Сущность инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Одной из наиболее важных характеристик внешней среды функционирования компаний в современных условиях является ее подвижность и непредсказуемость. Изменения в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации к новым условиям.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие и сущность инноваций и инновационного менеджмента
1.2 Процесс и методы инновационного менеджмента
1.3 Обоснование внедрения новых технологий в организации: анализ и прогнозирование организационно-технического уровня производства
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ДСК» И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «ДСК»
2.2 Исследование технологического и инновационного процессов в ОАО «ДСК»
2.3 Рекомендации по внедрению нового оборудования и изменению технологии строительного производства в ОАО «ДСК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа инновацион. менеджмент.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

Тактические цели организации сводятся к интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, к организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию и вознаграждению персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств, методов, функций, приемов и стиля управления.

Структурные цели организации  связаны с оптимальным функционированием подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга и менеджмента.

Общая классификация  целей инновационного менеджмента  проводится по следующим главным критериям:

  • уровню (стратегические и тактические);
  • видам среды (внешние и внутренние);
  • содержанию (экономические, социальные, политические, и т.д.);
  • приоритетности (приоритетные, постоянные, традиционные, разовые);
  • периоду действия (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
  • стадиям жизненного цикла организации.

В больших организациях, как правило, можно проследить наличие дерева целей. В этом случае важна иерархия целей, так как цели нижестоящего звена подчинены целям вышестоящего [6, с. 52 – 54].

Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть один или группа специалистов, которые организуют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов и покупателей) На рисунке 2 представлена схема инновационного менеджмента [3, с. 16].

Для инновационного менеджмента характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Выделяют четыре  этапа развития инновационного менеджмента.

Для этапа факторного подхода характерно рассмотрение науки и техники в числе важнейших факторов развития экономического потенциала страны.

Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент, как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений.

 

Рисунок 2 –Схема инновационного менеджмента

 

Системный подход к инновационному менеджменту предполагает рассмотрение инновационного процесса как сложной организационной системы, состоящей из совокупности элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов.

Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия и реализации управленческого решения с учетом непредвиденных обстоятельств.

В настоящее  время сложность приемов и способов разработки инноваций, влияние новых технологий на результат деятельности предприятий, а главное – число заинтересованных сторон увеличивается по мере развития рынков, усиливается конкурентоспособность. Описанная динамика сгруппирована и представлена схематично в Приложении 1.

Из таблицы  видно, что методы инновационного менеджмента  динамично усложнялись. Сегодня для инновационного развития недостаточно ограничиться знаниями ученых и изобретателей. Современным потребителям нужны не столько новые знания, сколько новые возможности и новые выгоды.

К сожалению, говорить об удовлетворительном уровне развития инноваций в России пока преждевременно. Доля России на мировых рынках высоких технологий едва достигает 0,2–0,3%. На графике изображено положение России, свидетельствующее о том, что если Россия уйдет с высокотехнологичного рынка мира с 6–9 млрд долл., то этого никто не заметит. Таким образом, стартовые условия очень критичные. 

Посмотрим, какова должна быть модель инновационного развития России до 2030 г., исходя из ранее названных приоритетов, по каким направлениям необходима концентрация усилий (Приложение 2).

На сегодняшний момент утверждена стратегия инновационного развития. Данная стратегия – продолжение  политики стимулирования инновационной активности. В рамках реализации этой стратегий заложены основы национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формирования развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.

Реализация инновационной  стратегии развития России должна строиться на реализации четырех национальных программ со стратегией развития потребительского, высокотехнологичного, минерально-сырьевого, топливно-энергетического и инфраструктурного секторов российской экономики. Поэтому очень важно сейчас, распределяя имеющиеся ресурсы, формируя и реализуя федеральные программы сконцентрироваться на базовой модели инновационного развития [17, с. 58 – 67].

Цель Стратегии – перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными показателями:

  • доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40 – 50 процентов в 2020 году;
  • доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 5 – 10%  в 5 – 7 секторах к 2020 году;
  • валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17 – 20% в 2020 году;
  • удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25 – 35% в 2020 году;
  • внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5 – 3% валового внутреннего продукта в 2020 году, из них больше половины - за счет частного сектора.

Ключевыми задачами Стратегии являются:

  • наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Эта задача включает повышение восприимчивости населения к инновациям.
  • резкое повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний.
  • повышение «инновационности» государства – максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
  • формирование сбалансированного, устойчивого развивающегося сектора исследований и разработок;
  • повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции  России в мировые процессы расширения международного сотрудничества [20].

