Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:37, курсовая работа
Одной из наиболее важных характеристик внешней среды функционирования компаний в современных условиях является ее подвижность и непредсказуемость. Изменения в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации к новым условиям.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие и сущность инноваций и инновационного менеджмента
1.2 Процесс и методы инновационного менеджмента
1.3 Обоснование внедрения новых технологий в организации: анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ДСК» И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «ДСК»
2.2 Исследование технологического и инновационного процессов в ОАО «ДСК»
2.3 Рекомендации по внедрению нового оборудования и изменению технологии строительного производства в ОАО «ДСК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО 1.1 Понятие и сущность инноваций и инновационного менеджмента 1.2 Процесс и
методы инновационного 1.3 Обоснование
внедрения новых технологий в
организации: анализ и прогнози 2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО- 2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «ДСК» 2.2 Исследование технологического и инновационного процессов в ОАО «ДСК» 2.3 Рекомендации
по внедрению нового ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ |
3
5 5 14
19
25 25
31
37 41 44 46 |
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее важных характеристик внешней среды функционирования компаний в современных условиях является ее подвижность и непредсказуемость. Изменения в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации к новым условиям.
Таким образом, одной из важнейших управленческих задач становится повышение инновативности компаний, а именно их способность четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке, путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции.
Данные обстоятельства
в большей степени
Теоретические основы инновационного менеджмента также были разработаны в трудах Н. Мончева, Хартмана В.Д., Мэнсфилда Э, Твист Б., Роджерса Э., Н.Д. Кондратьева, А.И. Пригожина, которые сформулировали понятие «инновация», выявили особенности зарождения и развития инновационных процессов.
Целью исследования является инновационный менеджмент как процесс, обеспечивающий непрерывное, поступательное развитие хозяйственного субъекта, обеспечивающий формирование конкурентоспобных преимуществ на рынке.
В рамках
достижения поставленной цели
были определены следующие зада
Объектом данного исследования послужило ОАО «Домостроительный комбинат» (ОАО «ДСК»).
Предмет изучения - целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.
При подготовке курсовой работы использовались учебники, учебные пособия, монографии и публикации, посвященные изучаемой теме; учредительные, организационные документы и статистическая отчетность; информация, полученные в беседах с руководителями и специалистами ОАО «ДСК».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие и сущность инноваций и инновационного менеджмента
Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства в большей мере зависит не от имеющихся ресурсов, а от его инновационного характера. Тенденция мирового развития выявила радикальные перемены, вызванные взрывом новшеств в области техники и технологий. Успешность внедрения во внешнюю высокотехнологичную рыночную среду определяется наличием в компании инновационного менеджмента, представители которого могут быстро реагировать на непрерывные изменения.
В экономической литературе нет единства в толковании таких понятий, как инновации, инновационная деятельность, инновационный потенциал, необходимый для исследования механизма научно-технического развития. Приведем несколько определений этого понятия.
Различные авторы - Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Менсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.- трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание [2].
Ф.Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования [6].
По мнению Б.
Санто, инновация – это такой
общественно-технико-
И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно – организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития [2].
Таким образом, инновация может быть определена как сложный, творческий и сопряженный с риском процесс разработки, внедрения и коммерциализации лучшей по своим свойствам продукции (работу, услугу) и выведение его на рынок с использованием всех доступных для организации ресурсов.
Инноватика зародилась в начале ХХ века, когда подвергались изучению закономерности технических нововведений [7, с. 37].
Наиболее серьезное исследование процессов обновления производства и в целом новых товаров и новых технических и управленческих решений было предпринято австрийским экономистом Й. Шумпетером. Он впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация». В своей работе «Теория экономического развития» он определяет инновации как любые изменения с целью внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании и выводит тип нового, предприимчивого предпринимателя, названного «новатором» [14, с. 22]. Й. Шумптер выделил пять типичных изменений:
Теоретическое обоснование значимости внедрения нововведений было предпринято английским исследователем Джоном А. Гобсоном. По его высказыванию, подлинная сила предпринимательства связана со способностью изыскивать новые рынки, производить новые товары и открывать новые способы изготовления товаров [14, с. 22].
Исследования закономерностей зарождения и развития инновационных процессов, выполненные Н.Д. Кондратьевым, являются классической школой инноватики. Он обосновал идею множественности циклов и разработал их модели: короткие (продолжительность 3-3,5 года) торгово-промышленные (средние) циклы (7-11 лет), большие циклы (48-55 лет). Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство, эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение или теория больших циклов конъюнктуры.
Проведенные исследования выявили наличие циклических волн продолжительностью 48-55 лет.
Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распространяются во времени неравномерно, появляясь группами. Учение Н.Д. Кондратьева заложило основы для прогнозирования нововведений [4, с. 42 – 43].
Инновации являются объектом инновационного менеджмента.
Существует большое количество определений инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом [4, с. 46].
Инновационный менеджмент – это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами, создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека [8, с. 4].
Инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства [6, с. 8].
Инновационный менеджмент можно представить как процесс управления созданием новых знаний, творческим потенциалом создателей новых знаний, внедрением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений.
Таким образом, суммируя можно сказать, что инновационный менеджмент представляет собой систему управления, состоящую из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой(объект управления). Связь субъекта и объекта управления осуществляется посредством передачи информации, которая (процесс распространения и передачи информации) и представляет собой процесс управления.
Данный процесс можно рассматривать в трех аспектах:
Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы управления инновационной деятельностью отдельных организаций и их объединений, связанной с:
Цель – определение основных направлений научно – технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:
Цели инновационного
менеджмента предприятия
Фирма имеет систему целей, которые определяются влиянием внешней среды и внутренними потребностями развития фирмы. Так, система стратегических целей фирмы, вызываемых воздействием внешней среды, демонстрируется на рисунке 1.
Целями инновационной
деятельности предприятия являются
повышение эффективности
Рисунок 1 – Внешние цели фирмы в инновационном менеджменте
Социальные цели направлены на повышение заработной платы работников, улучшение условий труда и повышение социальной защищенности.
Инновационные цели связаны с разработкой принципиальных новшеств, проведением работ по патентованию и лицензированию, приобретением ноу-хау, товарных знаков.
Цели фирмы в области
Приоритетными целями инновационного менеджмента являются рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности, продвижение новых товаров и новых технологий на рынок, использование возможностей дальнейшего роста производства