на дому по  медицинским показаниям).

- Открытая оценка знаний и  умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

- Дополнительная бесплатная помощь  учителя в приобретении знаний  на специальных занятиях, предусмотренных  графиком работы школы и учителя.

- Право знать о проставленных ему оценках - как за устные, так и за письменные работы.

- Право быть выслушанным.

Учителя

Учителя являются одним из ключевых стейкхолдеров внутренней среды школы и все свои ресурсы (педагогический опыт, знания, приемы работы с детьми) направляют с целью не только повышение уровня качества образования, обучение учеников и воспитание «личностей», но и реализовать себя как педагога, получая при этом соответствующую своему разряду заработную плату.

Наиболее яркие примеры прав учителей:

- Участвовать в организации и самоуправлении всеми делами своей школы через собрания, конференции и выборные органы, а также непосредственно посещая заседания любого выборного органа, принимая участие в обсуждении вопросов, причем с правом совещательного голоса; 

- Самостоятельно определять формы и методы своей учебной и воспитательной работы, соглашаться и не соглашаться с замечаниями коллег и руководителей по этим вопросам, при условии, что избранные формы и методы дают социально и педагогически ценные конечные результаты; 

- Имеет право на хорошо оборудованное  рабочее место, кабинет, снабженный  необходимым в работе оборудованием, дидактическим материалом; 

- Осуществлять эксперименты в  сфере учебно-воспитательной работы  при условии, что они не наносят  ущерба качеству воспитания, обучения и здоровья обучающихся; 

- Повышать свою квалификацию; 

- Аттестоваться на добровольной  основе на соответствующую квалификационную  категорию и получить её в  случае успешного прохождения  аттестации.

Благотворители

К числу наиболее распространённых причин благотворительности частных лиц обычно относят:

· Личное отношение (человек, принимающий решение о благотворительности в пользу школы некогда обучался в ней и имеет теплые воспоминания);

·  Морально-нравственные мотивы (милосердие, альтруизм, гражданская позиция, патриотизм, выраженные в формуле «надо делиться»);

·  Мода (следование чужому примеру);

·  Личное удовлетворение от благотворительного поступка;

К корпоративным мотивам благотворительности бизнеса обычно относят:

·  Улучшение имиджа компании;

·  Улучшение отношений с местной властью;

·   Снятие социальной напряженности в местных сообществах на территориях деятельности компании;

·   Воспитание лояльности к компании (часто встречается при работе с детьми и молодежью);

Профсоюз

Профсоюзы независимы и главной целью является защита прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. 


 

 

1  Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 5-е изд.; перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 34 с.

2 Гражданский кодекс Российской федерации

3 Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – М.: “ПРИОР”, 1999. –15с.

4 Гришан И.П. Менеджмент образовательных учреждений. , 2002. – 65 с

5 Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2002. - 157 с.

6 Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003

7 Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003

8 Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента

9 Гришан И.П. Менеджмент образовательных учреждений. , 2002. – 65 с.

10 Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 5-е изд.; перераб. и доп. - М.:

11 Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2002. - 166 с

12 Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 5-е изд.; перераб. и доп. - М.:

13 Андреев С.Н., Оценка результативности деятельности некоммерческих субъектов // Некоммерческие организации в России №4/2005

14 Устав МОУ «Кирпичнозаводской СОШ»

15 Устав МОУ «Кирпичнозаводской СОШ»

16 Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. Учебное пособие. С-Пб. – 2003 – 14-16 с.

17 Гришан И.П. Менеджмент образовательных учреждений. , 2002. – 12с.

18 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2006. – 672с., ил.

19 Гришан И.П. Менеджмент образовательных учреждений. , 2002. – 65 с

 


 



Информация о работе Сущность и особенности менеджмента в бюджетных организациях