Сущность инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Одной из наиболее важных характеристик внешней среды функционирования компаний в современных условиях является ее подвижность и непредсказуемость. Изменения в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации к новым условиям.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие и сущность инноваций и инновационного менеджмента
1.2 Процесс и методы инновационного менеджмента
1.3 Обоснование внедрения новых технологий в организации: анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ДСК» И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «ДСК»
2.2 Исследование технологического и инновационного процессов в ОАО «ДСК»
2.3 Рекомендации по внедрению нового оборудования и изменению технологии строительного производства в ОАО «ДСК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа инновацион. менеджмент.doc

— 344.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Понятие и  сущность  инноваций и инновационного  менеджмента

1.2 Процесс и  методы инновационного менеджмента

1.3 Обоснование  внедрения новых технологий в  организации: анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства

2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ДСК» И РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ  ИННОВАЦИЙ

2.1 Общая характеристика  деятельности ОАО «ДСК»

2.2 Исследование технологического  и инновационного процессов в ОАО «ДСК»

2.3 Рекомендации  по внедрению нового оборудования  и изменению технологии строительного производства в ОАО «ДСК»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

3

 

5

5

14

 

19

 

 

25

25

 

31

 

37

41

44

46


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из наиболее важных характеристик внешней среды  функционирования компаний в современных условиях является ее подвижность и непредсказуемость. Изменения в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации к новым условиям.

Таким образом, одной из важнейших управленческих задач становится повышение инновативности компаний, а именно их способность четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке, путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции.

Данные обстоятельства в большей степени предопределили актуальность  работы. Проблема данного  исследования носит актуальный характер в современных условиях потому что, большой интерес проявляется к теме «Инновационного менеджмента» в современной науке и эта тема  недостаточно разработана. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретические основы инновационного менеджмента также были  разработаны в трудах  Н. Мончева,  Хартмана В.Д., Мэнсфилда Э, Твист Б., Роджерса Э., Н.Д. Кондратьева, А.И. Пригожина, которые сформулировали понятие «инновация», выявили особенности зарождения и развития инновационных процессов.

Целью исследования является инновационный менеджмент как процесс, обеспечивающий непрерывное, поступательное развитие хозяйственного субъекта, обеспечивающий формирование конкурентоспобных преимуществ на рынке.

 В рамках  достижения поставленной цели  были определены следующие задачи:

  • проанализировать развернутые  трактовки понятий «инновации» и «инновационный менеджмент»;
  • определить основные методы и цели инновационного менеджмента;
  • изучить инновационные процессы в деятельности предприятия

Объектом данного  исследования послужило ОАО «Домостроительный комбинат» (ОАО «ДСК»).

Предмет изучения - целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.

При подготовке курсовой работы использовались учебники, учебные пособия, монографии и публикации, посвященные изучаемой теме; учредительные, организационные документы и  статистическая отчетность; информация, полученные в беседах с руководителями и специалистами ОАО «ДСК».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1 Понятие  и сущность  инноваций и инновационного  менеджмента

 

Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства в большей мере зависит не от имеющихся ресурсов, а от его инновационного характера. Тенденция мирового развития выявила радикальные перемены, вызванные взрывом новшеств в области техники и технологий. Успешность внедрения во внешнюю высокотехнологичную рыночную среду определяется наличием в компании инновационного менеджмента, представители которого могут быстро реагировать на непрерывные изменения.

В экономической  литературе нет единства в толковании таких понятий, как инновации, инновационная деятельность, инновационный потенциал, необходимый для исследования механизма научно-технического развития. Приведем несколько определений этого понятия.

Различные авторы - Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Менсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.- трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Например, Б. Твисс  определяет инновацию как процесс  в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание [2].

Ф.Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования [6].

По мнению Б. Санто, инновация – это такой  общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, ив случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход [6].

И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно –  организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития [2].    

Таким образом, инновация может быть определена как сложный, творческий и сопряженный с риском процесс разработки, внедрения и коммерциализации лучшей по своим свойствам продукции (работу, услугу) и выведение его на рынок с использованием всех доступных для организации ресурсов. 

Инноватика  зародилась в начале ХХ века, когда  подвергались изучению закономерности технических нововведений [7, с. 37].