 

1.2 Процесс  и методы инновационного менеджмента

 

Содержание инновационного менеджмента определяется последовательной реализацией функций управления инновациями. Указанная последовательность представлена на рисунке 3 [1, с. 8].

Организация инноваций  связана с определением научно-производственной структуры предприятия, структуры управления инновациями, формы их организации.

Контроль за инновациями  предполагает сбор и анализ информации о состоянии инновационной деятельности, выявление отклонений от установленных параметров, выяснение причин таких отклонений, подготовку и реализацию решений, направленных на достижение намеченных целей развития [1, с. 8].


 

 

 

Рисунок 3  – Процесс реализации функций инновационного менеджмента

 

Инновационный процесс  – это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности.

Инновационный процесс можно рассматривать  с разных позиций. Во-первых, как осуществление научно-исследовательской, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. Во-вторых, его отождествляют с этапами жизненного цикла нововведения. В-третьих, его можно трактовать с точки зрения инвестирования разработки и распространения нового вида продукции или услуг. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта [7, с. 42].

Различают три формы инновационного процесса: «простой внутриорганизационный» инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации.  При «простом межорганизационном» инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Расширенный инновационный процесс проявляется в том, что возникают новые производители нововведения и нарушают монополию производителя-пионера [4, с.18 – 19].

Субъектов инновационного процесса можно разделить на группы: новаторы – генераторы научно-технических знаний; ранние реципиенты – предприниматели, первыми освоившие новшество; раннее большинство – фирмы, первыми внедрившие новшество в производство; отстающие фирмы, запаздывающие с нововведениями.

Рассмотрим инновационный  процесс с точки зрения жизнециклического  подхода. Он предполагает, что инновационный процесс охватывает две стадии: стадию создания новшества и стадию создания нововведения.

Стадия создания новшества включает следующие этапы:

  • фундаментальные исследования;
  • прикладные научно-исследовательские работы;
  • опытно-конструкторские разработки;
  • изготовление и испытание пробной партии продукции на рынке;
  • устаревание новшества.

Процесс создания новшества начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

Результатом теоретических  исследований выступают научные  открытия, новые понятия и представления, создание новых теорий.

К поисковым относят  исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий.

Прикладные исследования направлены на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей  практического применения открытых фундаментальной наукой явлений и процессов.

Под опытно-конструкторскими работами понимается применение результатов прикладных исследований.

Практическая реализация научного товара осуществляется на рынке  новшеств.

Нововведение – процесс переноса новшества в сферу применения.

Жизненный цикл нововведения включает следующие этапы:

  • возникновение потребности в новшестве и его создание;
  • освоение в производстве;
  • диффузия (тиражирование на других объектах);
  • рутинизация (стабильное использование) [7, с. 42 – 44].

Осознав необходимость  в новшестве, потребитель может  заказать его инноватору, сам создать его  или приобрести право на использование имеющегося. Дальше следует этап освоения новшества в производстве.

С перестройкой производства необходимо подготовить потребителя инновационного продукта. Для этого проводятся маркетинговые исследования, изучается спрос, определяется объём выпуска, осуществляется первый выход на рынок небольшой пробной партии.

Диффузия инновации  – это распространение уже освоенной инновации в новых условиях или местах применения [2, с. 28].

Вслед за стадией диффузии наступает период максимального  объёма производства или  рутинизации. Затем новшество устаревает, спрос  на него падает, переключаясь на новые товары.

Вся деятельность в рамках инновационного процесса относится к инновационной деятельности: маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информационное обеспечение; поиски новаторских идей, решений и партнера по внедрению и финансированию инновационного проекта.

Инновационная деятельность – вид труда, связанный с превращением  идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, либо новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам [5, с. 91].

Инновационная деятельность направлена на практическое использование  научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологий их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Инновационная деятельность связана с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью [15, с. 7].

Поскольку инновационный  процесс имеет цикличный характер, то инновационная деятельность распадается на отдельные участки. Выделяют пять основных видов инновационной деятельности.

Инструментальная подготовка и организация производства;

  1. Пуск производства и производственные разработки, предполагающие модификации продукта, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;
  2. Маркетинг новых продуктов;
  3. Приобретение технологии со стороны в форме патентов, лицензий, и «ноу-хау», торговых марок, конструкций;
  4. Приобретения овеществленной технологии - машин, оборудования;
  5. Производственное проектирование.

Инновационная деятельность считается сферой государственной политики. Государство формирует цели и принципы своей политики и приоритеты в этой области. Целями инновационной политики ведущих стран мира являются: увеличение вклада науки и техники в развитие экономики; обеспечение преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны[5, с. 93 – 95].

Информация о работе Сущность инновационного менеджмента