Наиболее серьезное  исследование процессов обновления производства и в целом новых  товаров и новых технических  и управленческих решений было предпринято австрийским экономистом Й. Шумпетером. Он впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация». В своей работе «Теория экономического развития» он определяет инновации как любые изменения с целью внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании и выводит тип нового, предприимчивого предпринимателя, названного «новатором» [14, с. 22]. Й. Шумптер выделил пять типичных изменений:

  • использование  новой  техники,  новых  технологических процессов  или  нового  рыночного  обеспечения  производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта [4, с. 45].

Теоретическое обоснование значимости внедрения нововведений было предпринято английским исследователем Джоном А. Гобсоном. По его высказыванию, подлинная сила предпринимательства связана со способностью изыскивать новые рынки, производить новые товары  и открывать новые способы изготовления товаров [14, с. 22].

Исследования  закономерностей  зарождения  и  развития инновационных процессов, выполненные Н.Д. Кондратьевым, являются классической школой инноватики. Он обосновал  идею  множественности циклов и разработал их модели:  короткие (продолжительность 3-3,5  года)  торгово-промышленные (средние)  циклы (7-11  лет), большие  циклы (48-55  лет).  Концепция  больших  циклов  Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство, эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение или теория больших циклов конъюнктуры.

Проведенные исследования выявили наличие циклических  волн продолжительностью 48-55 лет.

Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распространяются  во  времени неравномерно, появляясь группами. Учение Н.Д. Кондратьева заложило основы для прогнозирования нововведений [4, с. 42 – 43].

Инновации являются объектом инновационного менеджмента.

Существует  большое количество определений инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом [4, с. 46].

Инновационный менеджмент – это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами, создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека [8, с. 4].

Инновационный менеджмент представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всех сферах народного хозяйства [6, с. 8].

Инновационный менеджмент можно представить как процесс управления созданием новых знаний, творческим потенциалом создателей новых знаний, внедрением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений.

Таким образом, суммируя можно сказать, что инновационный  менеджмент представляет собой систему управления, состоящую из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой(объект управления). Связь субъекта и объекта управления осуществляется посредством передачи информации, которая (процесс распространения и передачи информации) и представляет собой процесс управления.

Данный процесс  можно рассматривать в трех аспектах:

  • как науку управления инновациями, базирующуюся на теоретических положениях традиционного менеджмента, работах, посвященных проблемам управления НТП, научными исследованиями и разработками;
  • как вид деятельности с принятием соответствующих управленческих решений, включающей совокупность процедур по реализации функций управления инновациями: планирования, организации, контроля и прогнозирования;
  • как аппарат управления инновациями, представляющий собой структурное оформление инновационной сферы и включающий систему специализированных органов управления инновациями и руководителей различных уровней [1, с. 7].

Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы управления инновационной деятельностью отдельных организаций и их объединений, связанной с:

  • созданием новых потребительских ценностей;
  • освоением их производства;
  • распространением и использованием;
  • введением в хозяйственный оборот [8, с. 5].

Цель – определение основных направлений научно – технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:

  • разработка и внедрение новой продукции;
  • модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; 
  • дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;  
  • снятие с производства устаревшей продукции.

Цели инновационного менеджмента предприятия связаны  с миссией фирмы, ее философией, традициями и жизненным циклом организации.

Фирма имеет систему  целей, которые определяются влиянием внешней среды и внутренними потребностями развития фирмы. Так, система стратегических целей фирмы, вызываемых воздействием внешней среды, демонстрируется на рисунке 1.

Целями инновационной  деятельности предприятия являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ предприятия на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов.

Рисунок 1 – Внешние цели фирмы  в инновационном менеджменте

 

Социальные цели направлены на повышение заработной платы работников, улучшение условий труда и повышение социальной защищенности.

Инновационные цели связаны с разработкой  принципиальных новшеств, проведением  работ по патентованию и лицензированию, приобретением ноу-хау, товарных знаков.

Цели фирмы в области коммерциализации новшеств включают проведение  маркетинговых мероприятий для занятия прочного положения на рынке с последующим расширением сегментов и экспансией на новые рынки.

Приоритетными целями инновационного менеджмента являются рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности, продвижение новых товаров и новых технологий на рынок, использование возможностей дальнейшего роста производства

Информация о работе Сущность инновационного менеджмента